Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2009
Методика

Первый урок гимнастики

После уроков подвижных игр детям достаточно трудно переключиться на скучную на первый взгляд гимнастику. Автор этой статьи предлагает осуществлять такой переход постепенно, используя игровые формы работы с учениками 5-го класса.

Чему учить?

Задачи:

1) обучать школьников строевым упражнениям;
2) развивать гибкость, координацию движений, ловкость;
3) воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, чувство коллективизма;
4) формировать культуру здоровья, уважительное отношение к своему телу и к своему здоровью.

Инвентарь: два волейбольных мяча, два гимнастических мата, два обруча, две скакалки, гимнастическая палка, карточки с номерами, компьютер, проектор.

Подготовительная часть

Учитель сообщает задачи урока и предлагает детям совершить путешествие по городу Здоровейску:

– Посмотрите на карту нашего путешествия. На ней много остановок, и нам предстоит узнать много интересного. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним технику безопасности.

Учитель обращает внимание детей на экран, где отображен маршрут путешествия, затем проводит инструктаж по технике безопасности. Учащиеся расписываются в журнале.

Первая остановка – «Строевые упражнения»

Учитель дает определения основным элементам строя:

Строй – размещение школьников для совместных упражнений и действий.

Шеренга – строй, в котором учащиеся располагаются по одной линии и обращены лицом в одну сторону. Расстояние между ними называется интервалом.

Колонна – строй, в котором учащиеся стоят в затылок один за другим. Расстояние между ними называется дистанцией, впереди стоящий ученик – направляющим, а последний – замыкающим.

Запомни свое место

Учитель предлагает детям построиться в одну шеренгу, каждый раз обращая внимание на скорость построения. Выполнив это упражнение 4–5 раз, ученики в строю в течение 2–3 мин. отрабатывают повороты на месте и перестроения из одной шеренги в две и обратно.

Вторая остановка – «Движение – это жизнь»

Учитель направляет класс в обход по залу. Дети под звуки марша выполняют следующие упражнения:

– ходьба на носках, руки на пояс;
– ходьба на пятках, руки за спину;
– ходьба перекатом с пятки на носок, руки на пояс;
– ходьба на внешних сводах стопы, руки к плечам;
– ходьба на внутренних сводах стопы, руки за голову;
– равномерный бег;
– бег приставными шагами левым и правым боком, руки на пояс;
– бег с высоким подниманием бедра, руки вперед;
– бег с захлестыванием голени.

При выполнении упражнений в ходьбе важно следить за осанкой, во время бега – соблюдать дистанцию 1,5 м, следить за движениями рук и дыханием.

Третья остановка – «На зарядку становись!»

1. Потягивание. Поднимаясь на носки, руки вверх, смотреть на пальцы рук, прогнуться.
2. Круговое движение прямыми руками вперед и назад. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса и рук.
3. Пружинистые наклоны вперед. Ноги в коленях не сгибать. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины, полезно для профилактики заболеваний органов пищеварения.
4. Наклоны вправо и влево. Упражнение укреп­ляет мышцы живота и спины, увеличивает подвижность позвоночника, формирует правильную осанку.
5. Круговые движения туловищем. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины, тренирует вестибулярный аппарат.
6. Приседания на всей ступне. Спину держать прямо. Упражнение укрепляет мышцы ног.
7. Попеременные махи ногами. Достать кисти вытянутых вперед рук. Опорную ногу в колене не сгибать. Упражнение укрепляет мышцы ног и живота.
8. Подъемы на носках. Упражнение укрепляет мышцы и связки голеностопного сустава.
9. Прыжки с хлопками рук над головой.
10. Спокойная ходьба на месте.

Основная часть

Четвертая остановка – «Музыкальная»

Игра «Музыкальная палочка». Учащиеся передают палочку по кругу под музыку. Как только музыка остановилась, тот, у кого оказалась палочка, должен показать любое упражнение, выполненное ранее на разминке.

Пятая остановка – «Спортивные эстафеты»

1. Проползти по-пластунски.
2. Проползти под мостиком. Один из учащихся делает гимнастический «мост», другой пролезает под ним. Потом партнеры меняются ролями.
3. Игра «Передал – садись!».
4. Поочередная передача мяча в колонне сверху и снизу («волна»). Обратить внимание на осанку после передачи мяча.
5. Эстафета с мячами.

Шестая остановка – «Улица хорошего настроения»

Игра «Быстро встать в колонну!»

Ученики разбегаются по всей площадке и начинают собирать с пола жетончики с номерами, заранее рассыпанные учителем. Ведущий командует: «Быстро встать в колонну!». Дети спешат занять свои места согласно номерам, указанным на жетоне. Брать разрешается только один жетон. Учитель должен напомнить о необходимости соблюдения техники безопасности.

Игра «Кочки, тропинка, сноп»

Ученики выстраиваются в колонну по два. По команде «Кочки!» все приседают, по команде «Тропинка!» – руки вперед, по команде «Сноп!» каждая колонна образовывает круг.

Заключительная часть

Седьмая остановка – «Расслабление»

Дети садятся на скамейку, кладут руки на колени, опускают голову и под негромкую музыку слушают рассказ учителя:

– А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг. На нем много растений, зеленая-зеленая трава. Солнышко согревает ваши тела. Дует нежный ветерок, и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Остановитесь там, среди этого прекрасного луга, и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо… Теперь откройте глаза. Медленно-медленно оглянитесь вокруг.

Подведение итогов занятия

Оценить урок предлагается самим детям. Для этого они должны перестроиться в круг настроения следующим образом:

 о – отметка «хорошо»;

 – отметка «отлично».

Фото Т. Белоножкиной

Полина Заречнева ,
учитель физической культуры, МОУ Менчерепская СОШ, с. Менчереп, Кемеровская обл.