Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2009
Методика

Высшие достижения

Спартианские игры для школьников

Проект «СпАрт», разработанный профессором В.И. Столяровым, представляет новый подход к проведению спортивных соревнований в общеобразовательных школах. Его главная идея отражена в названии: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного массового детского спорта путем его интеграции с искусством.

Проблема гуманистической ценности спорта и его места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых: педагогов, психологов, философов, социологов.

В современном спорте необходимо различать две его разновидности, которые обычно называют массовым спортом и спортом высших достижений, или большим, рекордным спортом. В спорте высших достижений на первом плане стоит победа в соревнованиях, то есть целью является результат, выраженный в секундах, минутах, метрах, баллах. Цель же массового спорта – укрепление здоровья, отдых, развлечение, общение с другими людьми; результат – развитие личности.

При организации и проведении спортивных соревнований, как правило, используется та модель, которую многие ученые называют жесткой. Она предполагает острое соперничество, жесткую конкуренцию участников. Даже минимальная разница в результатах соревнующихся определяет их места. Жесткая модель спорта предполагает разделение его участников на победителей и побежденных. Первых ждут награды, слава, почести, вторых – упреки, насмешки, обиды.

В практике организации физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-массовой работы с учащимися общеобразовательных школ обычно применяется именно жесткая модель. В результате слабо развитые физически, имеющие неустойчивую психику дети боятся принимать участие в спортивных соревнованиях, опасаясь проигрыша и связанных с ним негативных последствий.

Жесткая модель спорта выдвигает на первый план не внутренние, а внешние для человека стимулы: победу над противником и связанные с этой победой, призы, другие материальные блага, славу. У занимающегося спортом развивается желание любой ценой – даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими. Подобные явления представляются нам совершенно неприемлемыми в работе со школьниками. Поэтому необходима новая модель организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм работы с ними.

Саратовская модель Спартианских игр

Основателем спартианского движения в Саратовской области является вице-президент спартианского движения Приволжья, заслуженный учитель школы РСФСР Анатолий Николаевич Горбатов, координаторами спартианского движения в городе – Наталья Александровна Репникова, Анна Тимофеевна Фирсова, Сергей Анатольевич Фирсин.

Спартианские игры уникальны по своей программе, системе определения победителей, составу участников. От других соревнований их отличает ряд особенностей.

  • Проводимые на играх соревнования поклонников активного разностороннего творчества (СпАрт) включают комплекс состязаний и конкурсов. Они подбираются так, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить не только физическую подготовленность и спортивное мастерство участников, но также их интеллект, художественные и творческие способности, юмор, знания, то есть уровень разностороннего и гармоничного развития. От участников соревнования требуется не узкая специализация, а многосторонние умения в разных видах игровой творческой деятельности.
  • В ранг победителей (лауреатов) зачисляются все, кто добивается успеха в отдельных соревнованиях, обозначенных в программе, и в проявлении спартианской культуры, включая такие ее показатели, как красота действий и поступков, воля, мужество, знания, творчество, юмор, культура движений, физические, спортивные, интеллектуальные, художественные и другие качества и способности.
  • Наиболее высоко оцениваются успешное выступление во всех видах Спартианских игр, наличие спартианской культуры, разностороннего и гармоничного развития, а также успехи в самосовершенствовании – существенное превышение собственных результатов, показанных ранее.
  • В программу обязательно включают несоревновательные игры. В них участники не разделяются на победителей и побежденных – наоборот, поощряются сотрудничество, творчество, юмор.
  • Состав участников игр также необычен. Это демократичные и гуманные соревнования. В них совместно участвуют и на равных соревнуются дети начиная с 6 лет и взрослые; лица с ограниченными возможностями и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, активно занимающиеся разными видами творческой деятельности – наукой, искусством, спортом, техническим творчеством.

На протяжении десяти лет в Саратовской области апробировались Спартианские игры по следующим ступеням:

  • для учащихся 1–4-х классов;
  • для учащихся 5–11-х классов;
  • для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья;
  • для отдыхающих в летних оздоровительных лагерях.

Спартианские игры для маленьких

Положение о Спартианских играх для маленьких детей разработано на основе общих идей проекта «СпАрт». Главная цель – обосновать и внедрить в практику работы с детьми младшего школьного возраста новые формы педагогической деятельности, направленные на формирование активной, творческой личности, для которой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.

Основными принципами организации Спартианских игр для маленьких являются:

  • обязательное сочетание соревновательных игр с несоревновательными, в которых нет победителей и побежденных, а поощряются сотрудничество, юмор;
  • улучшение детьми своих прежних результатов как главный показатель в системе поощрения участников;
  • использование народных игр, забав, художественных конкурсов, связанных с национальными и народными культурными традициями;
  • организация и проведение Спартианских игр на сюжетной основе;
  • включение в программу так называемых кооперативных игр – спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в одну команду;
  • соответствие всех физических упражнений, а также правил и инвентаря особенностям детей дошкольного возраста;
  • отсутствие существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых и победителям, и побежденным.

Мы назвали такие соревнования Малыми спартианскими играми. Учитывая особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста, программа состоит из двух частей.

Первая часть проводится в спортивном зале в течение часа и включает построение участников, встречную эстафету, прыжки в длину с места, «японский челнок» – бег с касанием рук пола на расстоянии 3 м в течение 1 мин., перетягивание каната (взрослые), дартс (взрослые). После 30-минутного перерыва в актовом зале начинается вторая часть: конкурсы, песни, частушки, танцы, свободный номер с участием взрослых.

Особенно хочется отметить торжественную церемонию награждения. Культурно-спортивный центр «СпАрт» спонсирует соревнования, все команды получают одинаковые призы, а победители и призеры в каждом виде соревнований – еще и личные призы. Соревнования проходят под девизами: «Победи самого себя!», «Главное – не победа, а участие»: на этих праздниках спорта нет побежденных, что очень важно.

У противников спартианского движения с участием детей дошкольного и младшего школьного возраста есть веские доводы, от которых нельзя отмахнуться:

  • неизбежный психологический стресс в процессе соревнований;
  • участие в Играх только спортивной элиты, из-за которого менее одаренные дети чувствуют себя неуверенно;
  • педагогические страсти, делающие детей заложниками амбиций учителей и воспитателей.

Сторонники же проведения таких соревнований считают, что:

  • участвуя в соревнованиях и добиваясь реально поставленной и значимой цели, дети получают возможность развить в себе то, что психологи называют волевым комплексом;
  • во время подготовки и участия в соревнованиях дети учатся отвечать за свои поступки, поддерживать друг друга в случае неудачи, воспринимать поражение как первый шаг к будущей победе;
  • педагогу нельзя забывать, что главное – интересы ребенка; очень важно умение учителей и воспитателей правильно и своевременно оценивать и разрешать складывающиеся психологические коллизии, используя соревновательную деятельность как средство знакомства детей с миром спорта и теми отношениями, которые ему присущи;
  • целесообразно привлекать к участию в соревнованиях всех детей, не имеющих медицинских противопоказаний, рассматривая систему спортивных соревнований как составную часть учебно-воспитательного процесса.

Спартианские игры для учащихся 5–11-х классов

Изначально Спартианские игры проводились именно для учеников 5–11-х классов. Для этой возрастной группы игры проходят в четыре этапа. Если на первом этапе Спартианские игры проводятся внутри классов (сентябрь – октябрь), то на втором – между классами. Третий этап проходит внутри параллелей классов (январь – февраль). На четвертом этапе проводится городской турнир по Спартианским играм среди 5–11-х классов (апрель).

Программа проведения Спартианских игр для школьников состоит из двух частей: спортивной и художественно-творческой (см. табл. 1).

Для проведения Спартианских игр нами был принят специальный кодекс поведения участников соревнований (см. табл. 2).

Все игры строятся на следующих принципах:

  • отсутствие победителей;
  • не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе; для другой группы участников – пересечь зал, сделав как можно меньше шагов);
  • все участники должны получать удовольствие от игры;
  • ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
  • в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья;
  • каждый участник должен быть уверен в том, что другие не нанесут ему повреждений, помогут, обес­печат его безопасность.

Совместная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа учителей и родителей экспериментальной группы позволила выделить такие принципы взаимодействия школы, Спартианского клуба и семьи, как тесный и систематический контакт учителей и родителей, доброжелательность и взаимное доверие в вопросах физического воспитания в семье.

Многие родители нуждаются в помощи при выборе полезных для их детей видов физкультурно-спортивной деятельности, наиболее соответствующих их склонностям и способностям. Систематическое общение родителей с учителями физической культуры позволяет улучшить организацию физического воспитания. Эта помощь направлена на создание благоприятной моральной атмосферы в семье, расширение культурного кругозора школьников, четкую организацию распорядка труда и отдыха, стимулирование познавательных интересов и др.

Спартианские игры в летних оздоровительных лагерях

Спартианские игры для отдыхающих в летних оздоровительных лагерях проводятся в нескольких областных зонах: например, в Саратовской области это города Саратов, Балаково, Хвалынск, Энгельс и поселок городского типа Базарный Карабулак.

Программа соревнований, проводимых в летних оздоровительных лагерях, состоит из двух частей.

Спортивная:

1) встречная эстафета;
2) прыжки в длину;
3) поднимание туловища за 30 сек.;
4) подтягивание на перекладине;
5) мини-футбол;
6) смешанный волейбол;
7) настольный теннис;
8) дартс;
9) стритбол;

Таблица 1

Программа Спартианских игр для учащихся 5–11-х классов

Спортивная часть Художественно-творческие конкурсы
1. Встречная эстафета (10 девочек и 10 мальчиков).
2. Прыжки в длину с места (10 девочек и 10 мальчиков).
3. Подтягивание на перекладине (10 мальчиков).
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (10 девочек).
5. Поднимание туловища из положения лежа (10 девочек и 10 мальчиков).
6. Настольный теннис (5 мальчиков и 5 девочек).
7. Упражнения «Вращай себя», «Якутский мостик» (5 мальчиков).
8. Армрестлинг (5 мальчиков).
9. Прыжки через скакалку за 60 сек. (10 мальчиков и 10 девочек).
10. Перетягивание каната (5 мальчиков и 3 девочки).
11. Дартс (5 мальчиков и 5 девочек).
12. Стритбол (3 мальчика).
14. Стритбол (3 девочки).
15. Волейбол (смешанный волейбол – 3 мальчика и 3 девочки)
1. Визитная карточка команды – приветствие команды: демонстрация атрибутики – названия,
эмблемы, талисмана.
2. Олимпийская викторина: все команды получают карточки с вопросами и различными вариантами
ответов. В течение 7 мин. команды отмечают правильные ответы и сдают карточки судье.
3. Песни на спортивно-туристическую тематику: поощряются исполнение собственных песен,
коллективное исполнение, актуальность выступления и мастерство.
4. Частушки.
5. Танцевальное искусство: под собственную фонограмму или музыкальное сопровождение дети
исполняют национальный танец.
6. Пантомима.
7. Свободный номер с участием родителей и учителей

Таблица 2

Спартианский кодекс поведения участников соревнований

1 Воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях
2 Благородные поступки
3 Доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким
результатом, победой; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником); к судьям и другим
официальным лицам; к зрителям (точное соблюдение правил соревнований)
4 Беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений
5 Достойное поведение после победы – не демонстрация своего превосходства, а критическое отношение к выступлению, признание
ошибок – и сохранение достоинства после поражения

10) армрестлинг;
11) «якутский мостик»;
12) поднимание гири.

Художественная самодеятельность:

1) спартианская визитка;
2) песня;
3) танцы;
4) пантомима;
5) частушки.

Спартианские игры для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья

В рамках реализации социального проекта «Подготовка педагогов-тьюторов адаптивной физической культуры» на практических занятиях разработана модель Спартианских игр для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данная модель ориентированна на решение следующих задач:

  • содействовать включению учащихся с ограниченными возможностями в физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • способствовать формированию ценностных ориентаций участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие;
  • создавать такие педагогические условия, при которых среди участников не будет обиженных и каждый сможет продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя победителем.

Программа соревнований также состоит из двух частей.

Спортивная:

1. Домашнее задание (спортивно-оздоро­ви­тель­ный комплекс упражнений):

  • комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
  • комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании);
  • комплекс упражнений для формирования правильной осанки;
  • комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

2. Эстафета на равновесие. Шаговая эстафета. Перешагивание. Эстафета с переносом медбола.

3. Дыхательный волейбол. Подвижная игра «Воздушный мяч». Необычный волейбол.

4. Необычный баскетбол. Игра «Баскетбольный снайпер»: подвижная корзина – на возвышении.

5. Необычные игры: «Быстрый мяч», «Гусеница», «Живая цель», «Светофор», «Гулливер», «Палочка-выручалочка», тест на координацию движений, прыжки в положении сидя на мяче.

Художественная самодеятельность:

  • спартианская визитка;
  • викторина на тему «Здоровье»;
  • олимпийская викторина;
  • конкурс танца;
  • конкурс рисунка;
  • конкурс стихов;
  • конкурс частушек;
  • конкурс пантомим;
  • свободный номер.

Заключение

Подводя итоги организации Спартианских игр разных типов, можно сделать следующие выводы.

1. Спартианская технология имеет ярко выраженную гуманистическую направленность целей, задач и используемых средств. Вся работа в рамках этой технологии строится на основе отмеченных выше принципов гуманистической педагогики и психологии.

2. Спартианская технология реализуется с помощью целого спектра форм, средств и методов. Например, к их числу относятся:

  • включение детей и взрослых в игры и соревнования на основе новой, гуманистически ориентированной модели организации и проведения соревнований, которая предусматривает интеграцию спорта с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности;
  • разработка и пропаганда определенного духовно-нравственного кодекса поведения (спартианский кодекс чести).

3. Принципиальная особенность спартианской технологии состоит и в том, что спорт и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусством, выступают в ней как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы культурного воздействия на детей и молодежь.

Положительные результаты данной работы проявились в следующем:

  • новые знания, которые учащиеся приобрели в процессе соревнований;
  • эффект профилактики заболеваемости, оздоровления, использование различных двигательных режимов: дети и родители стали больше двигаться, занимаясь физическими упражнениями;
  • духовно-нравственный эффект: формирование устойчивых интересов и мотивов деятельности, сформированность нравственных принципов и отношения к общественным ценностям, труду, семье и принятым нормам межличностного общения.

Таким образом, спартианские игры можно рассматривать как эффективное средство укрепления здоровья и важный фактор физического, духовного и интеллектуального развития личности.

Фото автора

Сергей Фирсин ,
к.п.н., учитель физической культуры, МОУ СОШ № 8, г. Саратов