Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2009
Методика

Перемещения в строю

Размыкания и смыкания

Размыкание – это изменение размещения занимающихся на указанные интервалы и дистанции.

Смыкание – действие, противоположное размыканию.

Размыкание и смыкание направо, налево, от середины

Размыкание колонны по четыре направо по команде: «Направо на два шага разом-кнись!». По исполнительной команде все занимающиеся, за исключением колонны, от которой производится размыкание, поворачиваются на два счета направо и учащенным полушагом, глядя через левое плечо на товарища сзади, продвигаются настолько, чтобы расстояние между партнером составило два шага, после этого приставляют ногу и поворачиваются налево.

Размыкание колонны по четыре налево по команде: «Налево на два шага разом-кнись!». Занимающиеся выполняют те же действия, но в другую сторону.

Размыкание колонны по четыре от середины по команде: «От середины на два шага разомкнись!». По исполнительной команде направляющий в средней колонне, от которой производится размыкание, поднимает левую руку вперед и опускает ее, если количество колонн нечетное; остальные ученики размыкаются так же, как налево и направо от средней колонны, которая стоит на месте.

Если в команде на размыкание интервал не указывается, то оно производится на один шаг. Этот прием также может проводиться бегом на любое количество шагов. При размыкании бегом дается команда: «Бегом разомкнись!». Смыкание производится по команде: «Направо (налево, к середине) сом-кнись!».

По исполнительной команде все занимающиеся, за исключением колонны, в сторону которой производится смыкание, поворачиваются в соответствующую сторону и учащенным полушагом подходят на установленный для сомкнутого строя интервал, по мере подхода самостоятельно останавливаются и поворачиваются налево (направо).

Произнесение команд. «Направо (налево)» – небольшая пауза; «на два шага» – слитно, затем следует пауза; «разом-» – растягивая «о»; снова пауза; «кнись» – отрывисто.

Аналогично произносится команда на смыкание; «сом-» произносится как «соом-». Размыкание и смыкание разучиваются одновременно.

Преподаватель объясняет технику выполнения упражнения, показывает сам, затем показ продолжает первая четверка учеников.

Для отработки данных приемов размыкание и смыкание повторяются, при этом в первом ряду должны поочередно побывать все занимающиеся.

Размыкание и смыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на вытянутые руки

Размыкание колонны по четыре вправо (влево). Выполняется по команде: «Вправо (влево) на вытянутые руки приставными шагами разом-кнись!». По исполнительной команде все занимающиеся, кроме тех, от которых производится размыкание, поднимают руки в стороны и передвигаются приставными шагами вправо (влево), пока интервал не достигнет указанного. Первой начинает размыкание крайняя колонна. У стоящих рядом учеников пальцы поднятых в стороны рук не должны касаться друг друга.

После того как все занимающиеся выполнят размыкание, подается команда: «Руки – вниз!». Во время размыкания преподаватель подсчитывает: «Раз-два, раз-два», – до тех пор, пока все не разомкнутся.

Смыкание производится по команде: «Влево (вправо) приставными шагами сом-кнись!». По исполнительной команде все занимающиеся одновременно передвигаются приставными шагами влево (вправо), руки внизу прижаты к бедрам, до тех пор, пока не встанут на свое место до размыкания. Во время смыкания преподаватель ведет подсчет.

Размыкание колонны по четыре от середины приставными шагами на вытянутые руки. Выполняется по команде: «От середины на вытянутые руки приставными шагами разом-кнись!». По исполнительной команде учащиеся выполняют те же действия, что и при размыкании влево и вправо, но с той разницей, что размыкание производится от середины, которую показывает рукой преподаватель или ученик, стоящий первым в средней колонне, – он поднимает и опускает левую руку. Во время размыкания преподаватель ведет подсчет.

Смыкание выполняется по команде: «К середине приставными шагами сом-кнись!». По исполнительной команде учащиеся выполняют те же действия, что и при смыкании влево и вправо.

Команда произносится: «Вправо (влево)», затем следует небольшая пауза; «на вытянутые руки» – слитно, небольшая пауза; «приставными шагами» – слитно, небольшая пауза; «разом-» – протяжно («разом-»), пауза; «-кнись!» – отрывисто. Команда на смыкание произносится так же; аналогично – при размыкании от середины и смыкании к середине.

Методика обучения приемам совершенствования такая же, как при размыкании и смыкании налево и направо.

Размыкание и смыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на два и большее количество шагов

Размыкание колонны по четыре вправо (влево) на два шага. Выполняется по команде: «Вправо (влево) на два шага приставными шагами – разом-кнись!» По исполнительной команде ученики размыкаются так же, как приставными шагами на вытянутые руки, с той лишь разницей, что руки опущены вниз и прижаты к бедрам; когда интервал между двумя занимающимися достигнет двух шагов, они приставляют ногу.

Точно так же можно размыкаться на три, четыре и более шагов.

Размыкание колонны по четыре от середины на два шага. Такое размыкание выполняется по команде: «От середины на два шага приставными шагами разом-кнись!». Это размыкание аналогично размыканию приставными шагами на вытянутые руки, но руки опущены вниз и прижаты к бедрам. Как только между занимающимися образуется интервал в два шага, размыкание прекращается.
Произнесение команд, методика обучения, приемы совершенствования такие же, как при выполнении размыкания и смыкания описанными выше способами.

Размыкание и смыкание дугами вперед и назад

Размыкание колонны по четыре дугами вперед на два шага выполняется на восемь счетов по команде: «Дугами вперед на два шага разом-кнись!» (рис. 1).

Рис. 1. Размыкание дугами вперед

По исполнительной команде вторые и третьи номера на шесть счетов выходят вперед-в стороны (вторые – влево, третьи – вправо) и встают на интервал двух шагов на одной линии с первыми и четвертыми номерами; на семь, восемь счетов поворачиваются кругом. Смыкание производится также на восемь счетов по команде: «Дугами вперед сом-кнись!».

По исполнительной команде вторые и третьи номера на шесть счетов по дуге встают на свои места и на семь, восемь (четов выполняют поворот кругом.

Размыкание колонны по четыре дугами назад на два шага выполняется на восемь счетов по команде: «Дугами назад на два шага разом-кнись!» (рис. 2).

По исполнительной команде вторые и третьи номера на два счета выполняют поворот кругом, на шесть счетов выходят вперед-в стороны (вторые – вправо, третьи – влево) и встают на интервал двух шагов на одной линии с первым и четвертым номерами.

Смыкание выполняется также на восемь счетов по команде: «Дугами назад сом-кнись!».

Рис. 2. Размыкание дугами назад

По исполнительной команде вторые и третьи номера на два счета выполняют поворот кругом и на шесть счетов по дуге встают на свои места.

Размыкание дугами можно выполнять из колонны по пять (рис. 3). Оно выполняется на четырнадцать счетов по команде: «Дугами вперед на два шага разом-кнись!».

Рис. 3. Размыкание дугами вперед из колонны по пять

По исполнительной команде вторые и четвертые номера на четыре счета выходят по дуге вперед-в стороны (вторые – влево, четвертые – вправо) и встают рядом с первыми и пятыми номерами, затем первые и пятые номера на восемь счетов начиная с пятого выходят по дуге вперед-в стороны (первые – влево, пятые – вправо) и встают на интервал двух шагов на одной линии со вторыми и четвертыми номерами; на тринадцатый и четырнадцатый счета все выходившие выполняют поворот кругом.

Смыкание выполняется также на четырнадцать счетов по команде: «Дугами вперед сом-кнись!».

По исполнительной команде первые и пятые номера на восемь счетов по дуге выходят вперед и встают на свои места. Затем вторые и четвертые номера на четыре счета, начиная с девятого, по дуге выходят вперед и также встают на свои места; на тринадцатый и четырнадцатый счета все вставшие на свои места выполняют поворот кругом.

Произнесение команд: «Дугами вперед» – слитно, затем следует очень маленькая пауза; «на два шага» произносится слитно: «на два» – с ударением на первый слог; снова небольшая пауза; «разом-» – протяжно («разом-»); опять пауза, «-кнись!» – отрывисто. Таким же образом произносится команда на смыкание.

Во время размыкания и смыкания преподаватель сообщает, на какой счет оно производится.

Обучение начинается с объяснения, показа учителем и учащимися (проводка) на одном ряду колонны. После этого размыкание выполняют все дети по команде: «Разом-кнись!». По мере усвоения упражнения темп постепенно увеличивается до обычного.

В целях совершенствования размыкания и смыкания рекомендуется использовать следующие варианты:

• многократное повторение;
• смена занимающихся в каждом ряду, колонне;
• выполнение без подсчета и только под музыку; необходимо соблюдать синхронность действий.

Размыкание и смыкание одного круга в два и обратно

Вначале производится расчет по три. Затем подается команда: «В два круга разом-кнись!». По исполнительной команде вторые номера делают два шага к центру, а третьи – полшага вправо; первые номера стоят на месте.

Если нужно разомкнуть группу на большую дистанцию, то вторые номера делают не два, а три шага к центру. В этом случае учитель заранее предупреждает, что вторые номера должны сделать три шага.

Смыкание производится по команде: «В один круг – сом-кнись!». По исполнительной команде выходящие из круга делают поворот кругом, и все ученики встают на свои места. Во время размыкания и смыкания преподаватель ведет подсчет.

Размыкание и смыкание одного круга в три и обратно

Производится расчет группы по семь. По команде: «В три круга разом-кнись!» четвертые номера делают шесть шагов, а вторые и шестые – по три шага к центру, седьмые – полшага вправо, а первые, третьи и пятые номера стоят на месте.

Смыкание производится по команде: «В один круг сом-кнись!». По исполнительной команде все вышедшие из круга выполняют поворот кругом, и все встают на свои места. При размыкании и смыкании преподаватель ведет подсчет.

Разучивать размыкание и смыкание нужно так же, как и предыдущие способы.

Для того чтобы техникой размыкания овладели все занимающиеся, они должны меняться местами в кругу.

Размыкание в движении на дистанцию и интервал

Этот способ размыкания применяется для экономии времени. При перестроении из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре и т.д. поворотами в движении команда: «Дистанция и интервал – два шага (или более)» – подается сразу же, как только началось перестроение.

По исполнительной команде ученики, перестраиваясь, принимают указанные дистанцию и интервал.

Ведущая роль при этом размыкании принадлежит направляющим – первому ряду занимающихся, которые должны точно и быстро принять указанный интервал, а также второму ряду– здесь дети выравниваются в затылок направляющим, точно соблюдая указанную дистанцию. Остальные занимающиеся также соблюдают равнение в затылок в колоннах.

Используется также размыкание в движении на дистанцию и интервал на вытянутые руки. В этом случае подается команда: «Дистанция и интервал – вытянутые руки!». По исполнительной команде дети в первом ряду, перестраиваясь, поднимают руки в стороны, размыкаются, затем опускают вниз; остальные начиная со второго ряда, перестраиваясь, равняются в затылок. Второй ряд учащихся и остальные по мере приближения к впереди стоящим или идущим поднимают руки вперед, принимают указанную дистанцию, потом опускают вниз.

Техника размыкания вышеуказанными способами несложная, поэтому при обучении вполне достаточно одного объяснения и исправления ошибок по ходу исполнения.

В целях усвоения размыкания рекомендуется в первый и второй ряды ставить по очереди всех занимающихся.

Размыкание и смыкание по заданию

По направляющим. Этот способ очень распространен. Преподаватель указывает соответствующее место направляющим каждой колонны. Направляющие занимают их. Учитель подает команду: «В затылок равняйсь!», дети выполняют. После этого колонна поворачивается налево (направо), и повторяется то же самое.

Акробатическими упражнениями. Для размыкания можно использовать различные элементы: кувырки вперед, в стороны, назад; перевороты боком; медленные перевороты вперед и назад; перекидки и другие более сложные элементы, а также связки элементов.

Выбор того или иного элемента или связки зависит от подготовленности группы.

Размыкание акробатическими упражнениями разнообразит занятия и повышает интерес детей, а, кроме того, служит хорошим подспорьем в закреплении и совершенствовании ранее изученных элементов акробатики. Примером данного вида размыкания может служить размыкание колонны по четыре от середины влево и вправо кувырками вперед на два шага или более. Подается команда: «От середины влево и вправо на два шага кувырками вперед разом-кнись!»

По исполнительной команде первые и четвертые номера в крайних колоннах на счет «раз» делают поворот снаружи, на счет «два» приставляют ногу в упор присев, на счет «три-четыре» – кувырок вперед в упор присев, на счет «пять-шесть» – еще один кувырок вперед в упор присев, на счет «семь-восемь» – встают с поворотом в исходное положение. Вторые и третьи колонны начинают такое же размыкание на счет «три-четыре». После этого вся колонна поворачивается налево (направо), и производится такое же размыкание, при этом количество счетов соответственно увеличивается.

Смыкание исполняется подобным способом по команде: «К середине кувырками вперед сом-кнись!» – в обратной последовательности, т.е. его начинают внутренние колонны. Во время размыкания и смыкания преподаватель ведет подсчет.

Сочетанием различных движений. Так же как и предыдущий, этот способ размыкания создает на занятиях доброжелательный эмоциональный фон, позволяет отрабатывать и закреплять изученные ранее элементы общеразвивающих, а также некоторых хореографических и вольных упражнений.

Размыкание можно выполнять выпадами в стороны, вперед, назад с различным положением рук: за голову, за пояс – или в сочетании с различными движениями руками: к плечам, вниз; шагами в сочетании с остановками, приседаниями, наклонами, шагами польки, вальса, галопа и т.п.: например, размыкание колонны по четыре от середины выпадами в стороны с движениями руками.

По команде: «От середины выпадами на два шага, руки к плечам и вниз, разом-кнись!» – размыкание начинают крайние колонны – первая и четвертая. На счет «раз» – выпад, руки к плечам, на счет «два» – приставить ногу, руки вниз, на счет «три-четыре» выпад с движениями руками повторяется. Вторая и третья колонны начинают размыкание со счета «три». Смыкание производится в обратной последовательности по команде: «К середине выпадами, руки к плечам и вниз, сом-кнись!». Во время размыкания и смыкания преподаватель ведет подсчет.

Особенности школьной методики

Изучая гимнастику в рамках школьной программы по физической культуре, учащиеся выполняют размыкание несколькими способами.

Так, в 1-м классе изучают размыкание на вытянутые руки в стороны и вытянутые вперед руки; во 2-м классе – размыкание и смыкание приставными шагами; в 4-м – из колонны по три, по четыре на вытянутые руки в движении.

Методика обучения размыканиям в школе имеет свою специфику. Поэтому кратко остановимся на указанных выше способах.

1. Лучше всего начинать с размыкания в колонне. Вначале преподаватель объясняет упражнение, а потом дает распоряжение: «Разомкнитесь на вытянутые вперед руки!». Все ученики, кроме стоящего впереди, спокойно, не торопясь отходят назад, одновременно поднимая руки вперед до тех пор, пока не дотронутся концами пальцев до впереди стоящего. Вначале такое размыкание следует проводить в колоннах по пять-шесть человек.

2. Размыкание на вытянутые в стороны руки лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. После объяснения упражнения учитель командует: «Разомкнитесь на вытянутые в стороны руки!». Все школьники, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая руки в стороны до тех пор, пока не дотронутся кончиками пальцев до пальцев рук соседей справа и слева.

3. Размыкание от середины приставными шагами и смыкание применяется при построениях в колонны по два, по три, по четыре. Вначале изучается выполнение приставных шагов в колонне по одному. Следует обратить внимание на правильное отставление и приставление ног. После этого изучается само размыкание.

4. Во время размыкания и смыкания ведется подсчет.

5. Внимание учащихся должно концентрироваться на правильном выполнении приставных шагов, соблюдении дистанции и равнении в затылок.

6. Размыкание в глубину проводится одним из трех способов:

  • по распоряжению: «Разомкнитесь назад на вытянутые руки!»;
  • по команде: «Назад на вытянутые руки разом-кнись!»;
  • колонна поворачивается направо (налево), после чего подается команда на размыкание колонны, например: «Вправо (влево) на правую вытянутую руку приставными шагами разом-кнись!». Затем колонна поворачивается налево (направо).

 

Игорь Павлов ;
Наталья Тулупчи ,
г.Ростов-на-Дону