Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2009
Методика

Пифагор – олимпийский чемпион?

Теоретический урок с использованием технологии критического мышления

В нашей школе традиционно проходит День Пифагора для восьмиклассников. В этот день расписание уроков меняется, и на уроках алгебры, геометрии, музыки, психологии, истории дети знакомятся с основными изобретениями древнегреческого ученого.

Когда ко мне обратился завуч школы с просьбой провести урок физкультуры в рамках этого Дня, я согласился, так как был уверен, что Пифагор был олимпийским чемпионом. Однако в ходе подготовки к уроку я нашел самую противоречивую информацию по этому поводу. Вот тогда и появилась идея провести занятие в классе и обсудить с ребятами олимпийские достижения Пифагора.

Технология критического мышления, которая использовалась на уроке, включает три стадии (части) урока: вызов, осмысление и рефлексию. Именно по этому принципу и было построено наше занятие, схему которого можно с успехом использовать при проведении других теоретических уроков.

Стадия вызова

1. Класс делится на рабочие группы, которые рассаживаются за три круглых стола.

2. Учащимся предлагается назвать по очереди одно слово или словосочетание, вызывающее у них ассоциацию с понятием «древние Олимпийские игры». Время на обдумывание – 30 сек. Важно не повторять слово, названное предыдущим учеником. Учитель выписывает предложенные слова на доску, при необходимости дает информацию о том, чем отличаются древние Олимпийские игры от современных.

3. Используя названные слова, дети в группах создают определения Олимпийских игр. Время на подготовку – 1 мин. Важно задействовать как можно больше названных слов – минимум три. Итоговое определение от рабочей группы может дать один человек, а могут все – в зависимости от времени.

4. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Какая связь между Олимпийскими играми и Пифагором?» Время на обдумывание – 1 мин. Каждая группа формулирует свою версию, отвечает один человек. Версии фиксируются на доске.

5. Сообщается тема урока: «Пифагор – олимпийский чемпион?»

Стадия осмысления

Участники формируют три разные экспертные группы, в каждую из которых входят представители от разных рабочих групп. Экспертным группам предлагается три совершенно разных текста о Пифагоре, взятых из Интернета: участники каждой экспертной группы получают по экземпляру. Прочитав материал, ребята должны дать ответы на вопросы в конце текста. Они делают пометки карандашом на полях, после этого обсуждают прочитанное и формулируют общий ответ группы. Время на индивидуальное прочтение и осмысление – 5–7 мин., на обсуждение в группе – 2–3 мин.

Вопросы для обсуждения в экспертных группах

1. Чем прославился Пифагор как тренер?
2. Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?
3. Как можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?

Затем представители экспертных групп возвращаются в свои рабочие группы, где рассказывают друг другу о своих текстах, и предлагают варианты ответов на вопросы. Рабочие группы после обсуждения выбирают одно из трех утверждений, предложенных учителем, и доказывают его, подтверждая высказываниями из текстов:

– Пифагор был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом.
– Пифагор не был олимпийским чемпионом, но чемпионами были его ученики.

Время на обмен мнениями – 3 мин., на выбор утверждения и его доказательство – 5 мин. Один представитель от каждой группы делает сообщение, объясняя, к какому выводу пришла группа и почему. Время на выступление – 2 мин. Учитель обобщает высказывания.

Стадия рефлексии

Учитель обращает внимание детей на доску, где написаны все версии, и начинает обсуждение: кто был прав, а кто нет.

Проводится игра «Брейн-ринг». Учитель задает вопросы, ответы на которые можно было найти в тексте, и принимает ответ первого игрока, поднявшего руку. За каждый правильный ответ группе начисляется 1 балл. В случае неправильного ответа шанс заработать балл получают соперники. Побеждает команда (группа), набравшая больше очков.

При этом ученикам разрешается пользоваться текстами. В этом процессе участвует вся группа. При неравном количестве участников команд один или два ученика могут выступать в качестве судей.

Учитель выступает с заключительным словом, подводит итоги урока и высказывает свое мнение по изучаемой проблеме. Дать свою оценку могут и дети, рассказав о своих представлениях до урока и после него и объяснив, что заставило их поменять свою точку зрения.

Приложения

Наследники Геракла

Текст для экспертной группы № 1
(по материалам сайта www.sovsport.ru)

Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?

Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе, другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявший приемы борьбы и кулачного боя), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Но можно ли верить Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?

В датах – также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 г. до н.э. А самый ранний год рождения, указанный в его биографиях, – 586 г. до н.э. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!

Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы и называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и шестью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.

С воспитанниками этой школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибло большинство пифагорейцев. Это два.

Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом, что подтверждают примеры Платона, Архимеда и все того же Плутарха. Это три. И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

***

Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI в. до н.э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении 20 лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, Милон развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые именно он поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык – росла и сила Милона. Конец аттракциона – на потребу античной публике: опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз…

…Милон вставал на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 кг бросал на 6 м. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок: Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть – гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони.

В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд…

…Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и попытался руками разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Освободить руки он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский, которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей Древней Олимпии.

Вопрос для обсуждения в группе

Чем прославился Пифагор как тренер?

Биография Пифагора

Текст для экспертной группы № 2
(по материалам сайта www.wikipedia.org)

Пифагор родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна. Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию музыки сфер. Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца. Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья – «Ионийский учитель». Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. По сведениям Диогена Лаэртского, Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия, он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора.

Партенида происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе. Она сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор, по сведениям Ямвлиха, родился в Сидоне Финикийском примерно в 570 г. до н.э. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах. В частности, она сообщила Мнесарху, что его сын принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Поэтому на радостях Мнесарх дал жене новое имя – Пифаида, а сыну – Пифагор, т.е. «тот, о ком объявила Пифия».

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи – греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя все накопленное человечеством знание. В популярной литературе Пифагору иногда приписывают олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тезкой – Пифагором, сыном Кратета с Самоса, который одержал победу на Сорок восьмых Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, побывав в разных краях, оказался в Египте, где пробыл 22 года, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему Пифагор был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для прочих чужеземцев, пока его не увел в Вавилон в числе прочих пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 г. до н.э. В Вавилоне Пифагор пробыл еще 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основаны на словах Аристоксена, т.е. относятся к IV в. до н.э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришел к власти в 535 г. до н.э., поэтому датой рождения Пифагора можно считать 570 г. до н.э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 г. до н.э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, т.е. в 532–529 гг. до н.э. Эти сведения хорошо согласуются с данными Порфирия, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где почерпнул, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение свое, по крайней мере то, что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, т.е. на родине.

Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора – скорее, ему требовалась возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять их в жизнь, что было весьма проблематично в Ионии и материковой Элладе, где жили многие искушенные в вопросах философии и политики люди.

Ямвлих сообщает: Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашел много последователей. Их привлекали не только оккультная философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, которым народ повинуется в чем-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном – сознательно, подчиняясь нравственному авторитету.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвященных, состоявших из единомышленников, буквально обожествлявших своего учителя. Этот орден фактически пришел к власти в Кротоне. Однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н.э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию – Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, в I в. до н.э., во времена Цицерона, как одну из достопримечательностей там показывали склеп Пифагора.

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял свое тайное общество 39 лет. Тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 г. до н.э., к началу эпохи Греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н.э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет или, по другим источникам, – в 90 лет. Из этого следует дата смерти – 490 г. до н.э. (или 480 г. до н.э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 г. до н.э. как год смерти Пифагора.

Вопрос для обсуждения в группе

Был ли Пифагор олимпийским чемпионом на самом деле?

Программа античных Олимпийских игр

Текст для экспертной группы № 3
(по материалам сайта: www.olimpiada.dljatebja.ru)

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на 1 стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на четырнадцатых Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а четыре года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на восемнадцатых Олимпийских играх (708 г. до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на двадцать третьих Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой;

– на двадцать пятых Олимпийских играх (680 г. до н.э.) добавлены гонки на колесницах, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми; со временем этот вид программы расширился, и в V–IV вв. до н.э. стали проводить гонки на колесницах, запряженных парой взрослых лошадей, молодых лошадей или мулов;

– на тридцать третьих Олимпийских играх (648 г. до н.э.) в программе появились верховые скачки на лошадях (в середине III в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя, с минимальным количеством запрещенных приемов, во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийских игр в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на 1 стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца в храме Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые дисциплины античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места, к тому же с камнями (позже – с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска – а со временем вместо каменного атлеты стали метать железный диск – производилось с небольшого возвышения, причем копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма свое­образные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении, т.е. в шлеме, со щитом и оружием, бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С тридцать седьмых Игр (632 г. до н.э.) в состязаниях стали участвовать юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с Восемьдесят четвертых Игр (444 г. до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем с расширением программы – пять дней (именно столько времени продолжались Игры в период их расцвета в VI–IV вв. до н.э.) и в конце концов растянулись на целый месяц.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком – эта традиция началась в 52 г. до н.э. – и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью, его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику на родине воздавали и посмертные почести. А согласно введенной в VI в. до н.э. практике трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоников стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 г. до н.э.

Самым знаменитым и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на шести Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных» – борец Милон. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на Шестидесятых Олимпийских играх (540 г. до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 г. до н.э. по 516 г. до н.э. он завоевал еще пять олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 г. до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и других авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э. – 152 г. до н.э.) побеждал в трех беговых дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед: шесть – в беге на 1 стадий и на 2 стадия на Играх с 488 г. до н.э. по 480 г. до н.э. Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древних Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Исключительная стойкость и честность этого спортсмена в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, он также стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей в боксе и панкратионе. По преданию, когда благодарные сыновья водрузили отцу на голову свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 г. до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 г. до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.

Побед добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр, во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары; в конце концов, измотанный физически и эмоционально, соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 г. до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Но гораздо важнее были почести герою. Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от уплаты налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали ему памятники, чеканили монеты с его изображением; иногда после смерти некоторых спортсменов даже обожествляли и сооружали в их честь храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.

На Олимпийские празднества собиралось до 45–50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей Древнего мира, наиболее точно соответствовавших современному термину «гармоничный человек». Пифагор, теорему которого изучают в школе по сей день, был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом на Сорок восьмых Олимпийских играх в 588 г. до н.э. Отец медицины – древнегреческий врач Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колесницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также известные философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.

Игры неоднократно посещали философ Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.

В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки; гости общались с представителями других стран, знакомились с развитием ремесел и земледелия, разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета олимпийские праздники играли очень большую роль, способствуя объединению полисов – городов-государств. За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие – экехерия: прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философией, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры играли также важную роль в образовании и воспитании населения.

Олимпиады не прекращались и после того, как в 146 г. до н.э. греческие земли были подчинены Риму. Правда, завоеватели нарушили священную традицию, по которой в Олимпийских играх могли участвовать только жители Греции.

Римляне включили в Олимпийские игры цирковые представления – бои гладиаторов. Жестокий интерес у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов со львами, тиграми, быками. Но все это, конечно, уже не имело никакого отношения к спорту и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались греками раньше.

Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и специальным указом запретил их дальнейшее проведение.

Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.

После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом.

Вопрос для обсуждения в группе

Чем можно доказать, что Пифагор был олимпийским чемпионом?

Вопросы для игры «Брейн-ринг»

1. В каком году Пифагор стал олимпийским чемпионом?
2. В каком городе умер Пифагор?
3. Закончите известную фразу: «Он не умеет ни читать, __________».
4. В каком виде спорта Пифагор стал олимпийским чемпионом?
5. Назовите самого известного спортсмена-олимпионика – ученика Пифагора.
6. На каких Олимпийских играх Пифагор стал победителем?
7. В каком году в программу Олимпийских игр был включен кулачный бой?
8. Как называли олимпийского чемпиона в Древней Греции?
9. В каком году состоялись первые античные Олимпийские игры?
10. Кем и когда были упразднены древние Олимпийские игры?

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва