Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2009
Курсы повышения квалификации

Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20.

  Курс ведет Татьяна Соломоновна Лисицкая, мастер спорта
по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ

 

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. История развития фитнеса. Основные понятия современной оздоровительной физической культуры: велнес, аэробика, оздоровительный и реабилитационный фитнес. Базовые виды аэробики. Ментальный фитнес: йога, китайская оздоровительная гимнастика, система Пилатес и др. Тренажерные технологии
18 Лекция № 2. Принципы оздоровительного фитнеса и их реализация при работе с детьми и подростками. Особенности проведения занятий фитнесом в школе. Методы проведения занятий фитнесом. Классная и внеклассная работа
19 Лекция № 3. Содержание, техника, методика и организация занятий классической аэробикой. Техника выполнения основных шагов. Методы разучивания соединений и комбинаций: линейный метод, метод слежения, блок-метод. Методика построения урока
20 Лекция № 4. Силовой фитнес. Кондиционная гимнастика для различных групп мышц. Упражнения на гибкость (активный и пассивный стретчинг) в формате силового урока. Упражнения на фитболе для детей различного возраста.
Контрольная работа № 1
21 Лекция № 5. Особенности проведения занятий аэробикой с детьми 6–9 лет. Использование классиков для освоения элементов классической аэробики. Аэробика с игрушками и с малым мячом. Игровой метод освоения базовых элементов
22 Лекция № 6. Особенности проведения занятий аэробикой с подростками 10–13 лет. Учет психофизиологических особенностей подростков при проведении занятий. Классическая аэробика средней интенсивности. Общая характеристика современных танцев (диско, фанк, хип-хоп).
Контрольная работа № 2
23 Лекция № 7. Особенности проведения занятий аэробикой с учащимися старших классов. Степ-аэробика. Элементы йоги. Латиноамериканские танцы в формате урока аэробики. Простейшие элементы хип-хопа на уроках аэробики. Организация фестивалей, конкурсов, участие в соревнованиях по черлидингу или фитнес-аэробике с целью повышения мотивации к занятиям
24 Лекция № 8. Особенности проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Методика проведения занятий фитнесом с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Фитнес в борьбе с избыточной массой тела. Стратегия поведения тренера при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии.
Итоговая работа

 

Лекция № 5

Особенности проведения занятий
фитнесом с детьми 6–9 лет

Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми 6–9 лет

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим выраженный тренирующий эффект, который обеспечивает оздоровительное воздействие.

При разработке программы занятий фитнесом для детей 6–9 лет мы исходили из следующих теоретических предпосылок:

1. Физические упражнения подбираются с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников. Большинство из них в этом возрасте активны, энергичны. Для них нужно организовать интересные занятия с чередованием спокойных и активных упражнений, чтобы они могли выполнять разнообразные несложные движения, которые не утомят ребят, а помогут им сосредоточиться на уроке.

Дети 6–9 лет нуждаются в активном обучении. Мыслить для них – значит делать. Чтобы им понять, нужно видеть. Правильный показ упражнений имеет очень большое значение. Ученики должны сами выполнять все действия, даже если они еще не могут рассчитать силу. Одобрение, внимание и любовь повышают эффективность их работы и мотивацию к занятиям. Не оставляйте без внимания никого! Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными.

В этом возрасте у них хорошо развиваются гибкость, быстрота и координация движений, ловкость – способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7–8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 8–9 лет изменяется процесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков – быстрыми темпами.

2. Говоря о принципе преемственности, раскроем его на следующем примере. Мы предлагаем внедрять в практику физической культуры в школе средства и методы современного фитнеса, в частности базовых видов аэробики. С детьми 6–7 лет это классическая аэробика с использованием традиционной игры в классики, а также с игрушками; с 8–9-летними – с мячами, скакалкой; при работе с детьми и подростками в возрасте 10–17 лет мы рекомендуем проводить традиционные групповые занятия, включая в программу соревновательные комбинации фитнес-аэробики, спортивной аэробики, черлидинга.

3. Психическая структура телесности – единственная структура психики, которая полноценно функционирует у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий через их многократное повторение к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный – он охватывает весь период детства. Движения у ребенка должны быть связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разно­образных действий. Такая возможность для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

4. Большое значение имеет развитие навыков общения. В играх – двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимы, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7%, на интонацию речи приходится 38%, на жесты, мимику, моторику человеческого тела – 55%.

Развитие навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем школьной педагогики. Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети школьного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, т.е. приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминальная обстановка, а также непомерно высокая плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. Домашние дети, приходящие в школу, часто не умеют общаться друг с другом.

5. Большое значение при работе с детьми школьного возраста имеет музыка. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В возрасте 6–9 лет развиваются способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре.

6. Многие детские игры, занятия йогой в парах, группах построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Танцы-игры со сменой партнеров снимают искусственные барьеры, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствует себя полноправным членом коллектива, а лидер, привыкший пренебрежительно относиться к «тихоням» и «задирам», открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

7. Организация занятия должна побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, зала, где проходят игра, эстафета и пр. Это очень важно для того, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения.

8. Физическое воспитание детей должно быть креативным. Один из ведущих специалистов в области тренинга креативности у детей и подростков – А. Грецов понимает под способностями с психологической точки зрения «предпосылки к успешному освоению какой-либо деятельности, дающие возможность освоить ее с максимальным “выходом” в пересчете на трудозатраты, т.е. своеобразный аналог понятия “коэффициент полезного действия” применительно к освоению человеком деятельности». Под творческими способностями автор понимает «характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной».

Креативность, по мнению того же автора, включает в себя:

  • интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

  • личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки непредсказуемого, проявлять спонтанность;

  • «метатворчество» – жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от стереотипов в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Следует отметить, что поле для проявления креативности – это не только виды деятельности, традиционно относящиеся к творческой деятельности, – рисование, игры на сцене и пр., – но и любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и оригинальность. Большое значение имеет неспе­цифичность креативности, которая выражается в том, что она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее развитие в каком-то одном виде деятельности ведет к проявлению и в других видах. Креативность, в частности в области физического воспитания, управляемая и развиваемая посредством специальных средств и методов, может быть востребована в других сферах деятельности. При построении программы учитывались основные законы тренинга креативности, разработанные специалистами в этой области:

  • моделирование ситуации новизны и неопределенности;
  • баланс между интуицией и критическим мышлением;
  • ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и двигательным опытом детей;
  • использование средств визуализации и пластической экспрессии.

9. Одним из современных направлений физического воспитания школьников, включая младшеклассников, является внедрение оздоровительных и соревновательных форм аэробики, в частности таких видов массовых спортивных направлений, как фитнес-аэробика, спортивная аэробика, черлидинг. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. Поэтому в разработанную нами программу включались элементы базовых видов аэробики, в частности классической.

10. Отличительная особенность предлагаемой фитнес-программы заключается и в том, что, помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность младших школьников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.

Основное содержание занятий фитнесом с детьми 6–9 лет

Учитывая теоретические предпосылки, изложенные в предыдущем разделе, была разработана инновационная программа, включающая следующие компоненты (методики, средства и т.п.):

  • программу «Классики»;
  • аэробику с игрушками;
  • образно-сюжетные игры;
  • гимнастику и акробатику;
  • аэробику с мячами;
  • аэробику со скакалкой;
  • элементы йоги.

Программа «Классики»

В данной программе можно использовать обычный коврик размером 1×2 м, на котором изображены классики, или просто нарисовать их мелом на полу. При этом дети учатся изображению простейших геометрических фигур. Классики позволяют одновременно эффективно разучивать основные шаги классической аэробики, небольшие соединения и комбинации, одновременно изучая основы арифметики. Так, например, традиционным объяснением такого шага, как V-Step (Ви-степ), являются следующие указания педагога: «V-Step (Ви-степ) – шаг ноги врозь – ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из исходного положения – ноги вместе, колени слегка согнуты. 1 – шаг правой (левой) вперед-в сторону, 2 – шаг левой (правой) вперед-в сторону, 3 – шаг правой (левой) назад в исходное положение, 4 – то же, что 3, но левой (правой) ногой». Такие объяснения даже с показом учителя вызывают у дошкольников затруднения. С помощью игры «Классики» можно объяснять так: «Встали на клеточку 3, сделали шаг правой ногой на клеточку 5, левой – на клеточку 4, вновь правой, затем левой вернулись на клеточку 3» (см. рис. 1). Можно увеличить амплитуду движений, начиная с клетки 2.

С помощью классиков можно легко обучать детей основным шагам, скачкам и подскокам классической аэробики, а именно:

  • ви-степу (рис. 1);
  • джампинг-джеку (прыжкам ноги врозь – ноги вместе, рис. 2)
  • бокс-степу (кросс-степу, рис. 3);
  • мамбо (рис. 4);
  • реверс-степу (рис. 5);
  • приставному шагу;
  • выставлению ноги на носок;
  • грейпвайну;
  • переходу с ноги на ногу;
  • поворотам кругом и др.

Одновременно можно обучать устному счету детей 6–7 лет, например: «Мы стоим на клеточках 5 и 4. Сколько будет в сумме? Встаньте на клеточку 5+4».

Следующим этапом прохождения программы «Классики» было внесение элемента творчества, креативности. Например, – нахождение способа наиболее быстрого прохождения всех клеточек от 1 до 10, используя уже знакомые шаги или подскоки. Преподаватель формулирует задание следующим образом: «Как найти самый быстрый путь прохода всех клеточек от 1 до 10, используя знакомые вам шаги? Кто первый финиширует?» Желательно контролировать выполнение задания – это будет стимулировать активность и ответственность детей.

В табл. 1 приведена система тестирования успеваемости. Оценка проводилась по основным базовым элементам низкой интенсивности: Ви-степ, степ-тач, мамбо и элементу, относящемуся к высокой интенсивности, – джампинг-джек. Учитель оценивает качество исполнения исходя из правильности исполнения самих движений в 5 повторениях, а также умения выполнить их без заступа – точно по указанным клеточкам. Оценивание желательно проводить по пятибалльной системе (от 2 до 5). Контрольный урок следует начинать с разминки и пробного выполнения задания.

Рис. 1. Обучение ви-степу с использованием классиков

Рис. 2. Обучение джампинг-джеку

Рис. 3. Обучение бокс-степу (кросс-степу)

Рис. 4. Обучение мамбо

Рис. 5. Обучение реверс-степу

Помимо вышеуказанной методики, классики используются в рамках традиционной игры – это воспитывает выносливость, точность движений, общую ловкость, развивает равновесие. В традиционной игре «Классики» обычно используется шайба, которую бросают в клетку 1, затем на прыжке на одной ноге ее выгоняют за черту, затем бросают шайбу в клетку 2, допрыгивают на одной ноге до клетки 1, снова выгоняют ногой шайбу за черту, и таким образом проходят все классики. При неточном броске, потере равновесия, неточном выбросе шайбы ногой за черту классиков начисляются штрафные очки.

Другой, усложненный, вариант игры – шайбу ведут по всем классикам от 1 до 10, толкая из квадрата в квадрат. Для симметричного развития рекомендуется выполнять прыжки то на правой, то на левой ноге.

Можно усложнить задачу и таким образом: выполнять ведение шайбы по всем классам как можно быстрее. В этом случае развивается также скорость движений. При этом используется фронтальный метод ведения занятий, повышающий их общую плотность, или индивидуальный. Варианты классиков приведены на рис. 6.

Рис. 6. Варианты классиков

Аэробика с игрушками при работе с детьми 6–7 лет

Следующий этап в освоении упражнений классической аэробики – выполнение ее элементов в сочетании с общеразвивающими гимнастическими и простейшими акробатическими упражнениями: наклонами, седами, перекатами и пр. – и с мягкими игрушками: мишками, зайцами, обезьянками, собачками, кошками, мышками. В большинстве случаев при выполнении элементов игрушки удерживают двумя руками, выполняя при этом простейшие движения:

  • сгибание – разгибание рук вперед;
  • сгибание – разгибание рук вниз из исходного положения – руки согнуты перед грудью, и покачивание их вправо – влево, удерживая игрушку на согнутых руках перед собой («убаюкивание»);
  • сгибание – разгибание рук вверх;
  • поднимание прямых рук вперед;
  • поднимание рук дугами вперед-вверх и др.

Таблица 1

Шкалы критериев для оценки качества выполнения упражнений

Базовые элементы с указанием номеров клеток «5» «4» «3» «2»
Ви-степ: перейти с № 2 на № 3 и № 4, затем вернуться на № 2 Правильное,
точное выполнение
движений без заступа
на линии 5 раз
Правильное,
точное выполнение
движений без заступа
на линии не менее 4 раз
Правильное,
точное выполнение
движений без заступа
на линии не менее 3 раз
Неточное выполнение
с заступом на линии
более 3 раз
Степ-тач: № 7 – № 8
10 раз джампинг-джек на клетках № 4 – № 5 и № 7 – № 8. Каждый прыжок выполняется со сменой клеток в максимально быстром темпе
Мамбо: и.п. – клеточка № 2. Сделать шаг правой ногой на клетку № 6, шаг левой на клетку № 3, шаг правой на клетку № 2, приставить ногу на полупальцы на клетку № 2

Выполнение движений двумя руками облегчает их разучивание, предъявляя меньшие требования к координации, причем обычно сначала только ногами. Движения руками выполняются позже, по мере освоения упражнения. Кроме того, используются элементы, развивающие ловкость и координацию движений:

  • подбрасывание вверх игрушки;
  • передача различных предметов из одной руки в другую;
  • передача детьми предметов друг другу лицом, за спиной с поворотами и др.

Элементы объединяются в соединения, небольшие комбинации, выполняемые под музыку. Это помогает развивать чувство ритма, музыкальность, формирует умение выполнять упражнения синхронно. Освоенные комбинации можно демонстрировать на фестивалях, праздниках, показательных выступлениях, открытых уроках.

В программу занятий можно вводить некоторые элементы креативности. Дети могут сами выбирать игрушки – мишек, собачек, слоников и т.д. – и выполнять с ними различные движения, изображая их поведение и издавая соответствующие звуки.

Образно-ролевые игры

Данные игры, в том числе разнообразные эмоционально-образные перевоплощения: танцы зверей и птиц, сказочных героев, цветов, огня, воды, облаков, снежинок и т.д., – широко применяются в различных программах детского фитнеса вместе с элементами классической аэробики, акробатики, традиционной гимнастики и гимнастики йогов. Очень большую роль играют сказки: решение сказочных задач, придумывание новых сказок с помощью специальных методик широко используются в области эстетического, художественного воспитания детей, особенно при работе с детьми 6–7 лет. Рекомендуются следующие варианты сюжетно-образных игр, помогающие развивать творческую инициативу детей, с одной стороны, и двигательные качества – с другой:

1) создание коллажа из сказок: например, встреча Буратино, Красной Шапочки и Колобка. Дальше начинается творческая совместная работа детей и инструктора-тренера: двигательное и словесное составление новой сказки, используя сюжеты старых сказок и придумывая новые события. Тренинг включает рассказ педагога, песни, музыку, ролевое изображение сказки, выполнение физических упражнений. Счастливый конец – а это очень важно для воспитания позитивного мировосприятия – дети додумывают сами;

2) создание новых обстоятельств. Этот метод развивает фантазию детей, ломает привычные представления: он заключается в создании таких условий, при которых знакомые герои сказок попадают в новые обстоятельства, фантастические и невероятные;

3) моделирование сказок. Вначале необходимо обучить школьников составлению сказки по предметно-схематической модели, например показать какой-то предмет или картинку, которые должны стать отправной точкой детской фантазии.

Фитнес-гимнастика и акробатика

В фитнес-программах в рамках одного урока широко используются традиционные гимнастические и акробатические средства в отдельном блоке урока или в сочетании с выполнением базовых движений аэробики. Они способствуют развитию физических качеств, позволяют гармонизировать содержание программы. Ниже перечисляются основные средства данного раздела программы:

  • различные виды ходьбы и передвижений (ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем сводах стопы);
  • разновидности бега;
  • прыжки на двух ногах; на одной ноге, одну выставить вперед, другую назад; прыжки, сгибая ноги («лягушка»); прыжки в упоре присев, из упора присев – выпрыгивание вверх; прыжки с поворотом на 90°, 180° и др.;
  • наклоны;
  • выпады;
  • перекаты в группировке; кувырки боком, кувырки через плечо, обеспечивающие безопасность и формирующие различные полезные навыки, а также кувырки вперед, назад и др.;
  • упражнения для мышц брюшного пресса, спины в положении лежа на полу (коврике) и пр.;
  • асаны хатха-йоги – «дерево», «кузнечик», «кошечка», «лев», «собака» и др., – выполняемые индивидуально, в парах, группой.

Метод креативности применяется при выполнении не только асан, но и традиционных общеразвивающих упражнений. Например, из 4–10 разных элементов в зависимости от степени подготовленности учащихся можно составить комбинацию: они сами придумывают названия различным передвижениям, шагам, наклонам и другим элементам.

Особенности проведения занятий с детьми 8–9 лет

Классическая аэробика с мячом

При проведении занятий с детьми 8–9 лет желательно использовать не только игрушки, но и мячи диаметром 18–20 см. Время выполнения комбинаций можно продлить до 1–1,5 мин. В аэробике с мячом рекомендуется выполнять следующие упражнения для развития координации движений:

  • передачи из одной руки в другую – перед собой за спиной, под ногой, партнеру;
  • броски и ловля после удара о пол;
  • броски и ловля – двумя руками, одной рукой;
  • перекаты по полу, по телу и др.

Упражнения с использованием различных предметов должны логично сочетаться с элементами классической аэробики. Например, при выполнении ви-степа выполняется бросок мяча, затем степ-тач вправо, мяч, удерживая двумя руками, – к правому плечу; степ-тач влево, мяч к левому плечу; при выполнении степ-тача, бега можно выполнять отбивы, и т.п.

Аэробика со скакалкой

Обратите внимание на маленьких детей, на их поведение. Ребенок только встает на ножки – и уже начинает подпрыгивать, еще держась за спинку кроватки или мамины руки. Прыжки через скакалку становятся позже одной из любимых игр детей. Именно благодаря естественным формам движений аэробика со скакалкой (Rope Skipping – Роуп-скиппинг) является одной из самых популярных игр детей. Проведение занятий под музыку значительно повышает их интерес к занятиям, а различного рода композиции позволяют им участвовать в разных показательных выступлениях, конкурсах и соревнованиях. Большой популярностью в Европе пользуется, в частности, шоу-группа «Расти джамперс» (Rusty Jumpers). Лучшие группы мира демонстрируют свое мастерство на всемирных Гимнастрадах.

Основным содержанием Rope Skipping являются различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально, в парах, группой, а также простейшие акробатические элементы. Специфика упражнений определяется также длиной скакалки: можно использовать короткую, длинную, две длинных. Скакалка, используемая в этом виде спорта, имеет, в отличие от художественной гимнастики, ручки на концах, что значительно облегчает ее вращение при выполнении сложных элементов – прыжков с двойным вращением, скрестное вращение и др. Однако при работе с детьми не исключается и возможность применения веревочной скакалки без ручек, что более безопасно. Занятия проводятся в обычной спортивной форме и кроссовках, которые позволяют избежать излишней нагрузки на стопу.

Длина скакалки подбирается следующим образом: нужно встать на скакалку, ноги на ширине бедер, и натянуть ее. Основания ручек должны доставать до подмышек. Если она окажется велика, можно сделать один или два узла у оснований ручек. При использовании веревочной скакалки без ручек узел делается на концах и фиксируется пластырем или скотчем.

Прыжки через скакалку следует осваивать в следующем порядке:

1. Разучить подскоки, скачки и прочие элементы сначала без скакалки и без музыкального сопровождения.
2. Выполнить разученные элементы под музыку, постепенно ускоряя темп.
3. Разучить движения со скакалкой без музыки, затем под музыку.
4. Освоить навыки синхронного выполнения движений в парах, группой.
5. Разучить простейшие соединения без музыки, затем под музыку, добиваясь синхронности исполнения.
6. Составлять и осваивать комбинации под определенную музыку.

Разнообразные подскоки, скачки, прыжки создают нагрузку для опорно-двигательного аппарата. С целью обеспечения безопасности уроков – избегания травм голеностопных, коленных суставов, а также предупреждения чрезмерной нагрузки на позвоночник – необходимо выполнять основные движения перекатом: во время фазы толчка с пятки на носок, приземления с подушечек пальцев на пятку. При этом пятка приближается к полу, но не касается его, туловище фиксируется мышцами живота, спины. Следует избегать прогиба в поясничной части позвоночника. Технически правильное владение скакалкой в значительной степени определяется темпом и ритмом ее вращения. Чтобы сохранить форму скакалки и избежать ее запутывания, необходимо поддерживать постоянное вращательное движение, которое достигается за счет активного движения руки, особенно кисти. Вращение скакалки должно быть достаточно быстрым; резкое снижение скорости приводит к изменению ее формы. Изменение темпа вращения связано не только с действиями кистей, но и с тягой скакалки, когда меняется радиус ее вращения. Его уменьшение за счет движения только кистями при фиксированном положении рук приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличение радиуса вращения за счет активного движения в плечевых суставах способствует снижению темпа движения.

Упражнения с короткой скакалкой

Подскоки и прыжки с вращением скакалки вперед (Easy Jump – Изи Джамп). Это упражнение достаточно простое, естественное, оно не требует выполнения дополнительных упражнений. При освоении данного элемента применяется целостный метод обучения.

Подскоки на двух ногах с вращением скакалки вперед и промежуточным движением. В отличие от преды­дущего движения, вращение скакалки осуществляется не кистью, а всей рукой с подниманием рук в стороны-квверху и опусканием по дуге в стороны-книзу во время каждого подскока. Следует обязательно освоить сочетание данного элемента с вращением скакалки вперед без промежуточных вращений по следующей схеме: 3 обычных элемента, 4-й промежуточный, 2 обычных, 3-й промежуточный, 1 обычный и 1 промежуточный.

По мере освоения данного базового элемента увеличивается темп выполнения подскоков, а следовательно, и скорость вращения скакалки за счет уменьшения радиуса вращения и выполнения вращательных движений за счет кистей.

Разновидности подскоков на двух ногах. «Слалом» – сочетание 1 обычного подскока и 1 промежуточного, который выполняется с небольшим продвижением вправо или влево. Более сложная форма «слалома» – скачки вправо – влево без промежуточного подскока. Выполнение этого элемента требует умения быстро вращать скакалку за счет круговых движений кистью, соблюдая ритм вращений и подскоков. Хорошим подготовительным упражнением может стать вращение скакалки, удерживая ручки одной рукой, а также в парах с партнером в различном темпе под музыку. При этом необходимо соблюдать принцип симметричного обучения – движение обязательно выполняется как правой, так и левой рукой. Одновременно осуществляется и подготовка к работе с длинной скакалкой – вращение скакалки в парах с подсчетом тренера и под музыку.

Твист (Twist) – сочетание 1 обычного подскока с вращением скакалки и 1 промежуточного с поворотом коленей в небольшом полуприседе вправо, влево. По мере освоения твист исполняется без промежуточного подскока.

К базовым элементам данной группы движений относятся и скачки на двух ногах с промежуточным подскоком и вращением скакалки во время его выполнения сбоку (Side Swing and Jump – Сайд свинг энд Джамп).

Скачки с ноги на ногу. При прыжках через скакалку широко используются скачки с ноги на ногу. Простейшая форма – скачки с ноги на ногу с небольшим сгибанием ног назад, которые выполняются на месте, с продвижением вперед – назад, а также с вращением назад – вперед. В Rope Skipping также применяется ряд специфических элементов с вращением скакалки под ногой (ногами), требующих хорошей координации движений.

Планирование и особенности проведения урока

Подбор музыки – важный момент для обеспечения успешности занятий. Существует огромное количество прекрасных музыкальных произведений, написанных специально для детей; можно использовать мелодии из мультфильмов. Музыка должна соответствовать возрасту учащихся, а также быть удобной для выполнения естественных движений. Важно учитывать темп, ритм, настроение, квадратность. Для детской классической аэробики лучше всего использовать темп 120–132 уд./мин. При проведении урока, особенно с детьми 6–9 лет, следует чередовать кардиочасти – блок А (элементы, соединения, комбинации аэробики на классиках с игрушками, мячами и пр.) – с частями фитнес-гимнастики – блок Б, состоящий из упражнений, выполняемых стоя, сидя, лежа, а также простейших гимнастических упражнений, содействующих укреплению мышц, развитию гибкости. Таких частей может быть от 4 до 5. Таким образом, урок строится по следующей схеме:

Разминка – основная часть: А – Б – А – Б – А – заключительная часть

При этом последняя кардиочасть должна проводиться с более низкой интенсивностью, чем предыдущие. Нагрузка постепенно снижается, и осуществляется мягкий переход к заключительной части урока, причем блоки, например блок A, можно выполнять без музыки – только под счет, чтобы иметь возможность в спокойном темпе, используя метод комментария, разучить упражнения, «поставить» правильную технику.

При планировании занятий на первое полугодие следует отдавать предпочтение урокам, на которых изучаются аэробика на классиках, гимнастические и акробатические упражнения, элементы йоги – индивидуально, вводятся образно-сюжетные игры; на второе полугодие для детей 6–7 лет – аэробика с игрушками, гимнастические и акробатические упражнения, элементы йоги в парах, образно-сюжетные игры; для детей 8–9 лет в первом полугодии – аэробика без предметов, с мячами, гимнастические, акробатические упражнения на силу, гибкость, координацию, элементы йоги в парах; во втором – аэробика без предметов, повторение аэробики с мячом, со скакалкой, гимнастические и акробатические упражнения на силу, гибкость, координацию движений, элементы йоги в парах, группах.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. В каком возрасте наиболее успешно развиваются гибкость, ловкость движений?
  2. Какие элементы с мячом можно использовать в классической аэробике?
  3. Как определить длину скакалки?
  4. Какой темп музыки рекомендуется при работе с детьми 6–9 лет?
  5. Перечислите средства, которые рекомендуется включать в фитнес-программы для детей 6–7 лет.
  6. Перечислите средства, которые рекомендуется включать в фитнес-программы для детей 8–9 лет.

Рекомендуемая литература

  1. Бокатов А., Сергеев С. Детская йога. – Киев: Ника-Центр, 1999. – 352 с.
  2. Галанов В. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. – М.: Речь, 2007. – 160 с.
  3. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
  4. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учеб.-метод. Пособие. – Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 272 с.

Продолжение следует

Татьяна Лисицкая ,
мастер спорта по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ, г. Москва