Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2009
Курсы повышения квалификации

Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе

Продолжение. Начало см. в № 17

  Курс ведет Татьяна Соломоновна Лисицкая, мастер спорта по художественной
гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ

 

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. История развития фитнеса. Основные понятия современной оздоровительной физической культуры: велнес, аэробика, оздоровительный и реабилитационный фитнес. Базовые виды аэробики. Ментальный фитнес: йога, китайская оздоровительная гимнастика, система Пилатес и др. Тренажерные технологии
18 Лекция № 2. Принципы оздоровительного фитнеса и их реализация при работе с детьми и подростками. Особенности проведения занятий фитнесом в школе. Методы проведения занятий фитнесом. Классная и внеклассная работа
19 Лекция № 3. Содержание, техника, методика и организация занятий классической аэробикой. Техника выполнения основных шагов. Методы разучивания соединений и комбинаций: линейный метод, метод слежения, блок-метод. Методика построения урока
20 Лекция № 4. Силовой фитнес. Кондиционная гимнастика для различных групп мышц. Упражнения на гибкость (активный и пассивный стретчинг) в формате силового урока. Упражнения на фитболе для детей различного возраста.
Контрольная работа № 1
21 Лекция № 5. Особенности проведения занятий аэробикой с детьми 6–9 лет. Использование классиков для освоения элементов классической аэробики. Аэробика с игрушками и с малым мячом. Игровой метод освоения базовых элементов
22 Лекция № 6. Особенности проведения занятий аэробикой с подростками 10–13 лет. Учет психофизиологических особенностей подростков при проведении занятий. Классическая аэробика средней интенсивности. Общая характеристика современных танцев (диско, фанк, хип-хоп).
Контрольная работа № 2
23 Лекция № 7. Особенности проведения занятий аэробикой с учащимися старших классов. Степ-аэробика. Элементы йоги. Латиноамериканские танцы в формате урока аэробики. Простейшие элементы хип-хопа на уроках аэробики. Организация фестивалей, конкурсов, участие в соревнованиях по черлидингу или фитнес-аэробике с целью повышения мотивации к занятиям
24 Лекция № 8. Особенности проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Методика проведения занятий фитнесом с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Фитнес в борьбе с избыточной массой тела. Стратегия поведения тренера при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии.
Итоговая работа

Лекция № 2

Принципы оздоровительного фитнеса и их реализация при работе с детьми и подростками

Введение

Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10 лет проводят перед телевизором около 6 ч в сутки и около 25 ч в неделю.

В США недавно были проведены исследования 13 тыс. школьников в возрасте от 6 до 18 лет, которые выявили, что у огромного количества детей уровень физического развития неудовлетворителен. Совет по физической культуре и спорту при Президенте США обнаружил, что 40% мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет не могут дотянуться руками до носков, а 40% мальчиков и 70% девочек в возрасте от 6 до 17 лет не способны подтянуться больше одного раза. Та же картина наблюдается и в России.

Программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности, соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.

Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке (ОРТ).

Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой (табл. 1).

Таблица 1

Области физической активности

Спорт высших достижений

Оздоровительно-развивающая тренировка

Лечебная физкультура
Цель: достижение высоких результатов Цель: увеличение продолжительности жизни, уменьшение риска нарушения здоровья, улучшение телосложения и др. Цель: выздоровление, поддержание способности учиться и работать.


Оздоровительно-развивающая тренировка (ОРТ) базируется на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых формулируются определенные принципы, имеющие много общего с дидактическими принципами, принятыми в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеющие и свои специфические отличия.

Основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков

Основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки, разработанные нами, являются:

• принцип доступности;
• принцип «не навреди»;
• принцип биологической целесообразности;
• программно-целевой принцип;
• принцип половозрастных различий;
• принцип индивидуализации;
• принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека;
• принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека;
• принцип интеграции;
• принцип красоты и эстетической целесообразности.

Принцип доступности

Польза двигательной активности не вызывает сомнения, но вопрос о том, в каком объеме заниматься, какие средства использовать, остается дискуссионным. Большой поток различной литературы у нас в стране и за рубежом подчас приводит к дезориентации, а научных доказательств полезности той или иной гимнастики, аэробики или методики силовой тренировки явно не хватает. В особенности это касается детей и подростков. Часто авторы ориентируются лишь на свой опыт и интуицию. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им – здоровье человека. Как неразумное применение лекарств по советам соседей, родных, знакомых может привести к отрицательным результатам, так и занятия физическими упражнениями при неправильном применении могут нанести вред.

Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма. В настоящее время уделяется большое внимание разработке программы тестирования состояния здоровья, включающей оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы, методы ортопедического обследования, оценку физических качеств, анкетирование.

Принцип «не навреди»

Завет Гиппократа «не навреди» должны соблюдать не только медики, но и специалисты в области физической культуры: спортивные тренеры, тренеры-инструкторы в области фитнеса, преподаватели этой дисциплины в школах, вузах и т.д.

Физические упражнения, применяемые во многих программах фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию. Исходя из важнейшего принципа – «не навреди» – остановимся, в первую очередь, на противопоказаниях. Это могут быть состояния, затрудняющие адаптацию к физическим нагрузкам.

К заболеваниям, при которых противопоказана физическая тренировка, относятся:

• заболевания в острой стадии;
• тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;
• болезни сердечно-сосудистой системы;
• болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни;
• заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функций;
• болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функций;
• болезни опорно-двигательного аппарата с резко выраженными нарушениями функций и болевым синдромом и др.

Однако при этом не исключаются занятия лечебной физкультурой.

В последнее время медики допускают использование фитнес-программ при нарушениях осанки, ожирении, астме, диабете, заболеваниях суставов и других заболеваниях с обязательным контролем соответствия тренировочных нагрузок состоянию занимающихся.

Принцип биологической целесообразности

В последние годы наблюдается снижение двигательной активности не только взрослых, но и детей, которые проводят свой досуг за компьютером или телевизором. Традиционные уроки физической культуры – два раза в неделю с малой интенсивностью – не могут решить проблему двигательного голода. Доказано, что приход детей в школу снижает двигательную активность, но увеличивает нагрузки психологического и интеллектуального характера. А именно в детском возрасте потребность в движении особенно велика, так как происходит формирование двигательного анализатора, функция которого достигает высокого уровня зрелости к 13–14 годам. Выбор тренирующих воздействий и методики их организации производится исходя из моторной специфики конкретного вида двигательной активности, знания функциональных и адаптационных возможностей организма. Представления о физиологических механизмах и количественно-временных параметрах развития соответствующих приспособительных перестроек в организме являются объективной предпосылкой к принятию конкретных решений по определению содержания и организации оздоровительной тренировки. В основе принципа биологической целесообразности лежат: сверхнагрузка, суперкомпенсация, специфическое воздействие физических упражнений на организм занимающихся и др.

Феномен сверхнагрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать. Различают кратковременный (адаптационный) эффект от нагрузки и долгосрочный.

После выполненной физической работы наступает утомление, а затем наблюдается повышение метаболических процессов и улучшение функций работающих органов и систем – фаза суперкомпенсации. Наложение срочных адаптивных процессов на фазу суперкомпенсации приводит к долгосрочным адаптивным изменениям, что возможно лишь при регулярных занятиях.

Важное значение для построения фитнес-программ имеет учет специфического воздействия физических упражнений на организм занимающихся, например:

• при занятиях оздоровительным бегом не увеличивается сила мышц верхних конечностей;
• тренировка медленных мышечных волокон не оказывает влияния на быстрые мышечные волокна;
• те занимающиеся, которые добились хорошей выносливости в программах (Cycling), могут быстро уставать при выполнении элементов танцевальной аэробики, например в стиле «латина»;
• тренировка на выносливость приводит к увеличению числа сократительных белков, актина и миозина в мышцах, а тренировка на силу – к увеличению митохондрий и капилляров.

Специфичность реакций организма на тренирующие воздействия – это известный биологический феномен, выражающийся в превращении качественных особенностей внешних воздействий на организм в его внутренние свойства. Его условием выступает так называемый метаболический след, т.е. накопление промежуточных продуктов обмена (метаболитов) во время мышечной работы.

Программно-целевой принцип

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.

Учитывая программно-целевой принцип, необходимо:

• определить цели и задачи;
• учитывать материально-техническое обеспечение занятий;
• провести тестирование, мониторинг и т.д.;
• разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения;
• регулярно проводить врачебно-педагогический контроль;
• проводить коррекцию тренировочных программ.

Наиболее эффективны занятия фитнесом минимум 2–3 раза в неделю продолжительностью 30–45 мин. Такие установки касаются и проведения занятий с детьми и подростками.

Принцип половозрастных различий

При составлении программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности не только между взрослыми мужчинами и женщинами, но и между детьми и подростками. В особенности это касается периода полового созревания. Половые гормоны – активные вещества, способствующие росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростков возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковый период окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный рост и развитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо формироваться мускулатура спины и груди – по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышц подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек – грудной тип дыхания. Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14–15 годам масса мышц составляет ⅓ общей массы тела, а к 15–16 годам – уже около 1/2 (44%). Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня приблизительно через 1,5 года после достижения максимального роста. У девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин. У юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает уровня взрослых мужчин. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела – истинное ожирение – тормозит этот процесс.

Поэтому, как показали проведенные наблюдения, для подростков в возрасте 14–18 лет лучшей формой занятий фитнесом являются тренировки на тренажерах и со свободными отягощениями; у них также пользуются успехом современные танцевальные формы – различные виды хип-хопа, брейка. Для девочек этого же возраста важную роль играет возможность улучшить фигуру, похудеть, научиться красиво двигаться. Поэтому наравне с базовой аэробикой, сжигающей жиры, улучшающей деятельность кардиореспираторной системы, у подростков популярны такие танцевальные формы, как джаз-аэробика, R-n-B-аэробика, латин-аэробика, а также хип-хоп и фанк. Аэробика с элементами боевых видов спорта (каратэ-аэробика, аэробика с элементами кикбоксинга и др.) одинаково популярна у юношей и девушек.

В фитнесе можно выделить программы для детей, подростков и взрослых до 30 лет, для взрослых в возрасте от 30 до 50 лет и старше 50 лет; особую группу составляют занимающиеся старше 60 лет (табл. 2).

Статья подготовлена при поддержке кредитного потребительского кооператива «ДаНаЯ». В современное время сложно понять, куда лучше вкладывать деньги. Кредитный потребительский кооператив «ДаНаЯ» предлагает выгодные вклады под высокий процент, а также другие услуги по кредитованию населения. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Danaya-Kredit.Ru.

Принцип индивидуализации

Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки. Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой – есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.

Таблица 2

Возраст и основная направленность занятий аэробикой

Возраст занимающихся Основная направленность занятий
До 6 лет Танцевальные движения и подвижные игры
6–10 лет Базовая классическая аэробика, степ-аэробика, аэробика с различными предметами, аквааэробика, простейшие танцевальные виды аэробики и др.
10–12 лет Базовая классическая аэробика, степ-фанк-аэробика, джаз-аэробика, хип-хоп, аэробика с различными предметами, аквааэробика и др.
14–18 лет Аналогично аэробике для взрослых
18–40 лет Используются все виды аэробики
40–60 лет Возрастает роль разновидностей аэробики с широким использованием психорегулирующих средств – йогаробики, активной йоги и т.д.
60 лет и старше Аэробика с лечебной направленностью

Индивидуальный подход должен учитывать не только физиологические, но и психологические стороны. Индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, так и жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, соответствовать его требованиям. Для здоровой личности характерна устойчивая «я-концепция» – позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Добиться оздоровительного эффекта при занятиях фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления человека как отражение его единой телесно-психической сущности.

Владение простейшими психологическими приемами концентрации внимания, расслабления мышц, релаксации и др. дает хороший оздоровительный эффект.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека

Активная деятельная позиция в жизни, выбор собственных путей, постановка и достижение цели всегда освобождают дополнительную энергию, мобилизуют ресурсы и тем самым обеспечивают улучшение здоровья.

Не менее важное значение имеет и гармонизация взаимоотношений человека с окружающей средой. Это и регион его проживания, экология, комфортность малого жизненного пространства – квартиры, места работы и т.п.

Условия жизни человека только на 15% определяются уровнем здравоохранения, на 20% – генами, а на 65% – образом жизни. Курение, алкоголь, наркотики значительно сокращают ее срок. Поэтому фитнес в любом его проявлении базируется на концептуальной платформе здорового образа жизни.

Принцип интеграции

Высокая эффективность ОРТ объясняется тем, что технология создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм.

Специалисты в области фитнеса опираются на достижения адаптивной физкультуры. Так, например, фитнес с использованием резист-а-бола (фитбола), система Пилатеса – это давно существующие, но немного модифицированные системы адаптивной физкультуры.

Аэробика вбирает в себя, перерабатывает на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта – каратэ, кикбоксинга, гимнастики и др. – и создает такие виды, как тай-бо, каратэ-аэробика, сайклинг и др.

Другой особенностью аэробики является то, что она продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йоги, элементов китайской гимнастики ушу и др.

Аэробика использует методы телесной и пластико-когнитивной терапии (Никитин, 2000; Фельденкрайз, 2001), где тело выступает как универсальный посредник между сознанием и бессознательным.

Принцип красоты и эстетической целесообразности

Привлекательность фитнес-программ, в особенности среди женщин, заключается в их естественном желании быть красивыми, грациозными, иметь хорошую фигуру. Поэтому одним из критериев отбора средств при создании фитнес-программ и построении комбинаций является эстетика движений.

За 20 лет развития фитнеса в нашей стране произошли отбор и некоторая модернизация в области танцев, гимнастики и других видов спорта, сложилась достаточно стройная система их применения, особенно в классической и степ-аэробике. Система упражнений в этой сфере двигательной активности получила название «хореография в аэробике».

Принцип биоритмической структуры

Большое значение для сохранения здоровья имеет соблюдение принципа биоритмической структуры. Учет биоритмов позволяет получать максимальный оздоровительный эффект при значительно меньшей силе воздействия. У каждого человека свой хронотип, т.е. соотношение суточных ритмов бодрствования и сна.

С суточным ритмом синхронизировано около 300 физиологических функций. Тип суточного ритма у человека остается постоянным, его практически нельзя изменить – остается только подчинить этому ритму свою жизнь. Наибольшая работоспособность обычно приходится период от 8 до 10 ч и от 17 до 18 ч.

У девочек с наступлением месячных наблюдается изменение работоспособности в зависимости от фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ). Наиболее высокий психический и физический тонус наблюдается на 3-й неделе при средней продолжительности цикла 28 дней.

Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом в школе

Позитивное влияние занятий выражается в следующем:

• профилактика заболеваний сердечно-со­су­дистой, дыхательной систем, опорно-дви­гательного аппарата и др.;
• повышение иммунитета детей и подростков;
• избавление от лишнего веса;
• улучшение осанки;
• улучшение двигательных качеств;
• приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
• выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, – правильного сидения, стояния, подъема тяжестей и пр.;
• возможность предотвращения травм;
• улучшение телосложения;
• выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями;
• развитие двигательной памяти.

Повышает мотивацию к занятиям фитнесом также возможность проявить себя – участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу-программах, соревнованиях. Самые способные ученики приучаются к систематическим занятиям спортивными направлениями фитнеса: спортивной аэробикой, фитнес-аэробикой, черлидингом и др.

Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся.

Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий:

• классическая аэробика для всех возрастных групп;

• фитбол для учеников младших классов;

• степ–аэробика для всех возрастных групп;

• танцевальная аэробика:

• для девочек – латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, R-n-B и др.;

• для мальчиков – брейк, хип-хоп;

• фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами – в виде:

– групповых программ;–
– круговых тренировок;
– функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств;

• фитнес с использованием тренажеров;

• outdoor-fitness – велосипеды, ролики, силовые виды фитнес-гимнастики и др.

В связи с этим при планировании оздоровительной тренировки следует учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается именно при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу: при занятиях шесть раз в неделю рекомендуется три раза выполнять кардиопрограмму и три раза – силовую.

При занятиях пять раз в неделю следует чередовать занятия по следующей схеме: на одной неделе выполнять три кардиотренировки и две силовых, на следующей – две кардиотренировки и три силовых и т.д.

Глоссарий

Активный стретч (Power Stretch, Super Flex). Программа, использующая статические и динамические упражнения на растягивание, а также упражнения на силу.

Аэробика со скакалкой (Rope Skipping). Массовый вид спорта, форма оздоровительно-развивающей тренировки. Популярна в Европе, Японии, Китае среди детей и подростков. Основное содержание – прыжки, подскоки со скакалкой, через одну или две длинные скакалки, исполняемые группой, в парах. Развитием этой разновидности аэробики занимается Международная федерация скиппинга.

Гимнастическая палка (Body Bar). В фитнес-программах применяются гимнастические палки различного веса – от 1 до 7 кг.

Дабл-степ-аэробика (Double Step). Программа степ-аэробики, в которой один занимающийся использует две, три или четыре платформы, установленные в одну линию или квадратом. Использование данной программы расширяет хореографические возможности и способствует улучшению коммуникации между клиентами.

Данс-пати (Dance Party). Урок танцевальной аэробики с использованием движений различных современных танцев.

Аэробика с элементами джаза (Jazz aerobics). Танцевальные занятия с элементами джаза.

Йога (Joga). Восточная, обычно индийская, оздоровительная и реабилитационная система, включающая физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), релаксацию, медитацию, а также особый стиль жизни.

Кибо (Kibo). Комплексная программа тренировок, включающая элементы восточных единоборств – каратэ, бокса, таэквондо, кикбоксинга – и упражнения на развитие гибкости, выносливости, координации движений. Программа разработана совместно компаниями World Class и ACSM.

Кикбоксинг. 1. Вид спорта. 2. Аэробика с использованием элементов кикбоксинга.

Кик-фит (Kik-Fit). Разработанная в США и особенно популярная в Голливуде система аэробики, использующая элементы таэквондо, тай-чи, каратэ, бокса (обычно без специальных перчаток). Хорошо развивает выносливость, силу, координацию движений.

Круговая тренировка. Одна из универсальных организационных форм, позволяющая успешно развивать различные физические качества, в том числе выносливость. Она представляет собой выполнение отдельных упражнений на станциях, расположенных по кругу. Возможно повторение упражнений на одной станции от 1 раза до 3. Данный прием называется серией, или сетом.

Латино (Latino). Аэробика с элементами латиноамериканских танцев.

Ленточный амортизатор (Thera-Band). Эластичная лента различной упругости.

Пилатес. Система оздоровительной тренировки пилатес была разработана почти 100 лет назад Джозефом Убертусом Пилатесом. Это система оздоровления, с помощью которой совершенствуется не только тело путем развития различных физических качеств, но также интеллектуальные возможности. Относится к так называемым программам для тела и души «Разумное тело» (Mind Body). Пользуется большой популярностью.

Пилатес Матворк (Pilates Matwork). Система упражнений, выполняемых по методу Пилатеса в положении лежа, сидя, в упорах на полу.

Пилатес с кольцами (Pilates Rings). Тренировка по системе Пилатес с использованием специального изотонического кольца.

Повторение (серия). Законченное выполнение одного упражнения: например, 10 раз повторить отжимание.

Подход (сет). Фиксированное количество повторений: например, 2 подхода по 10 повторений упражнения – занимающийся выполняет 10 раз упражнение без отдыха (один подход), затем отдых 1–2 мин, потом снова выполняет упражнение 10 раз.

Разумное тело (Mind Body). Методика оздоровительных тренировок, основанная на неразрывной связи тела и сознания.

Резиновый амортизатор с ручками (Thera-Band Tubing). Применяется для силовых тренировок.

Рибок F.I.R.E. (Reebok Functional Integrated Resistance Exercise). Оздоровительная тренировка, направленная на развитие силы и координации движений, с использованием гимнастических палок, отягощений, медицинболов и степ-платформы.

RnB танцы – самое модное направление танцевальной аэробики в фитнес-клубах и танцевальных студиях. Это сочетание хип-хопа, фанка, джаза и уличных танцев.

Степ-аэробика (Step Aerobics). Групповые или персональные тренировки с использованием степ-платформы.

Степ-платформа (Step). Специальная платформа, высоту которой можно увеличивать.

Степ и скалпт (Step & Sculpt). Комплексный вид занятия, сочетающий аэробную и силовую нагрузку.

Стретчинг (Stretching). Система упражнений для растягивания мышц, связок, сухожилий, повышения подвижности суставов. Обычно упражнения выполняются в статическом режиме – в определенных позах, с длительным удержанием положения, в отдельных случаях – в динамическом или смешанном режиме.

Суперскалпт (Super Sculpt). Силовой урок, направленный на тренировку всех групп мышц, с использованием различных отягощений и амортизаторов.

ТАБС (TABS) – силовые занятия, направленные на тренировку мышц брюшного пресса.

Тай-бо (Tae-Bo). Кардиоаэробика с использованием элементов восточных единоборств. Только для подготовленных спортсменов.

Тай-чи-аэробика. Программа аэробики с использованием элементов китайской оздоровительной системы физических упражнений тай-чи.

Таэквондо. Корейская разновидность каратэ, которая переводится как «путь рук и ног». Во многих странах этот вид единоборства считается не подвидом каратэ, а самостоятельным боевым искусством.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите заболевания, при которых детям и подросткам не рекомендуется заниматься оздоровительно-развивающим фитнесом.
2. В чем проявляются половозрастные различия детей в пубертатный период?
3. Перечислите основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки в фитнесе.
4. В чем смысл программно-целевого принципа ОРТ?
5. Какие программы относятся к системе «стретчинг»?
6. Каким образом реализуется принцип индивидуализации на занятиях фитнесом в школе?
7. Укажите время наибольшей работоспособности человека в течение суток.
8. В чем выражается специфическое воздействие физических упражнений на организм?
9. Что означает феномен сверхнагрузки и следует ли его применять в ОРТ для детей и подростков?
10. Какие виды фитнеса с элементами восточных единоборств вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002. – 221 с.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: Спортакадемпресс, 2003. – 303 с.
4. Рипа М.Д., Расулов М.М., Культова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии : Учеб. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.
5. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура : учеб. для вузов – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
6. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.

 

Татьяна Лисицкая ,
мастер спорта по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ, г. Москва