Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2009
В фокусе внимания

Инте-инте-интерес

Формировать интерес школьников к занятиям физической культурой можно лишь в процессе совместной интеллектуальной работы всех участников педагогического процесса – учащихся и педагогов. При этом можно и нужно использовать современные педагогические технологии, которые помогают развивать память, мышление, учат быстро принимать правильные решения.

В отличие от других учебных предметов

Изучение филологических, общественных, естественных, математических наук отличается определенной общностью дидактических принципов, методов, форм организации. Преподавание физической культуры связано с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Поэтому содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Занятия физической культурой должны формировать у учащихся умение работать самостоятельно, причем признание приоритета образовательной и инструктивной направленности физической культуры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций. Этой цели можно достигнуть лишь комплексно, используя методы образовательно-инструктивного, оздоровительно-рекреационного, воспитательно-развивающего характера. Последние могут рассматриваться как основная группа методов физического воспитания.

Интересно, потому что…

Изначальный интерес детей к урокам физической культуры основан на разных мотивах: кто-то хочет укрепить здоровье, кто-то – увеличить мышечную массу или определенные психические качества, например волю.

Младшими школьниками управляет интерес к двигательной активности – они и в свободное время любят бегать, прыгать, играть. Однако нужно помнить, что именно в этом возрасте появляется интерес к учебной деятельности, поэтому на данном этапе очень большое значение имеет правильная организация уроков.

Главные мотивы у подростков связаны с развитием личности: ими движет желание быть похожими на своих кумиров, которым они стремятся подражать, или стремление накачать мышцы, чтобы пользоваться уважением своих товарищей. У подростков возникает повышенный интерес к своей внешности, желание соответствовать каким-то общепринятым стандартам. Им хочется понять себя, разобраться в своих чувствах, мнениях, отношениях. У них появляется интерес, в частности к вопросам морали, религии, мировоззрения, эстетики.

Мотивация старшеклассников к занятиям физическими упражнениями, прежде всего, связана с их будущей профессиональной деятельностью, чтобы стать в будущем успешными людьми.

Младшие школьники, в свою очередь, отдают предпочтение играм: мальчики – спортивным, девочки – подвижным. В последующем физкультурные интересы дифференцируются по видам спорта: гимнастика, легкая атлетика, единоборства, лыжная подготовка, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, гандбол и т.д.


Однако интерес к спорту, к движению и, в частности, к урокам физической культуры не всегда совпадают. Есть дети, которым нравятся эти занятия: они посещают их для укрепления здоровья. Другие ребята, у которых не сформировано позитивное отношение к данной дисциплине, ходят на эти уроки только ради того, чтобы избежать неприятностей из-за пропусков занятий.

Различается интерес к физической культуре у мальчиков и девочек. Девочки чаще хотят иметь красивую фигуру, развить гибкость, совершенствовать изящество движений, походку, а мальчики, как правило, – силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Внутренняя мотивация к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависит не только от наличия теоретических знаний и уровня освоения двигательных умений и навыков, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных), психических и психомоторных особенностей, изменить которые невозможно: они определены генетической природой.

Чтобы заинтересовать, нужно…

Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, учитель должен хорошо знать коллектив учащихся и дифференцировать воздействие на них с учетом особенностей каждого. Чтобы заинтересовать ребят физкультурой, нужно помнить об особенностях их половозрастного развития.

Необходимо также использовать элементы новизны. Новым, увлекательным для всех урок можно сделать, если разнообразить уже известные ребятам физические упражнения, постепенно усложнять правила всем известных подвижных игр, использовать разнообразные формы организации занятий, создавать проблемно-поисковые ситуации, использовать ТСО. Детям очень нравится, когда на уроках для контроля выполнения физических упражнений вводятся элементы состязаний.

Кроме того, можно сделать урок интереснее, если использовать музыкальное сопровождение. На эмоциональность урока влияют показ упражнения учителем, его объяснения, манеры, команды, внешний вид.

Очень важно, чтобы внешние мотивы и цели соответствовали возможностям занимающегося. Их успешная реализация вызывает вдохновение, желание продолжать заниматься самостоятельно или дополнительно. Внутренняя мотивация возникает только тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, им нравятся условия проведения занятий, характер взаимоотношений с педагогом и с товарищами по группе.

Статья опубликована при поддержке компании "ТеплоСтройБлок", предлагающей высококачественный строительный материал "теплостен". Стены дома из теплостена не пропускают ни холод, ни тепло, поэтому в любое время года Вам будет комфортно в таком жилье. Разница в цене на обычные и термоблоки различается не сильно, зато жильцам домов из теплоблоков зимой не приходится оплачивать огромные счета за отопление, да и в летнюю жару нет необходимости гонять круглыми сутками мощные кондиционеры. Как видите, выгода очевидна. Всю подробную информацию о термоблоках, об их технических характеристиках и ценах на них Вы можете получить на сайте teplostroyblok.ru.

Сергей Фирсин ,
к.п.н., учитель физической культуры, МОУ СОШ № 8, г. Саратов