Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2009
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Продолжение. Начало в №№ 22, 23

Игры на санках

Встречная эстафета на санках

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×50 м, на каждой стороне которой размечают линию старта, а рядом – коридор шириной 1,5–2 м. Расстояние между линиями старта – 15–30 м, между командами на гоночной трассе – не менее 7 м.

Инвентарь: 2 санок; 4 лыжные палки для каждой команды; свисток; секундомер. Инвентарь для всех команд желательно иметь одинаковый.

Содержание и ход игры. После назначения судей класс делится на две или три команды с четным количеством игроков в каждой. Производится расчет по порядку. Четные номера переходят на противоположную сторону площадки. Обе подгруппы выстраиваются в колонну по два напротив друг друга. Перед одной из линий старта располагаются первые номера на санках с палками в руках; палки – на линии старта.

По сигналу учителя первый номер начинает быстро продвигаться ко второму, отталкиваясь ногами и палками. Как только санки пересекут линию, второй номер разворачивает их, садится на них, берет палки и начинает движение навстречу третьему, и так до тех пор, пока санки не окажутся вновь у первого номера, который поднимает руки вверх и громко говорит: «Есть!». Игра повторяется несколько раз.

В каждом розыгрыше судьи на старте следят за тем, чтобы все игроки подгруппы участвовали в гонке; на трассе – за качеством прохождения дистанции.

Правила игры

1. Нельзя начинать движение до сигнала.
2. Меняться палками и местами на санках можно только в коридоре.
3. Во время прохождения дистанции нельзя вставать с санок.
4. В коридоре должны ожидать своей очереди следующие участники эстафеты, по одному от команды.
5. За нарушение дисциплины и правил игры команда получает штрафные очки.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше победных очков и меньше штрафных. При участии трех команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1, за третье – команда очков не получает.

Методические указания. Нагрузку в игре можно регулировать, увеличивая или уменьшая длину гоночной трассы, а также меняя способы гонки. Эти способы известны детям и уже использовались в других играх, например: стоя на санках, стоя на коленях, сидя на санках, ноги стоят на полозьях санок и др.

Формирование команд, состоящих только из мальчиков или только из девочек, либо смешанных зависит от количества играющих и уровня их подготовленности.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач:

– концентрация внимания на качественном выполнении всех требований игры;
– формирование умения определять, на какие группы мышц выпадает основная нагрузка и какие двигательные качества развиваются в ходе игры, кроме силы мышц.

После проведения пробной игры учащимся предлагается обсудить местонахождение каждого игрока в команде, чтобы как можно меньше времени затрачивать на пересадку участников с санок и на санки, решить, где должны стоять остальные игроки, чтобы не мешать гонщикам.

Судьям предлагается не только фиксировать ошибки, но и отмечать, кто лучше выполнил задание и почему, а также обосновывать свои выводы и наблюдения; учащиеся должны уважительно относиться к замечаниям судей. Заменять судей действующими игроками можно как по одному, так и целыми бригадами, если количество судей равно числу игроков в команде.

Гонки на санках стоя на коленях

Место проведения: ровная снежная площадка с твердым снежным покровом, например во время заморозок после оттепели, размером 50×50 м. Расстояние между линиями старта и финиша – 20–40 м в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Инвентарь: санки; 2 лыжные палки для каждого игрока либо 2–3 комплекта на команду; флажки для разметки дистанции и для работы судей; повязки на рукав для одной из команд; секундомер; протоколы и карандаши. Если команд участвует больше двух, то повязки могут быть разных цветов.

Содержание и организация игры. Класс делится на команды по 4–5 человек в каждой, если позволяет ширина соревновательной трассы. Команды выстраиваются у линии старта. Производится расчет по порядку номеров. Оговаривается сторона, по которой участники игры возвращаются в свою команду. Девочки соревнуются между собой.

Первые номера стоят на коленях на санках у линии старта, вторые держатся за санки сзади. По сигналу вторые номера начинают сильно толкать санки, чтобы создать первоначальную скорость движения. Затем первые номера, отталкиваясь палками, продвигают санки до линии финиша. Судья-секундометрист засекает время прохождения дистанции, а судья-информатор объявляет занятые места и количество победных очков, набранных в первом заезде. Тем временем первые номера быстро возвращают санки на линию старта и встают в конец колонны, вторые принимают исходное положение, а третьи встают сзади вторых, и так до тех пор, пока первые не вернутся на линию старта. После подведения итогов первого заезда стартуют вторые номера, и т.д.

Каждый участник должен пройти дистанцию 2–3 раза.

Правила игры

1. Толчок санок с линии старта выполняется только после сигнала.
2. Гонка считается законченной, когда участник пересечет линию финиша.
3. Если игрок упал, он должен занять исходное положение на санках в месте падения и продолжить гонку.

Подведение итогов. Определение победителя возможно в индивидуальном и командном зачете. Побеждает участник, который на три прохождения дистанции затратил меньше времени. Командное первенство определяется по наименьшей сумме личных результатов участников и наибольшей сумме победных очков. При участии трех соревнующихся команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1, за третье очки не присуждаются.

Методические указания. При проведении пробной игры уточняются ее правила, а судьи тренируются в выполнении своих обязанностей. Работу судьи-секундометриста учитель контролирует лично, чтобы обсудить успехи и недочеты. С одной стороны, учитель осуществляет контроль за работой судьи-секундометриста, а с другой – пресекает недовольство и споры среди учащихся. В этом случае и судьи более ответственно относятся к своим обязанностям.

После того как учащиеся освоят этот вид передвижения на санках, научатся анализировать ошибки – свои и своих товарищей, можно усложнить задание, увеличив дистанцию. В случае командной гонки можно провести игру в форме встречной эстафеты.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) контроль качества двигательных действий – скольжение на санках, отталкиваясь только палками, – на фоне желания как можно быстрее выполнить задание; б) воспитание силы воли и настойчивости; в) тренировка вестибулярного аппарата.

В горку сидя на санках спиной вперед

Место проведения: горка с пологим склоном на пришкольной площадке. Линия старта должна находиться под горкой, а линия финиша – на горке. Расстояние между линией старта и линией финиша – 10–15 м. Можно разметить зону подъема для каждой команды.

Инвентарь: не менее 2 санок для каждой команды; флажки для разметки линий старта и финиша; секундомеры; протоколы.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды с равным числом мальчиков и девочек в каждой. Девочки соревнуются друг с другом. В зависимости от ширины склона и количества учащихся на старт приглашаются все или только две команды. При большом количестве команд одна из них выполняет роль судей: на старте, на трассе и на финише.

И.п. – сидя на санках спиной по направлению подъема, руки держатся за края санок, полозья – у стартовой черты.

По сигналу первые номера, отталкиваясь ногами, поднимаются в горку. Дистанция считается пройденной, когда ноги игрока пересекут линию финиша. За первое место в заезде при участии трех команд присуждается 2 очка, за второе – 1 очко, за третье – очки не присуждаются. Время, затраченное на подъем каждым участником, фиксируется в протоколе и громко объявляется всем игрокам. Как только все поднимутся в горку по одному разу, подводятся итоги заезда: судьи объявляют результаты своих наблюдений и подсчитывают победные очки. Затем судьями становятся участники другой команды. Перед очередным подъемом в горку дается время для анализа и координации своих действий. Подъем в горку каждая команда выполняет не менее трех раз.

Правила игры

1. Санки для всех игроков должны быть одинакового веса и фактуры, лучше всего фабричного производства.
2. Если участник упал, он должен занять исход­ное положение на санках в месте падения и продолжить подъем.
3. При подъеме нельзя поворачиваться и проверять правильность направления движения: любое отклонение от трассы считается ошибкой.
4. На трассе не должно быть никого, кроме участников гонки и судей.

Подведение итогов. Итоги подводятся как в личном, так и в командном первенстве. Побеждает команда, которая набрала больше победных очков, сделала меньше ошибок и затратила наименьшее время по итогам трех попыток.

Методические указания. Желательно предусмотреть одинаковые условия подъема для всех команд – примерно одинаковый уклон и т.п. Если ширина склона невелика, то при повторном подъеме команды меняются местами.


До начала игры каждый участник должен пройти дистанцию не менее одного раза. Затем проводится пробная игра, где уточняются схема продвижения участников и правила игры, а судьи знакомятся со своими правами и обязанностями. Замена судейской бригады действующей командой после каждого подъема дает, с одной стороны, хорошую двигательную нагрузку, а с другой – большее количество учащихся за игру в роли судей научатся замечать ошибки и достижения у одноклассников и лучше поймут свои.

В ходе игры акцентируется внимание на решении задачи развития способности оценивать пространство и время. Во время пробного прохождения дистанции учитель может попросить учащихся прочувствовать направление движения и определить, на какую группу мышц в данном задании приходится основная нагрузка. Можно перечислить основные группы мышц, например рук, ног, спины, живота и др., а дети должны определить ту группу мышц, на которую пришлась основная нагрузка.

Школьникам предлагается самостоятельно определить, какой из подъемов они выполнили быстрее, а затем сравнить свои результаты с записями в протоколе. Анализируются возможные отклонения в сторону при подъеме спиной вперед или, наоборот, правильные действия, способствующие достижению лучшего результата.

Гонки на санках, отталкиваясь только ногами

Место проведения: ровная снежная площадка размером 30–50 м в длину и не менее 20 м в ширину. На площадке отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними – 20–30 м.

Инвентарь: разметочный шнур, флажки для разметки линий старта и финиша; санки для каждого игрока или по 2–3 на команду; секундомеры; протоколы.

Содержание и ход игры. Судьи располагаются на линиях финиша и старта, а также на трассе. Остальные играющие делятся на команды по 5 человек в каждой, которые выстраиваются в колонну по два у линии старта; санки располагают поочередно слева и справа в шахматном порядке. Производится расчет по порядку номеров, и каждый запоминает свой номер. Сторона, по которой участники возвращаются в команду, оговаривается заранее.

Первые номера садятся на санки и располагаются перед линией старта. По сигналу они продвигаются к финишу, отталкиваясь только ногами. Как только полозья санок пересекут линию финиша, судья выключает секундомер и определяет победителя. При участии трех команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1 очко, за третье место очки не присуждаются. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Игра повторяется 2–3 раза. Девочки соревнуются между собой.

Правила игры

1. Нельзя начинать движение до сигнала учителя или судьи на линии.
2. Санки для всех игроков должны быть одинакового веса и фактуры, лучше всего фабричного производства.
3. Во время прохождения дистанции нельзя вставать с санок.
4. На трассе не должно быть никого, кроме участников гонки и судей.
5. За нарушения дисциплины и правил игры команда получает штрафные очки.

Подведение итогов. Итоги подводятся как в личном, так и в командном первенстве. Побеждает команда, которая набрала больше победных очков, сделала меньше ошибок и затратила меньше времени на преодоление дистанции. В личном первенстве суммируется время участника во всех заездах, а победитель определяется по наименьшему времени.

Методические указания. Если площадка позволяет, то в игре может участвовать больше команд, так как чем меньше игроков в команде, тем больше моторная плотность, а значит, и дети не замерзнут, и тренировочный эффект будет выше.

В игре могут участвовать два седока на санках; можно увеличивать расстояние или проводить игру в форме встречной эстафеты.

Ученикам предлагается запомнить свой результат и двигательные действия: длинные или короткие шаги, движения руками, туловищем и др., а затем, сравнивая результаты двух-трех гонок, сделать вывод о том, какие действия наиболее эффективны. Учитель должен объяснить детям, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мышцы, формирует выносливость, смекалку и приучает действовать самостоятельно.

Очень важно уметь ответственно относиться к выполнению задания, корректно вести диалог при анализе игры и разборе ошибок.

При подведении итогов важно показать, как решались задачи формирования у школьников уверенности в своих силах, убеждения их в том, что они могут улучшить свое физическое состояние. При этом следует делать акцент на результат каждого ученика в каждой попытке, анализ успехов и ошибок, но наиболее эффективным в данном случае будет анализ действий, позволивших улучшить результат.

Эстафета лежа на санках

Место проведения: ровная снежная площадка размером 20×40 м. Расстояние между линией старта и коридором – 10–30 м в зависимости от уровня подготовленности и возраста учащихся. Коридор и линию старта размечают на противоположных сторонах флажками и цветной линией шириной 1,5–2 м. Ширина каждой дорожки – 3 м.

Инвентарь: санки для всех команд – желательно одинаковые; флажки для разметки линии старта и коридора; палка с заостренным концом; шнур и краска для разметки дорожек; варежки, обшитые водоотталкивающей тканью.

Содержание и ход игры. Игра проводится с небольшим количеством участников в каждой команде. Заранее назначают или выбирают судей, определяют их обязанности и права.

Первые номера команд располагаются на линии старта в полуприседе, руки на санках. По сигналу они ложатся на санки, оттолкнувшись ногами для ускорения, а затем, отталкиваясь только руками, продвигаются к коридору. В коридоре они разворачивают санки, отталкиваются ногами, ложатся на санки и таким же способом продвигаются к линии старта – финиша. Засекается время каждого игрока и определяются победные очки за занятые места в каждом из заездов. При участии четырех команд игрок, первым выполнивший задание, получает 3 очка, за второе место присуждается 2 очка, за третье – 1 очко. Участник, занявший последнее место, очков не получает. Время прохождения дистанции громко объявляется и фиксируется в протоколе. Затем стартуют вторые номера, и т.д. По окончании игры в течение 2–3 мин. судьи рассказывают о ее итогах, учащиеся анализируют свои действия для улучшения личного и командного результата. Игра повторяется 2–3 раза, затем подводится общий итог.

Правила игры

1. Поворачивать санки можно только в коридоре, выход за его пределы считается ошибкой.
2. Отталкиваться ногами можно 2 раза – со старта и после поворота. За каждый толчок ногами на трассе участник получает штрафное очко.
3. Нельзя заезжать на дорожку соперников. За нарушение участник получает штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше очков и сделавшая меньше ошибок. В личном первенстве выигрывает ученик, который в сумме всех попыток затратил меньше времени и набрал больше победных очков. Следует отметить учащихся, сумевших найти и исправить свои ошибки и улучшить результат. Девочки соревнуются между собой; личное первенство определяется отдельно для мальчиков и для девочек.

Методические указания. До проведения игры следует дать время учащимся потренироваться в таком способе передвижения на этом занятии или на предыдущем. При этом определяется рисунок передвижения, уточняются правила, анализируются возможные ошибки. Судьи тренируются в судействе, совершенствуются в умении работать с секундомером и заполнять протоколы.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) контроль техники выполнения освоенных движений в нестандартных условиях урока на фоне желания быстрее выполнить задание; б) воспитание силы воли и настойчивости; в) тренировка мышц рук и плечевого пояса. Учитель должен обсудить с детьми, в каких жизненных ситуациях может пригодиться умение передвигаться таким способом, и разобрать примеры.

Встречная эстафета лежа на санках

Место проведения: ровная снежная площадка размером 20×50 м. Дистанция между стартовыми линиями – 15–30 м. Ширина коридора – 2–2,5 м.

Инвентарь: 1 санки на команду – желательно одинаковые для всех команд; палка с заостренным концом, флажки, шнур и краска для разметки дорожек, линий старта и коридоров; яркие повязки на рукав для двух команд двух цветов; варежки, обшитые водоотталкивающей тканью.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды с четным числом участников. Производится расчет по порядку. Четные номера переходят на противоположную сторону площадки. Подгруппы выстраиваются в колонну по два у линий старта друг напротив друга.

Первые номера располагаются в полуприседе, руки на санках. По сигналу они ложатся на санки, отталкиваясь ногами для ускорения, а затем, отталкиваясь только руками, продвигаются ко вторым номерам. Как только первый номер пересечет финишную линию, он встает с санок и быстро передает их второму, а сам встает в конец колонны, тот выполняет задание и передает санки третьему, и так до тех пор, пока подгруппы не поменяются местами, а санки не окажутся вновь у первого номера. Тогда он поднимает руку вверх и громко говорит: «Есть!». При участии трех команд команда, первой выполнившая задание, получает 2 очка, второй – 1 очко, третьей – очков не получает. После подведения итогов игра повторяется несколько раз.

Правила игры

1. Передача санок и смена участников производится только в коридоре.
2. Отталкиваться ногами можно только со старта.
3. Ноги во время продвижения по трассе не должны касаться земли.
4. Если на трассе санки остановились, игрок может придать ускорение толчком ногами, но при этом получает штрафное очко.

Подведение итогов. Побеждает команда, которая набрала больше очков и сделала меньше ошибок.

Методические указания. Очень сложно сделать снежную трассу совершенно одинаковой для всех команд. Поэтому, чтобы избежать споров о неравных условиях соревнований, по окончании игры команды следует менять местами. Вместо отталкивания ногами на старте игрокам можно предложить вариант, когда санки подталкивает игрок, стоящий сзади.

При проведении пробной игры определяется рисунок передвижения, уточняются правила, а судьи практикуются в выполнении своих обязанностей.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) воспитание у детей взаимопомощи, взаимовыручки для достижения общих целей совместными усилиями; б) воспитание выносливости, самостоятельности, развитие смекалки; в) формирование осознанной потребности в укреплении своего здоровья.

Учащиеся всегда должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра; они должны быть уверены, что это помогает им тренироваться в выполнении того или иного приема и укреплять мышцы.

Продолжение следует

Фото из архива редакции

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь