Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Спорт в школе»Содержание №22/2009
Методика

Портфолио учителя физической культуры

При всем многообразии подходов к формированию структуры и содержания профессионального портфолио педагога мы выносим на обсуждение педагогического сообщества свою версию, которая, как нам представляется, достаточно технологична, доступна для каждого, кто хотел бы создать портфолио, и адаптирована к физическому воспитанию.

В преддверии Года учителя хотелось бы обратиться к обстоятельствам и факторам, способным изменить в лучшую сторону социально-профессиональный имидж учителя физической культуры. Конечно, сложно противостоять представлениям об образе учителя физической культуры как «человека со свистком», которые формировались в общественном сознании на протяжении многих лет. Вместе с тем в данном вопросе наметились позитивные сдвиги, так как учителя физической культуры доказали свою конкурентоспособность на многопрофильных конкурсах профессионального мастерства, успешно соперничая с традиционно сильными в этом отношении историками, филологами и др. Не может не вызывать уважения желание педагогов активно излагать в публикациях свои мысли, методические находки. Учителя физической культуры занимают активную социально-профессиональную позицию по большинству актуальных вопросов жизнедеятельности сферы образования, входя в педагогическую элиту. В спектре этих благоприятных тенденций особняком стоит умение презентовать свою деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологии формирования профессионального портфолио. Именно она позволяет наиболее эффективно реализовать функции накопления, систематизации и презентации продуктов деятельности педагога, его идей и разработок.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются, систематизируются и оцениваются индивидуальные достижения педагога за определенный период времени в разнообразных видах деятельности.

Рекомендуемая структура портфолио представлена следующими элементами:

– титульный лист;
– содержание (оглавление);
– введение или пояснительная записка;
– раздел I «Общие сведения о педагоге» с приложениями;
– раздел II «Инновационно-методическая деятельность педагога» с приложениями;
– раздел III «Результаты педагогической деятельности» с приложениями.

Рекомендуемый вариант оформления титульного листа:

Название образовательного учреждения


Примечания

1. По желанию педагога на титульном листе могут быть размещены его фотография, девиз, кредо и т.п.
2. Возможно расположение титульного листа как по вертикали, так и по горизонтали.

В разделе «Содержание (оглавление) портфолио» указываются разделы и подразделы, а также нумерация страниц.

Все материалы, вошедшие в портфолио, должны найти отражение во введении или пояснительной записке. Здесь необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, почему именно они являются свидетельством профессионализма аттестуемого. Важно, чтобы обоснование выстраивалось в соответствии с требованиями к заявленной педагогом квалификационной категории. Следует указать период, охватываемый портфолио.

Примерная структура раздела I «Общие сведения о педагоге»:

1.1. Сведения о базовом профессиональном образовании

Наименование учреждения Дата окончания Специальность (включая дополнительную) Присвоенная квалификация (включая дополнительную)
1 2 3 4
       

1.2. Сведения о присвоении квалификационной категории

Наименование квалификационной категории Дата присвоения Должность (должности), по которой (которым) присвоена квалификационная категория Должность (должности), по которой (которым) присвоена квалификационная категория
1 2 3 4
       

3.3. Сведения о почетных званиях и наградах

Наименование звания, награды Кем присвоено Дата присвоения Основание присвоения
1 2 3 4
       

 

1.4. Сведения о стаже работы педагога

Общий трудовой стаж Педагогический стаж Стаж работы в данном образовательном учреждении
1 2 3
     

1.5. Общие сведения о педагогической деятельности

Предметы (курсы дополнительного
образования), преподаваемые педагогом
Указание классов (групп), в которых работает педагог Нагрузка (учебная и внеучебная) Сведения о выполнении функций классного руководителя
1 2 3 4
       

К первому разделу могут прилагаться:

– копии документов о базовом профессиональном образовании;
– копии аттестационного листа (листов);
– копии документов о присуждении ученой степени и присвоении ученого звания;
– копии наградных документов.

Примерная структура раздела II «Инновационно-методическая деятельность педагога»:

2.1. Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и послевузовском профессиональном образовании

2.1.1. Работа по теме самообразования

Тема самообразования
и сроки выполнения работы
Ожидаемые результаты
и основные целевые индикаторы
Полученные результаты (промежуточные, конечные)
1 2 3
     

2.1.2. Работа в составе творческих коллективов (проблемных групп, научно-исследовательских коллективов и др.)

Название творческого
коллектива
Формулировка решаемой проблемы
(название разрабатываемого проекта)
Статус (функция, роль) педагога
в коллективе
Сроки (период) работы Содержание
деятельности педагога
1 2 3 4 5
         

 

2.1.3. Работа в составе методических объединений

Наименование методического объединения Статус (функция, роль) педагога
в объединении
Содержание деятельности (выполняемая/выполненная работа)
1 2 3
     

2.1.4. Прохождение курсов повышения квалификации

Наименование учреждения ДПО
и сроки прохождения курсов
Форма прохождения
(дистанционная,
инновационная и др.)
Тема курсов
(наименование программы
повышения квалификации)
Объем курсов
(программы)
Результат участия в курсах (в том числе продукты,
созданные в рамках курсов)
1 2 3 4 5
         

2.1.5. Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Наименование учреждения ДПО
и сроки прохождения курсов
Наименование программы (специальности) с указанием
объема аудиторной и внеаудиторной работы
Наименование нового вида профессиональной
деятельности (квалификации),
право на которую удостоверяется полученным дипломом
1 2 3
     

2.1.6. Сведения о послевузовском образовании

Наименование учреждения
и сроки обучения
Вид послевузовского образования
(очная/заочная аспирантура, соискательство, докторантура)
Ученая степень с указанием специальности
по номенклатуре научных работников
1 2 3
     

 

К подразделу 2.1 могут прилагаться:

– материалы работы в творческих коллективах;
– материалы работы в составе методических объединений;
– копии документов о прохождении курсов повышения квалификации и продукты, разработанные в рамках курсов;
– копии диплома (дипломов) о профессиональной переподготовке;
– копии документов о послевузовском профессиональном образовании, материалы по аттестации аспиранта (соискателя), справки и др.

2.2. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

2.2.1. Сведения о продуктах авторского научно-методического творчества педагога
(авторские концепции, проекты, модели, целевые и образовательные программы, методические разработки, дидактические материалы, средства педагогической диагностики и др.)

Наименование авторского
научно-методического
продукта, тема, направление
Дата разработки Общая характеристика
авторского
научно-методического продукта
Сведения об официальном
признании (с указанием,
кем проводилась экспертиза)
Сведения о внедрении, распространении,
эффективности методического продукта
1 2 3 4 5
         

2.2.2. Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных в сети Интернет)

№ п/п Название и вид работы Форма работы Выходные данные Объем в стр. (печ. л.) Соавторы
1 2 3 4 5 6
           

2.2.3. Сведения о наличии собственного сайта, персональной страницы в сети Интернет
(указывается адрес сайта)

2.2.4. Сведения об участии педагога в организации и проведении различных форм повышения квалификации и методической работы (участие в проведении курсов повышения квалификации, стажировок, конференций, педагогических чтений, круглых столов, семинаров, в работе авторских школ, мастер-классов и т.п.)

Форма повышения квалификации
(методической работы)
Название (тема, проблема) мероприятия Название учреждения (органа
управления образованием,
методической службы,
патронирующей мероприятие)
Дата проведения Содержание деятельности педагога
(личный вклад в проведение мероприятий,
форма представления опыта)
1 2 3 4 5
         

2.2.5. Сведения об участии педагога в инновационной деятельности (участие в инновационной (экспериментальной, внедренческой)
деятельности, пилотных и социальных проектах, работе на опорных площадках)

Статус инновационной деятельности (кем присвоен) и ее вид Наименование (тема, проблема) инновационной деятельности Сроки работы по направлению инновационной деятельности Статус педагога, личный вклад в реализацию инновационной деятельности Содержание и результаты инновационной деятельности педагога
1 2 3 4 5
         

2.2.6. Использование инновационных образовательных технологий

Название технологии Классы, в которых
используется технология
Обоснование применения Полученный или прогнозируемый результат
1 2 3 4
       

2.2.7. Сведения об участии педагога в профессиональных конкурсах, присуждении грантов

Название конкурса Уровень, дата проведения Кем проводился Результат участия
1 2 3 4
       

2.2.8. Сведения об участии педагога в экспертной, аналитической деятельности (работа в составе жюри, конкурсных, квалификационных комиссий, участие в надзорной деятельности, проведении мониторинга, экспертизы аттестуемых и др.)

