Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2010
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Продолжение. Начало в №№ 22, 23, 24/2009.

Игры на санках в парах

Гонки с пассажиром

Место проведения: ровная снежная площадка размером 40×50 м. Расстояние между линиями старта и финиша – 20–40 м в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Инвентарь: санки для каждой пары игроков или хотя бы двое санок для каждой команды; свисток, секундомеры, протоколы.

Содержание и ход игры. Назначаются четыре судьи-помощника. Судьи располагаются на линиях старта и финиша, а при необходимости – и на трассе.

Класс делится на команды с четным количеством игроков в каждой. Заранее оговаривается, по какой стороне площадки пары будут возвращаться к своим командам.

Игроки выстраиваются парами у линии старта. Первый номер садится на санки, а второй стоит сзади; санки – у линии старта.

По сигналу учителя второй номер толкает санки, стараясь как можно быстрее доставить своего партнера за линию финиша. Как только игрок, который катит санки, пересечет линию финиша, судья засекает время и громко объявляет результаты первого заезда. Пара, занявшая первое место, получает победное очко; за второе место очки не начисляются. Если команд больше двух, то количество очков за первое и второе места оговаривается заранее. Затем стартует вторая пара, и т.д. При повторном проведении игры участники каждой пары меняются ролями. Пары могут быть смешанными и однополыми, но в любом случае девочки должны соревноваться между собой.


Статья опубликована при поддержке интернет – портала «Геленджик-курорт.RU». Проведите свой отпуск на берегу Черного моря в Геленджике, а в организации отпуска, вам поможет портал «Геленджик-курорт.RU». В селе Дивноморское гостиницы предлагают вам номера, прямо у берега моря, что обеспечит отличный отдых. Посетите официальный сайт портала http://gelendzhik-kurort.ru и устройте свой отпуск.

Правила игры

1. Нельзя начинать движение раньше сигнала – в этом случае результат не засчитывается.
2. Каждый игрок в паре должен побывать в роли извозчика и в роли пассажира.
3. За каждую ошибку команде начисляется штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков и сделала меньше ошибок. В этой игре можно выявить лучшую пару как по полученным победным очкам, так и по наименьшему затраченному времени за все гонки.

Методические указания. Нагрузка может регулироваться уменьшением и увеличением дистанции. Для девочек дистанция должна быть немного короче.

Вариант. На линии финиша обозначают коридор, а линию старта совмещают с линией финиша. Тогда до коридора второй номер везет первого, в коридоре они меняются местами, и к финишу уже первый номер везет второго. В этом случае сразу же определяются время и занятое место пары в целом. Обязанности судей также меняются и дополнительно оговариваются.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) образовательной: обучение начальным формам самоконтроля и самооценки применения полученных умений и навыков в совместных двигательных действиях; б) воспитательной: формирование осознанной потребности в укреплении здоровья.

Перетягивание шеста на санках

Место проведения: снежная с твердым покрытием либо ледовая, слегка покрытая снегом ровная площадка размером 40×50 м, разделенная на две части линией шириной 10 см.

Инвентарь: санки для каждого игрока; шест длинной 6 м для каждой пары соревнующихся; флажки для разметки площадки.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на две команды и располагаются в разных концах площадки. Производится расчет по порядку номеров, затем играющие строятся в своих шеренгах так, чтобы первые номера обеих команд составляли одну пару, вторые – вторую, и т.д. В центре площадки проводится линия перетягивания. Каждая пара располагается сидя на санках спиной к разделительной линии на одинаковом расстоянии от нее, и оба игрока стараются удержать шест двумя руками. Любой другой способ удержания оговаривается дополнительно.

По сигналу участники начинают тянуть шест на себя, опираясь ногами о снег. Если игрок перетянет партнера за линию на свою сторону, ему присуждается победное очко. Единоборство в перетягивании выполняется несколько раз со сменой партнеров, варианты которых выбирает учитель в зависимости от количества и состава учащихся.

Правила игры

1. Нельзя начинать перетягивание до сигнала, а также рывком.
2. Во время перетягивания нельзя отрывать таз от санок.
3. В исходном положении принимается хват только за конец шеста двумя руками. Расстояние между кистями – не более 20 см. Во время перетягивания разрешается перехват шеста.
4. Если игрок упал, но не выпустил из рук шеста и остался на своей стороне, он вправе вновь сесть на санки и продолжить единоборство.
5. За каждое нарушение правил команде присуждается штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше очков и сделала меньше ошибок. Итоги подводятся отдельно для мальчиков и для девочек.

Методические указания. Как правило, эта игра проводится среди мальчиков. Но если в игре участвуют и девочки, то они состязаются друг с другом. При небольшом количестве пар и достаточном количестве инвентаря и места играют одновременно несколько пар либо все сразу.

Учащиеся должны знать, что в игре важна не только победа над соперником: главное – совершенствовать полученные умения и навыки, развивать силу воли и настойчивость, тренировать чувство пространства и равновесия.

Эх, прокачу!

Место проведения: ровная снежная площадка шириной 20–30 м и длиной 50–100 м. Напротив каждой команды на расстоянии 50–80 м устанавливают флажок.

Инвентарь: разметочные флажки для старта, яркий флажок с более высоким древком; санки для каждой команды; секундомеры, протоколы.

Содержание и ход игры. Назначаются или выбираются судьи. Состав судейской бригады зависит от количества команд и поставленных задач игры и урока в целом. Учащиеся делятся на команды с четным числом участников, но не более чем по 6 человек.

На старт приглашаются первые пары. Первый номер – возница – стоя у линии старта, держит санки за веревочку, а второй – пассажир – сидит на них.

По сигналу первые пары продвигаются к флажку, обходят его и возвращаются к линии старта – финиша. Судьи засекают время и подводят итоги первого заезда. Затем на старт приглашаются вторые пары, и т.д. Как только последняя пара займет свое место в конце колонны, а санки передадут первой паре, возница громко говорит: «Есть!» Подводятся итоги первого раунда. Затем игроки в парах меняются местами, и игра повторяется четное число раз, чтобы каждый игрок успел побывать и в роли пассажира, и в роли возницы. Затем подводится общий итог состязаний.

Правила игры

1. Дистанция считается пройденной, когда санки пересекут линию финиша.
2. Если пассажир потеряет равновесие и упадет, то он должен сесть на санки в месте падения, и пара продолжает состязание.
3. Пассажир может для сохранения равновесия держаться за санки одной или двумя руками – это оговаривается до начала состязаний.
4. При повороте нельзя задевать флажок.
5. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Подведение итогов. При участии двух команд пара, первой выполнившая задание, получает 1 очко, за проигрыш очки не начисляются. Вы­игрывает команда, которая набрала больше очков и сделала меньше ошибок.

Так как в игре фиксируется время, то может быть определена пара-победитель среди мальчиков и среди девочек по сумме наименьшего времени в двух или четырех заездах.

Методические указания. Пары могут быть смешанными и однополыми, но мальчики должны состязаться с мальчиками, а девочки – с девочками. Перед проведением состязаний нужно дать возможность командам опробовать дистанцию. При этом уточняются обязанности каждого судьи, правила состязания, возможные ошибки.

Важно отметить, что успех работы пары зависит от согласованных действий обоих партнеров: и от возницы – ровно ли он везет санки или все время дергает, так что на них трудно усидеть, – и от пассажира, его собственных усилий и чувства равновесия.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) образовательных: формирование умений четко излагать суть своих ошибок и ошибок партнера, корректно вести диалог при анализе игры и разборе ошибок, находить оптимальные решения для улучшения результатов конкретной игры; б) воспитательных: формирование ответственного отношения к выполнению задания; воспитание уважительного отношения к своим товарищам и к их мнению, привычки помогать друг другу.

Игры на санках тройками

В горку и с горки

Место проведения: снежная горка с пологим скатом на школьном дворе или в парке. На площадке отмечают линию старта – финиша внизу под горкой. На горке напротив каждой команды устанавливают яркие флажки.

Инвентарь: санки для каждой тройки; секундомер; флажки для разметки линии старта – финиша.

Содержание и ход игры

Вариант 1. Класс делится на команды-тройки. Одна или две из них выступают в роли судей. Права и обязанности каждого судьи оговариваются заранее. В командах производится расчет по порядку, и каждый запоминает свой номер.

На старте первый номер удерживает санки за веревку, носки на линии старта; второй номер сидит на санках, не держась за них, или удерживаясь одной рукой, что оговаривается заранее; третий номер подталкивает санки сзади, не касаясь сидящего на них.

По сигналу первый и третий номера стараются как можно быстрее поднять второго на горку, объехать вокруг флажка, спуститься с горки и пересечь линию финиша, не уронив сидящего. Затем игроки меняются ролями: второй номер занимает место первого, третий садится на санки, а первый занимает место третьего.

Судья на линии дает команду продолжать состязание. На третьем подъеме игроки также меняются местами. Каждый из игроков должен побывать в роли и впереди ведущего, и сидящего на санках, и замыкающего.

По ходу прохождения трассы учитель производят замену судейских бригад-троек на действующих игроков и наоборот, и при этом следит за тем, чтобы у всех троек было равное число подъемов.

Вариант 2. Все играющие делятся на команды по 6 человек в каждой. В каждой команде производится расчет «по три». Каждый запоминает свой номер. Игра проводится в два тура. В первом туре соревнуются первая и вторая тройки первой команды, а учащиеся второй команды выступают в роли судей-помощников. Затем команды меняются ролями: судьи занимают место на старте с санками, а игроки первой команды выступают в роли судей.

На старт приглашаются участники первой команды. Время подъема и спуска засекается с помощью секундомера, результаты суммируются. Когда обе тройки пройдут дистанцию по три раза, объявляются итоги и проводится анализ игры-состязания.

Вначале предоставляется слово команде, которая имеет право первой сказать о своих ошибках. Судьи дополняют и обосновывают ее. Затем подводят итог, и команды меняются ролями. Во втором туре соревнуются тройки второй команды, а участники первой выступают в роли судей.

Очередность состязаний в тройках может быть и иной исходя из задач урока.

Правила игры

1. Каждый игрок должен выполнить все три роли: тянуть санки впереди, подталкивать сзади и сидеть на них. Если это правило нарушено, то результат команде не засчитывается.
2. Дистанция считается пройденной, когда последний игрок после третьего заезда переступит линию финиша.
3. Если сидящий на санках игрок упадет, он садится на них в месте падения, и тройка продолжает заезд.

Подведение итогов. Выигрывает тройка, которая затратила меньше времени. Если в игре участвуют две или три тройки, их результаты суммируются, и побеждает команда, затратившая меньше времени. Если состязания проводились 2–3 раза, то результаты суммируются.

Методические указания. Чтобы все участники действовали в одинаковых условиях и с одинаковой нагрузкой, следует при повторном проведении игры менять команды местами.

Желательно, чтобы игроки были одного пола и соревнование проводилось раздельно между мальчиками и девочками. Но возможны и варианты смешанных команд. Это зависит от состава играющих и поставленных задач.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) образовательных: развитие чувства равновесия и силы мышц, а также наблюдательности (для этого учащимся предлагается при подъеме в горку и спуске прочувствовать, на какую группу мышц во время работы выпадает большая нагрузка, и вспомнить о том, что дышать нужно через нос); концентрация внимания на важных моментах игры (в этом детям может понадобиться помощь учителя); б) воспитательных: формирование ответственного отношения к игре – необходимости точно соблюдать правила, следить за согласованностью действий для достижения наилучшего результата, а также умения на фоне соревновательных эмоций контролировать свои действия и действия товарищей.

Гонки троек

Место проведения: снежная площадка размером 25×40 м, на которой размечают линию старта – финиша. Напротив каждой команды на расстоянии 40 м от линии старта устанавливают яркий флажок.

Инвентарь: санки для каждых трех участников; флажок с высотой древка 1 м для каждой команды; секундомер; материалы для разметки трассы.

Содержание и ход игры. Все играющие делятся на команды-тройки и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой номер. Назначаются бригады судей на трассе и помощники на старте. Желательно бригады судей формировать также тройками.

На старте первый и второй номера удерживают санки за веревку, носки на линии старта. Третий номер сидит на санках, держась за них одной рукой.

По сигналу игроки продвигаются к флажку, огибают его и возвращаются на свои места. Дистанция считается пройденной, когда санки пересекут линию старта – финиша. Подводятся итоги первого заезда, место пассажира занимают вторые номера, и игра продолжается. Затем в роли пассажиров выступают первые номера. Время трех заездов каждой тройки суммируется.

Правила игры

1. Пассажир может держаться за санки только одной рукой.
2. Если сидящий на санках упал, он садится на санки в месте падения, и команда продолжает движение.
3. Учащиеся должны три раза пройти всю трассу, обогнуть флажок и вернуться на исходное место, т.е. каждый игрок должен побывать в роли пассажира.
4. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов. Побеждает тройка, которая затратила меньше времени и получила меньше штрафных очков.

Методические указания. При опробовании дистанции уточняются правила игры и обязанности каждого судьи.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: формирование навыков совместных действий в парном беге, умения анализировать свои действия и действия товарищей, а также знаний о роли скоростных качеств в развитии организма человека. Учитель должен привести примеры того, в каких жизненных ситуациях они могут пригодиться.

Эстафета со сменой экипажа

Место проведения: снежная площадка размером 25×40 м, на которой размечают линию старта – финиша. Перед линией старта обозначается коридор шириной 2–2,5 м. Напротив каждой команды на расстоянии 40 м от линии старта устанавливают яркий флажок.

Инвентарь: у каждой команды – санки и флажок с высотой древка 1 м; материалы для разметки трассы; секундомер, протоколы.

Содержание и ход игры. Это усложненный вариант предыдущей игры. Назначаются судьи; эти функции также могут выполнять участники команды противника. Играющие делятся на команды по две или три тройки в каждой по такому же принципу, как в игре «Гонки троек», и договариваются между собой, кто будет выступать в роли пассажира, а кто – в роли возницы и с какой стороны он повезет санки.

На старт приглашаются первые тройки, которые находятся в коридоре у линии старта. По сигналу они начинают движение к флажку, огибают его и возвращаются на свои места. Как только весь экипаж и санки окажутся в коридоре, происходит смена экипажа – стартует вторая тройка. Если в команде три тройки, то смена экипажа производится еще раз. Время фиксируется в моменты старта первой тройки и финиша последней.

После каждого заезда судьи делают замечания, объявляют результаты, а также отмечают хорошие выступления отдельных участников.

Правила игры

1. Пассажир может держаться за санки только одной рукой.
2. Если сидящий на санках упал, то он садится на санки в месте падения, и команда продолжает движение.
3. Каждый игрок тройки должен побывать в роли пассажира.
4. Смена экипажа производится только в специально отведенном коридоре.
5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов. Побеждает команда, которая затратила меньше времени и получила меньше штрафных очков. При участии трех команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1 очко, за третье место очки не начисляются. Игра проводится три раза, затем подводится окончательный итог.

Методические указания. При опробовании дистанции уточняются рисунок передвижения, правила игры и судейства.

Желательно, чтобы игроки в тройках были одного пола, а игра проводилась раздельно между мальчиками и девочками. Но возможны и варианты смешанных команд – это зависит от состава играющих, уровня их подготовленности и поставленных задач.

Если санки у команд неодинаковые, следует предложить обмен санками при каждом повторении игры.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) образовательных: формирование навыков совместных действий в парном беге, умения анализировать свои действия и действия товарищей; развитие скоростных качеств, формирование знаний об их значении для здоровья – учитель должен привести примеры того, в каких жизненных ситуациях они могут пригодиться; б) воспитательных: содействие проявлению заинтересованности в совместных действиях, развитие желания бороться за победу своей команды и общий порядок в коллективе. Учащимся необходимо помнить, что успех зависит от согласованности действий всех участников, координации их движений, взаимопомощи и взаимостраховки.

Игры на санках четверками

Гонка в упряжке

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×150 м. Расстояние между линиями старта и финиша – 50–100 м в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся. Кроме того, трасса разделена флажками на отдельные дорожки для каждой команды – шириной не менее 10 м.

Инвентарь: 3 веревки или длинных скакалки и санки для каждой команды; 4 флажка для разметки линий старта и финиша; флажки для разметки дорожек на трассе.

Содержание и ход игры. Назначаются или выбираются судьи на старте, на трассе и на финише. Остальные учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой и рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Команды сами решают, как лучше из скакалок сделать упряжку. В упряжке «лошадки» также меняются местами: каждый из игроков должен побывать в упряжке слева, в середине и справа. В первоначальном построении первый номер – «возница», второй – в упряжке слева, третий – в середине, четвертый – справа.

По сигналу тройка лошадок бежит до линии финиша, а возница старается удержаться на ногах, стоя на санках. При участии четырех команд команда, занявшая первое место получает 3 очка, второе место – 2 очка, третье место – 1 очко; за четвертое место очки не присуждаются. После подведения итогов игроки в четверках меняются ролями: четвертый номер занимает место возницы, все сдвигаются на одно место, а возница встает в упряжку на место второго номера.

Второй заезд выполняется в противоположном направлении, т.е. к линии старта. Подводятся его итоги, и игра продолжается.

Смена ролей проводится после каждого заезда, а затем подводятся итоги всех четырех заездов.

Правила игры

1. Трасса считается пройденной, когда санки пересекут линию финиша.
2. Каждый участник обязательно должен побывать в роли возницы.
3. Если возница потеряет равновесие и упадет, то тройка лошадок останавливается, возница занимает исходное положение на санках в месте падения и команда продолжает движение.
4. Возница может сгибать и разгибать ноги, переносить вес тела с одной ноги на другую и т.п.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше очков и сделала меньше ошибок. Судьи отмечают выступление отдельных участников.

Методические указания. Количество одновременно стартующих команд зависит от ширины площадки и количества четверок: если их больше или меньше четырех, то оговаривается количество победных очков за первое место, и т.д.

Перед проведением состязаний на результат нужно дать возможность командам опробовать дистанцию, а судьям – попрактиковаться в судействе.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) образовательных: развитие чувства равновесия, формирование умения использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия; б) воспитательных: содействие проявлению заинтересованности в совместных действиях, формирование желания бороться за победу своей команды и общий порядок в коллективе. Необходимо отметить, что успех возницы зависит от слаженных действий всех участников игры.

Продолжение следует

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь