Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2009
Методика

Учимся танцевать вальс

Элективный курс по физической культуре для учащихся 11-х классов

Использование танца на физкультурных занятиях рекомендуют авторы многих методических пособий, однако, по признанию учителей физической культуры, обучение танцевальным упражнениям не входит в программу школьных уроков по различным причинам: отсутствие музыкального сопровождения, недоступность методического материала, слабая хореографическая подготовка учащихся, а также негативное отношение детей к занятиям танцами.

В школе вальс чаще всего принято исполнять на выпускных вечерах, но танцевать умеют немногие выпускники. Поэтому мы сочли необходимым разработать элективный курс по физической культуре для учащихся 11-х классов: «Готовимся к выпускному балу – учимся танцевать вальс», рассчитанный на 16 ч.

Пояснительная записка

Танцы – это чарующий мир. Танец обостряет чувства; в танце не существует времени и пространства, а повседневность отступает перед нежно льющимися звуками вальса, перед обжигающими и наполненными страстью ритмами танго, обволакивающими стариной фокстротами...

Несмотря на почтенный возраст, вальс сохранил свою привлекательность и имеет пылких поклонников. Создателями волшебных мелодий вальса были Штраус, Шуберт, Шопен. Во всех европейских столицах установилась традиция: первый бал – это обязательно белое платье, смокинг и вальс. В настоящее время вальс снова в моде, его танцуют на многих торжественных вечерах.

Цели и задачи курса:

– приобщение учащихся к миру духовных ценностей;
– воспитание эстетической культуры;
– обучение вальсу;
– развитие чувства уверенности в себе, товарищества.

В основе обучения лежат следующие положения:

1. Сложность композиции определяется уровнем подготовленности основной массы учащихся.
2. Обучение танцу строится по принципу «от простого к сложному».
3. На каждом следующем занятии наряду с новым материалом идет повторение всех изученных ранее элементов танца.

Для реализации курса необходимы следующие условия:

– помещение – спортивный зал, рекреация школы;
– музыкальная аппаратура – лучше компьютер с проектором;
– учитель либо учащийся с хорошей хореографической подготовкой;
– методический материал – танцевальные композиции, лучше на дисках.

Данный элективный курс апробирован в учебном процессе МОУ Большеуковская СОШ Омской области.

Поурочно-тематическое планирование

Занятие 1

Рассказ о вальсе. Просмотр всей композиции в целом. Поклон юноши. Реверанс девушки. Основные соединения рук.

Замкнутая позиция рук:

– руки соединены во второй позиции;
– во второй позиции соединяются только левая рука юноши и правая рука девушки или наоборот;
– руки соединены в третьей позиции.

Занятие 2

Раскрытое положение рук – юноша и девушка стоят лицом в одном направлении:

– правая рука юноши и левая рука девушки со­единены впереди;
– соединены левая рука юноши и левая рука девушки, правая рука юноши на талии у девушки;
– положение спиной: руки соединены во второй позиции;
– боковое положение: правое плечо юноши рядом с правым плечом девушки и наоборот, руки соединены за спиной.

Занятие 3

Дорожка вперед и назад раздельно.

Занятие 4

Дорожка в паре.

Занятие 5

Вальсовый поворот раздельно.

Занятие 6

Вальсовый поворот в паре.

Занятие 7

Связующий поворот раздельно.

Занятие 8

Связующий поворот в паре.

Занятие 9

Балансе вправо, влево, вперед, назад.

Занятие 10

Соло-поворот девушки «До-за-до». Это такое движение, при котором юноша и девушка меняются местами спиной друг к другу.

Занятие 11

Разучивание композиции вальса по частям. Первая часть.

Занятие 12

Разучивание композиции вальса по частям. Вторая часть.

Занятие 13

Разучивание композиции вальса по частям. Третья часть.

Занятие 14

Разучивание композиции вальса в целом.

Занятие 15

Совершенствование композиции вальса в целом.

Занятие 16

Зачет в форме выпускного бала.

Содержание основных элементов танца

Поклон юноши

1-й такт: шаг правой ногой вправо. Левая нога выпрямляется влево на носок, положение выворотное. Одновременно правая рука через подготовительную позицию и первую позицию широким жестом раскрывается вперед и в сторону. Ладонь обращена вверх, голова немного приподнимается.

2-й такт: шаг-приставка левой ноги в первую позицию или в третью назад. Правая рука опускается. Наклон головы вперед, корпус сохраняет прямое, подтянутое положение.

3-й такт: голова поднимается.

4-й такт: пауза.

Реверанс девушки

1-й такт: шаг левой ногой влево, правая нога выпрямляется вправо на носок, положение выворотное. Одновременно обе руки через подготовительную позицию и первую позицию широким жестом раскрываются вперед и в стороны, ладони обращены вверх. Голова немного приподнимается.

2-й такт: правая нога ставится на подушечку позади левой ноги с одновременным присоединением. Руки поворачиваются ладонями вниз и немного опускаются. Небольшой наклон головы вперед, корпус сохраняет прямое положение.

3-й такт: выпрямление на левой ноге, правая нога приставляется в первую или третью позицию. Голова приподнимается.

4-й такт: пауза или возвращение в исходное положение.

Подготовительное положение

Обе руки свободно опущены вниз вдоль тела и не соприкасаются с корпусом, образуя овальную форму, слегка закруглены в локтевом суставе. Все пальцы сгруппированы, большой и средний пальцы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Кисти рук немного приближены друг к другу.

Первая позиция

Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса на уровне диафрагмы, так чтобы грудь была открыта. Руки закруглены в локтевых суставах. Кисти рук находятся на одной закругленной линии с локтем и расположены друг от друга на расстоянии примерно 3–5 см. Кисти и локти не должны провисать, а плечи при этом не должны быть направлены вперед и приподняты.

Вторая позиция

Руки отведены в стороны, чуть округло согнуты в локте. Кисти рук находятся немного впереди плеч и продолжают мягкую округлую линию в фалангах пальцев. Нижняя часть руки – от локтя до кисти – удерживается на одном уровне с локтем.

Третья позиция

Руки подняты вверх, локти округло согнуты. Кисти, продолжая общую округлость рук, направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы.

Замкнутая позиция рук

А. Правая рука юноши лежит на спине девушки на уровне талии, пальцы сомкнуты, локоть приподнят и округлен. Кисть левой руки девушки лежит на правом плече юноши, левая рука юноши и правая – девушки соединены во второй позиции.

Б. Руки соединены во второй позиции. Правая рука юноши соединена с левой рукой девушки, а левая рука – с правой.

В. Во второй позиции соединены только левая рука юноши и правая рука девушки или правая рука юноши и левая рука девушки, свободные руки находятся в исходной позиции.

Г. Правая рука юноши и правая рука девушки соединены в третьей позиции. Руки подняты вверх перед собой.

Д. Только правые или только левые руки юноша и девушка соединяют перед собой.

Раскрытое положение рук

Юноша и девушка стоят лицом в одном направлении, девушка обычно находится справа.

А. Руки соединены впереди. Юноша правой кистью охватывает пальцы левой кисти девушки.

Б. Левая рука юноши и левая рука девушки соединены перед юношей. Его правая кисть находится на спине у девушки на линии талии.

Положение спиной

Правая рука юноши и левая рука девушки соединены во второй позиции, свободные руки находятся в исходном положении. Аналогично соединены левая рука юноши и правая рука девушки.

Боковое положение

А. Правое боковое положение. Юноша стоит лицом, девушка – спиной по линии танца, в третьей позиции, правая нога впереди. Правая рука юноши и левая рука девушки соединены за ее спиной, левая рука юноши и правая рука девушки соединены за спиной юноши. Голова повернута вправо, взгляды направлены друг на друга.


Б. Левое боковое положение. Юноша стоит спиной, девушка – лицом по линии танца, третья позиция, левая нога впереди. Правая рука юноши и левая рука девушки соединены за спиной юноши, а левая и правая соответственно – за спиной девушки. Взгляды направлены друг на друга.

Вальсовая дорожка вперед

И.п. – третья позиция, правая нога впереди.

1-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню.

2-й такт: шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы, колено прямое.

3-й такт: шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. Далее движение повторяется с левой ноги.

Вальсовая дорожка назад

И.п. – третья позиция, левая нога впереди.

1-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню.

2-й такт: шаг левой ногой назад на низкие полупальцы, колено прямое.

3-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. В конце колено немного расслабляется.

В паре дорожка исполняется в закрытом положении с замкнутой позицией рук. Дорожка исполняется также в раскрытом положении, лицом или спиной по линии танца.

Вальсовые повороты

Поворот вправо

Первая половина

И.п. – лицом или спиной по линии танца, третья позиция, правая нога впереди.

1-й такт: шаг правой ногой вперед по линии танца; начиная вращение, поворот корпуса вправо.

2-й такт: продолжая поворот корпуса вправо на правой ноге, шаг левой ногой влево по линии танца; конечное положение – спиной к центру.

3-й такт: завершая поворот вправо на левой ноге, шаг-приставка правой ноги в третью позицию вперед; конечное положение – спиной по линии танца.

Вторая половина

1-й такт: шаг левой ногой назад по линии танца; начиная вращение вправо, поворот корпуса.

2-й такт: продолжая поворот корпуса вправо на левой ноге, шаг правой ногой вправо по линии танца; конечное положение – спиной к центру.

3-й такт: завершая поворот вправо на правой ноге, шаг-приставка левой ноги в третью позицию назад; конечное положение – спиной по линии танца. Аналогично выполняется поворот влево.

Связующий поворот

Первая половина

И.п. – лицом к центру, третья позиция, правая нога впереди.

1-й такт: начиная поворот вправо, шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, затем небольшой поворот корпуса вправо.

2-й такт: продолжая поворот до положения лицом по линии танца, шаг левой ногой влево и немного вперед на низкие полупальцы (колено прямое).

3-й такт: шаг-приставка правой ноги в третью позицию с опусканием на всю ступню.

Вторая половина

1-й такт: шаг левой ногой назад по линии танца с подушечки на всю ступню; начиная вращение, корпус немного поворачивается вправо.

2-й такт: продолжая поворот на левой ноге вправо до положения лицом к центру, шаг правой ногой вправо по линии танца на низкие полупальцы.

3-й такт: выполняется шаг-приставка левой ноги назад с опусканием на всю ступню.

Балансе

Балансе вправо

Затакт: правая нога отводится вправо на весу невысоко.

1-й такт: шаг правой ногой вправо, нога опускается на пол сверху и вытягивается в сторону с одновременным приседанием; левая нога сгибается к щиколотке правой сзади.

2-й такт: левая нога ставится в третью позицию назад на полупальцы, колено прямое, правая нога остается опущенной вниз в свободном положении, не касаясь пола.

3-й такт: переход на правую ногу в третью позицию с подушечки на всю ступню, колено прямое, левая нога остается опущенной в свободном положении, не касаясь пола.

Балансе влево выполняется по той же схеме, но с другой ноги. В балансе вправо и влево необходимо выполнять небольшие наклоны корпуса в сторону движения. Голова поворачивается в ту же сторону, руки во второй позиции.

Балансе вперед

1-й такт: шаг правой ногой вперед; нога опускается на пол сверху и вперед с подушечки на всю ступню; левая нога сгибается к щиколотке правой ноги позади.

2-й такт: левая нога подставляется в третью позицию назад на полупальцы, колено прямое, правая нога остается в свободном положении внизу, не касаясь пола.

3-й такт: переход на правую ногу в третью позицию с подушечки на всю ступню, колено прямое, левая нога остается опущенной вниз в свободном положении, не касаясь пола.

Балансе назад исполняется по аналогичной схеме.

До-за-до

И.п. – лицом по линии танца. Девушка находится справа от юноши в третьей позиции, правая нога впереди; ее правая рука соединена с правой рукой юноши. Она выполняет вальсовый поворот вправо, вращаясь под своей правой рукой, соединенной с рукой юноши.

Композиция вальса

Композиция состоит из 6 фигур и занимает 48 тактов. Музыкальный размер – 3/4. Поклон юноши, реверанс девушки.

Первая фигура (4 такта)

Рис. 1. Первая фигура

Юноша и девушка двигаются навстречу друг другу, вальсовая дорожка вперед. У юноши руки за спиной, у девушки – свободно опущены вдоль туловища (см. рис. 1).

Вторая фигура (4 такта)

Рис. 2. Вторая фигура

Партнеры двигаются вперед, вальсовая дорожка в паре. Раскрытое положение рук (см. рис. 2).

Третья фигура (8 тактов)

Рис. 3. Третья фигура

Соло-поворот девушки. Вальсовая дорожка юноши (см. рис. 3).

Четвертая фигура (8 тактов)

Рис. 4. Четвертая фигура

Балансе вправо и влево, руки соединены во второй позиции. Вальсовый поворот партнеров (см. рис. 4).

Пятая фигура (8 тактов)

Рис. 5. Пятая фигура

Балансе вперед и назад с последующей сменой мест партнеров. Правые руки юноши и девушки соединены в третьей позиции (см. рис. 5).

Шестая фигура (16 тактов)

Рис. 6. Шестая фигура

Партнеры принимают закрытое положение с замкнутыми соединениями рук и исполняют вальсовые повороты в паре (см. рис. 6).

Поклон юноши. Реверанс девушки.

Фото Н. Степаненкова

Аркадий Таран ,
учитель физической культуры, МОУ "Большеуковская СОШ", с. Большие Уки, Омская обл.