Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2010
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Продолжение. Начало в №№ 22, 23, 24/2009, 1/2010.

Необычные гонки

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×100 м, по коротким сторонам которой флажками размечают линии старта и финиша. Длина трассы зависит от уровня подготовленности учащихся и имеющихся условий.

Инвентарь: лыжный комплект; веревки – шарф, специальная завязка – для каждого игрока или хотя бы 3 комплекта на команду; флажки для разметки дистанции; протоколы, секундомер.

Содержание и ход игры. Назначают или выбирают судей на линиях старта и финиша. В каждой команде не более 3–4 человек. Участники выстраиваются в колонны по одному у линий старта так, чтобы мальчики соревновались с мальчиками, а девочки – с девочками. В командах производится расчет по порядку номеров, каждый запоминает свой номер.

По сигналу первые номера со связанными выше коленей ногами, отталкиваясь палками, скользят к линии финиша. Как только последний участник забега пересечет линию финиша, судьи засекают время и фиксируют его в протоколах, а также определяют победителей забега. При участии трех команд лыжник, первым прошедший дистанцию, получает 2 очка, вторым – 1 очко, третьим – очков не получает.

Затем подводят итоги первого заезда, стартуют вторые номера, и т.д. После забегов всех участников подводят командный итог первого заезда, и игра продолжается еще 2 раза, чтобы каждый участник стартовал не менее 3 раз.

Правила игры

1. Нельзя начинать бег до сигнала преподавателя или судьи на старте.
2. Если на дистанции у игрока развязалась повязка, он должен завязать ее и продолжить выполнение задания.

3. Участники возвращаются к линии старта по строго определенной стороне площадки.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше очков и сделала меньше ошибок.

Вариант 1. Очки присуждаются каждому участнику после очередного забега.

Вариант 2. Итоги подводят после прохождения дистанции всей командой.

С младшими школьниками лучше использовать вариант 1.

Методические указания. Перед проведением состязаний на результат нужно дать возможность лыжникам опробовать дистанцию. Связывать ноги следует так, чтобы, с одной стороны, не было больно, а с другой – чтобы на дистанции повязка не развязалась и не слетела с ног.

При объяснении игры важно акцентировать внимание детей на умении передвигаться на лыжах в экстремальных условиях. В ходе игры нужно учить детей самоконтролю двигательных действий, например качества отталкивания лыжными палками, на фоне желания быстрее выполнить задание.

Важно отметить учащихся, хорошо справившихся с таким условием игры, и помочь тем, у кого было много ошибок осознать, как качественное выполнение задания повышает общий результат.

Биатлон

Место проведения: небольшая горка с пологим склоном на школьном дворе шириной не менее 15 м и длиной 30–50 м. Расстояние от линии старта до линии финиша должно составлять 15–40 м. За 4–5 м до финиша устанавливают щит. Линию броска отмечают флажком за 2 м до щита. Трассу спуска лучше разметить яркими флажками. На щитах рисуют мишень, яркой краской обозначают центр и два круга: например, центр – белой краской, круг шириной 5 см – красной, а следующий круг – синей.

Инвентарь: 2 щита на трассе спуска; флажки для разметки линий старта и финиша; по 2 снежка у каждого игрока; яркие повязки на рукава для одной из команд.

Содержание и ход игры. Назначают судью-секретаря, судей на линиях старта и финиша и судей на трассе в местах броска в щит. Класс делится на две команды. На рукавах игроков одной из них завязывают яркие ленты. Следует заранее определить, по какой стороне и на каком расстоянии от трассы спуска игроки должны возвращаться к месту старта.

У первых номеров по два снежка. По сигналу учителя они начинают спуск, затем останавливаются и выполняют два броска, стараясь снежком попасть в мишень. Судьи у щита фиксируют количество попаданий, а судьи на финише – порядок. После спуска каждой пары громко объявляется результат каждого игрока, а после спуска всех игроков в течение 2–3 мин. подводят итоги игры: анализируют технику и скорость спуска, а также меткость.

Затем место судей занимают участники игры, а бывшие судьи участвуют в соревнованиях. Учитель также осуществляет подсчет результатов и следит за ходом соревнований и работой судей.

Правила игры

  1. Если броски были выполнены за линией броска, то попадания не засчитываются.
  2. За каждое попадание в центр игрок получает 4 очка, за попадание в красный круг – 3 очка, за попадание в синий круг – 2 очка, за попадание в щит – 1 очко, за первое место в забеге – 1 очко. Максимально в одном забеге игрок может получить 9 очков – если он два раза попал в центр и первым пересек линию финиша.
  3. Если игрок упал при спуске, он должен встать и продолжить состязание.
  4. Нельзя мешать участникам спуска. Если игроку помешали, то поражение засчитывается той команде, чей игрок помешал спуску или метанию в щит.
  5. Если игрок начал движение до сигнала учителя, то победное очко на финише не засчитывается.

Подведение итогов. Победитель может быть определен по наибольшей сумме очков. В этом случае может быть не один, а несколько победителей. В командном зачете побеждает команда, которая набрала больше очков.

Методические указания. До начала игры на результат следует дать возможность каждому игроку опробовать дистанцию, затем провести пробную игру, в которой уточняют рисунок передвижения игроков и обязанности судей.

В командах очередность выхода на старт построена так, чтобы соревнующиеся пары были равными по силам.

До проведения такой игры учащиеся должны уметь уверенно спускаться с горки без палок и выполнять броски.

Для усложнения игры можно поставить две мишени на линии спуска, а также мишени с другим рисунком, что способствует развитию глазомера и дифференциации мышечных усилий в броске, формированию чувства пространства и равновесия. При повторном спуске можно перестроить детей так, чтобы победители соревновались с победителями, а проигравшие – с проигравшими. В третий раз также победители соревнуются с победителями, а проигравшие – с проигравшими.

Совершенствуя точность попадания в цель в движении, дети учатся анализировать свои действия.

В ворота на равнине

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×150 м на пришкольном участке или специальная площадка в парке. Из лыжных палок для каждой команды строят ворота, расстояние между которыми – 5–10 м.

Инвентарь: лыжные палки для ворот; флажки для разметки линий старта и финиша; яркие повязки на рукава.

Содержание и ход игры. Класс делится на две или три команды в зависимости от ширины площадки и состава учащихся. На старт приглашаются первые номера, у каждого в руках одна палка. По сигналу они, отталкиваясь ею, стараются быстрее пройти дистанцию, не сбив ворот. Как только первые номера пересекут линию финиша, судьи объявляют результаты забега – количество набранных каждым участником победных очков, занятое место и результат техники прохождения в ворота в баллах. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Когда все участники пройдут дистанцию по одному разу, подводят итоги игры, и она повторяется еще 2–3 раза.

Правила игры

  1. Продвижение по трассе начинается только после сигнала учителя или судьи на старте.
  2. Проходя ворота, нельзя их касаться.
  3. Все участники должны иметь равное количество попыток прохождения дистанции.
  4. Максимально за технику прохождения в ворота каждый игрок может получить 10 баллов в одном заезде. Если участник коснулся палок, но ворота не упали, он лишается 1 балла; если ворота упали после того, как участник проехал под ними, – снимается 2 балла; если ворота упали во время прохождения под ними – 3 балла.

Подведение итогов. Побеждает та команда, которая набрала больше победных очков и сохранила больше баллов. На этих же условиях определяется победитель в личном первенстве.

Методические указания. По мере освоения техники прохождения ворот лыжники выполняют задание, отталкиваясь двумя палками и тем самым увеличивая скорость передвижения. Поскольку одинаковые лыжни сделать довольно сложно, команды лучше менять местами, т.е. при следующем заезде первая команда перемещается на вторую лыжню, а вторая – на первую.