Наименование организации, под патронажем которой
осуществлялась экспертно-аналитическая деятельность
Статус (функция) педагога в рамках
экспертно-аналитической деятельности
Содержание экспертно-аналитической
деятельности педагога
1 2 3
     

К подразделу 2.2 могут прилагаться:

– копии грамот, благодарственных писем;
– копии дипломов победителя, лауреата и (или) участника профессиональных конкурсов;
– копии сертификатов об установлении статуса инновационной деятельности, а также на авторские научно-методические разработки;
– программы научно-практических конференций, методических мероприятий, сертификаты участника;
– копии документов на получение грантов;
– копии рецензий, экспертных заключений;
– отзывы о работе педагога со стороны коллег, родителей, выпускников, руководителей разных уровней, отзывы о взаимодействии с педагогом;
– рекомендательные письма;
– резюме;
– творческие работы, модели, проекты, авторские программы, технологические карты, поурочные планы уроков, разработки открытых уроков;
– документы, подтверждающие обобщение опыта (модульная анкета обобщения опыта и т.п.;
– записи уроков на электронных носителях; проекты с использованием ИКТ, обучающие программы, презентации к урокам, мультимедийные разработки;
– методические разработки, дидактические материалы, копии публикаций, докладов, творческих отчетов;
– программы преподаваемого курса, кружков, факультативов, элективных курсов;
– контрольно-измерительные материалы, тесты, анкеты;
– программы итоговых и промежуточных аттестаций;
– программы проведения предметных недель, задания для олимпиад, конкурсов;
– сценарии внеклассных мероприятий;
– мультимедийные презентации выступлений;
– графики, рисунки, фотографии.

Примерная структура раздела III «Результаты педагогической деятельности»:

3.1. Сведения об образовательных достижениях обучающихся

Рекомендуется представлять данные в динамике нескольких лет в виде графиков, гистограмм или таблиц, в том числе результаты промежуточной и (или) итоговой государственной аттестации по отдельным классам. В качестве показателей могут быть избраны уровень обученности, средний балл, рейтинг обучающихся и т.п. Можно дать сопоставление со среднеобластными, среднерайонными (среднегородскими) показателями и т.д.

3.2. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций, динамике личностного развития обучающихся

3.3. Сведения о результатах внеучебной деятельности по предмету (описание системы внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, показ ее компонентов, содержания, используемых технологий; анализ результативности системы внеучебной деятельности по физической культуре в аспекте личных достижений обучающихся)

3.4. Система и результаты работы с одаренными обучающимися (результаты участия школьников в предметной олимпиаде, соревнованиях, ученических конференциях и т.д.; количество и качество рефератов, творческих, исследовательских работ, проектов; сведения о поступлении обучающихся в учреждения высшего и среднего профессионального образования физкультурного профиля)

Название конкурса, соревнования Уровень, дата проведения Кем проводился Результат участия
1 2 3 4
       

К разделу 3 могут прилагаться:

– копии протоколов олимпиад, конкурсов, соревнований, программы конференций; копии документов победителей, призеров предметных олимпиад, конкурсов проектов и др.;
– творческие, научно-исследовательские работы, проекты, рефераты;
– отзывы на творческие работы;
– копии материалов по итогам внутришкольного мониторинга, контроля, внешних надзорных мероприятий, справок о результатах контрольных срезов;
– информационно-аналитические материалы;
– рейтинги и др.;
– рисунки, графики, фотографии.

Технические требования к портфолио

  • Рекомендуемый объем портфолио, представляемого для защиты в рамках аттестации, – 30–100 листов.
  • Рекомендуемый формат листа – А4.
  • В оформлении рекомендуется придерживаться строгого (академического) стиля, выполнять портфолио в черно-белом варианте, избегать пестрых красок, активно использовать средства наглядности: графики, гистограммы, черно-белые рисунки.
  • Все сведения, представляемые в портфолио, должны быть заверены руководителем образовательного учреждения (отдельно каждый документ либо все сведения портфолио одной подписью).
  • В портфолио могут содержаться сведения о деятельности педагога за весь период профессиональной деятельности, при этом в рамках аттестации оцениваются достижения за период с момента последней аттестации. Положительной характеристикой является восходящая позитивная динамика профессиональных достижений за весь период профессиональной деятельности (эволюция педагога).

Карта оценки портфолио учителя

№ п/п Критерии Баллы
1 2 3
Раздел «Инновационно-методическая деятельность педагога»
1 Результаты работы по теме самообразования оформлены системно и имеют практическое значение или уже внедряются 0 1 2 3 4 5
2 Педагог активно сотрудничает с творческими коллективами, входит в состав творческих проблемных групп и т.п. 0 1 2 3 4 5
3 Педагог ведет активную работу в составе методического объединения 0 1 2 3 4 5
4 Педагог своевременно повышает квалификацию, активно осваивает новые формы дополнительного профессионального образования, получает послевузовское образование (бонусный критерий) 0 1 2 3 4 5
5 Педагог является автором концепции (идеи, методики, модели, авторской программы), получившей признание профессионального сообщества и сертифицированной компетентным экспертным органом 0 1 2 3 4 5
6 Наличие у педагога собственных методических разработок, средств педагогической диагностики 0 1 2 3 4 5
7 Наличие публикаций либо материалов, размещенных в сети Интернет 0 1 2 3 4 5
8 Наличие собственного сайта, персональной страницы на сайтах органов власти, образовательных организаций (бонусный критерий) 0 1 2 3 4 5
9 Педагог регулярно участвует в проведении курсов повышения квалификации, стажировок, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах, семинарах, работе авторских школ, мастер-классов и т.п. 0 1 2 3 4 5
10 Педагог активно участвует в работе инновационной площадки или реализует инновационный, социальный проект либо руководит им 0 1 2 3 4 5
11 Педагог является победителем или лауреатом профессиональных конкурсов, обладателем грантов 0 1 2 3 4 5
12 Опыт работы педагога обобщен на региональном или муниципальном уровне 0 1 2 3 4 5
13 Педагог привлекается для осуществления экспертно-аналитической деятельности и подготовки проектов документов и материалов 0 1 2 3 4 5
14 Педагог использует современный методический инструментарий (технологии, методики) 0 1 2 3 4 5
15 Имеется документальное подтверждение официального признания результативности работы педагога 0 1 2 3 4 5
16 Имеются свидетельства общественного признания результативности работы педагога 0 1 2 3 4 5
Раздел «Результаты педагогической деятельности»
1 Уровень образовательных достижений по предмету – выше среднеобластного 0 1 2 3 4 5
2 Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету 0 1 2 3 4 5
3 Наличие системы и высоких результатов работы с одаренными обучающимися 0 1 2 3 4 5
4 Обучающиеся – победители и призеры различных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и иных
творческих конкурсов, соревнований
0 1 2 3 4 5
Материал в портфолио представлен системно  

Примечания

  • Наименьшее количество баллов начисляется за отсутствие данных по критерию или слабо представленное содержание деятельности, отсутствие результатов.
  • Наибольшим количеством баллов оценивается активная позиция педагога (например, активная позиция – руководитель, организатор, автор, выступающий, консультант; пассивная позиция – слушатель, наблюдатель).
  • Наибольшим количеством баллов оценивается региональный, федеральный и международный масштаб деятельности педагога и ее результатов (распространения опыта).
  • Высшая квалификационная категория оценивается не менее чем в 65 баллов.
  • Первая квалификационная категория – не менее 45 баллов.
  • Вторая квалификационная категория – не менее 30 баллов.

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл.