Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2009
События. Факты. Комментарии

Здоровьесбережение в школе: аспект физической культуры

Доклад на круглом столе «Модернизация физического воспитания в условиях общего образования»

Уважаемые участники конференции, коллеги!

Позвольте мне от Министерства образования и науки Российской Федерации приветствовать вас и пожелать успешной и плодотворной работы.

Модернизация физического воспитания в условиях общего образования непосредственно связана с сохранением и укреплением здоровья наших детей, что является одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию перед системой образования поставлена конкретная задача − создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически; чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. И, конечно, уроки физкультуры в духе такой идеологии образования должны приносить каждому школьнику радость, помогать формировать в нем культуру здорового образа жизни.

Решение вопросов, связанных со здоровьесбережением школьников, в настоящее время осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, учреждений образования и здравоохранения, других заинтересованных структур.

Алина Левитская

Так, к настоящему времени на федеральном уровне приняты и реализуются:

  • Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007−2010 годы, раздел «Здоровое поколение»;
  • Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации и план ее реализации на период до 2010 года;
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.

Учитывая, что важнейшим аспектом здоровьесбережения обучающихся является физическая культура, в целях совершенствования ее преподавания в общеобразовательных учреждениях, в 2008 году министерством издан приказ о внесении в федеральный компонент стандарта изменений, предусматривающих дополнительные занятия игровыми видами спорта (приказ от 3 июня 2008 г. № 164). Физическая культура как обязательный предмет представлена на всех ступенях образования и вводится с первого класса из расчета двух уроков в неделю. При этом министерством рекомендуется отводить на данный предмет дополнительный третий час в неделю за счет часов вариативной части учебного плана.

По информации, поступающей из субъектов РФ, во многих регионах (Ленинградская обл., Волгоградская обл., Костромская обл., Пензенская обл., Забайкальский край и др.) уже введен дополнительно третий час физической культуры, в который включены: хореография, фитнес, аква-аэробика, национальные и другие виды спорта.

В настоящее время разрабатывается и поэтапно вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», подписанный министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, от 6 октября 2009 г. № 373 находится на регистрации в Минюсте России.

Отличительной особенностью стандартов нового поколения является, помимо определения единых требований к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, установление требований к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным.

Более подробно о ходе разработки стандартов нового поколения скажет Кондаков Александр Михайлович, научный руководитель проекта по разработке ФГОС Российской академии образования. Отмечу лишь, что в стандарте заложено не только содержание, соответствующее реалиям современной ситуации, но и требования к средствам, технологиям, формам работы, направленным на повышение интереса и привлекательности урока физкультуры, развитие мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Мы видим свою задачу в том, чтобы существенно обновить в стандартах, прежде всего, инвариантную (базовую) часть, предоставив возможность субъектам Российской Федерации разработать вариативную часть стандарта с учетом специфики региона, его национальной культуры и традиций, природно-климатических условий.

В феврале этого года на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова состоялось обсуждение вопроса о совершенствовании учебных программ по физической культуре в образовательных учреждениях, был рассмотрен вопрос о возможностях использования современных инновационных здоровьесберегающих технологий, в том числе программ физического воспитания учащихся 1−11-х классов по авторским методикам, например по методике С.М. Бубновского.

Структура содержания учебных программ как по физической культуре, так и по адаптивной физической культуре в соответствии с новыми стандартами включает в себя образовательный блок и блок двигательного совершенствования. Именно на развитие физической культуры обучающегося ориентированы новые физкультурно-оздоровительные технологии, которые предусматривают восстановление нарушенного здоровья и формирование физической культуры учащегося с учетом его индивидуальных способностей, индивидуализации параметров физических нагрузок, а также воспитания соответствующей мотивации к занятиям физическими упражнениями.

В этих целях Рособразованием в 2009 году объявлен открытый конкурс по проекту «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры», в рамках которого предполагается:

− разработка методики оценки эффективности современных инновационных здоровьесберегающих технологий (в том числе программы физического воспитания учащихся 1−11-х классов по авторской методике С.М. Бубновского), реализуемых в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

− апробация методики оценки эффективности современных инновационных здоровьесберегающих технологий, реализуемых в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

− разработка «Паспорта здоровья школьника»;

− разработка примерных образовательных программ и комплекта учебно-методических материалов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактике асоциальных явлений среди обучающихся общеобразовательных учреждений, реализуемых за счет времени вариативной части базисного учебного плана и в рамках внеклассной работы;

− разработка и апробация модуля программы повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и профилактике асоциальных явлений среди обучающихся общеобразовательных учреждений.

Предполагается, что в ходе реализации проекта будет:

− проанализирован опыт работы образовательных учреждений, реализующих современные инновационные здоровьесберегающие технологии, в том числе программу физического воспитания учащихся 1−11-х классов по авторской методике С.М. Бубновского;

− проведена оценка эффективности реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий с учетом различий в ресурсном и финансово-экономическом обеспечении общеобразовательных учреждений, характерных для мегаполисов, крупных и малых городов, сельской местности.

По итогам анализа должны быть разработаны методические рекомендации для общеобразовательных учреждений по реализации указанных технологий в общеобразовательных учреждениях.

Мы видим свою задачу в том, чтобы привлечь к занятиям физической культурой и спортом как можно больше школьников, что позволит сформировать здоровый образ жизни, обеспечить сохранение здоровья, воспитать дух состязательности и волю к победе. Решение этой задачи обеспечивается через доступность спортзалов (стадионов) для детей во внеурочное время, систему спортивных соревнований, где большая роль в организации массовых спортивных праздников и состязаний, развитии способностей юных спортсменов (более 2 млн. детей) под руководством профессиональных тренеров по специальным программам, подготовке олимпийского резерва отводится учреждениям дополнительного образования детей спортивной направленности. В системе образования три тысячи таких учреждений, в том числе более 2 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 456 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, около 400 детско-юношеских клубов физической подготовки и центров физической подготовки).

Хочу сказать о том, какое особое значение в решении проблем сохранения здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта имеют условия, созданные для организации физического воспитания. В 2009/2010 учебном году в 53 410 общеобразовательных учреждениях страны для организации образовательного процесса по физической культуре, внеклассной, кружковой, секционной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися насчитывалось 43 581 физкультурных залов и 1205 плавательных бассейнов.

Кроме того, по состоянию на 1 января 2009 года из 8870 учреждений дополнительного образования детей спортивными залами и плавательными бассейнами были обеспечены 3867 и 378 учреждений соответственно.

Недостаточное количество спортивных сооружений в системе образования не позволяет в полной мере решать задачи образования в области развития физической культуры.

Одним из вариантов решения проблемы представляется эффективное использование действующих физкультурно-оздоровительных комплексов для проведения уроков физической культуры и внеурочной деятельности.

В соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № АЖ-П12-10-пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

По информации, поступившей в Минобрнауки России (ответы на письмо Департамента государственной политики в образовании от 17 сентября 2009 г. № 03-1882), в субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по повышению эффективности использования находящихся в региональной и муниципальной собственности спортивных сооружений для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

В частности, в Сахалинской области на базе построенных в 2007–2009 годах в рамках областной акции «Спорт против подворотни» на дворовых спортивных площадках, кортах проводятся уроки физической культуры, внеклассные мероприятия.

В Свердловской области для реализации общеобразовательных программ по физической культуре в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательные учреждения используют спортзалы, легкоатлетические комплексы и площадки спортивных объектов иных учреждений по договору.

В Республике Карелия поддерживается система взаимодействия между образовательными учреждениями и руководителями спортсооружений общего назначения в интересах развития массового детского спорта и подготовки спортивного резерва. Так, государственные унитарные учреждения «Республиканский стадион «Спартак», «Водноспортивный центр «Акватика» и «Центр спортивной подготовки» предоставляют свои объекты муниципальным ДЮСШ на льготной основе, их услуги оплачиваются на долевых началах из средств бюджета г. Петрозаводска и родителей обучающихся.

В Республике Татарстан общеобразовательными учреждениями активно используются спортивно-оздоровительные объекты муниципального уровня для проведения уроков физической культуры и организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности: Дворцы спорта, спортивные комплексы, ледовые дворцы, плавательные бассейны, стадионы. Интересен опыт Азнакаевского муниципального района, где по решению главы муниципального образования все учащиеся школы, начиная со второго класса, 1 раз в неделю посещают плавательный бассейн Детского оздоровительно-образовательного центра.


В Приморском крае Департаментом образования и науки в муниципальные органы управления образованием направлены рекомендации по проведению уроков физической культуры, соревнований воспитанников дошкольных и учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе с участием родителей, в спортивных учреждениях общего типа независимо от форм собственности.

В Краснодарском крае заключены соглашения о безвозмездном использовании многофункциональных воздухоопорных комплексов для проведения учебных занятий и соревновательной деятельности в Ейском, Белоглинском, Кореновском, Кавказском, Новокубанском районах, а также в городах Краснодар, Сочи, Армавир, Горячий Ключ и др.

В Тамбовской области в шести муниципальных спортивно-оздоровительных комплексах проводятся занятия для воспитанников дошкольных образовательных учреждений (104 часа в неделю).

В Оренбургской области на базе физкультурно-оздоровительных комплексов проводятся массовые комплексные спортивные мероприятия, такие, как «Старты надежд» (около 11 тыс. учащихся), спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания» (более 170 тыс. учащихся) и др.

В 2009 году в Костроме введены в эксплуатацию две комплексные открытые спортивные площадки с использованием современного спортинвентаря и оборудования, которые предназначены как для занятий по физической культуре, так и для проведения массовых спортивных мероприятий.


В Санкт-Петербурге для этих целей реализуется адресная программа оборудования школьных стадионов «Мой первый школьный стадион». В этом году будут переоборудованы 55 школьных спортивных площадок.

В Пензенской области в 2009–2010 годах запланировано ввести в эксплуатацию 7 многофункциональных залов и 1 плавательный бассейн.

Во многих регионах при проведении республиканских и межрегиональных соревнований для школьников и юных спортсменов спортивные сооружения предоставляются организаторам, как правило, без взимания арендной платы на условиях совместной деятельности с государственным образовательным учреждением.

Здесь же хочется отметить, что одно из направлений реализации Национальной образовательной стратегии – инициатива «Наша новая школа» – непосредственно связано с развитием новой современной школьной инфраструктуры, позволяющей школе реализовывать не только общеобразовательные, но и дополнительные образовательные программы, в том числе спортивной направленности, когда школьные спортзалы и иные спортивные сооружения становятся привлекательным местом семейного отдыха в будние и воскресные дни.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в каждом регионе выявлены учреждения, реализующие инновационные программы, в том числе спортивно-оздоровительной направленности, которые использовали средства государственной поддержки на приобретение спортивного оборудования. Школами-победителями на эти цели в субъектах Российской Федерации в среднем было освоено в 2006 году 35 581 425 рублей, а в 2008 году эта цифра выросла до 82 951 840 рублей, выделенных государством средств на поддержку общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.

Согласно программе реализации государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (далее – КПМО), ежегодно осуществляется мониторинг оснащенности и благоустройства общеобразовательных учреждений для установления значения показателя 4.1. «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса». По данным, полученным в 2008 году из регионов, реализующих КПМО, безопасными и пригодными для проведения уроков физической культуры спортивными залами обеспечены от 89% обучающихся в образовательных учреждениях Республики Мордовия, и лишь до 45% – в Республике Алтай.

Об использовании спортивных сооружений общеобразовательных школ для организации дополнительного образования обучающихся, а также для развития массовой физкультуры для жителей близлежащих микрорайонов сообщают многие субъекты Российской Федерации: Краснодарский край, Республика Татарстан, Брянская, Оренбургская и Архангельская области и др.

Так, в Архангельской области департаментом образования Архангельской области совместно с муниципальными органами управления образованием организована работа по предоставлению во внеурочное время спортивных залов. Средние показатели использования спортивных залов в школах во внеурочное время в течение учебной недели в 2008/2009 учебном году составили: на реализацию школами своих образовательных программ – в городах 58%, в сельских районах 59%; на предоставление для занятий учреждениям дополнительного образования – в городах 18%, в сельских районах 27%.

В Магаданской области во внеучебное время в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования в полной мере работают спортивные секции по различным видам спорта. По оперативной информации, спортивные залы образовательных учреждений региона заняты с 8.30 до 21.30 (с перерывами на уборку помещений).

В Республике Татарстан на базе спортивных залов общеобразовательных учреждений работают филиалы детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), находящихся в ведении Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Спортивный инвентарь, имеющийся в указанных филиалах спортшкол, активно используется общеобразовательными учреждениями в урочное и внеурочное время. Учителя физической культуры сельских школ одновременно являются и тренерами-преподавателями данных спортшкол, а также организаторами спортивно-массовых мероприятий по месту жительства. Данная схема взаимодействия успешно функционирует в Татарстане и является наиболее целесообразной и единственно возможной в условиях сельской местности.

Ежегодно в соответствии с Календарем всероссийских массовых мероприятий с обучающимися проводятся всероссийские спортивные соревнования по игровым видам спорта среди школьных команд общеобразовательных учреждений. Общее количество соревнований увеличилось по сравнению с 2007 годом более чем в три раза (2007 год – 46 соревнований, 2009 год – 169 соревнований).

Во всероссийских соревнованиях по шахматам «Белая ладья» среди школьных команд в 2009 году приняло участие 22 команды, по хоккею «Золотая шайба» − 60 команд, по мини-футболу − 38 команд.

В настоящее время Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России готовят проект сводного календаря всероссийских и международных спортивных мероприятий с обучающимися на 2010 год.

В целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом Минобр­науки России совместно с Минспорттуризмом России ежегодно проводят Всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания» (далее – фестиваль).

Ежегодно в фестивале принимают участие более до 5 млн. учащихся.

Финальные соревнования фестиваля прошли в Федеральном детском образовательно-оздоровительном центре «Смена» города-курорта Анапы Краснодарского края c 11 по 20 сентября 2009 года, в которых приняли участие классы-победители из 53 субъектов Российской Федерации. Соревнования прошли по 10 видам спорта. Обязательными видами программы для всех команд являются: «Президентское многоборье» (тесты), творческий конкурс и встречная эстафета. Остальные виды − по выбору. Каждый участник выступал в нескольких видах программы с учетом графика проведения соревнований.

В настоящее время Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России готовят предложения по совершенствованию системы проведения всероссийских массовых мероприятий «Президентские состязания» для того, чтобы привлечь как можно больше команд-классов к участию в этом мероприятии. Планируется ввести в программу соревнований дополнительные виды спорта, а также ввести дополнительный этап – соревнования в округах.

Традиционным стало проведение спартакиад учащихся России, в которых принимают участие около восьми миллионов учащихся образовательных учреждений. В финальных соревнованиях IV зимней спартакиады учащихся России 2009 года приняло участие свыше 3 тыс. человек из 74 субъектов Российской Федерации по 16 видам спорта.

В программу проведения массовых соревнований среди учащихся образовательных учреждений на местах, кроме спартакиадных видов спорта, включались соревнования по игровым видам спорта: «Кожаный мяч», «Быстрая лыжня», «Серебряные коньки», «Золотая шайба», «Шиповка юных», «Летающий мяч», «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», «Белая ладья», «Чудо-шашки», легкоатлетические кроссы, эстафеты, пробеги и др.

С целью совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях совместно с Минспорттуризмом России с этого года запланировано проведение первых Всероссийских спортивных игр школьников (I−II этапы пройдут в конце 2009 года, III−IV этапы − в начале 2010 года).

Помимо участия во всероссийских соревнованиях, каждый субъект Российской Федерации организует свои региональные мероприятия.

Так, в Оренбургской области ежегодно проводится более 70 областных соревнований, в которых участвуют до 9000 человек («Старты надежд», «Спорт против наркотиков» и др.).

В Республике Коми самым массовым ежегодным мероприятием является республиканская спартакиада учащихся образовательных учреждений «За здоровую республику Коми в XXI веке».

В Республике Саха – Якутия ежегодно для всех обучающихся проводится республиканский фестиваль физкультурного комплекса нормативов, а также фестиваль национальных видов спорта «Игры предков».

В Костромской области в 2009 году организован легкоатлетический кросс «Вся Кострома» (более 5000 участников), «День бега» на приз губернатора (участие приняли 1100 человек).

В Карелии в Спартакиаде школьников общеобразовательных учреждений в 2009 году приняли участие свыше 70% школьников.

Одна из серьезнейших задач для нас – подготовка учительских кадров по физкультуре, включая специализацию «адаптивная физическая культура».

В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в прошлом учебном году работало более 70 тыс. преподавателей физической культуры.

В требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы первостепенное значение имеет обеспечение соответствующим кадровым ресурсом. Поэтому именно на вопросах подготовки будущих учителей физической культуры сегодня сосредоточены усилия при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Подготовка специалистов для работы в школах осуществляется в 74 вузах. В 2008 году в подведомственные высшие учебные заведения на обучение по специальности 050720 «Физическая культура» было выделено 4535 бюджетных мест, из которых 2875 − по очной форме обучения и 1660 − по заочной форме. В целом подготовка кадров в вузах сегодня позволяет удовлетворить существующую потребность школ в соответствующих специалистах, уровень профессиональной подготовки которых ориентирует на тип образовательного учреждения, в котором выпускнику вуза предстоит работать: физическое воспитание в дошкольных учреждениях, школах, организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Активно реализуются специализации, предусматривающие подготовку будущих специалистов по вопросам здоровьесбережения школьников и взрослых, организации массового и детско-юношеского спорта и спортивно-оздоровительной работы со взрослым населением; организации массовых физкультурно-спортивных празднеств; организации физкультурно-массовой работы и туристско-экскурсионной деятельности. При этом специализации углубляют дисциплины предметной подготовки, включая новые спортивные виды: фитнес, аэробика и др., что позволяет готовить специалистов с учетом запросов регионов. Например, специализация «Технология поисково-спасательных работ» (на основе альпинистской подготовки) реализуется в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова.

Таким образом, специализация позволяет, наряду с фундаментальной подготовкой, дать выпускнику знания, умения и навыки, которые помогут ему быть готовым к работе в условиях быстро изменяющихся образовательных программ и разных типов школ.

Для подготовки учителей физкультуры разработана интегрированная магистерская программа в области здоровьесберегающих технологий с использованием оборудования для диагностики физического развития «Гуманитаризация образования по физической культуре и его здоровьесберегающее обеспечение» (направление 540600 «Педагогика»), включающая 6 дисциплин.

Разработаны дисциплины по выбору, которые направлены на развитие индивидуальных интересов студентов, например такие, как: «Индивидуальные особенности физического развития человека», «Современные технологии здоровьесбережения школьников в режиме учебного дня», «Формирование здорового образа жизни и стиля жизни учащегося».

Подготовлены и изданы мультимедийные пособия с целью внедрения технологий мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся, которые студенты могут использовать при подготовке к занятиям, а также при дистанционной форме обучения; учебно-методические пособия об использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения с учетом компетентностного подхода.

Обновлена и система повышения квалификации учителей физической культуры. Прежде всего, разработаны и апробированы новые модели повышения квалификации работников образования: введен принцип подушевого финансирования по программам повышения квалификации и получения педагогом соответствующего сертификата на повышение квалификации.

В целях повышения интереса к урокам физической культуры разрабатываются меры по привлечению в образовательные учреждения, при условии соответствующей подготовки, профессиональных спортсменов, завершивших спортивную карьеру. Это дает возможность привлечь в систему образования, особенно в учреждения дополнительного образования спортивной направленности, свежие силы новых интересных, успешных людей, проявивших себя в спорте.

В заключение необходимо отметить, что предпринимаемые нами меры по развитию физической культуры и спорта, включая материально-техническое оснащение, инфраструктуру, повышение уровня подготовки кадров, обновление системы спортивных состязаний и т.д., – вся эта работа, главным образом, направлена на формирование у детей и молодежи культуры здорового образа жизни и проводится в тесном сотрудничестве с Минспорттуризмом России.

Успешное решение задач, которые мы в этой связи ставим перед учреждениями системы образования, позволит, надеюсь, обеспечить реальные условия для воспитания физически крепких, выносливых и здоровых детей, так как без хорошо отлаженной системы массовых занятий физической культурой и спортом не будет ни поля, ни фундамента для спорта высоких достижений.

Фото О.ЛЕОНТЬЕВОЙ

Алина Левитская ,
директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей,  Министерство образования и науки России