При пробном проведении игры обозначают только те места, где будут стоять ворота: учащиеся в этом месте приседают, а затем отрабатывают прохождение в одни ворота. Постепенно количество ворот увеличивается, а расстояние между ними уменьшается.

В этой игре дети учатся преодолевать препятствия, например проходить в ворота ниже своего роста на скорости.

Учитель должен контролировать соблюдение школьниками правил игры, точное выполнение ими своих обязанностей, своевременно делать замечания, поправки, давать рекомендации.

Учащиеся должны знать, что правильное выполнение задания способствует развитию координации движений и формирует умение сохранять равновесие.

Джигитовка на лыжах

Место проведения: снежная горка с ровным пологим склоном, на которой размечают линии старта и финиша, а также места, где лежат палки. Расстояние между линиями старта и финиша – 30–50 м. Перед проведением игры нужно проследить, чтобы на трассе спуска не было льда, выступающих из-под снега корней и кочек.

Инвентарь: лыжи и лыжные палки для каждого игрока; флажки для разметки линий старта и финиша.

Содержание и ход игры. Судьи кладут лыжные палки под горкой, там, где достигается наибольшая скорость при спуске, на расстоянии 50 см одна от другой напротив каждого лыжника на старте вдоль предполагаемой линии его движения. На старт приглашаются первые номера. По сигналу они без палок начинают спуск и, не останавливаясь, на ходу стараются поднять свои палки и быстро достичь линии финиша. Каждый участник выполняет по три спуска. При старте трех лыжников участник, который первым пересечет линию финиша, получает 2 очка, вторым – 1 очко, третьим – очков не получает.

По ходу игры судьи меняются местами с лыжниками так, чтобы количество спусков у них было равным.

Правила игры

1. Участник, который поднял палки и, не теряя равновесия, продолжает спуск к финишу, получает максимальную оценку – 5 баллов.
2. Если лыжник упал, когда поднимал палки, результат не засчитывается.
3. Игрок, который в движении поднял палки, а затем потерял равновесие и упал, но встал и продолжил спуск к финишу, получает 2 балла.
4. Останавливаться около палок нельзя, иначе результат аннулируется.

Подведение итогов. Первенство может определяться как в командном, так и в личном зачете. Побеждает команда или лыжник, которые набрали больше очков.

Методические указания. До начала соревнований следует определить стороны, по которым будут подниматься лыжники, затем опробовать трассу, уточнить условия и правила проведения игры, назначить судей и определить их обязанности. К этому времени дети должны уметь спускаться с горки как с помощью палок, так и без них, приседать и выпрямляться, поднимать палки и т.п., а также освоить скольжение без палок.

Школьники будут лучше осваивать технику выполнения двигательных действий и учиться владеть своим телом, если будут знать, зачем им это нужно. Учитель должен привести примеры, показывающие, что умение быстро поднимать предметы, приседать и выпрямляться и т.п. – одно из самых необходимых в жизни. Важно помнить, что обучение как деятельность начинается лишь тогда, когда ученик осознает потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков.

Конкурс на самый медленный спуск

Место проведения: горка длиной 15–25 м, шириной не менее 10 м и высотой до 1,5 м. На ней располагается линия старта, а внизу под ней – линия финиша. Трасса спуска для каждой команды обозначена флажками.

Инвентарь: лыжи для каждого ученика; флажки для разметки дистанции; секундомер; повязки на рукав для одной из команд.

Содержание и ход игры. Назначают судей на линиях старта и финиша, а также судью-секретаря. Играющие делятся на две команды и выстраиваются на горке, если позволяет площадь, или под ней. В каждой команде производится расчет по порядку номеров. У лыжников одной из команд – повязки на рукаве. Первые номера располагаются у линии старта. По сигналу учителя или судьи на финише они начинают спуск. На линии финиша судья засекает время спуска и объявляет его участникам, а судья-секретарь заносит результаты в протокол. Каждый участник должен выполнить спуск не менее двух раз.

Правила игры

1. При спуске можно тормозить палками, но не останавливаться: в этом случае, а также при падении результат не засчитывается.
2. За потерю равновесия игрок лишается 1 балла.
3. Максимальная оценка за каждый спуск – 3 балла. Если игрок сделал больше трех ошибок, то результат не засчитывается.

Подведение итогов. Побеждают те игроки, которые показали лучшее время при спусках и сохранили больше баллов за технику выполнения задания.

Методические указания. Крутизна спуска для обеих команд должна быть одинаковой. До начала соревнований уточняются техника спуска и правила о том, за какие ошибки снимаются очки. Можно предложить ученикам самостоятельно выбрать положение тела при спуске, не забыв проанализировать свои ошибки.

Основная задача игры – совершенствование техники спуска на фоне соревнований. Очень важно научить детей исходя из условий местности находить на крутых спусках оптимальное положение туловища и прилагаемых усилий для торможения палками. Поэтому желательно, чтобы на предыдущих занятиях или перед уроком они выполнили несколько спусков и нашли для себя наиболее удобный вариант.

Лесенка, лесенка

Место проведения: склон с обледенелой, неровной поверхностью длиной 15–25 м, шириной не менее 10 м и высотой до 1,5 м, на котором обозначают линию финиша, а внизу под ним – линию старта.

Инвентарь: лыжи для каждого ученика; флажки для разметки дистанции; секундомер; повязки на рукав для одной их команд.

Содержание и ход игры. Класс делится на две команды. Первые номера располагаются на линии старта под горкой, стоя правым боком к направлению движения. По сигналу игроки начинают подъем в горку лесенкой. Как только игрок обеими лыжами переступит через линию финиша, подъем считается завершенным. Затем подъем выполняют вторые номера, и т.д. Как только все игроки выполнят подъем, стоя правым боком, в том же порядке выполняется спуск с горки лесенкой, потом тот же подъем, но стоя левым боком к линии финиша, затем такой же спуск.

Вариантов проведения этой игры много, и учитель сам планирует, какой из них выбрать, в зависимости от задач и уровня подготовленности детей.

Правила игры

1. Подъем выполняется только после сигнала преподавателя.

2. Если участник упал, то он продолжает движение с этого места.
3. Начисление очков производится так же, как и в предыдущих играх.

Подведение итогов. При подведении итогов результаты суммируются. Выигрывает команда, которая набрала больше очков.

Методические указания. Нагрузку в игре можно регулировать: вначале подъем в горку проводить по более пологому склону, затем по более крутому, потом – на скорость.

Следует учить детей исходя из условий местности и уровня подготовленности находить оптимальную ширину шага при подъеме. До начала состязаний на результат нужно дать им возможность 2–3 раза выполнить подъем лесенкой, найдя для себя наилучший вариант. Если учащихся мало, то желательно подъемы выполнять на время. Сравнивая и анализируя подъемы тех из них, у кого была хорошая техника исполнения, с их результатом подъема на время, можно наглядно показать значение правильной техники выполнения упражнения.

Важно отметить учеников, хорошо справившихся с заданием, и помочь тем, у кого было много ошибок осознать, как качественное выполнение задания повышает личный и общий результат, а также подчеркнуть значение правильного выполнения двигательных действий для здоровья.

Спуск с торможением плугом

Место проведения: горка высотой 1,5–2 м с крутым склоном, переходящим в пологий, длиной 15–25 м и шириной не менее 10 м. На ней располагается линия старта, а внизу под ней – линия финиша.

Инвентарь: лыжный комплект для каждого игрока или хотя бы по 2–3 комплекта на команду; флажки для разметки линий старта и финиша; повязки на рукав для одной или двух команд.

Содержание и ход игры. Назначают или выбирают судей на финише и на трассе. Желательно, чтобы они тоже могли участвовать в спусках. Учителю следует продумать очередность замены судей лыжниками. Затем учащиеся делятся на две или три команды в зависимости от ширины спуска. У одной или двух из них – яркие повязки на рукаве. Девочки соревнуются с девочками, мальчики – с мальчиками; итоги состязаний подводятся отдельно.

По сигналу первые номера, начав скольжение с горки, тормозят «плугом», стараясь выполнить остановку до линии финиша. Затем подводят итоги спуска первых номеров. На старт приглашаются вторые номера, и т.д. Подводится командный итог первого заезда, и игра продолжается.

Правила игры

1. Если участник упал при спуске, то результат не засчитывается.
2. Остановку или поворот следует сделать до линии финиша.
3. Нельзя находиться на трассе во время спуска команд.
4. Судьи не должны мешать игрокам.

Подведение итогов. Первенство может быть как личным, так и командным. В командном первенстве победитель определяется по сумме затраченного времени на три спуска либо по сумме победных очков. Как будут подводиться итоги, оговаривается до начала игры.

Методические указания. После освоения прямого спуска с торможением «плугом» учащимся предлагается спуск с поворотом. До деления на команды назначаются или выбираются судьи на финише и на трассе. Желательно, чтобы они тоже могли участвовать в спусках.

В процессе игры дети учатся контролировать качество двигательных действий – торможение «плугом» – в быстром темпе.

Важно отметить учащихся, которые хорошо справились с заданием, и помочь тем, у кого было много ошибок, осознать, как качественное выполнение задания повышает общий результат, а также подчеркнуть значение правильного выполнения задания для предупреждения травматизма, сохранения скорости движения, воспитания смелости и решительности.

На лыжах с шестом

Место проведения: ровная площадка с твердым снежным покровом, например после заморозков, а затем – оттепели, размером 50×150 м. По обе ее стороны размечают линии старта и финиша, расстояние между которыми – от 20 до 100 м в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся. Если игра проводится в форме встречной эстафеты, то обозначаются также коридоры для обмена инвентарем.

Инвентарь: лыжи; шест с заостренным концом для каждого игрока или хотя бы по 3 для каждой команды; флажки для разметки линий старта и финиша; секундомеры; повязки на рукав для одной из команд.

Содержание и ход игры. Выбирают или назначают судей, остальные учащиеся делятся на две команды. Команды выстраиваются в колонны по одному у линии старта.

По сигналу первые номера, отталкиваясь шестом, начинают движение. Как только лыжи пересекут линию финиша, дистанция считается пройденной, и победное очко получает тот лыжник, который первым ее преодолеет. Судьи объявляют результаты, стартуют вторые номера, и т.д. После того как все игроки пройдут дистанцию, подводят общий итог, и игра продолжается. Количество повторений зависит от количества команд и поставленных задач.

Правила игры

1. Движение начинается только после сигнала учителя.
2. Нельзя переходить на трассу соседней команды.
3. Если лыжник упал, он должен встать и продолжить движение с места падения.
4. Возвращаться каждая команда должна по строго определенной стороне.
5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков и сделала меньше ошибок.

Методические указания. До начала состязаний нужно дать ребятам возможность опробовать дистанцию и уточнить права и обязанности каждого судьи. Заранее оговаривается сторона, по которой лыжники возвращаются к линии старта.

Если шестов мало, то можно передавать их парт­нерам при встречной гонке. На следующем занятии можно предложить самим учащимся внести изменения как в содержание, так и в правила проведения эстафеты.

Задачами данной игры являются:

– комплексное развитие физических качеств;

– анализ детьми своих ошибок и эффективных двигательных действий и ошибок и действий товарищей по команде.

С этой целью необходимо засекать время прохождения дистанции каждым учеником не менее трех раз. Если два раза из трех результат улучшился, то это уже успех.

Учащиеся всегда должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра; они должны быть уверены, что она тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мышцы, развивает физические и личные качества.

Фото М.Кабанова

Продолжение следует

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь