Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2009
В фокусе внимания

Лыжная трасса в центре города?

Урокам лыжной подготовки в школьной программе по физическому воспитанию отводится большое место, и потому стоит заранее продумать, где будут проходить занятия. Ведь от того, насколько интересным и качественным получится тренировочный круг, зависят и качество обучения, и позитивный настрой учеников. Автор этой статьи делится опытом подготовки лыжной трассы в городских условиях и методическими рекомендациями по обучению технике лыжных ходов.

Статья опубликована при поддержке бюро «Мастер переводов». «Мастер переводов» предоставляет качественные услуги по переводу на большинство европейских языков. Здесь вы можете найти специалистов, знающих многие редкие европейские языки. Нужен перевод на латышский письма зарубежным партнёрам? Просто посетите официальный сайт бюро www.MasterPerevoda.ru, или один из нескольких Московских офисов, и закажите высококачественные услуги квалифицированных переводчиков.

Надо задуматься!

Ребенок, однажды ощутивший прелесть скольжения по хорошо подготовленной лыжне, пронесет эту любовь через всю жизнь. Хорошо, если при этом тренер объяснит ему, что для профилактики и укреп­ления здоровья человека наиболее полезны занятия физической культурой и спортом, развивающие выносливость, и первое место в этом перечне занимает лыжная подготовка. Почему?

Во-первых, лыжные тренировки переменной интенсивности при ЧСС 120–170 уд./мин. создают условия для благоприятной перестройки физиологических процессов в организме, позволяющей держать 100 тыс. км кровеносных сосудов человека в полном порядке до глубокой старости.

Во-вторых, при ходьбе на лыжах работают все крупные, средние и мелкие группы мышц, в том числе и мимические. Это благоприятно влияет на ход общих обменных процессов, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также способствует гармоничному развитию мускулатуры и улучшает деятельность центральной нервной системы, т.е. уравновешивает характер.

Первая в Костромской области

Бегая на лыжах в январе – феврале вокруг школы, а точнее, наматывая 300–400-метровые круги, не загоришься любовью к этому прекрасному виду спорта. Все дело в том, как это преподнести. Темнеет зимой рано, и покататься дополнительно час-другой после уроков почти нет возможности, а главное – негде. До других трасс, если они вообще есть, быстро не добраться. Но если учитель – энтузиаст и большой любитель лыжного спорта, он сможет серьезно заняться с детворой этим самым популярным в России и Скандинавии видом спорта.

Для этого можно самим сконструировать освещенную лыжную трассу, как это сделали в МОУ Неверовской средней общеобразовательной школе имени заслуженного учителя России Александра Дмитриевича Крылова.

На шести столбах напряжением 220 В в деревне Неверово электрик за три дня смонтировал крепления и установил 12 галогеновых прожекторов мощностью 1000 Вт, причем укрепил их в шахматном порядке так, что каждый прожектор стал освещать площадь примерно 1 га с отличной, хорошей и удовлетворительной видимостью – в зависимости от рельефа. Получилась среднепересеченная трасса, состоящая из двух кругов по 1,5 км, которые использовались и используются (эта трасса была создана впервые 25 лет назад) по сегодняшний день поочередно, в зависимости от розы ветров. На лыжной трассе расположены 3 спуска и 3 подъема по 150–200 м. Их укатывают снегоходом «Буран», к которому прикрепляются на буксире сетки от кровати и простой резак для прокладки классической лыжни.

Цена вопроса

Стоимость проекта в современных условиях – 1000 рублей (за самоотверженный труд – плата электрику). По убедительно написанному письму в качестве спонсорской помощи нами было получено в электросетях и на железной дороге 10 галогеновых прожекторов. В торговой сети один прожектор сейчас стоит 500–600 рублей, а лампы можно приобрести за 50–100 рублей.

На каждом столбе располагается отдельный пакетный выключатель, вдоль дороги – один выключатель на три столба. Обойдя трассу за 10 мин., можно быстро включить или отключить ее.

На освещенной трассе можно проводить и уроки, и тренировки в любое время суток. Ребята получают отличные навыки классического и коньковых ходов и достаточно времени для подготовки к соревнованиям на уровне ДЮСШ.

С чего начать?

Как в условиях углубляющегося кризиса, общего спада производства и безденежья построить в центре города настоящую широкую лыжную трассу, да к тому же освещенную? Для этого нужно желание руководителя, а еще помощь двух-трех помощников-энтузиастов, два десятка волонтеров, неравнодушных к лыжному спорту, и усилия детей, с которыми вы будете работать на ухоженной лыжне. Но прежде всего нужна инициатива, организатор, который на личном примере покажет, зачем это нужно и как этого добиться.

Если организатор найдется, то появятся и люди, и спонсоры, и деньги, а вслед за этим скептическое отношение окружающих сменится уверенностью в успешной реализации намеченных планов. Со временем найдутся любители лыжных гонок, которые с удовольствием внесут свой вклад в общее дело: помогут расширить трассу, подсыпать ямки, нивелировать бугры, сделать контруклоны и будут следить за состоянием лыжни.

Результат не заставит себя долго ждать. Безусловно, все, кто был причастен к строительству лыжной трассы, выйдут ее опробовать и возьмут с собой своих детей, после чего, возможно, приведут их в спортивную секцию.

Без трудностей не обойтись

Конечно, не сразу все получалось. Порой, чтобы расширить лыжню, приходилось выпиливать старые корявые деревья толщиной в два обхвата. Удачей считалось, если за один вечер успевали спилить, убрать и подмести мусор после одного дерева.

Чтобы сделать трассу более пересеченной, устроители лыжни – взрослые и дети – соорудили искусственные холмики из снега, изменив рельеф, а по берегу речки проложили три коротких подъема и спуска. Получилась интересная легкая, скоростная  – не лыжня, а настоящая трасса – длиной 1 км и шириной 4–6 м.

Особенно трудно было сделать контруклоны. Здесь пригодилась помощь лыжников-ветеранов, чей опыт оказался просто незаменимым. За 6–7 трудовых вечеров по 1,5–2 ч работы лопатами необходимые контруклоны были построены.

Если драгоценному камню необходима огранка, то лыжная трасса не может действовать без освещения. Руководитель проекта Олег Геннадьевич Яковлев помог решить и этот вопрос. Помимо собственных средств, потраченных на изготовление оборудования, – пена-гладилка, борона-выравниватель, резак, ГСМ для снегохода и квадроцикла на гусеницах, – он нашел дополнительные средства в Фонде содействия развитию города Нерехты, после чего осветить лыжню в парке стало делом техники. На старые бетонные столбы электрики закрепили неоновые светильники, соединив столбы между собой толстой металлической проволокой. Одновременно с вечерними огнями городских улиц загорались и огни лыжной трассы.

Выровнять и укатать центральные аллеи было одним удовольствием. Кстати, это можно делать и без применения технических средств: необходимо только часто и регулярно кататься по широким аллеям парка с того времени, когда снег начнет покрывать землю.

Трассу построили. Что дальше?

Теперь можно приступать к обучению всем тонкостям и премудростям техники лыжного спорта: на равнине, на спуске и при подъеме. Не все учителя физкультуры в школе досконально разбираются в технике лыжных ходов. Предлагаем при обучении технике ходов придерживаться следующих методических рекомендаций:

1. Каждую тренировку необходимо начинать с многократного повторения стойки лыжника: ноги слегка согнуты во всех суставах, стопы плотно прижаты к лыжам, тяжесть тела смещена через бедра, таз, туловище на переднюю часть стопы.

2. Из этой позиции легко обучать детей одновременному бесшажному ходу. В стойке лыжника слегка согнутые руки выносятся вперед, палки располагаются вертикально. Палки ставятся на снег ударом в районе креплений, при этом одновременно включаются в работу мышцы рук, спины, брюшного пресса. Движение происходит до полунаклона и полного выпрямления рук, составляющих с палками одну прямую линию. После этого осуществляется плавное разгибание в стойку лыжника и нового момента ударной постановки палок на снег (слитно, синхронно, одним движением – палки, руки, спина). Чтобы научить детей одновременному бесшажному ходу, необходимо очень хорошо объяснять и показывать его выполнение на протяжении 8–10 занятий.

3. Процесс обучения пойдет еще быстрее, если проводить его комплексно, т.е. на одном занятии обучать и попеременному двухшажному ходу, и коньковому ходу, и горной технике. Это сделает уроки гибкими, интересными, разнообразными.

4. На каждой тренировке должен применяться игровой метод на ограниченном пространстве, причем на первых этапах лучше проводить игры без палок: на равнине, пологом спуске и подъеме.

5. Обучение попеременному двухшажному ходу следует строить по принципу «от простого – к сложному». Сначала нужно научить правильной работе рук – производить имитационные движения слегка согнутыми в плечевых суставах руками из основной стойки лыжника. Руки выносятся вперед (не выше подбородка), потом – назад до отказа и полного выпрямления в локтевых суставах.

Следующий важный момент – соединение скользящего шага с описанной выше работой рук. Здесь необходимо добиться координации движений и хорошего скольжения на одной лыже в стойке лыжника. При этом приставлять маховую ногу на лыжню необходимо точно на уровне опорной ноги, иначе может закрепиться ошибка двухопорного скольжения.

После многократного повторения комбинаций этих упражнений можно перейти к следующему этапу – обучению попеременному двухшажному ходу с палками. Нужно объяснить детям, что по окончании цикла движения лыжник находится в стойке на опорной ноге, готовой начать отталкивание с пятки; толчковая рука полностью выпрямлена назад и составляет с палкой прямую линию. Слегка согнутая маховая рука вынесена вперед, кисть не выше подбородка, так, чтобы начало постановки палки на снег для отталкивания было впереди крепления опорной ноги или на одной линии с ним при наклоне палки кольцом (лапкой) к себе. Об этом нужно говорить детям постоянно.

Затем надо работать над координацией движений при ЧСС не выше 150–160 уд./мин.

6. Занятия не должны превратиться в жесткую интенсивную тренировку.

7. Обучение коньковому ходу следует начинать с ног. Грамотная работа ног – это постановка лыжи шагающим движением на снег далеко впереди себя: шаги «елочкой», но длинные, – разгибание согнутой ноги через пятку до полного выпрямления вперед-в сторону и перенос тяжести тела на опорную ногу.

Одни дети это осваивают легко, другие не сразу понимают, что значит шагать и разгибать ноги. Динамический стереотип движений попеременного двухшажного хода этому долго препятствует. Именно по этой причине необходимо использовать комплексный подход – учить небольшими блоками всему сразу. При этом можно совершенствовать одновременно несколько ходов, лучше во второй половине занятий.

После того как ноги «поставлены», можно продолжать обучение с палками в следующем порядке: имитация хода на месте, затем многократный показ и опробование в передвижении.

8. На каждой тренировке также стоит уделять немного времени горнолыжной подготовке. Сначала необходимо показать детям самую красивую скоростную стойку спуска лыжника: ноги согнуты, корпус в полунаклоне, палки отведены назад и параллельны земле, локти вниз, кисти у подбородка.

Когда дети, находясь в одношереножном строю, будут грамотно статически удерживать эту позу в течение 1–2 мин., можно разрешить им осваивать спуск с пологого склона, а затем и более крутые спуски. После этого разучить технику подъема «елочкой» и «лесенкой» большого труда не составит.

Владимир Малинин ,
инструктор-методист по физической культуре, ММЦ «Земля – планета людей», г. Нерехта, Костромская обл.