Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2009
Методика

Самбо в школе

Умения и навыки самозащиты, особенно техника безопасного падения, необходимы современным детям. Автор этой статьи считает, что начинать обучение элементам самообороны нужно с 5-го класса. Основной упор при этом надо делать на приобретение устойчивых навыков безопасного падения, а уже в старших классах изучать различные приемы: освобождение от захватов, защиту от холодного оружия.

Гимнастика помогает…

30–40 лет назад школьники страны успешно сдавали нормы ГТО разных ступеней. Одним из обязательных испытаний была демонстрация умения использовать приемы самбо – самозащиты без оружия. Что мешает возродить в наших детях умение постоять за себя и своих близких?

Ни для кого не секрет, что уровень физической подготовленности современных школьников значительно ниже, чем у их сверстников 70–80-х годов прошлого столетия. В век всеобщей компьютеризации и прогресса, когда необходимы дополнительные знания, получаемые ценой многих часов просиживания за книгами и учебниками, компьютерами; достаточно хороших бытовых условий, разнообразного и полноценного питания налицо явная нехватка двигательной деятельности. Из 12 современных мальчишек не могут отжаться от пола 7–10 человек, и лишь немногие умеют подтягиваться. Следовательно, юношам и девушкам нужно выполнять больше разносторонних физических упражнений для развития силы.

В большинстве школ во второй четверти изучают гимнастику. В содержание программы входят не только общеразвивающие упражнения, но и акробатика: различные перекаты, кувырки вперед и назад, стойки. Почему бы, пока не забыты двигательные навыки, начиная с 5-го класса не выделять ежегодно по 6–8 ч на формирование устойчивого навыка безопасного падения вперед, на бок, назад? Тогда в старших классах школьники смогут изучать приемы самбо в парах, не боясь получить травму. К тому же навыки безопасного падения защитят их от травм при падениях на улице, а также во время занятий на катках и в спортивных секциях.

Почему это нужно делать ежегодно? Потому что одних только знаний недостаточно для применения их в неожиданной ситуации – необходим устойчивый навык.

Где найти время и место?

Хорошо, если в школе на физкультуру отводится три урока в неделю. Тогда вопрос о том, как найти время для преподавания самбо, не стоит. При двух занятиях в неделю мы предлагаем включить в школьную программу уроки самозащиты без оружия вместо уроков баскетбола. Желательно, чтобы уроки физкультуры в старших классах на время изучения данного материала были сдвоены так же, как уроки лыжной подготовки. Это связано с тем, что учащимся необходимо провести дополнительную разминку, а это отнимает время от основной части урока, и уложиться в 45 мин. очень сложно.

Для проведения занятий по самбо нужна определенная материально-техническая база. При этом никакого дорогостоящего инвентаря не потребуется: вполне достаточно нестандартного борцовского ковра размером от 6×6 до 12×12 м; в крайнем случае можно использовать листы татами. Выкладывать ковер на каждый 45-минутный урок – это очень трудоемкая работа, а постоянно держать в зале борцовский ковер – большая роскошь, возможная лишь в школах с несколькими спортивными залами или с профильным изучением самбо.

Открытый урок

Тема: Изучение безопасного падения назад на спину через партнера.

Задачи:

образовательная – ознакомить обучающихся с приемами самостраховки при неожиданном падении;
воспитательная – воспитывать самодисциплину и умение взаимодействовать при выполнении упражнений;
оздоровительная – развитие координационных способностей.

Подготовительная часть

Объявляя тему и задачи урока, учитель акцентирует внимание детей на том, что во время падения на спину не надо паниковать – необходимо сгруппироваться, прижав голову к груди, и сделать сильный хлопок руками.

После построения и строевых приемов проводится беговая разминка: бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени назад, приставными шагами правым и левым боком, спиной вперед, скрестным шагом. После упражнений на восстановление дыхания дети выполняют прыжки на правой и левой ноге. Потом – ходьба в полуприседе, в полном приседе, прыжки в приседе, ОРУ, упражнения на гибкость, специальные упражнения.

Опустившись, принять упор головой: стоя на коленях, и лбом и руками, расставленными на ширину плеч, упереться в ковер. Перекаты головой для дополнительной разминки шеи.

Основная часть

1. Повторение кувырка вперед через плечо со страховкой. Дистанция – два кувырка. Педагог обращает особое внимание на правильность положения руки при страховке, положения тела и ног при кувырке.

2. Кувырок назад со страховкой. Педагог обращает внимание на положение головы и рук при перекате на спину, голова не должна касаться ковра.

3. Объяснение и показ падения на спину через партнера со страховкой. Голова прижата к груди и наклонена в любую удобную для борца сторону. Это связано с тем, что, перекатываясь назад, ученик должен перенести ноги через противоположное плечо: например, если голова наклонена вправо, то ноги при перекате переносятся влево, и наоборот.

4. Выполнение задания в парах. Первый номер принимает положение «низкой скамейки»: сидя на коленях, таз касается пяток, руки согнуты, локти упираются в ковер.

Второй номер садится так, чтобы его бедра касались спины партнера, таз при этом съезжает и касается мата.

В этот момент ученик делает сильный хлопок о ковер прямыми руками, держа голову на груди.

Выполнив упражнение 10–12 раз, партнеры меняются местами.

5. То же самое упражнение выполняется из положения «высокой скамейки»: упор стоя на коленях.

6. Мальчики выстраиваются в одну колонну, а девочки – в другую. Первые номера принимают положение «высокой скамейки». Остальные по порядку выполняют падение на спину со страховкой.

Когда последний участник выполнит задание, вторые номера меняются местами с первыми, и так до тех пор, пока на месте первых не побывают все учащиеся.

Заключительная часть

1. Игра «Бой петухов». Класс делится на две команды, которые выстраиваются по росту друг напротив друга. Из каждой команды выходит по одному участнику по порядку начиная с самых высоких. Прыгая на одной ноге и держа руки за спиной, соперники пытаются принудить друг друга опереться на вторую ногу. Тот, кто упал, сошел с ковра или коснулся его второй ногой, считается проигравшим. Затем выходят вторые номера.

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пройдут испытание.

 

2. Упражнение на восстановление дыхания. Подведение итогов игры. Победившей считается та команда, игроки которой одержали больше побед.

3. Общее построение. Подведение итогов урока. Учитель сообщает детям, где в повседневной жизни может пригодиться умение правильно падать на спину: например, если вы поскользнулись, или при катании на коньках. Важно помнить, что руки – это амортизаторы, которые помогают нам не допустить ушибов, а голову в случае падения надо всегда прижимать к груди, чтобы избежать сотрясения мозга.

Фото автора

Роман Алексеев ,
Центр образования № 118, г. Москва