Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2009
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Продолжение. Начало в № 22/2009

Под обстрелом

Место проведения игры: прямоугольная площадка размером 6×10 м, ограниченная линиями. Игру можно проводить в зале или на площадке зимой и летом.

Инвентарь: шнур с яркими флажками или палка с заостренным концом для разметки площадки; приготовленные заранее снежки.

Содержание и ход игры. Для каждой команды назначается судья. Для девочек площадка может быть несколько меньше. Остальные играющие делятся на команды мальчиков и девочек с равным количеством игроков и рассчитываются на первый и второй. Первые номера – перебежчики располагаются за лицевой линией, а вторые встают за боковой линией площадки – это стрелки. Они заготавливают для себя по одному снежку на каждого перебежчика. Все учащиеся занимают места – каждый у своей линии.

По сигналу перебежчики по одному быстро бегут через площадку к противоположной стороне. В это время стрелки, находясь за боковыми линиями, стараются осалить снежком перебежчиков. Как только первый перебежит площадку, начинает бег второй, и т.д. Когда первые номера закончат перебежку, подсчитывается количество осаленных, и подгруппы меняются ролями. Обе команды имеют равное число попыток. Лучше всего, если игроки будут перебегать сначала по сигналу учителя, а затем по сигналу судьи-помощника и самостоятельно.

Статья опубликована при поддержке ООО «Принт-Формула». Если вам нужна массовая и качественная цветная печать, то вам следует обратится в компанию «Принт-Формула». Типография ПринтФормула напечатает все что вам нужно: рекламные буклеты, стикеры, брошюры, визитки и даже книги! Посетите официальный сайт компании www.print-formula.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Правила игры

1. Разрешается перебегать с одной стороны площадки на другую только по одному.
2. Бросать снежки можно только из-за линии площадки, не переступая ее. Попадание за линией не засчитывается.
3. За каждое попадание начисляется 1 очко.
4. Броски должны быть направлены ниже пояса – по ногам. Попадание выше пояса не засчитывается.

Подведение итогов. Следует отметить игроков, набравших больше очков, а также тех, кто ни разу не был осален.

Методические указания. Для подсчета результатов игры можно назначить помощников. Учитель должен воспитывать у детей доброжелательное отношение к сопернику. Возможен и такой вариант, когда игра идет на одной площадке, например при небольшом количестве игроков – не более 10–12 человек – и с участием смешанных команд. После того как пробежит первый номер, подсчитывают количество попаданий в него, затем перебегает второй номер, и так до тех пор, пока не пробегут все игроки команды, после чего подсчитываются общие результаты, и команды меняются ролями. Зачет у мальчиков и девочек раздельный.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) развитие способности правильно оценивать ориентирование в пространстве; б) улучшение глазомера; в) совершенствование координации движений; г) совершенствование точности попадания в подвижную цель (разобрать пример).

В игре необходимо воспитывать сознательную дисциплину, приучать детей к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Снеговик

Место проведения: ровная снежная площадка на школьном дворе, в парке размером не менее 20×50 м с размеченной линией старта; в 15 м от нее – флажки для каждой команды, место для лепки снеговиков.

Инвентарь: метла, колпак или ведро; мелкие цветные предметы для обозначения рта, носа и глаз для каждой команды; свисток и разметочный шнур, флажки для разметки площадок.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды-тройки за 1–2 дня до урока и приносят с собой предметы, необходимые для лепки. Расстояние между командами – 8–10 м отмечают разделительной чертой. Все предметы кладут у линии старта; их можно переносить только по одному. Команды-тройки выстраиваются у линии старта.

По сигналу команды начинают лепить снеговика и оформлять его, затем вновь выстраиваются у линии старта. Капитан поднимает руку и громко говорит: «Есть!».

Правила игры

1. Снег для снеговика можно брать только на специально отведенной площадке.
2. Использовать предметы для оформления снеговика можно только свои.
3. Нельзя мешать другим учащимся выполнять задание.
4. За каждое нарушение правил команда лишается 0,5 балла.

Подведение итогов. При участии пяти троек команда, первой выполнившая задание, получает 4 очка, второй – 3 очка, третьей – 2 очка, четвертой – 1 очко, пятой – очки не получает.

Судьи-помощники, назначаемые заранее, вместе с учителем оценивают качество лепки снеговика по следующим критериям: красота, устойчивость и величина. Максимальная оценка – 10 баллов.

Методические указания. Команды желательно формировать так: дети сами определяют, что и кому принести в школу для оформления снеговика, не забыв запасные варежки для себя. Число игроков может быть и большим – это зависит от количества играющих и величины площадки.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) воспитание ответственного отношения к выполнению задания; б) формирование умения вести диалог при анализе игры, разборе ошибок и подведении итогов; соблюдать правила, точно выполнять свои обязанности, правильно, справедливо и объективно оценивать поступки других, подчинять личные интересы интересам коллектива. Учитель должен контролировать выполнение задания: делать своевременные замечания, поправки, давать рекомендации.

Снежком по мишеням

Место проведения игры: ровная снежная площадка размером не менее 50×50 м. Если игра проводится на открытой площадке, то яркие мишени – три круга диаметром 0,5 м, 1 м и 1,5 м устанавливают на специальной подставке. Если площадка размещается у стены или у прочного забора, то мишени можно нарисовать на заборе или стене.

Инвентарь: снежки, которые необходимо подготовить заранее; по 2 мишени для каждой команды. Мишени могут быть самыми различными (см. № 22/2009).

Содержание и ход игры. На площадке устанавливают мишени по количеству команд. Расстояние между линией броска и мишенью – 5 м и более в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.

Класс делится на команды с равным числом игроков в каждой. Производится расчет по порядку. Команды выстраиваются в шеренги у линии броска.

Игроки запасаются снежками и складывают их у линии броска. Каждый игрок выполняет 2 броска подряд. По сигналу первые номера бросают снежок в цель и встают в конец шеренги. Затем бросок выполняют вторые номера, и т.д. За попадание в центр мишени игрок получает 3 очка, в средний круг – 2 очка, во внешний – 1 очко. За попадание в поле мишени очки не присуждаются. Затем подводят промежуточные итоги, пополняют запас снежков, и игра повторяется.

Правила игры

1. Броски можно выполнять только с линии старта. Игроку, заступившему за линию, попадание не засчитывается.
2. Броски можно выполнять только после сигнала. За нарушение начисляется 1 штрафное очко.
3. Если игроку помешали, то он имеет право повторить бросок.

Подведение итогов. Побеждает команда, набравшая больше очков за равное число попыток и меньше штрафных очков. Здесь отмечаются и личные результаты.

Методические указания. Если игра проводится не в первый раз, учителю нужно взять с собой на занятие результаты прошлого урока и, подводя итоги, отметить личный успех каждого учащегося, а если результаты стали хуже, то обязательно выяснить причину.

В эту игру хорошо играть, когда снег липкий. В каждой команде должно быть не более 3–4 игроков, чтобы дети не мерзли и выполнили как можно больше метаний снежком. Для этого необходимо иметь несколько мишеней, даже если они будут с различным рисунком. В этом случае после каждого подведения итогов команды меняются местами.

Вариантов выполнения бросков может быть много: поочередно правой и левой рукой, с места и с разбега и др.

При проведении состязаний на личное первенство можно переформировать команды: например, в первой – игроки, сделавшие больше удачных попаданий в цель, во второй – набравшие по 4–5 очков и т.д. Для первой и второй команд расстояние от линии старта до мишени увеличивается на 1 м. То есть в зависимости от подготовленности класса игру можно проводить на нескольких уроках, постепенно увеличивая сложность задания.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) развитие способности правильно рассчитывать силу броска; б) совершенствование техники исполнения освоенных движений в нестандартных условиях игры; в) воспитание привычки к соблюдению дисциплины, правил игры и техники безопасности.

Снежком по мячу

Место проведения: ровная снежная площадка размером не менее 50×50 м, разделенная на несколько маленьких площадок размером 10×10 м по количеству команд.

Инвентарь: старый набивной мяч; можно изготовить его специально для зимних игр, сделав чехол из водостойкой ткани, или слепить ком снега и облить его водой, чтобы получилась крепкая ледяная мишень. Снежки заготавливает каждый для себя сам. Их количество оговаривается в зависимости от правил игры.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды по 3–6 человек в каждой. Порядок расположения вокруг площадки для выполнения броска зависит от условий и количества играющих. Игроки одной команды могут располагаться по одну или по обе стороны площадки, у каждого по 3 снежка. В центре площадки – набивной мяч. По сигналу игроки выполняют броски одновременно, если в команде 3 человека; если 6 человек, то следует броски выполняются поочередно командами-тройками. При наличии достаточного количества судей можно организовать поочередные броски в командах.

Правила игры

1. Если игрок заступил за линию броска, то попадание не засчитывается.
2. Если игрок выполнил бросок до сигнала судьи, то попадание не засчитывается.
3. Если на одной стороне площадки 4–5 человек, то крайним игрокам разрешается сделать шаг вперед за линию броска.

Подведение итогов. Побеждает команда, сделавшая больше попаданий с наименьшим количеством ошибок.

Методические указания. Для поддержания интереса учащихся броски по мячу можно выполнять стоя за кругом диаметром 10 м. В этом случае у всех будут равные условия.

Выполнять броски в горизонтальную цель можно по-разному: например, изменить правила, метод подведения итогов и т.п.

Если действуют несколько судей, то можно в течение игры заменять их игроками или командой в целом. В этом случае игру можно проводить несколько раз, чтобы все игроки, включая судей, могли сделать одинаковое количество бросков.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) совершенствование точности броска и глазомера; б) обучение анализу своих действий и действий товарищей в ходе игры; в) содействие развитию коммуникативных способностей. Учителю следует совместно с детьми анализировать игровые ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, укреплять их дружбу.

Игры на санках

А так на санках сможешь?

Место проведения: ровная снежная площадка размером 20×50 м. Расстояние между линиями старта (финиша) и коридором – 15–30 м в зависимости от уровня подготовленности и возраста учащихся.

Инвентарь: санки (как минимум две или три) и лыжные палки у каждого участника; 4 ярких флажка; повязки на рукав или другие отличительные знаки. Лыжные палки можно заменить обыкновенными палками соответствующего размера с заостренными концами.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 3–4 человека в каждой. Учащиеся выстраиваются в колонну по одному или в две шеренги у линии старта (финиша). Производится расчет по порядку. На старте первый участник стоит на санках, полозья которых касаются линии старта, с палками в руках.

По сигналу первые номера, отталкиваясь только палками, скользят на санках к коридору, там разворачивают санки, встают на них и продолжают движение. Дистанция считается пройденной, когда санки пересекут линию старта – финиша. Затем подводятся итоги первого заезда, потом стартуют вторые номера, и т.д. Маршрут возвращения оговаривается заранее. Дистанция для девочек должна быть короче на несколько метров. Подводятся итоги первого тура, и игра повторяется не менее трех раз.

Правила игры

1. Каждый участник должен пройти всю дистанцию указанным способом.
2. Если игрок упал, он лишается 1 балла.
3. Если участник коснулся ногой земли, он лишается 0,5 балла; при повторном падении – 1 балла.
4. Если игрок начал движение до сигнала судьи, он лишается 0,5 балла.
5. За нарушение дисциплины судьи-помощники могут лишить игрока 0,1–1 балла.

Подведение итогов. Можно определить победителя как в командном, так и в индивидуальном первенстве. Например, правильное прохождение дистанции оценивается в 5 баллов, т.е. каждый участник до начала игры может иметь максимум 15 баллов. Если игрок не совершил ни одной ошибки, он может принести своей команде 15 баллов. Кроме того, в каждом забеге определяются места и победные очки, которые оговариваются в зависимости от количества команд.

Выигрывает команда, сохранившая наибольшее число баллов за качество выполнения упражнения и набравшая больше победных очков.

Методические указания. Игру можно проводить с учащимися 4–6-х классов: мальчики соревнуются с мальчиками, а девочки – с девочками.

До проведения игры-соревнования на нескольких занятиях дети осваивают технику передвижения, стоя на санках и отталкиваясь палками. Тем не менее, до начала соревнования каждой команде и каждому игроку следует дать время опробовать дистанцию.

Для достижения большего двигательного эффекта и пользы для физического развития детей следует формировать команды с небольшим количеством игроков.

В зависимости от поставленных задач, количества играющих и наличия инвентаря эту игру можно проводить с фиксацией только командного результата, т.е. определяется время и начисляются победные очки после прохождения дистанции всей командой; а также как встречную эстафету.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) формирование умения самостоятельно находить решения для быстрого прохождения дистанции исходя из условий игры и используя собственный опыт; б) тренировка в сохранении равновесия – нахождение оптимально устойчивой стойки, положения палок и места для отталкивания ими, во время движения туловища до и во время толчка палками – сгибания и разгибания ног и др.

Зигзагом на санках с шестом

Место проведения: ровная снежная площадка с твердым снежным покровом – например, во время заморозков после оттепели – размером не менее 50×2 м. По дистанции расставляют 4 флажка, расстояние между которыми – 5 м.

Инвентарь: по 4 флажка разного цвета, санки и шест с острым металлическим концом для каждой команды.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды не более 3–4 человек в каждой. Команды выстраиваются в шеренги перед линией старта, расположившись в любом порядке в зависимости от размеров площадки, чтобы у всех была возможность наблюдать за продвижением своего товарища на санках.

И.п. – санки перед линией старта. Игрок одной ногой стоит на них, в руках – шест или длинная палка с заостренным концом.

По сигналу, отталкиваясь одной ногой и шестом, первые номера приводят санки в движение, а затем, отталкиваясь только шестом, стараются зигзагом пройти между флажками, огибают последний флажок и возвращаются к линии финиша также зигзагом. Дистанция считается пройденной, когда санки пересекут линию финиша. После подведения итогов первого заезда стартуют вторые номера, и т.д., пока все игроки не пройдут дистанцию.

Для каждой команды назначается судья на старте и на трассе. После первого этапа состязаний назначаются новые судьи, а прежние судьи принимают участие в гонках. Смена производится так, чтобы у всех учащихся было по три попытки прохождения дистанции на санках и все могли попробовать свои силы в роли судей.

Правила игры

1. Движение можно начинать только после сигнала.
2. Если игрок упал, он должен подняться и продолжить дистанцию с этого места.
3. За каждый сбитый флажок команда лишается 1 очка, за падение – 2 очков.
4. Если игрок выполнил задание без ошибок, он сохраняет свои баллы.

Подведение итогов. Каждый игрок проходит дистанцию 2–3 раза. Правильное прохождение дистанции один раз оценивается в 10 баллов, три раза – в 30 баллов; за допущенные ошибки баллы снимаются.

Кроме того, определяются места и начисляются победные очки отдельно для первых номеров, затем для вторых и т.д. Порядок начисления устанавливается в зависимости от количества команд.
Выигрывает команда, сохранившая наибольшее число баллов за качество выполнения упражнения и набравшая больше победных очков.

Методические указания. Игру можно проводить только после того, как дети как следует освоят катание, отталкиваясь шестом стоя на санках, – сначала по прямой линии, а затем и зигзагом, – и игру «А так на санках сможешь?». Вначале можно игру проводить только в одну сторону и с меньшим количеством флажков.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: а) тренировка чувства равновесия и развитие координации движений; б) формирование умения самостоятельно находить решения для быстрого прохождения дистанции исходя из условий игры; в) воспитание смелости, чувства ответственности перед командой, умения сосредоточивать свои силы на выполнении задания.

Для девочек дистанция должна быть короче и устанавливается только 3 флажка. Победители в личном первенстве определяются среди мальчиков и девочек отдельно.

Карельские гонки

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×50 м. На одной стороне площадки отмечают линию старта (финиша), а напротив каждой команды устанавливают яркий флажок на расстоянии 15–30 м от линии старта в зависимости от возраста, пола и уровня подготовленности детей.

Инвентарь: 2 санок, 4 лыжные палки и 1 флажок для каждой команды; свисток, секундомер, протоколы, карандаши. Инвентарь желательно иметь для всех одинаковый.

Содержание и ход игры. В каждой команде по 3–4 человека, которые располагаются вдоль длинных сторон площадки, у линии старта – по одному игроку от каждой команды. Расстояние между командами – 7–10 м. Первые номера – капитаны, сидя на санках, держат в руках лыжные палки.

Учитель включает секундомер, а игроки, отталкиваясь ногами и палками, стараются как можно быстрее обогнуть флажок и пересечь линию финиша. Пока первым номерам сообщают время прохождения дистанции и занятое место в их заезде, вторые номера принимают исходное положение у линии старта. Затем задание выполняют вторые номера, и т.д. Игра проводится не менее трех раз, потом подводится общий итог.


Назначаются судьи на линии старта и по одному для каждой команды на трассе. Судья на старте следит за правильностью смены участников, чтобы все игроки подгруппы участвовали в гонке, а судьи на трассе – за прохождением дистанции.

Правила игры

1. Начинать движение можно только после сигнала.
2. При прохождении дистанции нельзя отрывать таз от санок.
3. Огибая флажок, нельзя его задевать.
4. За каждое нарушение правил команда получает 1 штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше очков и сделавшая меньше ошибок. При участии четырех команд – пришедшая первой получает 3 очка, второй – 2 очка, третьей – 1 очко; последний участник очки не получает.

Методические указания. Игра проводится с небольшим количеством игроков. Но если снежная площадка достаточно велика и инвентарь имеется в достаточном количестве, то возможно ее проведение и с большим числом игроков и команд. Для девочек, если они участвуют в соревновании, дистанцию делают короче, и они соревнуются друг с другом.

До начала игры дети должны опробовать дистанцию, а судьи практикуются выполнять свои обязанности.

Учащиеся должны знать, что победить себя вполне можно. Для этого нужно постараться улучшить свой результат на дистанции. Так как, кроме начисления победных очков за занятые места, фиксируется время прохождения дистанции каждым игроком, при анализе игры следует обратить внимание учащихся на улучшение своих показателей. Особенно это касается физически ослабленных детей. Они не надеются победить более сильного соперника и не пытаются это сделать, а вот улучшить свой собственный результат они могут. Такой подход воспитывает у учащихся уверенность в своих силах.

В ходе игры необходимо учить детей анализировать свои действия, ошибки и исправлять их, а также уметь слушать и понимать замечания других участников и судей.

Учитель должен напомнить детям, что дышать следует через нос, особенно при вдохе, чтобы вдыхаемый воздух согрелся.

Продолжение следует

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь