Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2009
Методика

Путешествие в Страну здоровья

Спортивный праздник для учащихся 1–3-х классов

В адрес редакции продолжают поступать сценарии различных спортивных праздников и внеклассных мероприятий. В каждом из них есть своя авторская находка, отличающаяся от многих других. Не является исключением и этот материал.

Цель игры: сохранение психического и физического здоровья учащихся в условиях повышенной учебной нагрузки.

Оборудование:

– мячи волейбольные – по 1 шт. для каждой команды;
– воздушные шары;
– карта Страны здоровья с названиями городов: Зарядка, Режим дня, Здоровая пища, Физкульт-ура, Дыхание;
– карточки с изображениями продуктов и пунктами режима дня – по 1 комплекту для каждой команды.

Место проведения: спортивный зал.

Накануне праздника каждая команда придумывает себе название, девиз, эмблему, выбирает капитана.

Начало пути

Под звуки «Спортивного марша» из к/ф «Вратарь» (муз. И.Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача) ребята заходят в спортивный зал.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Зрители и болельщики! Наше строгое и справедливое жюри! Добрый день всем!

Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомним, что здоровье
В магазине не купить!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну здоровья. Вы узнаете, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.

Начинаем путешествие! Вспомним наши волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

А теперь я прошу команды выйти на сцену!

Приветствие участников соревнований. Капитаны сдают членам жюри эмблемы команд.

Зарядка

Ведущий. Первый город Страны здоровья – Зарядка.

Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо,
Много пользы от нее,
А здоровье – вот награда
За усердие твое.

Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку?

Ученики под руководством педагога выполняют комплекс утренней гимнастики.

Режим дня

Ведущий. Следующий город, в который мы попали, – Режим дня. Все жители этого города живут по режиму. Кто из вас, ребята, знает, что такое режим дня?

Дети отвечают.

Ведущий

Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти – когда?
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим
И станет он тебе родным.

А теперь мы поиграем в игру, которая поможет вам запомнить режим дня младших школьников.

Команды выстраиваются в колонны по одному. Все играющие получают карточки с пунктами режима дня: «Подъем», «Свободное время», «Завтрак», «Зарядка», «Домашняя работа», «Прогулка», «Спорт», «Школа», «Сон».

Ведущий называет пункты в любом порядке. Игрок, у которого в руках карточка с данным пунктом, выбегает из колонны, бежит до стойки и обратно, встает на место и поднимает руки вверх. Тот, кто выполнит задание первым, приносит своей команде одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Ведущий. А сейчас я буду называть пункты режима дня по порядку. Тот, у кого карточка с названным пунктом, выходит и встает впереди своей команды.

Ребята выстраиваются в следующем порядке: Подъем, Зарядка, Завтрак, Домашняя работа, Спорт, Школа, Прогулка, Ужин, Свободное время, Сон.

Ведущий. Ну вот, ребята, таким должен быть ваш режим дня! Запомнили?

Подвижная пауза

Пока судьи подводят итоги, можно предложить детям игру с четным числом участников – от 12 до 20.

Дети выстраиваются в два круга: внешний и внутренний – с одинаковым количеством игроков. Один участник из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару; каждый должен запомнить своего партнера. По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний – против часовой. Ведущий подает команды, которые должна выполнить каждая пара, причем очень быстро. Пара, выполнившая задание последней, выходит из игры. Например, если ведущий выкрикивает: «Спина к спине!» – значит, пары должны соединиться именно этими частями тела. Пара, сделавшая это последней, выходит из игры. Побеждает пара, которая дойдет до самого конца игры.

Команды ведущего могут быть следующие: «Ладонь к ладони!», «Ухо к плечу!», «Колено к ладони!», «Пятка к пятке!», «Колено к плечу!», «Локоть к пятке!», «Пятка к носу!» – и т.п.

Здоровая пища

Ведущий. Наше путешествие продолжается. Мы с вами находимся в городе Здоровая пища. Правильно ли мы питаемся? Какие продукты полезны, а какие вредны для нашего организма?

Ребята отвечают. После этого им предлагается новая эстафета. По сигналу судьи первый участник бежит до обруча, в котором лежат карточки с изображениями «вредных» продуктов: газированная вода, мороженое, гамбургер, торт, – и «полезных»: яблоко, ягоды, свекла, морковь, огурцы, помидоры, лук, молоко, – берет одну из них. Потом игрок возвращается назад, передает эстафету касанием ладони второму участнику и т.д. По окончании эстафеты капитан сдает собранные карточки судьям. Побеждает команда, собравшая больше карточек с названиями «полезных» продуктов.

Ведущий. Молодцы! Вы много знаете о том, какие продукты вредны, а какие полезны. Давайте продолжим наше путешествие.

Физкульт-ура!

Ведущий. Мы прибыли в город под названием Физкульт-ура! Все жители этого города любят заниматься физкультурой.

Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит – почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит – почему?
Маша плавает, как рыбка.
Кто ответит – почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит – почему?
Может «мостик» сделать Шура,
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.

А вы, ребята, любите заниматься физкультурой? Какая польза от этих занятий? Давайте посоревнуемся, чтобы выяснить, кто из вас самый сильный и ловкий.

Встань и беги

Команды выстраиваются на линии старта. По сигналу первые номера встают из положения сидя, обегают флажок, возвращаются и передают эстафету следующему сидящему на линии старта участнику. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Возможные ошибки:

  • начало движения следующего участника без передачи эстафеты;
  • выход за линию старта.

Воротики

Команды стоят на линии старта. У впереди стоящих игроков – волейбольный мяч. По сигналу первый участник начинает бег, обегает контрольную стойку и возвращается к своей команде, которая в это время должна принять положение широкой стойки («воротики»), обегает ее и катит мяч в «воротики» – между ногами. Второй участник ловит его, принимая таким образом эстафету, и т.д. Игра заканчивается, когда мяч вернется к первому участнику и он поднимет его вверх.

Возможные ошибки:

  • участник теряет мяч во время бега;
  • мяч катится мимо «воротиков»;
  • мяч пойман после линии старта.

Передача мяча

Ведущий. Третье испытание в городе Физкульт-ура – это испытание на ловкость и внимательность.

Команды в колоннах стоят на линии старта. У каждого направляющего – капитана – в руках волейбольный мяч. Все игроки поднимают руки вверх. По сигналу судьи участники начинают передавать мяч над головой в конец колонны. Замыкающий, получив его, бежит в начало колонны и повторяет передачу мяча назад. Задание продолжается до тех пор, пока капитан не станет направляющим.

Игра со зрителями

По кругу стоят кегли в количестве на одну меньше числа участников. Дети встают вокруг кеглей и под музыку начинают бег. Как только музыка прекращается, каждый игрок старается ухватить кеглю. Игрок, оставшийся без кегли, садится на скамейку. Побеждает участник, оставшийся в игре.

Дыхание

Ведущий. Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. Следующий город – Дыхание. Чем мы дышим?

Дети. Воздухом.

Ведущий. А какие органы помогают нам дышать?

Дети. Нос, рот, легкие.

Ведущий. А теперь пусть участники команд – по одному от каждой – постараются как можно быстрее надуть шар.

Выходят представители команд и выполняют задание. Судьи подводят итоги.

Затем детям предлагается эстафета с воздушным шаром. Первые участники начинают путь к контрольной стойке, удерживая на ракетке надувные шары, возвращаются обратно, передают эстафету вторым номерам, и т.д.

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Ведущий. Пока судьи подводят итоги, мы по­играем со зрителями. Я буду задавать вопросы, а вы, когда нужно, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!», – а когда нет, молчите.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Ну, а кто начнет обед
С жвачки импортной, конфет?

Кто не любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Кто поел и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?

Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?

Конец путешествия

Ведущий. Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы с честью выдержали все испытания. Каждый из вас достоин навсегда поселиться в Стране здоровья. Мы вместе с вами переживали чудесные мгновения. Кому-то понравилось, кому-то – нет, кто-то просто от души смеялся, а кого-то наше соревнование заставило задуматься. Но, думаю, никто не остался равнодушным!

Затем ведущий называет победителя и вручает ему большой ключ от Страны здоровья.

Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Вожжи, обручи и палки,
Никогда не унывай,
В цель снежками попадай,
В санках с горки быстро мчись
И на лыжи становись!
Вот здоровья в чем секрет!
Желаю вам я всем здоровья –
Физкульт-привет!

Звучит «Спортивный марш». Дети организованно выходят из зала.

 

Наталья Ильина ,
учитель физкультуры, ГОУ Лицей № 369, г. Санкт-Петербург