Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2009
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Зимой, когда выпал снег, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на санках, на лыжах. Автор этой статьи предлагает заранее подготовить площадки для зимних игр, а также составить конкурсные задания с использованием различного оборудования.

Готовь сани летом

Своевременная и хорошо продуманная подготовка мест проведения игры не только значительно повышает эффективность решения поставленных задач, но и предупреждает возможность получения травм, особенно в играх с различными предметами.

Зимние игры хорошо проводить в близлежащем парке, где есть площадка и горка. Если нет, то их можно подготовить на школьном стадионе.

Пришкольную площадку для проведения зимних подвижных игр и эстафет с учащимися младших классов лучше всего делать постоянной. Ровную площадку 40–150 м длиной и 20–50 м шириной, если нет специально отведенного места для младших школьников, можно подготовить на футбольном поле уже зимой. А вот горку, а лучше две, надо готовить заранее, еще осенью сделать насыпь из земли: одну горку – с пологим склоном, а другую – более крутую и на 0,5 м выше. Если горка одна, то с одной стороны склон нужно делать пологим, а с другой – более крутым. Готовить такие горки только из снега гораздо сложнее, к тому же снега может быть мало. Где и как подготовить такие горки, решает учитель исходя из имеющихся условий.

Разметку площадки для зимних игр, например линию старта, можно сделать постоянной и более заметной. Для этого нужно развести легко растворимый в воде краситель и полить им линию старта и линию финиша.

Участок для проведения игры на местности надо подбирать такой, чтобы его рельеф отвечал задачам и содержанию игры; границы участка для игры четко разметить флажками, веревочкой с листками цветной бумаги и т.п. Перед проведением игры учитель должен заранее как следует изучить местность и наметить условные границы игры.

Статья опубликована при поддержке ООО «Сталкер». Если вашей организации необходима специализированная одежда, то обратитесь в ООО «Сталкер». Заказ пошива cпецодежды под ваши цели, закупка готовых типов одежды всех видов и назначений, от костюмов сварщика до сигнальных жилетов. Посетите официальный сайт компании www.stalkershop.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Методические рекомендации

Подготовку мест для игры можно проводить непосредственно перед уроком при участии детей – дежурных или специально назначенных учеников, а в некоторых случаях – заранее. Важно научить всех школьников готовить площадку к игре. Возможно, на первых уроках для этой работы потребуется времени больше, чем было запланировано, зато на последующих занятиях разметка площадки пройдет быстрее и более организованно.

Учителю следует заранее выбрать себе помощ­ников-дежурных, чтобы подготовиться к игре: принести, раздать и собрать инвентарь, разметить площадку. Учитель должен заранее объявить ученикам, кто будет дежурным на следующем уроке.

Мороз до –10°С без ветра – наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе. При температуре ниже –12°С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Надо также строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек.

Педагогическая ценность подвижных игр во многом определяется как условиями их проведения, так и наличием необходимого инвентаря. Готовясь к проведению игры, учитель должен обязательно учитывать, что может понадобиться, и заранее подготовить все необходимое.

Инвентарь раздают участникам или расставляют после объяснения правил. Способов раздачи и сбора инвентаря много, и какой из них и в какой игре использовать, решает учитель. Инвентарь раздает и собирает после игры либо учитель, либо его помощники. Если это делают сами дети, то учитель наблюдает за тем, чтобы они выполняли задание быстро, точно, организованно.

Важно приучить детей следить за санитарным состоянием инвентаря и регулярно приводить его в порядок: бережно относиться к нему, умело его хранить и самостоятельно изготавливать простейшие пособия под руководством учителя.

Наличие разнообразного высококачественного спортивного инвентаря, игрового и вспомогательного оборудования позволяет подбирать варианты двигательных заданий с учетом поставленных задач, проводить игры в должных условиях и на высоком эмоциональном уровне. Зимой инвентаря требуется намного меньше. Школа далеко не всегда приобретает в полном объеме необходимый спортивно-игровой инвентарь, так как он очень дорогой или отсутствует в продаже, но в школе он необходим.

Кроме фабричного изготовления зимнего спортивного инвентаря: комплектов лыж, санок, – целесообразно иметь дополнительно нестандартное оборудование, которое учителя физкультуры и труда вместе с учениками, а также их родителями могут изготовить сами. Кроме того, можно собрать подручный материал для разметки площадки, имеющийся в парке или на лесной полянке, например срубленные ветки, палки и т.п.

Необходимый инвентарь

Флажок можно сделать из фанеры, ткани, плотной цветной бумаги. Размер самого флажка – 30×40 см, высота древка – 70–100 см. Подставка может быть выполнена из фанеры или из палочек в виде крестовины для установки на твердом грунте, но можно обойтись и без нее, а просто воткнуть флажок в снег, но тогда высота древка должна быть немного больше.

Флажки (вымпелы) разных размеров – до 30 шт. Размеры, цвет самого флажка и древка должны быть разными, так как в различных играх во время урока у них разное назначение.

Мишень-снеговика можно изготовить стационарную, но лучше переносную, либо из металла (мишень – три сквозных отверстия), либо из дерева (3 круга различного диаметра, вырезанных из фанеры), – как для тренировки метания в цель, так и для игр.


Мишень-снайпер также может быть стационарной или переносной. Размеры щита – 1×1 м, высота подставки – 0,5–1 м, диаметр центра («яблочка») – 10–12 см, далее – от трех до пяти кругов на расстоянии 5 см один от другого. Ширина полосы круга – 2 см. Такую мишень можно нарисовать на стене зала или подсобного помещения.


Мишень-окно может быть укреплена стационарно на игровой площадке, но целесообразно иметь переносную, которую можно использовать как в зимнее время, так и в осенне-весенний период на игровой площадке и в зале. Размеры щита – 1×1 м, диаметр отверстия «окна» – 10–12 см, высота щита – 1,5–2 м. Такую мишень можно нарисовать на стене спортивного зала или подсобного помещения либо на высоком и устойчивом заборе на игровой площадке.


Мишень-биатлон целесообразно иметь переносную, которую можно использовать как в зимнее время, так и в осенне-весенний период. Размеры щита – 1×1 м, диаметр ярких нарисованных кружков – 10–12 см. Они могут быть одинакового и разного диаметра и цвета. Количество кружков также может быть разным. Высота щита – 1,5–2 м. Вместо кружков можно вырезать сквозные отверстия.


Санки желательно иметь в расчете на каждого ученика класса, но чаще детям предлагается принести свои. Это не очень удобно, так как санки могут быть разных фактуры и размера. Для проведения игр в школе необходимо иметь хотя бы 6 одинаковых санок.

Шесты бывают двух видов: короткие (длиной 1,3–1,5 м) – с острым металлическим наконечником наподобие наконечника лыжной палки и длинные деревянные (длиной 4–6 м) – с закругленными концами.

Лыжи, как и санки, дети чаще всего используют свои.

Тесьма (шнур, шпагат) – необходима для разметки площадки; узлами, флажками или другими метками обозначают отрезки определенной длины.

Нарукавные повязки – их обычно требуется по 8–10 шт. разных цветов из расчета: по одному цвету для каждой команды.

Нагрудный номер – 20–30 шт. Можно изготовить номера различных цветов по 8–10 шт.

Колпаки – по 8–10 шт. разных цветов из расчета: по одному цвету для каждой команды – можно склеить из цветной бумаги. Они должны быть с завязками и такого размера, чтобы их можно было надеть на шапку.

Методика проведения игр

Перевозка груза

Место проведения: ровная снежная площадка размером 40×50 м. Двумя линиями обозначается площадка, через которую нужно перевезти груз в другое место.

Инвентарь: на каждую команду – одни санки; груз для всех команд – палки, чурочки и различные предметы – должен быть одинаковым, и его должно быть достаточно.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 4 или 6 человек в каждой. На каждую команду назначают двух судей, которые находятся по одну и другую стороны игровой площадки. Груз сложен перед линией старта на расстоянии 1,5–2 м.

По сигналу первые пары участников команд начинают быстро складывать груз на санки, перевозят его за линию финиша, складывают в месте, отмеченном флажком, и возвращаются в свою команду. Как только первая пара пересечет линию, начинает укладывать груз на санки вторая пара, и так до тех пор, пока не будет перевезен весь груз. Подводят итоги первой перевозки. Выигрывает команда, которая первой перевезла груз, аккуратно уложила его в оговоренном порядке и заняла исходные позиции. Затем переносят флажки на другую сторону, и игра повторяется, но в обратном направлении.

Правила игры

1. Если груз рассыпался на дистанции, его следует аккуратно сложить на санки и продолжить перевозку.
2. Первая пара игроков, которая увезла свою часть груза, возвращается в команду, передает санки второй паре и встает за линией старта.
3. Если после укладки груз рассыпался, игрокам нужно вернуться и сложить все заново.
4. Количество груза, перевозимого за один рейс, оговаривается заранее.
5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше победных очков с наименьшим числом нарушений. При игре двух команд команда, первой выполнившая задание, получает 1 победное очко, вторая команда– 0 очков; при игре трех команд – соответственно 2 очка, 1 очко и 0 очков.

Методические указания. В зависимости от количества и фактуры перевозимого груза нужно заранее оговорить количество груза, которое можно класть на санки для одной перевозки, а также рисунок и форму укладки. Важно, чтобы перевозимый груз был одинаковым для всех команд.

В ходе игры следует учить детей выполнять различные виды работы не только быстро, но и аккуратно: на конкретных примерах показать, как торопливая и недобросовестная работа обернуться потерей первенства и повлечь за собой различные разрушения и другие негативные последствия, – и обсудить с учениками подобные случаи.

Поскольку на каждую команду назначено по два судьи, после их отчета происходит замена судей на игроков команды так, чтобы судьи первой команды перешли в активные участники второй команды, не нарушая при этом принцип распределения на пары.

Верхом на клюшке

Место проведения: ровная площадка размером 25×40–50 м, покрытая льдом и припорошенная снегом. На расстоянии 2 м перед линией старта проводят еще одну линию, отгораживающую коридор, в котором производится передача клюшки. На расстоянии 20–25 м от линии старта напротив каждой команды устанавливают флажки яркого цвета.

Инвентарь: яркий флажок с высотой древка 1 м; клюшка у каждой команды; разметочные флажки для обозначения коридора и линии старта; секундомер.

Содержание и ход игры. До деления на команды назначают или выбирают судей. Остальные учащиеся класса делятся на команды по 4–5 человек в каждой и выстраиваются в колонны по одному перед коридором; первые номера – у линии старта и финиша. Игру можно проводить в двух вариантах.

Первый вариант. По сигналу первые номера в положении верхом на клюшке бегут к своему флажку, обегают его и возвращаются к своим командам. Как только игроки пересекут линию старта (финиша), учитель засекает время и громко объявляет результаты. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Подводятся итоги, и игра повторяется не менее двух раз, время засекается в каждом забеге. Затем подводится общий итог как личного, так и командного первенства.

Второй вариант. По сигналу первые номера в положении верхом на клюшке бегут к своему флажку, обегают его и возвращаются к своим командам, в отмеченном коридоре отдают клюшку вторым номерам и встают в конец своей колонны. Те повторяют задание и передают клюшку третьим номерам, и так до тех пор, пока первые номера не получат клюшку обратно. Подводятся итоги первого тура, и игра продолжается еще несколько раз. Здесь определяется только командное первенство.

Судьи. Для каждой команды назначается судья на трассе, который должен следить за соблюдением условленного способа передвижения и за тем, как игроки обходят на клюшке флажок. Судьи на линии старта контролируют своевременный уход с нее и правильность передачи клюшки партнеру. Судья-секретарь фиксирует в протоколе личное время прохождения трассы каждым участником.

Если учащихся, временно освобожденных от занятий, нет, то судьи заменяются в ходе игры действующими игроками так, чтобы количество забегов у всех было равным.

Правила игры

1. Передавать клюшку из рук в руки можно только в обозначенном коридоре.
2. На протяжении всего бега клюшка должна касаться поверхности площадки.
3. В движении необходимо сохранять позу, установленную условиями игры, например позу наездника и т.п.
4. Если участник уронит клюшку, он должен поднять ее и продолжить движение с того места, где это случилось.
5. Нельзя задевать флажок.
6. За каждое нарушение правил игрок получает 1 штрафное очко.

Подведение итогов. В первом варианте игры может быть определен победитель в личном первенстве по наименьшему времени в трех забегах и наименьшему числу допущенных ошибок; в командном первенстве – на тех же условиях. Здесь учитываются и количество победных очков, и время, затраченное на забег. Во втором варианте итоги игры подводятся только по количеству победных очков команды.

Методические указания. При проведении пробной игры уточняются правила игры, схема прохождения дистанции, права и обязанности судей.

В первом варианте игры учащиеся имеют возможность сравнить личные результаты в каждом забеге, проанализировать успехи или неудачи и самостоятельно или с помощью учителя найти пути преодоления допущенных ошибок, учатся контролировать свои движения и исправлять ошибки, а судьи, с одной стороны, помогают заметить и осмыслить допущенные ошибки, с другой – лучше усвоить материал игры.

Во втором варианте игры идет формирование двигательных навыков на технической основе исполнения и усвоение более сложной игры, с большим количеством правил.

Кроме того, решаются задачи психологического и нравственного характера: дети учатся принимать самостоятельные решения в ходе игры, быстро ориентироваться на местности, а также закаляются физически, укрепляют волю.

Кому на снежный ком?

Место проведения игры: площадка на свежем воздухе. Поверхность земли вокруг снежного кома должна быть гладкой, ровной, но не скользкой.

Инвентарь: небольшие деревянные лопатки, метелка. Но иногда дети лепят снежный ком руками. В этом случае у учащихся должны быть запасные варежки.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 5–7 человек в каждой и начинают лепить из снега большой ком, а затем встают вокруг него, взявшись за руки.

По команде «Раз, два, три!» играющие тянут рядом стоящего игрока к снежному кому, а сами упираются. Тот, кто упадет на снежный ком или хотя бы наступит на него ногой, получает штрафное очко и продолжает играть. Игра продолжается несколько минут, затем подводятся итоги.

Правила игры

1. Нельзя разрывать сцепление рук.
2. Нельзя ставить подножку рядом стоящему игроку, грубить и т.п.
3. За каждое нарушение правил и дисциплины игрок получает 1 штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает тот, закончит игру без штрафных очков и не разу не наступит на снежный ком. При командном подведении итогов учитывается количество штрафных очков в каждой команде за определенный отрезок времени.

Методические указания. Варежки должны быть сухими, но лучше будет, если дети принесут запасные. Обувь должна быть сменной; следует проследить, чтобы ученики очистили ее от снега.

Игра предназначена в основном для мальчиков, но если в ней участвуют девочки, то у них должна быть отдельная команда. Смешанные команды следует формировать с учетом уровня физического развития.

В этой игре побеждают, как правило, более сильные дети. Но для всех участников важно развивать силу мышц в сопротивлении. В этой игре важна не столько победа, сколько физическое развитие и укрепление здоровья.

В ходе игры акцентируется внимание на решении следующих задач: ознакомление детей со способами укрепления здоровья и с правилами закаливания в зимних условиях; формирование навыков взаимодействия и противодействия, игрового партнерства.

Не уступлю горку!

Место проведения игры: площадка со снежными горками, которые готовятся заранее. На вершине горки начерчен небольшой круг. Поверхность земли вокруг нее должна быть гладкой, ровной, но не скользкой.

Инвентарь: свисток; деревянные лопатки для оборудования горки у каждой команды.

Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 3–5 человек в каждой. В командах расчет ведется по порядку номеров, первый номер – водящий. Он забирается на горку. По сигналу учителя остальные игроки начинают бегать за ним, стараясь осалить, а он уворачивается от них. Водящего нельзя осалить, если он коснулся руками земли, но в этом положении он может находиться не больше 3 сек. Как только водящий коснулся руками снега, игроки начинают громко считать: «Один, два, три», – после этого игра продолжается.

Через 1–2 мин. учитель дает сигнал окончания защиты горки. Подводятся итоги. Потом на защиту горки выходят вторые номера, затем третьи, и т.д. Желательно, чтобы в роли водящего каждый игрок побывал не менее двух раз. Если защитника за отведенное время ни разу не осалили, он получает 3 победных очка.

Правила игры

1. Игра начинается только по сигналу.
2. Нельзя заступать черту – в этом случае водящий осаленным не считается.
3. Игроку, осалившему защитника (водящего), присуждается победное очко.
4. За грубость, некорректное поведение игроку начисляется 1 штрафное очко или снимается победное, если оно имеется.

Подведение итогов. В каждой команде определяется победитель по наибольшему числу очков, полученных за защиту горки и за осаливание водящего. Таким же образом определяют команду-победительницу.

Методические указания. Горки для младших школьников могут сделать старшеклассники или дворник во время уборки снега, но лучше, если их сделают сами участники игры.

Необходимо проверить, чтобы на игровой площадке не было ледяных наростов или других предметов, о которые можно получить травму во время игры.

В ходе игры следует акцентировать внимание на решении следующих задач: развитие детской творческой инициативы (можно предложить учащимся разные варианты деления на команды и выбора водящего, усовершенствовать правила игры, таким образом развивая творческое воображение); воспитание чувства коллективизма и товарищества, культурного отношения друг к другу, внимательности и честности в выполнении задания.

Продолжение следует

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь