Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2009
Методика

Девочка, хочешь играть в волейбол?

Основные принципы создания школьной спортивной команды

У детей существует естественная потребность в движении: им нравится бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В них развит дух соперничества, поэтому они постоянно стремятся одержать победу в игре. Одной из любимых игр у детей в школе является волейбол. Создание школьной волейбольной команды во многом зависит от тренера. Этот материал – о специфике тренерской работы в школьной секции и особенностях подготовки команд девочек.

«Всё начинается с любви…»

Какими качествами должен обладать детский тренер? Во-первых, он должен быть предан своей профессии, быть готовым преодолеть все трудности тренерской судьбы. Во-вторых, он должен любить детей, и эта любовь не должна быть абстрактной. Тренер любит детей за их трудолюбие, честность и непредсказуемость. Он вместе с ними радуется их успехам и переживает неудачи. В-третьих, тренер должен постоянно самосовершенствоваться. Главным источником его саморазвития должны быть проводимые им тренировки и детские соревнования. Наставник команды должен постоянно заинтересовывать детей волейболом и быть с ними в доверительных отношениях. Если тренер безразличен к тренировкам или пассивен, это сразу чувствуют дети, и им это не нравится.

Результатом же эффективности работы тренера являются различные соревнования, где игроки демонстрируют то, чему их научил тренер.

Новый призыв

К сожалению, это факт – год от года популярность спортивных школьных секций у детей неукоснительно падает, набор в них сокращается. Еще не так давно игровая двигательная активность была естественна и необходима почти для любого школьника. Дети до 11–13 лет в полной мере познавали свободу движений в различных играх во дворе и на улице: лапте, прятках, городках. Каникулярное время они, как правило, проводили на природе: в лесу, на речке, играя в игры по сути спортивного характера. Поэтому вполне естественным продолжением такого подвижного лета становились спортивные секции.

Сейчас же игровое пространство ребенка заняли компьютеры. Современные дети, адаптируясь к новому укладу жизни, отвыкли воспринимать спортивные занятия через игру. Тенденция планирования свободного времени школьников теперь заключается в его максимальной практической направленности: престижные платные кружки, посещение дополнительных занятий и репетиторов с целью подготовки ребенка к поступлению в вуз. К тому же спортивные секции все чаще вводят различные возрастные и ростовые ограничения по приему детей.

Сразу после объявления о наборе в школьную волейбольную секцию в группу приходит много девочек. Однако уже после нескольких занятий многие из них на тренировки не приходят. Причин такого оттока занимающихся может быть несколько:

1. Желание тренера побыстрее отобрать лучших. Часто тренеры сразу делают ставку на наиболее подвижных детей, с хорошей координацией движений.

2. Как правило, школьницы приходят записываться в секцию парами. Дружба занимает важное место в ценностном мире детей, и вмешательство взрослых в нее может восприниматься как оскорбление. Поэтому если тренер не возьмет к себе в группу одну из двух подруг, то на следующей тренировке наверняка не будет обеих. К тому же очень часто «вторые» оказываются лидерами в этой дружбе и могут влиять на «первых».

3. Набор в школьную секцию начинается сразу после летних каникул, в течение которых дети имели достаточно много свободного времени. Резкое его сокращение за счет тренировок может вызвать протест и, как следствие, уход многих учеников из секции.

4. Занятия ребенка в волейбольной секции могут противоречить желанию его родителей.

5. Конкуренцию школьной секции может составить спортивная школа как наиболее подходящая платформа для тренировок детей хорошо физически подготовленных и с высоким уровнем спортивных амбиций.

Всерьез и надолго

Сделать так, чтобы школьницы ходили в секцию как можно дольше и с удовольствием, – одна из основных задач тренера.

На первых тренировках ему стоит предоставлять детям больше свободы. В младшем школьном возрасте познание различных движений идет через свободу выбора предметов, с которыми дети хотят играть. Вращение обруча, броски и ловля мяча, прыжки через скакалку, перекаты на гимнастических матах – все это возможные варианты игры. Каждая ученица может выбрать себе предмет, затем поменять его, взять снова, и т.д. Часто дети объединяются в пары или группы, придумывают себе упражнения и с увлечением играют.

Для учащихся начальных классов этот этап может составлять 2–3 месяца, и лучше его не сокращать, чтобы дети не потеряли интереса к занятиям.

Не стоит также делить группу на лучших и худших, отмечая более способных учениц и уделяя им больше внимания. Слабые девочки, которые не считают себя отстающими и хотят быть на занятиях вместе со всеми, сразу заметят создавшуюся ситуацию неравенства. Тренер в этом смысле должен быть еще и хорошим психологом и проявлять необходимую выдержку и терпение.

После нескольких месяцев занятий по три раза в неделю у детей появляется осознанный контроль своих действий: меньше пустой беготни, броски мяча становятся разнообразными, возникает желание выполнять упражнения в группах. По мере роста интереса и желания детей меняется и роль тренера. На первых тренировках его задача – организация и контроль. Он наблюдает за детьми, не допускает столкновений и конфликтов, особенно в выборе ученицами спортивного инвентаря и его цвета. По мере увлечения девочек занятиями он начинает предлагать свои упражнения, показывать простые технические движения, акцентируя внимание на том, каким должно быть положение рук и кистей, как двигаются ноги, как правильно ловить и передавать мяч. Особенно важны наглядная демонстрация и подробное объяснение первого важного движения волейболиста – броска в стену. Это на первый взгляд простое действие включает в себя весь комплекс движений из техники передач сверху и снизу, положение корпуса и ног, различные перемещения при выборе места для приема мяча.

Главная проблема занятий с детьми первого года обучения – нерегулярное посещение. Причины здесь две: частые болезни и дополнительные занятия в целом ряде других кружков, расписание которых пересекается с расписанием волейбольной секции.

Открытая тренировка

Первую открытую тренировку девочек с приглашением родителей целесообразно провести не ранее чем через 3 месяца. Этого срока, как правило, вполне достаточно: тренер успеет преподать учащимся азы начальной волейбольной полготовки, девочки сумеют добиться определенных успехов, а у родителей появится желание узнать о результатах тренировок их детей.

Для первого открытого занятия понадобится следующий инвентарь: обручи, скакалки, гимнастические палки, мячи. Все упражнения, которые предстоит выполнять детям, должны быть изучены ими ранее. Основная функция тренера – организационная.

Подготовительная часть

В начале тренировки вся группа во главе с тренером заходит в зал, и каждая ученица самостоятельно готовит себе игровое место, подбирая необходимый инвентарь.

Пробежав для разминки два круга по залу, девочки останавливаются у своих игровых мест.

По команде тренера школьницы берут обручи и располагаются в центре зала так, чтобы не мешать друг другу. Они начинают вращать обруч, сочетая это движение с перепрыгиванием через него. Наиболее подготовленные девочки могут вращать 2–3 обруча сразу.

По команде «Смена!» все бегут к своей игровой точке, берут скакалку и выполняют прыжки с вращением скакалки вперед.

При следующей смене девочки работают с мячами, выполняя следующие упражнения:

1. Стоя в колонне по одному, бросить мяч в стену, поймать его и выполнить приставной шаг в сторону, после чего встать в конец колонны; броски выполнять на высоту рук, а мяч ловить в открытые кисти.

2. Разделиться на пары и бросать мяч, стоя на расстоянии 4–5 м друг от друга и передвигаясь приставными шагами.

3. Разделиться на пары и выполнять упражнения с мячом и скакалкой: одна девочка стоит у сетки с мячом, другая выполняет прыжки через скакалку на лицевой линии волейбольной площадки; по сигналу тренера прыгающие бросают скакалку и бегут ловить мяч, посланный партнером; бросок должен быть не дальше линии нападения. Учащиеся меняются через два повторения.

Между упражнениями можно предложить девочкам следующее задание: каждая пара берет гимнастическую палку и выполняет перепрыгивание через нее – одна ученица держит палку, другая перепрыгивает; высота произвольная. Здесь следует обратить внимание на технику прыжка и на то, чтобы приземление осуществлялось на одну ногу.

После всех проведенных упражнений необходимо выполнить комплекс ОРУ, в котором уделить особое внимание на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног.

Основная часть

Основная часть занятия состоит из двух блоков – заданий для развития быстроты и акробатических упражнений.

Упражнения для развития быстроты

1. Девочки с мячами выстраиваются в колонну по одному. Тренер располагается рядом. Ученица, стоящая в колонне первой, передает мяч тренеру, который он подбрасывает вверх. Задача школьницы – поймать мяч, который может удариться об пол только один раз. Упражнение повторяется с каждым новым игроком.

2. Ученицы сидят на лицевой линии. Они по очереди отдают мяч тренеру, который катит его по полу в сторону сетки. Задача каждой – быстро встать и поймать мяч до того, как он пересечет центральную линию.

3. Упражнение выполняется в парах. Одна ученица располагается на лицевой линии со скакалкой, другая – в центре зала с гимнастической палкой. По сигналу девочка со скакалкой выполняет 6–8 прыжков, затем бросает ее, бежит в центр зала, перепрыгивает через гимнастическую палку, после чего делает ускорение до сетки и возвращается на свое место, касаясь лицевой линии рукой.

Варианты:

А. На обратном пути от сетки вернуться к парт­неру и перепрыгнуть через палку еще раз.

Б. То же упражнение, но в тройках, где одна ученица выполняет задание, а две держат гимнастические палки.

Смена учениц происходит после каждого повторения.

4. Упражнение выполняется в парах. На расстоянии 1 м от сетки устанавливаются скамейки. Первые номера встают на них, а вторые располагаются напротив, в центре зала. Первые выполняют вращение обруча, в то время как вторые делают им передачу. Первые стараются поймать мяч вытянутыми вверх руками, не прекращая вращение обруча, после чего возвращают мяч партнеру. Обмен ролями происходит через пять повторений.

5. Упражнение выполняется в парах. Игроки с мячами, выполнив передачу партнеру у сетки, быстро бегут к лицевой линии, касаются ее рукой и возвращаются в центр площадки, стараясь поймать мяч, подброшенный их партнером вверх. Каждая ученица выполняет упражнение 2–3 раза.

6. Упражнение выполняется в парах. Одна ученица стоит на лицевой линии, вторая – в центре площадки с обручем. По сигналу тренера те, кто в центре, начинают вращать обручи, а их партнеры бегут к ним, обегают их вокруг, стараясь не коснуться при этом обруча, добегают до сетки, касаются ее рукой и возвращаются на лицевую линию. Упражнение повторяется по два раза каждым партнером.

7. Тренер в паре с одной из учениц вращает длинную скакалку. Остальные девочки выстраиваются в колонну по одному. По сигналу тренера они поочередно стараются пробежать через вращающуюся скакалку, стараясь не задеть ее. Каждая ученица выполняет это упражнение 2–4 раза.

8. Тренер с одной из девочек вращают длинную скакалку между зонами 1 и 2. Все ученицы, кроме двух, выстраиваются в колонну в зоне 1. Два игрока располагаются в зоне 3. Первый игрок из колонны пробегает через вращающуюся скакалку в зону 2, после чего ему выполняет передачу первый игрок из зоны 3, направляясь после этого в конец колонны в зону 1. Ученица, получившая мяч в зоне 2, в свою очередь, выполняет передачу второму игроку в зоне 3 и сама встает в ту же зону. Быстрота и качество упражнения зависят от точности выполняемых передач. Каждая ученица выполняет упражнение 4 раза.


9. Все занимающиеся делятся на четыре группы, которые располагаются по периметру волейбольной площадки:

– игроки первой группы располагаются вдоль сетки с мячами в руках;
– игроки второй группы – вдоль боковой линии со скакалками;
– игроки третьей группы – вдоль лицевой линии с обручами;
– игроки четвертой группы – вдоль другой боковой линии ложатся на спину.

Тренер занимает место в центре зала. По его сигналу первая группа начинает выполнять передачи мяча вверх, вторая – прыжки через скакалку, третья – вращать обручи, четвертая – делать наклоны вперед. По команде «Внимание!» тренер начинает вращать вокруг себя скакалку, а все девочки, покинув свои места, встают по кругу вращения скакалки и стараются перепрыгнуть через нее. Тренер постепенно увеличивает скорость вращения скакалки и высоту ее отрыва от пола. После нескольких ошибок группы игроков меняются местами и продолжают выполнять задания на следующих станциях.

Акробатические упражнения

1. Вся группа выстраивается перед матами. По сигналу тренера девочки одновременно выполняют перекаты с одного, а затем с двух шагов.

2. У каждой девочки по мячу. Удерживая мяч в согнутых руках, ученицы выполняют несколько приставных шагов, не отклоняя плечи назад, а затем перекат, касаясь мата только средней частью спины.

3. Тренер с мячом располагается в 2–3 м от группы, построенной в одну шеренгу, по другую стороны от группы располагается ученица с мячом. Тренер выполняет передачу девочке, стоящей первой в шеренге. Она возвращает его обратно, после чего выполняет перекат, быстро встает, принимает передачу от другой ученицы и меняется с ней местами.

Заключительная часть

Завершив последнее упражнение, группа проходит один круг по периметру зала в медленном темпе и выходит из него.

Психологический климат

Создавая волейбольную команду, тренер должен понимать, что многое зависит от того, какая атмо­сфера будет царить на тренировках. Ему потребуется немало времени, чтобы создать коллектив единомышленников, поначалу же придется считаться с тем, что принесут дети из своей среды – семьи, класса, окружения сверстников. Естественно, что их взгляды, суждения и образ жизни могут существенно отличаться от тех, которые хочет видеть тренер в команде.

Опыт общения и взаимодействия друг с другом дети, прежде всего, приобретают в школе. Но, к сожалению, в классе редко складываются такие отношения, какие необходимы для спортивной команды. В школе дети часто ориентированы только на себя, свои успехи и дружеские отношения, которые носят избирательный характер.

Особенно опасны для команды эгоизм, неуважение к товарищам, а также нежелание трудиться, даже если это свойственно только одному из игроков. Волейбольная команда становится совершенно другой средой, где нет «Я», а есть «МЫ». Но пройдет достаточно много времени, пока игроки научатся подчинять свои интересы интересам команды.

Для того чтобы создать, а затем и поддерживать хороший психологический микроклимат в команде, тренеру желательно следовать следующим рекомендациям:

• вести постоянный контроль игрового состава команды и особенно ее лидеров;
• постоянно осуществлять набор новых игроков, быть готовым к этому самому и готовить учениц;
• следить за развитием команд-соперников и их тренерского состава;
• применять новые технологии для улучшения игры своей команды;
• развивать и совершенствовать тактику игры команды как в защите, так и в нападении.

Все эти рекомендации должны сопровождаться постоянным творческим развитием тренера. Не стоит пренебрегать общением с родителями, которые должны стать помощниками и единомышленниками тренера в вопросах подготовки команды и могут дать наиболее полную информацию о жизни и увлечениях их дочерей.

Выбор капитана – также важный фактор для создания хорошего микроклимата. Как правило, всегда есть дети, обладающие большим авторитетом, лучшими организаторскими качествами. Тренер может выявить таких учениц с помощью анкеты. Девочкам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотела играть в паре? (Указать фамилию.)
2. А если с ней нельзя, то с кем?
3. А если и с ней нельзя, то с кем?

Проанализировав ответы девочек, тренер легко определит основной костяк группы и ее лидера – ученицу, которая может стать впоследствии капитаном команды. Но важно помнить, что выбирать капитана должны сами дети. Результаты таких выборов будут также показательны для тренера, так как выявят четыре основные группы занимающихся:

• первая группа – «звезды», в которую попадают девочки, выбираемые чаще других;
• во вторую входят ученицы, которых выбирают немногим реже, чем лидеров;
• третья группа – пренебрегаемые игроки, сюда можно отнести девочек, которых выбирают меньше половины респондентов;
• четвертую группу изолированных игроков составляют девочки, которых практически не выбирают товарищи по команде.

Перед игрой

Готовя девочек к первой и последующим играм, тренер должен проводить соответствующую техническую и тактическую подготовку. Он должен знать всё о тренере команды-соперника: его возраст, образование, опыт. Очень важно узнать, почему он стал тренером: играл сам, полюбил игру, любит учить детей, решил попробовать себя в новом качестве и т.п. В зависимости от этого можно предвидеть отдельные тактические ходы предстоящей игры.

Хорошо, если тренер видел игру команды соперников ранее. Особенно это касается команд, с которыми работают творческие и опытные тренеры. На первых порах не следует привлекать детей к просмотру игр соперников. В отличие от взрослых команд, игра соперников воспринимается ими скорее эмоционально, чем конструктивно. Поэтому, увидев сегодня слабую игру, они вряд ли смогут предположить, что завтра все может быть совершенно иначе. Психология детей не допускает быстрого перевоплощения слабого игрока в сильного. Им в силу возраста еще не знакомы понятия «сильный характер», «волевой игрок» и т.д. Лучше, если анализ игры будущего соперника детской команды будет проводить сам тренер, тем более что уровень игры детских команд и ее отдельных лидеров мало чем отличается друг от друга. Основные различия состоят в организации защитных действий и стабильности отдельных игроков.

Вне зависимости от силы команд главным моментом при подготовке к первым и последующим играм должна стать психология уважения любого соперника, которая не должна меняться с ростом мастерства.

Фото автора

Сергей Белич ,
заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования Детского дома творчества «Царицыно», г. Москва