Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2009
Методика

Физкультурная компьютеризация

Одной из форм оперативного анализа физической подготовленности учащихся являются проводимые ежегодно «Президентские состязания», которые, существенно отличаются от традиционных соревнований трудоемкой работой по обработке результатов и подведению их итогов. Если в школе 32 класса, то для проведения тестирования понадобится подготовить 64 протокола: 32 – для мальчиков и 32 – для девочек. Обработка вручную займет много времени. Подсчет на калькуляторе результатов одного школьника в среднем занимает 5 мин. А если в школе 640 учащихся? Значит, чтобы «обсчитать» всю школу, требуется три дня непрерывной работы. В результате оперативной обработки не получается, и учащиеся получают информацию о результатах тестирования несвоевременно. Данные трудности легко преодолеваются с помощью компьютера.

Хороша ложка к обеду…

Было замечено, что задержка объяв­ления личных и командных результатов тестирования в определенной мере снижает интерес учащихся к нему. Цель проводимых в начале и в конце учебного года испытаний – выявление общего уровня физической кондиции каждого учащегося, что поможет определить направление занятий (коррекция, ЛФК). Эта информация является очень важной и для ребенка, и для его родителей, и для классных руководителей. Кроме того, учитель физической культуры, опираясь на результаты тестирования, может предложить ребенку посещать ту или иную спортивную секцию.

Для получения результатов тестирования можно применять таблицы Exscel из стандартного пакета Ms Office с соответствующими расчетными формулами: достаточно только внести в нее результаты каждого ученика, участвовавшего в «Президентских состязаниях».

Отпадает необходимость в оформлении большого количества протоколов, экономится время при подсчете результатов. Расчетное время выполнения всей работы определяется скоростью занесения данных в таблицу и составляет не более 5 мин. на один класс. Ученики узнают конечный результат уже к концу урока.

Классный руководитель, родители и учащиеся получают персональные карточки в цифровом и графическом исполнении. Оперативное доведение до ребенка графика его уровня физических кондиций, отражающего сильные и слабые стороны его развития, содействует осознанию им своей деятельности.

На урок – с компьютером

Подготовительная часть

Построение. Сообщение задач урока.

Ходьба по залу на носках, руки за голову; бег по кругу с изменением направления – 3 мин.

Перестроение в колонну по два, в правой руке – скакалка, сложенная вчетверо; дистанция – 3 м.

ОРУ со скакалкой

1. И.п. – о.с., скакалка внизу.
1 – левая нога отведена назад на носок, руки вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же с другой ноги. Поднимая и опуская руки, смотреть на скакалку.

2. И.п. – то же.
1, 3 – руки перед грудью;
2 – руки вверх, встать на носки;
4 – и.п. Поднимая руки вверх и опуская вниз, смотреть на скакалку.

3. И.п. – то же.
1–2 – круг руками влево;
3–4 – круг руками вправо. Во время вращений смотреть на скакалку.

4. И.п. – о.с., руки вперед.
1–3 – руки согнуть, почувствовать напряжение в мышцах рук;
4 – и.п.

5. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – руки вверх, прогнуться;
2 – наклон к левой ноге;
3 – наклон к правой ноге;
4 – и.п.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед.
1 – поднять левое колено к скакалке;
2 – левую отвести назад для замаха;
3 – мах левой вперед;
4 – и.п.;
5–8 – то же правой ногой.

7. И.п. – сед, скакалка справа.
1, 3 – сед углом;
2 – сед согнув ноги;
4 – и.п.

8. И.п. – лежа на спине, скакалку накинуть на ступни.
1–3 – сед, подтягивая себя за скакалку;
4 – и.п.

9. Прыжки через скакалку на двух ногах (10 сек.).

10. Прыжки через скакалку перешагиванием (10 сек.).

11. Прыжки с промежуточным подскоком (10 сек.).

12. Прыжки в максимальном темпе. Каждый ученик подсчитывает количество своих прыжков за 10 сек. Учащиеся перестраиваются в колонну по одному, сдают скакалки и сообщают свой результат. После этого учитель объявляет лучший результат.

Основная часть

Учитель в течение 1 мин. вместе с помощниками готовит место для занятий и показывает, как и в какой последовательности выполнять тестовые задания. В двух тестах – наклоны вперед и отжимания от пола – дети занимаются на тренажерах. Учитель предлагает школьникам придумать новые тренажерные устройства для выполнения этих и других упражнений, распределяет их по станциям, на которых ребята выполняют упражнения в парах: один делает, другой контролирует. Результат заносится в протокол. Далее ученики переходят на следующую станцию по направлению, указанному в протоколе.

Учащиеся выполняют следующие тесты:

  • прыжок в длину с места (результат записывается в сантиметрах);
  • сгибание – разгибание рук в упоре лежа (на количество раз);
  • поднимание туловища за 30 сек.;
  • вис на перекладине на согнутых руках.

По окончании тестирования ученики садятся на скамейку; двое из них несут протоколы на компьютерную обработку.

Заключительная часть

Тем временем остальным предлагается игра «Рыбаки и рыбки». Ученики («рыбки») располагаются по кругу, в центре – «рыбак» (учитель). Он раскручивает скакалку, вращая ее по кругу, а дети прыгают. Если каждому удастся сделать 10 прыжков, то учитель отжимается 10 раз; если нет, то отжимания выполняет тот ученик, которого скакалка задела раньше. Отжимания можно заменить приседаниями, выпрыгиваниями из приседа.

В это время два ученика приносят результаты тестирования.

Релаксация

Все ученики садятся поудобнее на скамейку. Включается расслабляющая музыка. Учитель тихо, спокойно говорит: «Закрыли глаза, успокоили дыхание. Ваше тело расслаблено, дыхание ровное. Слушаем музыку и представляем: зеленый луг, журчащий ручей, бабочки порхают над красивыми полевыми цветами, над вами голубое небо с легкими перистыми облаками. Из травы взлетел жаворонок; он поднимается все выше и выше и поет свою песню, затем опускается все ниже и ниже, пока не исчезает в траве. Медленно открываем глаза».

Класс строится в одну шеренгу. Учитель объявляет результаты тестирования и сообщает, что каждый ученик получит протокол с результатами тестов в виде графика уровня физических кондиций.

Домашнее задание: подумать, как еще можно использовать на уроке персональный компьютер.

Тренажеры для тестирования

Тренажер для подсчета отжиманий

При касании тренажера грудью на калькуляторе, расположенном на высоте 5 см от пола, срабатывает светозвуковой сигнал – это позволяет и учителю, и ученику оценить правильность двигательного действия. На калькуляторе задается программа: 0+1=. В связи с этим отпадает необходимость в постоянном подсчете, так как результат отражается на экране калькулятора.

Вид сверху

Вид сбоку

Рис. 1. Тренажер для подсчета отжиманий

Для изготовления такого тренажера необходимы:

1) фанерная коробка, толщиной не более 5 см, покрытая сверху резиной, например от автопокрышки, для более мягкого касания;
2) микровыключатель, закрепленный внутри коробки, срабатывающий на высоте 5 см;
3) кусок поролона размером 7×4×4 см, устанавливаемый внутри коробки и выполняющий функцию пружины;
4) двухжильный провод длиной 1 м – от выключателя к калькулятору;
5) калькулятор со светозвуковым индикатором (если нет такого, можно использовать и обычный). Калькулятор соединяется с микровыключателем проводом, который в счетной машинке припаивается к кнопке «=». Прежде чем вскрывать калькулятор, проверьте, осуществляется ли им повторное суммирование при каждом последующем нажатии клавиши «=»;
6) дерматиновая полоса размером 10×70 см, которую укладывают внутрь коробки так, чтобы с боков свисало по 30 см.

 

При выполнении упражнения ученик ставит руки на полосу, и тренажер остается на месте при касании его грудью (см. рис. 1).
По окончании выполнения упражнения все оборудование легко упаковывается в ту же коробку.

Тренажер для измерения гибкости

Для его изготовления понадобятся транспортерная лента размером 350×50 см, два деревянных бруска длиной 15 см (можно использовать черенок от хоккейной клюшки), белая краска и кисточка для разметки.

К транспортерной ленте, отступив от края 140 см, прикручивают на шурупы деревянные бруски – упоры, ближний край которых располагается на нулевой отметке, затем краской наносят разметку через каждый сантиметр. Длина тренажера позволяет выполнять упражнение одновременно двум ученикам (см. рис. 2). После окончания занятия транспортерная лента легко скручивается в трубку диаметром 40 см, что очень удобно при хранении.

Рис. 2. Тренажер для определения гибкости

Фото Т.Белоножкиной

Юрий Кощеев ,
учитель физической культуры, школа № 2, п. Восточный, Кировская обл.