Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2010
Методика

Игры на лыжне

В данной статье представлены игровые упражнения, которые можно использовать на уроках лыжной подготовки с учащимися всех классов школы.

Играя, решаем задачи

Включение той или иной игры в содержание урока определяется, прежде всего, его педагогическими задачами. Как правило, игры служат средством закрепления основного программного материала с целью совершенствования освоенных навыков. Так, если задачей урока является изучение элементов скользящего шага и закрепление техники подъема в гору способом «елочка», то целесообразно использовать в занятиях игровые задания типа эстафеты с подъемом в гору «елочкой» и прохождением равнинных участков скользящим шагом. Следовательно, в урок должны быть включены упражнения, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных навыков на более высоких скоростях, в более сложной обстановке, развивающие у школьников такие качества, как быстрота, сила, ловкость и координация движений.

За выполнение игровых упражнений можно ставить оценки – этим учитель подчеркивает значительность, серьезность действий ребят. Особенно это важно для старшеклассников, у которых иногда снижается интерес к играм.

Приставной шаг

Цели: помочь учащимся овладеть лыжами как средством передвижения по снегу; подготовить их к овладению техникой поворотов на лыжах на месте; воспитывать серьезное отношение к командам учителя.

Место проведения: ровная открытая площадка размером 40×60 м с нетронутым снежным покровом.

Инвентарь: свисток.

Подготовка. Участники делятся на команды, выстраиваются в колонну по одному и выравниваются. Дистанция между концами лыж в колонне – 0,5 м, интервал между командами – 5–8 м. Учитель располагается сбоку и несколько впереди так, чтобы ему было всех видно, а его всем слышно.

Проведение. По сигналу учителя все члены команд делают восемь приставных шагов вправо. По второму сигналу они продвигаются вперед до тех пор, пока последний в колонне не пройдет за линию следа от приставных шагов направляющего. По следующему сигналу колонны выполняют восемь приставных шагов влево. Учитель проверяет равнение в колоннах, следит за тем, вернулась ли колонна на свою лыжню, оценивает оставленный на снегу рисунок и выполнение задания в целом.

Методические указания. Проводя данное упражнение впервые, можно не ставить участников заранее в известность о том, что упражнение будет оцениваться, а после его выполнения подвести итог и объявить победителей. Это заставит учеников быть в дальнейшем более внимательными к выполнению всех команд учителя. В основу своей оценки он берет равнение в строю команды и параллельность следов лыж при выполнении приставных шагов. Упражнение рекомендуется проводить на одном из первых уроков по лыжной подготовке после снегопада в теплую погоду.

Кто лучше сделает поворот?

Цель: закрепить технику выполнения поворотов на месте переступанием.

Место проведения: ровная открытая площадка со свежевыпавшим или нетронутым снежным покровом.

Подготовка. Все участники делятся на команды и выстраиваются в колонну по одному. Дистанция между концами лыж – 1 м, интервал между командами – 3–4 м.

Проведение. Учитель подает команды: «Переступанием напра-во!», «Пять шагов вперед шагом марш!»; «Переступанием нале-во!»; «Переступанием кру-гом!»; «Переступанием нале-во!»; «Пять шагов вперед шагом марш!». Участники должны уйти с того места, где выполняли повороты. Затем учитель дает оценку рисункам, оставленным на снегу.

Методические указания. Учитель может оценивать одновременно выполнение нескольких поворотов или каждый поворот в отдельности. Он должен следить за тем, чтобы все участники успевали выполнять его команды. Исправлять или делать добавочные передвижения после выполнения команды учителя не разрешается. Соревнования можно провести и внутри каждой команды, а победителей внутрикомандных соревнований пригласить на внутриклассные конкурсы-состязания. Нужно только помнить, что программа для всех участников должна быть одинаковой.

При выполнении поворотов вокруг носков лыж подаются команды: «Переступанием вокруг носков лыж нале-во!»; «Кру-гом!» – и т.д.

На одной лыже

Цель: выработать навык равновесия в скольжении на одной лыже и развивать силу толчка ногой.

Место проведения: ровная площадка (допускается небольшой уклон до 2–3°); две-три накатанные лыжни длиной 40–50 м.

Инвентарь: 6–9 флагов: 4–6 больших, 2–3 малых.

Подготовка. Команды выстраиваются на лыжне в колонну по одному слева от стартового флага. Интервал между командами – 5–8 м. Каждая команда сама накатывает и уплотняет себе лыжню. Учитель находится у финиша, его помощники – на середине дистанции, каждый у своей лыжни.

Проведение. По команде учителя первые номера разбегаются от малого флажка до стартового и от него начинают движение по лыжне, скользя на одной левой лыже и отталкиваясь правой до створа финиша. Участник, пришедший к финишу первым, считается победителем и получает 1 очко.

Побеждает команда, участники которой набрали больше очков.

Методические указания. При проведении игры учитель может разнообразить задания: передвигаться, размахивая руками, как при беге; перед толчком ставить лыжу, не вынося ее за линию крепления опорной ноги; добежав до линии финиша, делать поворот вокруг флага и возвращаться, скользя на другой ноге.

Все участники должны скользить без палок только на одной лыже, не отрывая ее от снега; после толчка нога должна расслабляться.

Для младших школьников лыжню нужно прокладывать под небольшой уклон; для старших можно проводить упражнение в более сложных условиях, увеличивая дистанцию, прокладывая лыжню по ровному участку или даже в небольшой подъем.

Куда укатишься за два шага?

Цель: освоить технику скользящего шага, выработать равновесие в скольжении на одной ноге, освоить сильный толчок ногой.

Место проведения: ровная площадка длиной 80–100 м. Для младших школьников лучше подобрать площадку с небольшим уклоном.

Инвентарь: 6–9 флагов – 2–3 больших, 4–6 малых.

Подготовка. Команды выстраиваются перед общей для всех стартовой линией в колонну по одному с интервалом 7–8 м, и начинают прокладывать лыжни длиной 70–90 м, затем хорошо их накатывают. Стартовый флаг ставят в 10–12 м от начала лыжни на одной линии для всех команд. Учитель находится у стартовой линии, его помощники – по числу стартующих команд – в 7–9 м впереди, каждый рядом с лыжней той команды, которую он контролирует. У каждого помощника – по 2 малых флажка.

Проведение. Первые номера разгоняются до стартовой линии и от нее делают 2 шага заданным способом, стараясь полностью использовать скольжение на лыже. На том месте, где остановился лыжник после второго шага, помощник учителя ставит флажок у крепления. Второй номер разбегается от стартовой линии до этого флажка и тоже делает 2 шага. Флажок переставляют к креплению второго номера, и т.д.

Победительницей считается команда, флажок которой окажется впереди остальных, после того как все участники сделают по два скользящих шага.

Методические указания. Для учеников старших классов можно увеличить заданное количество шагов до 4–6. Игру проводят в небольшой подъем, для младших классов и слабо подготовленными лыжниками – под уклон или на равнинных участках по хорошо накатанной лыжне. Перенос крепления лыжи, на которой скользит лыжник, за линию флага считается за выполненный шаг.

Кто сделает меньше шагов?

Цель: формировать умение выбирать правильное направление и силу толчка ногой, научить переносить вес тела с одной ноги на другую и сохранять равновесие на опорной ноге во время скольжения.

Место проведения: ровная площадка длиной 60–80 м. Для младших школьников и слабо подготовленных лыжников поляна должна иметь небольшой уклон.

Инвентарь: 3 флага разных цветов на каждую лыжню: 1 малый и 2 больших.

Подготовка. На поляне прокладывают параллельные лыжни длиной 20–60 м в зависимости от уровня подготовленности участников. В начале каждой лыжни ставят малые флажки одного цвета, обозначающие начало разбега, через 10 м – большие флаги одного цвета, обозначающие конец разбега, и в конце лыжни – флаги, до которых нужно дойти заданным способом.

Команды выстраиваются на своих лыжнях в колонну по одному. Учитель находится у флага, обозначающего конец разбега, его помощники – по числу лыжней – у конца лыжни: они ведут подсчет количества шагов в зоне между большими флагами.

Проведение. Участник разбегается до флага, ограничивающего зону разбега, и проходит заданный участок скользящим шагом, стараясь сделать как можно меньше шагов между вторым и третьим флагами. Выигрывает команда, участники которой пройдут заданное расстояние, сделав меньше шагов: подсчитывается сумма шагов всех участников. Разбегаться разрешается только от первого до второго флага. Каждое касание лыжей снега считается за сделанный шаг, даже при потере равновесия. Финиш засчитывается в момент пересечения финишной линии креплением опорной ноги.

Методические указания. Помощники учителя подсчитывают количество шагов, сделанных участниками команд в заданной зоне, и ведут запись полученных результатов в специальном протоколе.

Можно определять команду-победительницу или чемпиона класса по скользящему шагу.

Соревнования можно выполнять под небольшой уклон, вырабатывая равновесие, и в небольшой подъем, вырабатывая силу толчка.

Конькобежцы

Цель: отработать сильный толчок ногой с предварительным подседанием, передачу центра тяжести с одной ноги на другую.

Место проведения: ровная открытая площадка с плотным снежным покровом и небольшим уклоном.

Инвентарь. флаги для разметки зоны выполнения упражнения.

Подготовка. На площадке прокладывают стартовую линию, за 10 м до нее ставят малый флажок, ограничивающий зону разбега. Перед стартовой линией намечают зону выполнения упражнения длиной 40–50 м, шириной 5–8 м одной команды, параллельно ей отмечают подобную зону другой команды.

Команды выстраиваются около своих стартовых флагов в колонну по одному. Нужно коньковым ходом пройти расстояние от второго до третьего флага, затратив наименьшее количество шагов. Учитель и его помощник располагаются сбоку.

Проведение. По сигналу учителя первые номера разбегаются до стартового флага, проходят коньковым ходом от второго до третьего флага, стараясь сделать как можно меньше шагов. За ними стартуют вторые номера, и т.д.

Победительницей считается команда, которая выполнила задание и сделала наименьшее количество шагов.

Методические указания. Место проведения соревнований желательно укатать лыжами или пройти приставными шагами.

Участники проходят дистанцию без палок. След лыжи должен идти под углом к основному направлению, двухопорное скольжение не разрешается.

В данном упражнении можно определить лучших «конькобежцев» в командах, а в соревновании между ними определяется чемпион класса.

Данное упражнение можно провести в форме эстафеты: по сигналу учителя первые номера бегут, набирая скорость, до стартового флага, от него идут коньковым ходом до поворотного третьего флага, огибают его и возвращаются к месту старта – у первого флага перед зоной разбега. Возвращаться можно любым лыжным ходом, касанием передавать эстафету следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

На буксире

Цель: развивать силу толчка ногами и силу рук, совершенствовать навык толчка ногой, его силы и направления в зависимости от условий скольжения.

Место проведения: ровная площадка с небольшим уклоном в одну сторону. При проведении занятия с младшими школьниками снег на поляне необходимо слегка уплотнить лыжами.

Инвентарь: секундомер, 2–4 веревки-вожжи по 8–10 м, 2 малых и 4 больших флажка.

Подготовка. Участники парами выстраиваются друг за другом перед линией старта. У первых номеров – палки, а вторые держатся за свободные концы веревок-вожжей, пропущенных под мышками первых номеров. Линии старта и финиша отмечают большими флагами. На расстоянии 10 м перед линией старта ставят малые флажки, ограничивающие зону разбега. Учитель находится на линии финиша, его помощник – на линии старта.

Проведение. По сигналу помощника учителя пары начинают разбегаться от малого флажка до линии старта; после ее пересечения вторые номера скользят на двух лыжах, а первые буксируют их, отталкиваясь палками. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.

Методические указания. Длину дистанции выбирают в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников. Победители определяются по сумме времени двух забегов: сначала буксирует первый номер, затем первый и второй номера меняются местами. Второй номер не имеет права от старта до финиша делать шаги, а также подпрыгивать, помогая первому. Можно применять одновременный или попеременный двухшажный ход.

Кто лучше нарисует «елочку»?

Цель: закрепить и совершенствовать технику подъема в гору на лыжах способом «елочка».

Место проведения: ровный открытый склон одинаковой крутизны, покрытый свежевыпавшим снегом.

Инвентарь: 20 малых флажков.

Подготовка. Под горой ставят флажки, обозначая линию старта, а наверху – линию финиша. Учитель находится на старте. Команды выстраиваются на линии старта в одну шеренгу лицом к горе. Интервал между участниками – 2–3 м.

Проведение. По сигналу учителя команда начинает подъем в гору «елочкой». Поравнявшись с финишным флагом, участники уходят в сторону, спускаются вниз по одной лыжне и выстраиваются на своих местах. Затем начинает подъем вторая команда на участке склона, отведенного ей для этой цели.

По окончании выполнения упражнения учитель дает оценку оставленным на снегу рисункам и определяет места команд.

Методические указания. При выполнении подъема в гору «елочкой» учитель оценивает равномерность и симметричность углов постановки лыж на снегу.
Вместо подъема «елочкой» можно дать задание подняться в гору способом «лесенка». При использовании данного способа подъема в гору место подъема можно ограничить коридором из малых флажков. За каждый заступ за границу коридора начисляется 1 штрафное очко. Ширина коридора рекомендуется от 3 до 3,5 м.

Выполнение подъема «лесенкой» нужно чередовать как правым, так и левым боком к горе.

Кто дальше прокатится?

Цель: отработать технику старта и спуска с горы в различных стойках.

Место проведения: открытый склон шириной 20–30 м с укатанным снежным покровом.

Инвентарь: 2 больших и 4 малых флага.

Подготовка. Учитель, подобрав склон горы нужной длины и крутизны в зависимости от уровня подготовленности участников, ставит на горе 2 больших флага, определяя место старта всех участников. Команды выстраиваются в одну шеренгу.

Проведение. По сигналу первая команда начинает спускаться по склону шеренгой в указанной учителем стойке. Каждый ученик старается, не теряя равновесия, прокатиться как можно дальше.
Наверху помощник учителя следит за правильностью выполнения задания. На финише учитель определяет, кто дальше всех прокатился, и возле его крепления ставит флажок. Затем дается старт другим командам. Учитель определяет результаты всех команд и называет победителя. Возможен вариант, когда победители определяются в личном зачете внутри своих звеньев, а затем проводятся соревнования между ними на звание чемпиона класса.

Методические указания. При определении способа старта или стойки при спуске с горы учитель должен исходить из постепенности возрастания сложности заданий. Рекомендуемая последовательность стартов: с шага, толчком палками, из упора палками в снег, с поворотом и шагом одной ноги, прыжком в сторону склона и т.д.

Стойки, применяемые во время спусков с гор: основная, низкая, высокая.

В упражнениях рекомендуется применять только ранее изученные на занятиях способы стартов и виды стоек.

Не разрешается подталкивать участников, делать какие-либо движения во время спуска и после него до определения результата учителем.

Упражнение можно повторить 2–3 раза.

В один след

Цель: формировать навык удержания равновесия во время движения, овладеть техникой спуска в высокой стойке с узким и широким ведением лыж.

Место проведения: широкий ровный склон с нетронутым снежным покровом.

Инвентарь: 4 флага на команду.

Подготовка. Команды выстраиваются на вершине склона в одну шеренгу лицом к склону. Интервал между участниками – 2–3 м, между командами – 5–6 м. Для каждой команды отводится полоса склона шириной 18–20 м. Учитель находится внизу, его помощник – на старте.

Проведение. По сигналу учителя команды спускаются со склона в пределах отведенной им полосы, приняв высокую стойку, выставив одну ногу вперед и соединив лыжи так, чтобы на снегу можно было видеть только один след, оставленный двумя лыжами.

Учитель определяет победителей в команде (звене). Затем проводится финал, в который допускаются по три лучших лыжника из команды; в нем определяется победитель класса.

Методические указания. Расхождение следов двух лыж считается ошибкой.

Кто дальше скатится на одной лыже?

Цель: помочь участникам сформировать навык удержания динамического равновесия при спусках с гор.

Место проведения: пологая горка с хорошо укатанным снежным покровом. На склоне учащиеся накатывают ровные лыжни.

Инвентарь: малые флаги, флаг для подачи сигналов.

Подготовка. Соревнования проводятся между командами. Участники выстраиваются наверху склона возле стартовых флагов у своей накатанной лыжни. Учитель объясняет задание, показывает стойку спуска и остается внизу, его помощник находится на старте.

Проведение. По сигналу первые номера поочередно начинают спускаться каждый по своей лыжне в указанной учителем стойке. У места, где участник коснулся другой ногой снега, учитель ставит флажок. Победитель получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. При спуске касание снега другой ногой считается ошибкой, и выполнение упражнения заканчивается на месте нарушения. Нельзя нарушать стойку, определенную учителем.

Спуски выполняют как на правой, так и на левой лыже в разных положениях:

– спуск на правой (левой) лыже – левая (правая) приподнята вперед и согнута в колене;
– спуск на правой (левой) лыже – левая (правая) отведена назад в положение «ласточка»;
– спуск на правой (левой) лыже – левая (правая) вытянута вперед в положение «пистолетик», вторая лыжа снята;
– спуск стоя двумя ногами на одной лыже.

Спуски на одной лыже можно предлагать уже хорошо подготовленным лыжникам, перед этим объяснив технику безопасного падения.

Шеренгой с горы

Цель: освоить технику спуска с гор на лыжах.

Место проведения: ровная пологая открытая горка с укатанным снежным покровом.

Инвентарь: 4–8 флагов.

Подготовка. Все участвующие в игре, разделившись на команды (звенья), выстраиваются на вершине горки у стартовой линии, обозначенной двумя флагами, в шеренги. Учитель сообщает, в какой стойке нужно спускаться, объявляет порядок старта, дает возможность подумать, кто будет спускаться с краю, а кто – в середине шеренги. Учитель спускается вниз, оставляя на старте своего помощника.

Проведение. Первая шеренга по сигналу учителя начинает спускаться с горы, взявшись за руки, стараясь сохранить равнение в шеренге, а также укатиться как можно дальше. После того как они закончат и учитель, проверив равнение в шеренге, отметит место остановки флажком, начинает спускаться следующая команда.

Побеждает команда, показавшая лучшее равнение и укатившаяся дальше всех.

Методические указания. Учитель может разрешать предварительный разбег всем командам. В этом случае он ставит дополнительный флажок, отмечающий зону разбега до стартовой линии. Можно установить длину разбега от стартовой линии в 2–3 шага.

Не разрешается спускаться с горы с палками в руках, подравниваться после остановки, делать шаги или добавочные движения с целью увеличения скорости спуска. Команда-шеренга, разъединившаяся во время спуска, считается проигравшей.

Остановись точно

Цель: закрепить полученные на уроках навыки торможения «плугом» в усложненных условиях.

Место проведения: ровный открытый пологий хорошо укатанный склон.

Инвентарь: 2 больших флага одного цвета, 4 – другого цвета и 12 малых флажков.

Подготовка. Все участники делятся на команды (звенья) и выстраиваются на верху склона в колонну по одному у стартового флага. Интервал между командами – 10–12 м.

На расстоянии 10 м ниже стартовой линии ставят большие флаги, например, синего цвета, в 5 м ниже – большие флаги другого цвета, например красного. Для уточнения места остановки выше и ниже красных флагов на расстоянии 0,5 м, 1 м и в 2 м устанавливают малые флаги.

Перед началом игры учитель объясняет задачу: спуститься вниз по лыжне, затормозить «плугом» и остановиться точно у красного флага.

Руководитель находится внизу, сбоку от красного флага. Его помощник на старте выпускает на трассу очередных участников.

Проведение. По сигналу учителя участники по очереди спускаются вниз по склону, стараясь остановиться точно у красного флага. За точную остановку (±0,5 м не учитывается) участник получает 3 очка, за остановку выше или ниже флага (не более 1 м) – 2 очка, с ошибкой в пределах до 2 м – 1 очко. Остановка за пределами 2 м не учитывается. Вы­игрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. Расстояние между стартовым и первым большим флагом определяется крутизной склона. Чем круче склон, тем меньше расстояние между стартом и синим флагом и больше между синим и красным флагом. Уменьшая скорость спуска, увеличивают точность остановки. Не разрешается начинать торможение выше первого большого синего флага – за это начисляется 1 штрафное очко; нельзя тормозить палками.

По команде «Стой!»

Цель: совершенствование полученных навыков торможения «плугом» в сложных условиях.

Место проведения: ровный открытый склон средней крутизны.

Инвентарь: свисток, секундомер, несколько малых флагов.

Подготовка. Участники делятся на команды и выстраиваются в две шеренги на стартовой линии лицом к спуску.

Учитель находится на склоне в 15–20 м ниже старта. Его помощник наверху по сигналу учителя дает старт командам. Рядом – еще один помощник: он записывает результаты команд.

Проведение. По свистку учителя первая команда начинает спускаться шеренгой с интервалом 2 м, выполняя торможение «плугом». По команде «Стой!» все останавливаются, сохраняя равнение в шеренге. В момент подачи команды учитель включает секундомер и выключает его, как только остановится последний участник. Помощник записывает результат. Затем начинают спускаться члены второй команды, и т.д. Выигрывает команда, сумевшая выполнить задание в кратчайшее время.

Методические указания. Нельзя останавливаться до сигнала учителя, тормозить палками, хвататься за кусты или товарищей. Чем слабее техническая подготовка участников, тем положе должен быть склон горы. Команда «Стой!» подается для всех команд в одном месте склона.

Упражнение можно усложнить, запрещая учащимся производить торможение лыжами до команды «Стой!».

«Восьмерка»

Цель: совершенствовать технику поворотов переступанием и развивать силу толчка ногой.

Место проведения: хорошо укатанная, ровная площадка размером 50×60 м с небольшой горкой для разгона.

Инвентарь: 12–14 флажков двух цветов: красного и синего.

Подготовка. Участники делятся на команды и выстраиваются на горке в колонну по одному. Внизу на площадке учитель размечает два смежных круга, образующих восьмерку, и обозначает их флажками: первый – красными, второй – синими, – затем располагается внизу и следит за качеством поворотов. Один его помощник находится наверху и дает старт участникам, второй помогает вести запись результатов.

Проведение. По команде учителя первые номера поочередно спускаются вниз и начинают выполнять поворот переступанием вдоль размеченной «восьмерки» с ее наружной стороны. Вначале они отталкиваются левой ногой, отставляя правую немного в сторону внутрь поворота. Затем, закончив первый круг, начинают отталкиваться правой, выполняя поворот вдоль второго круга. Ученик, который выполнил «восьмерку» красиво, без остановок и не сбился с ритма, считается победителем и получает 6 очков, за выполнение поворота только вокруг одной половины «восьмерки» – 3 очка, за полкруга – 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. Слабо подготовленным учащимся можно предложить пройти один круг или полкруга влево и полкруга вправо. Все участники начинают разгон с одного места и выполняют упражнение по очереди.

Разрешается пользоваться палками. Во время выполнения «восьмерки» дополнительно разгоняться не разрешается.

Во второй попытке упражнение выполняется в другую сторону.

Кто лучше рисует на снегу?

Цель: закрепить технику выполнения поворотов в «плуге», изученных ранее.

Место проведения: широкий открытый склон средней крутизны с нетронутым снежным покровом.

Подготовка. Участники, разделившись на команды (звенья), выстраиваются на вершине склона в колонну по одному. Учитель объясняет задание, определяет порядок, место старта, зону выполнения упражнения для каждой команды. Капитаны выстраивают членов своих команд исходя из уровня их подготовленности.

Проведение. По сигналу учителя команды начинают спускаться по склону поочередно на расстоянии 10–15 м друг за другом.

Первые номера прокладывают трассу спуска – след, делая не менее четырех поворотов вправо и влево «плугом», рисуя на горе «змейку». Остальные участники при спуске с горы стараются точно воспроизвести путь первых и не испортить рисунка.

После того как все члены команд закончат выполнять упражнение, учитель оценивает красоту и плавность проложенного по склону следа у всех команд и определяет победителя.

Методические указания. Первым должен выполнять задание самый лучший лыжник команды. Он прокладывает лыжню, а остальные спускаются по его следу.

Если позволяет ширина склона, то можно провести подобное соревнование вначале внутри звена, а уже потом – финал для победителей.

Для хорошо подготовленных лыжников можно организовать эстафету со спуском с горы и прохождением «змейки» из флагов с заходом в «ворота» из лыжных палок.

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.