Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2009
Методика

Терминология ОРУ

Обязательные требования при обучении ОРУ – знание терминологии и технически правильное выполнение упражнений. Даже самое полезное упражнение, освоенное с ошибками, не только не принесет пользу организму, но и может навредить. Незнание учителем техники выполнения движений и принятия положений тела в целом и отдельных его частей, а также их терминологических названий приводит к тому, что дети не могут научиться оценивать свои движения в пространстве и во времени, в результате двигательные навыки формируются и закрепляются с ошибками.

Методика обучения терминологии

При работе с детьми дошкольного возраста можно применять такой методический прием, как проговаривание выполняемых движений. Ребята выполняют упражнение и вместе с учителем проговаривают названия движений, например, говорят: «Присед, руки вперед», выполняя соответствующие движения, и т.д. Этот методический прием особенно эффективен, когда упражнение разучивается методом «по разделениям».

Начиная с 1-го класса для обучения терминологии полезно использовать различные способы создания представления об упражнении. При разучивании нового ОРУ на первом уроке при объяснении нового положения, например выпада вперед, в сторону и др., можно применять метод «по разделениям», когда новое движение обозначается новым термином и уточняется техника его выполнения. При этом учитель говорит: «Запомните, это положение называется “выпад правой” (левой, вправо, влево и т.д.)»; на втором уроке при объяснении упражнения использует рассказ с показом, а на третьем – рассказ. Если ученики запомнили терминологическое название положения, то они поймут его содержание без показа учителем.

Чтобы убедиться в том, что все ученики понимают терминологию изученных положений, нужно на последующих уроках применить такие построения, в которых все учащиеся вынуждены будут самостоятельно выполнять упражнения, например, стоя в кругу спиной к центру, а не наблюдать за товарищами, стоящими впереди.

Можно использовать учебные карточки, на которых указаны назначение упражнения, его описание согласно требованиям терминологии и правилам записи ОРУ, рисунок и методические указания к технике выполнения.

Методика обучения технике ОРУ

На данном этапе необходимо соединение логического, зрительного и двигательного компонентов в единое идеомоторное представление. Эта задача решается путем последовательной отработки элементов действия, а затем и действия в целом – вначале в материальной форме (выполнение упражнения), затем в речевой (проговаривание схемы движений) – при этом формируется умение – и, наконец, с закрытыми глазами. При формировании навыка, в первую очередь, следует обратить внимание на положение тела в пространстве. Затем фиксируются мышечные ощущения при выполнении изучаемого движения.

Если обучение будет построено в соответствии с этим правилом, то дети усвоят материал без ошибок и в кратчайший срок, в то время как при стихийном обучении господствует низшая форма его усвоения – подражание, которое основывается на копировании случайно выделенных учениками признаков действия. Формирование навыков при этом происходит часто без осознания существенных элементов упражнения, с концентрацией внимания на случайно выделенных действиях и в основном на его конечном результате.

Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». Если Вы решили провести банкет, который запомнится хорошими впечатлениями, то оптимальным решением станет обратиться в итальянский ресторан «BELLAGIO». Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и условиях проведения банкетов. В итальянском ресторане «BELLAGIO» работают только высококвалифицированные повара, которые смогут порадовать Вас своей оригинальной средиземноморской кухней.

Применение ОРУ возможно лишь при условии, что техника упражнений будет освоена до совершенства. Поэтому особое внимание следует уделить о своению основных положений и выполнению движений как головы, рук, ног, так и тела в целом. Учитель, знающий досконально предлагаемый материал и умеющий излагать специальные вопросы в доступной форме, сумеет научить детей и терминологии, и технике исполнения ОРУ. При этом следует придерживаться следующих методических указаний:

  1. При обучении терминологии и технике нужно убедить школьников в необходимости такого выполнения, прежде всего для их собственного здоровья; следует добиваться, чтобы они сами захотели выполнить или выучить все предложенное учителем.
  2. Учебный материал по терминологии распределяется на 4–5 лет обучения. В противном случае, получая избыток информации и впечатлений от собственных ощущений, дети не успевают осваивать новый материал, и эту грань должен чувствовать и понимать педагог.
  3. Выполняя то или иное двигательное действие, дети часто совершают ошибки. Младших школьников нужно научить не только находить свои ошибки, но и исправлять их. С этой целью необходимо учить детей выделять главные моменты движения или положения. Такие задания должны быть короткими, не перегруженными сложностью и объемом.
  4. Психологи установили, что эффективность усвоения материала повышается – иногда до 95% – в том случае, если человек кого-то обучает. Главное – научить ребенка видеть ошибки товарищей и использовать эту информацию, чтобы осознать и прочувствовать их на себе, исправляя свои ошибки и формируя правильную технику.
  5. Нельзя показывать детям их недостатки в резкой форме. Команды, распоряжения, отданные теплым, спокойным и доброжелательным тоном, действуют намного эффективнее. Надо всегда верить в магическую силу произнесенного слова: слово и дело (движения) неразрывно связаны между собой.
  6. Следует добиваться сочетания изящества и эффективности, практичности и красоты, а в идеале – эстетики и функциональности.

Правила записи ОРУ

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;
– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;
– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;
– конечное положение, если необходимо;
– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например:

«И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

«И.п. – о.с., руки вверх.

1 – дугами назад руки вперед, присесть;
2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

«И.п. – о.с.

1–3 – присед, руки за голову;
4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;
4 – и.п.».

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу (рис. 1).

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.
1–2 – круг руками вперед;
3–4 – круг руками назад».

Рис. 1. Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища (рис. 2).

Рис. 2. В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы (рис. 3).

 

Рис. 3. Лежа на спине, поднять руки вперед

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь