Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2010
События. Факты. Комментарии

На новый уровень

О медицинском обеспечении физического воспитания школьников

В данном докладе, представленном на форуме «Россия – спортивная держава» (Казань, октябрь 2009 г.), рассматривается медицинский аспект проблемы организации оздоровления школьников на уроках физкультуры, а также предлагаются пути ее возможного решения.

Проблема эффективной пропаганды здорового образа жизни и адекватной двигательной активности является одной из наиболее сложных и трудно решаемых. Ее изучению посвящено поистине гигантское количество работ самого различного ранга. Ведущие ученые и практические работники сферы физического воспитания на протяжении многих лет вновь и вновь вынуждены возвращаться к этой теме.

Нам же хотелось бы затронуть три важных вопроса.

Во-первых, стоит задуматься: готовы ли мы к качественному медицинскому обеспечению повышенной двигательной активности?

Как показали полученные данные (см. табл. 1), из 4907 учащихся, осмотренных за 5 лет, только 2347 человек (47,8%) от общего числа по состоянию здоровья были признаны пригодными для занятий физической культурой в основной группе; 255 учащихся (5,2%) были освобождены от занятий физической культурой, 360 (7,3%) – зачислены в подготовительную и 1462 (29,8%) – в специальную группы; 483 ученикам (9,8%) рекомендованы занятия ЛФК.

Соответственно, возникает следующий вопрос: какие диагнозы являются основанием для освобождения учащихся от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу?

По полученным нами данным, в подавляющем большинстве случаев речь идет о пограничных состояниях, наиболее эффективным методом коррекции и профилактики которых является именно повышенная двигательная активность.

К сожалению, процесс формирования медицинских групп для занятий физической культурой в учебных заведениях в настоящее время не имеет единой регламентирующей основы. При этом:

  • формулировка диагнозов в подавляющем большинстве случаев носит произвольный характер;
  • основная часть диагнозов требует расширения, без которого они как критерии распределения на медицинские группы неправомочны;
  • обозначение целого ряда пограничных и патологических состояний не вписывается в понятие «диагноз»;
  • в медицинских картах отсутствуют результаты обследований, подтверждающие диагноз, с указанием срока их проведения;
  • ряд состояний, ставших основанием для перевода учащихся из основной медицинской группы, являются пограничными и не могут служить противопоказанием даже для занятий определенными видами спорта;
  • как правило, срок, на который учащиеся зачисляются в специальную медицинскую группу или освобождаются от занятий физической культурой, составляет целый учебный год, что противоречит соответствующим документам, регламентирующим сроки допуска к занятиям отдельными видами спорта после перенесенных заболеваний и патологических состояний.

Таблица 1

Количественный состав медицинских групп, сформированных в период с 1999 по 2003 гг. из числа учащихся школ

Контингент Годы Всего за 5 лет
1999 2000 2001 2002 2003
Осмотрено 1188 982 797 984 956 4907
Основная группа 834 463 256 376 418 2347
Подготовительная группа 0 117 52 61 130 360
Специальная группа 267 298 311 377 209 1462
Группа ЛФК 49 68 115 105 146 483
Освобождено от занятий физической культурой 38 36 63 65 53 255

 

В результате на сегодняшний день огромный процент учащихся безосновательно освобождены от занятий физической культурой либо отнесены к специальной медицинской группе.

Отсутствует также законодательная база, которая определяла бы перечень специалистов, имеющих право оформления соответствующих документов. Практически любой врач и даже школьная медицинская сестра, весьма далекие от спортивной медицины, могут выдать необходимые справки и на весь период обучения в школе освободить ребенка от занятий физической культурой. Когда же такого юношу вызывают на призывную комиссию, оказывается, что диагноз, с которым он так сжился, не является противопоказанием для службы в армии. Пагубные последствия таких случаев совершенно очевидны.

Третий вопрос заключается в том, правильно ли мы организуем занятия физической культурой в школах.

Как показали результаты проведенных нами исследований, отечественные программы по предмету «физическая культура», регламентирующие содержание процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, не отвечают основным требованиям, предъявляемым к организации и содержанию оздоровительных форм массовой физической культуры. Блочный метод построения занятий, отсутствие систематического использования упражнений, направленных на развитие выносливости, функциональной силы основных постуральных мышц и координационных возможностей, являются причиной недостаточной эффективности уроков физической культуры и, как следствие, низкого уровня развития всех физических качеств в среднем у 20–40% учащихся.

В настоящее время у подавляющего большинства детей наблюдаются дисплазия соединительной ткани, отставание костного возраста от паспортного и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата в виде сколиотической деформации позвоночника, продольного и поперечного плоскостопия, мышечных дисбалансов. Это обусловливает необходимость исключения из программы школьного физического воспитания целого ряда афизиологичных общеразвивающих упражнений, которые могут усугубить существующие нарушения или явиться причиной острых травм опорно-двигательного аппарата.

В качестве примера можно привести упражнения типа «Плуг», «Березка», а также вис прогнувшись на гимнастической стенке (см. рис.1):

 

 

Рис. 1. Запрещенные упражнения

При выполнении этих упражнений возникает очень большое давление на шейный отдел позвоночного столба, что нередко приводит к растяжению связочного аппарата, компрессии дисков и формированию нестабильности в данном отделе позвоночника.

Еще один пример – прямые кувырки через голову вперед и назад (см. рис. 2).

Технически правильно выполненный кувырок не несет никакой опасности для здоровья ребенка; в то же время именно после неправильного выполнения кувырков, особенно назад, дети получают самое большое число острых травм шейного отдела позвоночника.

Рис. 2. Кувырки вперед и назад

Медицинское обеспечение массовых оздоровительных форм физической культуры, включая физическое воспитание в дошкольных и образовательных учреждениях, на сегодняшний день не отвечает необходимым требованиям, о чем свидетельствует прогрессирующее увеличение в их рамках числа случаев внезапной смерти. В целях повышения эффективности и безопасности массовых форм оздоровительной физической культуры следует в ближайшее время обсудить целый ряд вопросов, касающихся основных направлений совершенствования медицинского обеспечения повышенной двигательной активности, для развития и поддержания физических кондиций лиц различного возраста и пола, и выйти с предложениями на департаменты соответствующих министерств.

Перечень первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшее время, представляется нам следующим:

  • разработка специального образца медицинской лицензии для оздоровительно-реабилитационных и оздоровительных центров, фитнес-клубов и других заведений подобного профиля; включение в эту лицензию наряду с другими пунктами комплекса обязательных медицинских обследований лиц при их допуске к тренировочным занятиям;
  • внедрение системы сертификации специалистов, работающих в этих заведениях, а также преподавателей физической культуры в образовательных учреждениях с привлечением к этому процессу специалистов по спортивной медицине;
  • передача полномочий освобождения учащихся от занятий физической культурой в средних и высших учебных заведениях, а также распределения их на медицинские группы для занятий физической культурой врачебно-физкультурным диспансерам;
  • пересмотр диагнозов, являющихся основанием для зачисления в специальную медицинскую группу с указанием продолжительности подобного ограничения и для освобождения от занятий физической культурой с указанием продолжительности освобождения;
  • обоснование проведения необходимого комплекса медицинских обследований с указанием срока их проведения для подтверждения диагнозов, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой и зачисления в специальную медицинскую группу;
  • обоснование проведения необходимого комплекса медицинских обследований для допуска учащихся к занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний и травм;
  • изменение содержательной части уроков физкультуры в учебных заведениях с позиции:

    – основных задач всех форм оздоровительной физической культуры;
    – продолжительности удержания определенного уровня развития отдельных физических качеств;
    – сенситивных периодов развития отдельных физических качеств;

  • исключение из комплексов упражнений, используемых в рамках занятий оздоровительной физической культурой, биомеханически опасных в плане возникновения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и острых травм;
  • исключение при тестировании лиц, занимающихся оздоровительными формами физической культуры, прямых методов определения уровня развития отдельных физических качеств, предусматривающих использование тестов с максимальными нагрузками; применение для этой категории лиц косвенных методов, базирующихся на применении дозированных нагрузок с регистрацией определенных физиологических или эргометрических параметров;
  • подготовка преподавателей физической культуры для работы в специальных медицинских группах в рамках специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», предусматривающей получение большого объема медицинских знаний.

Татьяна Виленская ;
Галина Макарова ,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар