Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2009
Методика

Ново-образование

Развивающее обучение в Школе вологодского баскетбола

В декабре 2006 г. СДЮШОР № 2 г. Вологды был присвоен статус региональной инновационной площадки экспериментального типа. Тема исследования: «Создание модели спортивной школы развивающего обучения». К настоящему времени эксперимент успешно завершен, и школа начала работу по трансляции своего опыта.

Зачем развивающее обучение тренерам?

Прежде всего, для нас было важно сделать так, чтобы каждый учитель, каждый тренер-преподаватель был заинтересован в данной работе.

Для этого требовалось:

• сформулировать вместе с каждым тренером-преподавателем цели, в достижении которых заинтересован лично он;
• дать ему возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализоваться в профессиональной деятельности;
• создать условия для появления у него ощущения своей значимости.

В связи с этим учителям пришлось осваивать новую педагогическую технологию.

Мотивы к этому были следующие:

• значительное повышение эффективности образовательного процесса;
• удовлетворенность результатами своего труда;
• повышение квалификации тренеров-препо­давателей на курсах областного и всероссийского уровня;
• распространение передового опыта и публикации в СМИ;
• приоритет, отданный урокам физкультуры при составлении расписания;
• финансирование поездок на турниры различных уровней;
• рост престижа образовательного учреждения на всех уровнях;
• сохранение постоянного контингента занимающихся;
• материальная поддержка.

Что такое развивающее обучение?

Для лучшего понимания актуальности проблемы в 2007 г. проведен открытый областной педагогический совет на тему «Развивающее обучение как ресурс перехода учреждения дополнительного образования в режим развития», где были проанализированы достижения спортивной школы и перспективы ее развития. В результате пришли к выводу: все победы достигнуты благодаря огромному труду учителей, но есть новые технологии в педагогике, которые позволяют добиваться положительных результатов менее энергозатратно. Были представлены различные технологии: саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, личностно-ориентированная технология И.С. Якиманской, технология развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Сравнительный анализ показал, что технология РО может быть использована при обучении баскетболу. Педагогический коллектив принял решение о внедрении данной технологии в образовательный процесс Школы вологодского баскетбола.

Сначала педагоги под руководством кандидата психологических наук, доцента ВИРО И.Н. Козловой изучили технологию РО на лекционных и практических занятиях. Был проведен семинар «Учебно-тренировочный процесс как деятельность», на котором педагоги изучали психологическую структуру деятельности. При этом тренеры-преподаватели работали в творческих группах, анализируя свою деятельность. На практическом занятии «Ошибка как ресурс развития» тренеры-преподаватели учились переформулированию ошибки в цель развития. Были расширены представления о роли ошибки в жизни человека и сформулирован главный девиз: «Ошибка – ресурс развития», – т.е. каждый ребенок и тренер имеют право на ошибку, анализ которой выведет на новую ступень деятельности.
Семинарские и практические занятия проводились не традиционно, а тоже по технологии РО: педагоги работали в группах, парах – ставили проблемы и искали пути их решения. Знания не давались в готовом виде, а добывались в процессе совместной деятельности.

Различия и сходство

Рефлексивная игра «Различие традиционной и развивающей технологии в содержании деятельности тренера» привела к пониманию сущности технологии РО:

  1. Метод обучения предполагает организацию обучения юных баскетболистов через коллективные формы работы.
  2. Организация сотрудничества оказывается необходимым промежуточным средством достижения результата и требует определенных действий: обращения друг к другу, сопоставления различных позиций, их оценки.
  3. Складывается система групповых, познавательных и нравственных ценностей, отражающих опыт сотрудничества, прежде всего в учебно-тренировочной деятельности.
  4. Основной результат такой работы – выведение каждого воспитанника в активную субъектную позицию, что открывает возможность для саморазвития личности. Необходимым условием развития субъект-субъектных отношений является формирование и у занимающихся, и у тренера-преподавателя рефлексивного отношения к самому себе.
  5. Базовым условием для организации развивающего обучения является изменение позиции тренера от авторитарной к диалогической, к сотрудничеству.

В ходе игры проведен сравнительный анализ элементов технологии РО и баскетбола и доказано, что в ключевых позициях отсутствуют разногласия и противоречия:

В развивающем обучении

В баскетболе
Работа в парах Использование комбинации «двойка»
Работа в малых группах Работа в командах из пяти игроков
Распределение ролей в группе Амплуа игроков
Разновозрастная деятельность Одновременные тренировки в зале двух команд разных возрастов

В результате этой работы мы пришли к выводу: развивающее обучение не меняет содержания обучения баскетболу, но меняет способы передачи знаний от тренера к ученику.

Тренировочный процесс нового типа

Учебно-тренировочное занятие в РО состоит из пяти этапов:

1) ситуация успеха – оценка занимающимися своих знаний;
2) ситуация конфликта, которая создается в рамках изменившихся условий; при этом происходит вычленение проблемных точек – незнания, недостатка опыта – у юных спортсменов;
3) формулирование учебной задачи в словесной форме;
4) деятельностный этап;
5) итоговая рефлексия.

Нами был разработан Лист проектирования и оценки тренировки, в котором отражены все параметры развивающего занятия, организовано взаимное посещение тренировок и их анализ по этому листу оценки. Служба психологического сопровождения помогла каждому тренеру найти ресурсы для более эффективной работы, составила индивидуальные траектории развития с каждым педагогом. Педагоги разработали Рефлексивные дневники, где дети отмечают свои достижения, анализируют свои ошибки, заполняют мониторинговые карты.

Конспект учебно-тренировочного занятия

Тема: Передача мяча.

Цель: выявление преимуществ выполнения длинной передачи одной рукой с места.

Задачи:

• мотивировать детей на поисковую активность в ходе обучения передаче мяча;
• научить проводить пошаговую рефлексию своих действий в процессе обучения;
• научить самостоятельно определять границу знания и незнания.

Выводы

К сожалению, моторная плотность таких занятий низка, так как на них идет осознанное освоение и принятие ребенком целей тренера. Однако осознанное восприятие материала позволяет в дальнейшем экономить время на разбор ошибок, поэтому плотность следующих тренировок будет высокой.

Ход занятия

Этапы занятия Содержание
Присоединение к детям по всем модальностям (1 мин.) – Здравствуйте! Я очень рада видеть вас в полном составе. В ходе сегодняшней тренировки хочу услышать от вас грамотные ответы на различные вопросы и почувствовать, что вы научились техничному выполнению предложенных заданий
Целеформирование в совместном интервьюировании (3 мин.) – На предыдущем занятии, когда мы с вами анализировали причины поражения в прошлой игре, вы отметили, что наша команда, по сравнению с другими, намного ниже ростом. Исходя из своего игрового опыта, подумайте, как быть в данной ситуации, какое решение видите вы как игроки?
– Нам нужно работать над тактикой игры, над техникой баскетбола.
– Над чем именно? Предложите варианты.
Дети называют варианты своих действий:
буду бросать трехочковые;
– взаимодействовать с центровыми;
– убегать в быстрый прорыв.

– Почему вы так решили?
Лучше всего использовать быстрый прорыв, так как не вся команда противника успевает вернуться в защиту и использовать преимущество роста
Создание ситуации успеха (4 мин.) – Какой технический арсенал должен быть у команды, чтобы быстрый прорыв был эффективен?
Постановка спины при подборе мяча, длинная передача, бросок.
– Какая передача в быстром прорыве используется чаще всего?
Длинная.
– Какие виды длинных передач вы знаете?
В движении, с места с замахом
Разрыв или проблема (1 мин.) – Назовите, пожалуйста, пять плюсов и пять минусов этих передач.
(Дети этого не знают.)
– Тогда предлагаю вам с помощью специальной литературы в течение 5–7 минут найти плюсы и минусы обеих передач
Решение проблемы. Работа в группах с литературой (7 мин.) Дети делятся по желанию на 2 группы, договариваются, кто какую передачу изучает. Ищут ответы, рассказывают, что они нашли в книгах и к каким выводам пришли
Деятельностный этап или обучение новому (15 мин.) – В своих группах обсудите технические тонкости анализируемой вами передачи и представьте друг другу игровые моменты их применения.
(Отработка передачи.)
Рефлексия (5 мин.) – Где были ошибки? Что необходимо сделать, чтобы их исправить?
Обсуждение, поиск критериев оценки (3 мин.) – Исходя из выводов в отношении каждой передачи, скажите, какая из них наиболее выгодна в быстром прорыве и почему?
(Ответы детей.)
Выводы тренера после ответов детей (1 мин.) – Наверное, эффективнее использовать передачу с места с замахом, потому что при изменении игровой ситуации мы можем не давать эту передачу, а начать выполнять повороты или другие технические действия, а если начали выполнять передачу в движении, а игрока неожиданно закрыл защитник, или мы сделаем пробежку, или передачу перехватят.

 

Ольга Боровик ,
заведующая методическим отделом ;
Мария Демидова ,
педагог-психолог, МОУ ДОД СДЮСШОР № 2, г. Вологда