Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2009
Методика

Путь к здоровью

Образовательная программа для учащихся 7–12 лет

Предлагаем вашему вниманию одну из программ, присланных на конкурс «Спорт вместо наркотиков», которая получила высокую оценку жюри.

В здоровом теле…

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.

Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно-информационной системы (ТИС), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки. Это составная часть программы «Здоровье», реализуемой в структурном подразделении школы – Центре содействия укреплению здоровья обучающихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН, менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии – с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2–3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Для современных детей независимо от возраста характерны ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1–11-х классов показал чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название школьных болезней.

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.

В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию, фито- и витаминопрофилактике и т.д.

Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их.

Цели определены

Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний.

Задачи

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
  • формировать правильную осанку;
  • обучить диафрагмально-релакса­цион­ному дыханию;
  • изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах;
  • ознакомить с основными приемами массажа и самомассажа.

Воспитательные:

  • воспитывать морально-волевые качества;
  • воспитывать культуру здоровья, ответственность за свое здоровье и потребность заботиться о нем;
  • развивать интерес к физической культуре и спорту.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
  • способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;

Оздоровительные:

  • улучшать функциональное состояние организма;
  • корректировать имеющиеся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • повышать физическую и умственную работоспособность;
  • способствовать снижению заболеваемости.

Место проведения занятий: просторный, светлый кабинет, желательно с ковровым покрытием.

Оборудование: спортивные снаряды, тренажеры ТИСа; магнитофон, аудиокассеты или компакт-диски с записью музыкальных произведений.

Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), ТИСА, фитбол-гимнастики. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение оздоровительному массажу, элементам точечного массажа, комплексам специальных упражнений, релаксации.

В начале учебного года проводится диагностика состояния здоровья учащихся: изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса. На занятия приглашаются учащиеся I–III групп здоровья, относящиеся к основной, подготовительной и специальной физкультурной группам, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, обмена веществ, а также часто страдающие респираторными вирусными инфекциями.

Программа рассчитана на один учебный год.

Используются групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, – беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части – освоение приемов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу.

Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 академический час.

Ожидаемые результаты

Завершив обучение по данной программе, воспитанники будут знать:

1) способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию, самомассажу;

2) комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата – осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

3) правила здорового образа жизни.

Воспитанники будут уметь:

1) применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств;

2) использовать приемы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;

3) применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Анализ результатов освоения учащимися программы осуществляется различными способами проверки:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль;
  • итоговый контроль умений и навыков;
  • анализ медицинских карт учащихся: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, контрольные упражнения; ведение классных журналов: успеваемость, пропуски занятий по болезни.

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений (тестов), антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, а также викторин, праздников здоровья.

Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов
всего теоретических практических
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Осанка 12 2 10
3 Плоскостопие 6 1 5
4 Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 4 1 3
5 Школа зоркости 6 2 4
6 Я сильный, ловкий, выносливый 4 1 3
7 Правильное дыхание – основа жизни 4 1 3
8 Фитбол-гимнастика 6 1 5
9 Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика 2 0,5 1,5
10 Развиваем гибкость 4 0,5 3,5
11 Учимся расслабляться 4 1 3
12 Школа мяча 4 1 3
13 Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! 4 1 3
14 ТИСа 6 1 5
15 Фонетическая зарядка 2 0,5 1,5
16 Итоговое занятие 2 0,5 1,5
  Всего 72 16 56

 

Тема № 1. «Вводное занятие» (2 ч)

Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.

Тема № 2. «Осанка» (12 ч)

Беседы: «Красивая осанка», «Позвоночник – ключ к здоровью», «Профилактика нарушений осанки».

Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».

Тема № 3. «Плоскостопие» (6 ч)

Беседа: «О профилактике плоскостопия». БАТ (биологически активные точки) на стопе.

Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка».

Тема № 4. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (4 ч)

Теория. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы.

Практические занятия. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы физкультминуток. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. Праздник здоровья.

Тема № 5. «Школа зоркости» (6 ч)

Беседы: «О гигиене зрения», «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости».

Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.

Тема № 6. «Я сильный, ловкий, выносливый» (4 ч)

Беседа: «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота».

Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, эспандеры, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Веселые старты – эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры: «Салочки», «Третий – лишний», «Перемена и урок». Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в состоянии покоя.

Тема № 7. «Правильное дыхание – основа жизни» (4 ч)

Беседа: «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.

Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания. Знакомство с кабинетом «БОС-Здоровье».

Тема № 8. «Фитбол-гимнастика» (6 ч)

Техника безопасности. Правила поведения при работе с мячами. Свойства мяча. Правильная посадка на мяч. Правила выбора мяча.

Практические занятия. Комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч».

Тема № 9. «Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика» (2 ч)

Беседа: «Мелкая моторика. Наш ум на кончиках пальцев».

Практические занятия. Упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр. Гимнастика для суставов. Подвижные игры: «День – ночь», «Делай, как я».

Тема № 10. «Развиваем гибкость» (4 ч)

Техника безопасности.

Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.

Тема № 11. «Учимся расслабляться» (4 ч)

Дыхательные упражнения для снятия напряжения. Польза расслабления. Релаксация.

Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч».

Тема № 12. «Школа мяча» (4 ч)

Техника безопасности. Техника выполнения упражнений с мячами разного диаметра.

Практические занятия. Броски, ловля и передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и эстафеты с мячами.

Тема № 13. «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!» (4 ч)

Беседа: «О профилактике простудных заболеваний». Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж.

Практические занятия. Закаливающий массаж и самомассаж. Игры средней подвижности.

Тема № 14. «ТИС» (6 ч)

Беседа: «Знакомство с ТИС, техника безопасности».

Практические занятия. Комплексы упражнений на тренажерах.

Тема № 15. «Фонетическая зарядка» (2 ч)

Беседа: «Красивую речь приятно слушать». Скороговорки. Чистоговорки. Считалки. Речевки. Распевки.

Практические занятия. Формирование правильной речи с помощью скороговорок, чистоговорок, речевок, распевок, считалок. Игры средней подвижности. Викторина: «Мое здоровье».

Тема № 16. «Итоговое занятие» (2 ч)

Подвижно-дидактическая игра «Физкульт-лото». Объяснение правил игры. Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия, осмотр осанки и стоп.

Методическое и техническое обеспечение

  1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.

    Статья подготовлена при поддержке московской типографии «FLEXMASTER». Если Вы решили приобрести качественные и надежные самоклеющиеся этикетки, то оптимальным решением станет обратиться в типографию «FLEXMASTER». На сайте, расположенном по адресу www.Flexm.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать печать самоклеющихся этикеток по выгодной цене. В типографии «FLEXMASTER» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.


  2. Литература и наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описаниями комплексов упражнений, альбомы, фотографии.

 

Елена Дашкова ,
руководитель физического воспитания, МОУ СОШ № 28, г. Муром, Владимирская обл.