Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2010
Методика

К барьеру!

Спортивные традиции в воспитании дворянства

Данное внеклассное интегрированное мероприятие по физическому воспитанию, литературе и истории погружает учеников в эпоху лицейского периода жизни
А.С. Пушкина. Школьники узнают о спортивных дисциплинах, преподаваемых лицеистам, и проявляют свои умения и навыки в эстафетах по мотивам дворянской культуры XIX века. Знакомство сегодняшней молодежи с традициями физического воспитания не только объяснит необходимость ведения здорового образа жизни, но и продемонстрирует связь времен, позволяя судить о сохранении и развитии традиций.

Погружение в эпоху

Задачи:

• познакомить учащихся с системой воспитания в России XIX века (физических и личностных качеств как единого целого);
• воспитывать бережное отношение к историческим традициям России;
• формировать чувство товарищества, дух здорового соперничества.

Место проведения: спортивный зал.

Материально-техническое оснащение: музыкальная аппаратура, записи музыки; шторы, канделябры; подставки для цветов, цветы; картины в рамках; боксерские перчатки, теннисные мячи, барьеры, кубы, веревки, стойки для веревок, дротики, мишени, спортивная форма; подушки, гимнастические скамейки, гонг, зеркала; «бабочки», перчатки, цилиндры, трости, стулья; фрак, бальное платье.

Подготовительная работа: разработка сценария; распределение ролей: учительница-ведущая, юноша-ведущий, Пушкин, роли в инсценировках – и обязанности в организации праздника; подготовка необходимого оборудования; репетиции; оформление зала; приглашение гостей и представителей СМИ.

Ее величество Физкультура

Стены зала украшены портьерами, картинами в рамах, цветами в напольных вазах, в кашпо и на подставках; свечи в подсвечниках. Раздаются звуки, имитирующие шум ветра, скрип снега и подъезжающих саней, карет, топот лошадей, – гости собираются на бал. Входит лакей и зажигает свечи. В центре зала появляется Пушкин. Все смолкает.

Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен;
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
И вот сейчас участники союза
Собрали в тесный круг своих гостей…
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!

Звучат фанфары, играет музыка.

Пушкин

И вот она, ликующая муза,
Хозяйка бала, гений красоты,
Ее величество Искусство Физкультура –
Мы узнаем ее прекрасные черты!

Входит учительница физической культуры в бальном платье.

Преподаватель

Charmant, charmant, мой юный Пушкин,
Благодарю Вас, cheres amies!
Представлена я так искусно,
Что вызвала beaucoyp destime.

Преподаватель приседает в реверансе, Пушкин кланяется и уходит.

Преподаватель

Латынь из моды вышла ныне –
Физвоспитание вошло
И повсеместно по России
Поклонников приобрело.
И стали появляться клубы,
Куда примерный дворянин,
Чтоб избежать зимой простуды,
На тренировки приходил
Заняться боксом, фехтованьем,
А может, верховой ездой,
Иль плаваньем и обливаньем,
Иль, может, меткою стрельбой.
И наши отроки – не исключенье:
Чтоб бодрость, силу сохранить,
Объединились в клуб по увлеченьям.
Я предлагаю в зал их пригласить!

Звучит песня «Если хочешь быть здоров». В зал входят две команды, расходятся в разные стороны и, сделав полукруг, выстраиваются в центре зала в две шеренги. Звучит мазурка. Ребята выполняют комплекс ОРУ. Все образуют полукруг, а один ученик в центре выполняет акробатические упражнения. Друг за другом участники уходят к месту старта.

Бокс

Звучит песня «Шпаги звон, как звон бокалов…». Появляются два боксера, два рапириста, два стрелка из пистолета. Все показывают фрагменты тренировки.

Преподаватель

Конечно, совершенство в спорте
Не достигается зарядкой:
Поэт не каждый, хоть поспорьте,
Кто знает буквы по порядку…
Как букв от А до Я
Немалое количество,
Так же и жизнь спортивная
Полна, полна различьями.

Звучит мазурка. Участники выполняют задание: взять с куба перчатки, надеть их, добежать до противоположного куба, по пути делая удары по теннисным мячам, подвешенным на веревке. На обратном пути они должны преодолеть барьеры – кубы – прыжками на двух ногах, положить перчатки.

Верховая езда

Преподаватель

Чтобы блистать на лаковом паркете
Или на ринге устоять в бою,
Необходимо знать об этикете,
Тренировать ум, силушку свою.
Но что ты сделаешь без друга,
Который лишь тебя поймет,
Который и в бою, и на параде,
Уж будь уверен, никогда не подведет?

Звучит галоп. Раздается ржание лошади, слышен звук щелчка кнутом. Участники выполняют задание: в парах, один на спине у другого, обежать фишки, делая круг; на обратном пути поменяться ролями и преодолеть барьеры.

Дуэль (конкурс капитанов)

Играет тихая музыка. Входит лакей с подушками и кладет их на края скамейки, затем идет гасить свечи.

Юноша

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
Но дружбы нет и той меж нами;
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

Капитаны команд подходят к скамейкам, делают из подушек треуголки и примеряют их, кланяясь друг другу. Звучит бравурно-ироничная музыка. Капитаны борются подушками, стоя на скамейке.

Встречают по одежке…

Звучит менуэт.

Преподаватель

Пройдемте вместе в кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет…
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай – деспот меж людей.
И каждый честный дворянин,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы б назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобно ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
В последнем вкусе туалетном
Заняв ваш любопытный взгляд,
Могла бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд:
Цилиндр, бабочка, жилет…
Перчатки, трость – и вышел в свет.

Звучит мазурка. На пути к зеркалу стоят кубы, на которых лежат предметы гардероба: бабочка, жилет, перчатки, цилиндр. Каждый участник по дороге к зеркалу должен всё это надеть, посмотреться в зеркало, снять и надеть цилиндр; на обратном пути – снять, положив на место. Трость передается участниками, как эстафетная палочка.

Ах, какой удивительный бал…

Звучит вальс.

Юноша

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам…

Юноша приглашает учительницу на танец. Появляется несколько танцевальных пар. Все вальсируют. Постепенно музыка затихает.

Преподаватель

Ах, бала чудные мгновенья!..
Танцуют все красиво на балах.
А сколько этому предшествует терпенья
И тренировок, чтоб не сбиться на шагах!

Звучит мазурка. Участники проходят следующую эстафету: держа в руках стул, каждый должен обежать кубы «восьмеркой», затем пробежать по гимнастической скамейке, так же обежать кубы и, вернувшись по гимнастической скамейке, передать стул следующему.

Меткий стрелок

Преподаватель

Любовь, красавицы, романы –
Вот непременный бала атрибут.
Дуэль за честь любимой дамы
Нередко назначалась тут.

Звучит музыка из оперы «Евгений Онегин» (сцена дуэли). Юноша читает отрывок из романа А.С. Пушкина, а на заднем плане происходит инсценировка данного фрагмента.

Юноша

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

«Теперь сходитесь!» Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага –
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал так же целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

Звучит музыка, слышен звон бубенцов. Первый участник надевает перчатки, в упоре лежа сзади ногами вперед двигается до стойки, от нее бросает в мишень дротик, возвращается бегом и передает перчатки следующему участнику.

Финальный аккорд

Преподаватель

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку!
Ведь лицеисты мы с тобой –
Дуэль нам не разлука.
Не в первый раз бранимся мы,
И не впервой мириться.
Мы пред Лицеем все равны,
И нам есть чем гордиться.

Играет марш. Участники соревнований выходят на парад и перестраиваются в одну шеренгу.

Проводится награждение победителей.

Преподаватель

Спасибо, что пришли к нам на урок,
Который проведен был мною.
На время посетили мы лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою
И вспомнили минуты давних дней
И лучшие традиции дворянства,
Когда растили джентльменов из детей,
Чтоб поднималось, крепло государство.
Тогда-то и открылся сей Лицей
По воле высшей государя.
И первых тридцать сыновей
Шесть жизни лет ему отдали.
И много воспитал Лицей дворян,
Их имена есть в каждом русском сердце…
Но может ли ручей сребристый,
По светлому песку катя кристалл свой чистый
И тихою волной ласкаясь к берегам,
Течь без источника по рощам и лугам?
И может ли огонь пылать без ветра?
Никогда!
Так и нельзя назваться дворянином,
Коль с физкультурой не в ладу,
Коль при стрельбе всегда бьешь мимо,
Коль не играешь в русскую лапту!

Приложение

Справочный материал

Обращение к спортивным традициям в воспитании дворянства не случайно, так как именно дворянин ассоциируется в нашем сегодняшнем сознании с теми положительными качествами личности, которые пытаются культивировать в молодежи XXI века. Это честь и достоинство, чувство патриотизма, потребность вести здоровый образ жизни.

В XIX веке дворянская молодежь получала первоначальное образование в школах, гимназиях, кадетских корпусах, где основными средствами физического воспитания были «рапирная наука», верховая езда, стрельба из пистолета, танцы, игры. В 1811 году по указу императора был открыт Царскосельский лицей, который готовил будущих деятелей политики и искусства. В программу обучения в Лицее была введена обязательная физическая подготовка.

В начале XX века в России стали открываться частные учебные заведения, в которых обучали фехтованию, стрельбе, гимнастике, плаванию. Строились манежи, ипподромы, катальные горы. Издавались пособия с изложением правил и основ техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам спорта.

Глубокие изменения во всех областях жизни, включая и физическую культуру, привели к тому, что дворянские клубы уже не удовлетворяли потребности общества в спорте. Поэтому стали возникать новые, более демократичные клубы, культивировавшие любительский спорт. Привитая с юных лет потребность в физических тренировках приводила множество дворян в подобные клубы любителей спорта.

Виктория Балова ;
Любовь Вартаньян ;
Виталий Пушкарёв ,
ГОУ СПО Омский колледж транспортных технологий, г. Омск