Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2010
В фокусе внимания

Стандартная физкультура

Уже почти 20 лет я работаю учителем физкультуры. За это время рухнула огромная страна, неоднократно менялась структура управления государством, создавались и упразднялись министерства. Все эти годы шел разговор о реформе образования, в том числе и об изменении уроков физкультуры. Однако можно с уверенностью сказать, что принимаемые сверху решения так и не нашли воплощения в жизнь: программа по физической культуре за последние двадцать лет практически не изменилась.

Сейчас много говорят о новых стандартах – стандартах второго поколения. Примерные программы начального общего образования, созданные на их основе, уже опубликованы. Какие требования к образованию они предъявляют? Какие новые подходы нужно использовать учителям физкультуры?

Два пишем, три в уме

Первое, что бросается в глаза при анализе нового стандарта, – прежние два урока физической культуры в неделю. Разговоры о введении третьего часа так и остаются разговорами уже на протяжении нескольких лет. Формулировка «за счет регионального компонента» позволяет школам и целым регионам оставить количество этих уроков минимальным. Если все же будет принято решение о реальном увеличении количества часов на физкультуру, то придется менять стандарт.


В отличие от прошлых программ, в новой нет четкого дифференцирования изучаемого материала по годам, из чего можно сделать вывод, что, например, в первом классе можно провести все 48 уроков лыжной подготовки, если погода позволит, и дальше этим не заниматься. Зато четко прописаны все теоретические уроки – теперь они называются уроками с образовательно-познавательной направленностью – по темам, которые раньше были размыты по всему учебному году и изучались фрагментарно в процессе уроков. Только требованиями к оснащению не предусмотрено, где и как теоретические уроки будут проводиться.

Удивляет отсутствие у учителя возможности выбора вариантов организации учебного материала.

Почему-то уроки изобразительного искусства, музыки, всех иностранных языков имеют как минимум два варианта тематического планирования. С чем это связано? Невольно вспоминаешь выборы первого Президента СССР: а в чем был выбор – пойти или не пойти на выборы?


У учителя физкультуры и такого выбора нет, что очень странно. Почему бы не предложить разработчикам стандарта отдельные варианты планирования: для снежных и бесснежных районов страны, для полных и малокомплектных школ, для школ без спортивных залов или на основе одного из видов спорта, благо что отдельные такие программы на региональном уровне уже были разработаны?

Обманчивая новизна

Сегодня многие говорят, что уроки физкультуры современным детям скучны, потому что еще их мамы, бабушки и прабабушки занимались тем же самым. Чем же им теперь предлагается заниматься на уроках физкультуры?

Базовые виды спорта остались теми же, что и двадцать лет назад. Современные школьники будут продолжать изучать легкую атлетику, подвижные и спортивные игры, гимнастику и лыжные гонки. При этом если в регионе или школе нет условий для проведения занятий лыжными гонками, плаванием или и тем и другим, то они могут быть заменены уроками легкой атлетики, гимнастики и подвижными играми, т.е. содержание программы станет еще более однообразным. Единственным изменением является включение в программу футбола.

Теперь все уроки физкультуры будут подразделяться на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. Соответственно, встанет вопрос о том, как их правильно сочетать: ведь для достижения тренировочного эффекта и двух уроков в неделю недостаточно, тем более если они будут идти в чередовании с теоретическими занятиями.

Содержание некоторых упражнений, вошедших в программу, вызывает опасения и целый ряд вопросов.

Программой по гимнастике для начальной школы предусмотрен опорный прыжок через гимнастического козла. Каким способом? Какова высота снаряда? Раньше в начальной школе учащиеся выполняли только наскок на снаряд (козла), а потом – различные варианты соскоков. Теперь задание усложнилось. При этом, как известно, этот снаряд – один из самых травмоопасных, а дети не стали здоровее за последнее десятилетие, а наоборот…

Трудно представить, как учащиеся пусть даже 4-го класса смогут выполнять подачу мяча в волейболе. Этот технический элемент вызывает затруднения даже у современных старшеклассников, если, конечно, учитель физкультуры не был в прошлом волейболистом.

С похожими проблемами столкнутся ученики и при выполнении броска баскетбольного мяча в кольцо. В спортивных школах, где занимаются самые крепкие дети, до 8-го класса тренировки проводят с мини-баскетбольным мячом, чтобы избежать лишних ошибок в технике броска и травм пальцев рук. В разделе новых стандартов школьной программы по физкультуре, касающемся требований к оснащению образовательного процесса, это не отражено. Но ведь баскетбол и мини-баскетбол – разные игры, а футбол и мини-футбол – разные виды спорта.


Долой нормативы!

Однако в предлагаемой программе есть и позитивный момент: впервые отсутствуют нормативы, которым должны соответствовать учащиеся. При этом, конечно, никто не избавит от необходимости вести мониторинг, проводить Президентские тесты, но и то, что результаты тестов не становятся определяющими для прохождения программы, – большой шаг вперед.

Но как же быть со сложившимися стереотипами оценивания? В новой программе совершенно не отражено текущее оценивание и не указаны требования к итоговому оцениванию знаний, умений и навыков учащихся начальной школы. Чем должен руководствоваться учитель, выставляя отметки, что и как оценивать? Сказано лишь, что по окончании курса проводится аттестация учащихся, процедура которой и аттестационные задания не ясны.

Кадры решают всё

Анализируя прочитанное, в очередной раз убеждаешься, что начинать реформу образования надо не с бумаг, а с кадров. Осуществив переподготовку учителей физкультуры, обучив их и вооружив новыми знаниями, методиками из области современного спорта и фитнеса и параллельно с этим создав необходимые условия для работы: переоснастив и отремонтировав залы, площадки, усовершенствовав оборудование и подняв статус физкультурно образованного человека в обществе, – можно добиться реального улучшения ситуации в деле физического воспитания учащихся.

Дело вовсе не в двух или пяти уроках в неделю и не в совершенстве стандартов, а в необходимости постоянно инвестировать средства в развитие материально-технической базы и переподготовку специалистов.

Фото Т.Белоножкиной

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Рейтинг@Mail.ru