Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2009
События. Факты. Комментарии

Спортивный форум

22–25 октября в Казани прошел первый форум «Россия – спортивная держава».

В нем приняли участие 3680 человек – представители 80 регионов России, среди них 23 губернатора субъектов Российской Федерации. Работу форума освещали 355 российских и иностранных журналистов. Параллельно с пленарными заседаниями и круглыми столами проходила выставка «Современный спорт. Инновации и перспективы».

Мы постараемся как можно подробнее познакомить наших читателей с материалами форума, которые могут заинтересовать учителей физической культуры и тренеров.

Спорт – всему голова?

О том, что будущие спортивные победы напрямую связаны со школой и со здоровьем подрастающего поколения, говорили почти все выступавшие. На пленарных заседаниях с волнением утверждали: если не будет изменена система преподавания физической культуры, если не вложить силы и средства в развитие массового детского спорта, не начнется возрождения и спорта высших достижений.

А потом быстро переходили к более серьезным, на их взгляд, проблемам: к строительству новых спортивных комплексов (их так много построили и будем строить еще и еще), к нелегкому пути к олимпийским медалям. И снова вспоминали о школьниках. «Мы должны воспитывать детей на примере наших олимпийских чемпионов, тогда молодые люди тоже захотят побеждать и придут в спортивные секции», – утверждал министр спорта Виталий Мутко. Его идеи развивали коллеги: «Нужно организовывать как можно больше детских соревнований, тогда больше ребят захотят заниматься спортом, и появится больше шансов вырастить новых олимпийских звезд».


Еще до того как отправиться на форум, мы заготовили вопросы, которые хотели бы задать государственным деятелям. Вопросы, давно назревшие в педагогической среде.

Вот они.

1. Уже несколько лет на самом высоком уровне говорят о повышении статуса учителя физической культуры. Сколько учителей физической культуры пригласили на этот форум?

2. Многие политические деятели призывают к введению большего количества соревнований, утверждая, что это приведет к массовому привлечению детей в спорт, к оздоровлению нации. И действительно, соревнований проводится все больше и больше, особенно – на уровне регионов. В связи с этим хотелось бы узнать, есть ли данные, подтверждающие, что после организации большого количества соревнований в регионах и между регионами соотношение больных и здоровых детей имеет положительную динамику?

3. Президент России отмечает, что необходимо поднять статус учителя физической культуры. Можно ли в связи с этим провести конкурс среди учителей, чтобы лучшие из них могли принять участие в эстафете олимпийского огня? Можно ли провести конкурс среди класс-команд по уровню вовлеченности всех (в том числе и ослабленных) ребят в занятия физической культурой и в качестве приза дать победителям билеты на соревнования Универсиады и Олимпийских игр в Сочи?

4. Известно, что средний возраст учителей физической культуры в России приближается к пенсионному. Понятно, что никакие реформы профессионального образования в этой области не принесут положительного результата до тех пор, пока заработная плата учителей не будет сопоставима с зарплатой сотрудников фитнес-центров и охранных структур, – именно туда уходит большинство выпускников спортивных вузов и факультетов физического воспитания педагогических университетов. Но если даже случится чудо и молодые люди придут в школу, большинство из них не смогут там работать, потому что их подготовка не соответствует сегодняшним требованиям к профессии учителя. Во-первых, в эти вузы попадают в основном люди, выбравшие для себя профессию спортсмена, а не педагога. На вступительных экзаменах ценятся их высокие спортивные достижения, а не разностороннее физическое развитие и физическая культура. Во-вторых, в вузах студентов готовят скорее к профессии спортсмена, чем учителя. Их крайне редко знакомят с инновационными современными педагогическими концепциями, в лучшем случае студенты в ознакомительной форме узнают лишь о новых методах преподавания физической культуры. Именно из-за общекультурной и педагогической неграмотности учителя физической культуры часто воспринимаются и коллегами, и детьми не как педагоги, а как инородные для школ «физруки». Планируется ли изменение требований к вступительным экзаменам на факультеты, готовящие учителей физической культуры, а не спортивных тренеров? Будут ли меняться программы этих факультетов в связи с новыми тенденциями в педагогической науке?

Эти вопросы в первый же день форума удалось отдать Виталию Мутко, а в течение трех дней – многим другим заинтересованным людям. Конечно, первый вопрос – риторический: было ясно, что учителей физической культуры на этот форум не пригласили. В ответ на второй вопрос Виталий Леонтьевич отметил, что, бесспорно, новые соревнования привлекают новых ребят к занятиям спортом, и привел пример. В 2005 году был открыт проект «Мини-футбол» и организованы общероссийские соревнования между командами классов по этому виду спорта. В первых соревнованиях участвовали пять школ, сейчас соревнуются 8700 школ; каждая команда – 7 человек, нетрудно сосчитать, сколько ребят подключились к этой работе.

В ответ на мои сомнения в том, что в футбол стали играть те, кто до этого не занимался спортом (как правило, в соревнованиях такого уровня участвуют самые спортивные ребята, причем одни и те же школьники входят в команды по разным видам спорта – самые сильные и здоровые ребята), министр спорта сказал, что абсолютно здоровых детей нет, что он категорический противник такого рода вопросов. Он уверен, что рассуждения о том, что соревнования не могут привлечь к занятиям спортом ослабленных детей, – откровенное запугивание всей страны. Министр спорта – не министр здравоохранения; зачем постоянно говорить о больных детях, кто же тогда служит в армии, кто защищает нашу страну? Он уверен, что все разговоры о больных и ослабленных детях – лишь следствие позиции родителей, которые не хотят, чтобы их дети занимались физкультурой, так как уверены, что математика и другие учебные предметы важнее уроков физической культуры. «Вы, родители, сами виноваты. Вы покупаете справки, вы откупаете своих детей от службы в армии. Мы всем обществом виноваты».

Виталий Мутко убежден: сегодня необходимо убеждать, в первую очередь, родителей в том, что успех их детей в жизни лишь на 50% зависит от их таланта и мозгов, а на оставшиеся 50% – от их здоровья, потому что больному человеку ничего не надо. «Вы сами как выбирали профессию? Я помню себя пацаненком. Мы на прогулочном катере в Сочи вышли в море, был тихий вечер, штиль, солнце садилось. И вдруг экскурсовод рассказал о том, что Александр Сергеевич Пушкин любил бывать на Черном море и, уезжая, писал: «Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы…» А я стоял, смотрел вокруг, и что-то произошло, и я решил стать моряком. Ведь выбор будущего – сложный процесс. Ребенка нужно «зацепить», увлечь. А мы что делаем? Урок физкультуры какой-то непонятный, зала нет, чем же привлечь детей?»

Во время пленарного заседания Виталий Мутко высказал свое мнение о будущем школьного предмета «физическая культура»: «Мы не будем вводить новый комплекс «Готов к труду и защите отечества» (ГТЗО – аналог бывшего ГТО. – Прим. ред.), нашего ЕГЭ по физкультуре, прямо сегодня. Работа планируется постепенная, и мы надеемся, что к 2014 году он будет введен повсеместно». Комплекс тестов, введение которого изначально предполагалось как еще одна форма внеурочных соревнований, был приравнен к обязательному выпускному экзамену. Хочется верить, что до 2014 года Министерство образования и науки вникнет в суть предлагаемых тестов ГТЗО и защитит детей, которые в силу особенностей строения организма, условий жизни и других факторов не смогут сдать предлагаемый комплекс успешно, несмотря на все усилия и самих ребят, и их учителей.

Словно в продолжение этой фразы министра спорта, во время круглых столов звучали призывы к введению «стандарта на здоровье» – и все радостно улыбались, соглашаясь с необходимостью такого стандарта. Одного из самых опасных на свете стандартов, который воплощался в жизнь и в Древней Спарте, и в других государствах, но практически всегда приводил к унижению и даже прямому уничтожению огромного количества людей.

Слова заместителя председателя Государственной Думы Светланы Журовой о том, что гораздо проще поставить цель (для единиц!) идти к олимпийским медалям, чем заинтересовать всех думать о собственном здоровье и вкладывать силы в его поддержание, остались почти никем не замеченными.

И это вполне естественно: на форуме собрались, в подавляющем большинстве, люди, связанные с большим спортом. Руководители спортивных федераций, министры спорта из многих регионов России, тренеры, спортсмены когда-то выбирали себе профессию, стремясь к победам на спортивных аренах. Этим людям трудно поверить, что не все дети, увидев, как побеждают другие, захотят тоже стать чемпионами.

Не все хотят стать чемпионами

Об этом должны думать представители другой государственной структуры – Министерства образования и науки. Впервые на спортивном форуме присутствовали и они, но их, к сожалению, было слишком мало.

На круглом столе «Модернизация физического воспитания в условиях общего образования» с докладами выступили директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Министерства образования и науки Российской Федерации Алина Левитская и доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александр Кондаков. Их выступления вызвали искренний интерес слушателей, многие из которых хотели задать представителям Минобрнауки вопросы. К сожалению, этого сделать никому не удалось: докладчики вынуждены были уехать раньше, чем подошло время вопросов. Но их выступления показали: позиция Минобрнауки по вопросу преподавания физической культуры сильно отличается от позиции Министерства спорта.

Алина Афакоевна рассказала о новых проектах Минобрнауки: о введении дополнительных занятий игровыми видами спорта, о третьем уроке физической культуры, который вводится в регионах за счет вариативного компонента, о двухгодичном проекте открытого конкурса, направленного на совершенствование методов преподавания физической культуры, о планируемых изменениях в системе профессиональной подготовки.

Александр Кондаков подробно рассказал о проблемах здоровьесбережения в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, который постепенно вводится в российские школы.

С этими докладами, а также с выступлениями других участников форума мы познакомим наших читателей на страницах газеты «Спорт в школе» в №№ 23 и 24/2009.

Фото Н.Николаевой

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»