Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2009
Методика

Уроки бадминтона

В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков. Поэтому бадминтон является составной частью физической подготовки российских космонавтов. Что мешает на рекомендованном третьем уроке физкультуры в школе изучать бадминтон? Авторы данной статьи предлагают включить этот вид спорта в школьную программу для учащихся 5-го класса.

Экспериментальные варианты

Предлагаемый нами вариант тематического планирования является примером введения бадминтона на уроках физкультуры в раздел «Спортивные и подвижные игры». Эксперимент предусматривает:

– создание условий для организации оздоровительного процесса, которые позволят сохранить здоровье учащихся, поддерживать резервы организма, повысить общий уровень работоспособности, воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и спортивной тренировке;

– разработку модели учреждения, способного обеспечить полноценное образование ребенка путем интеграции в образовательном процессе научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий.

Предлагаемые варианты планирования содержания уроков и прохождения учебного материала разработаны на основе комплексной программы по физической культуре и в соответствии с требованиями общеобразовательного минимума, предусмотренными на каждую учебную четверть, а задачи обучения – на каждый урок физической культуры. Распределение учебного материала (сетка часов) может иметь два варианта:

Первый вариант. 26 уроков бадминтона при 68 уроках физической культуры в год за счет уменьшения количества часов, отводимых на лыжную подготовку исходя из климатических условий и гимнастику ввиду отсутствия полноценных условий для проведения занятий (см. табл. 1).

Таблица 1

Бадминтон в школьной программе при двух уроках физкультуры в неделю

№ п/п Разделы программы Количество часов Количество часов по четвертям
I четверть II четверть III четверть IV четверть
1
Основы знаний
2 1 + + 1
2 Легкая атлетика 20 9 + - 11
3 Гимнастика 10 - 10 - -
4 Бадминтон 26 8 4 10 4
5 Лыжная подготовка 10 - - 10 -
ВСЕГО 68 18 14 20 16

Второй вариант – введение третьего урока физической культуры на основании приказа Министерства образования РФ от 12 августа 2002 г. №  13–51–99/14 за счет часов регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322, и экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 6 марта 2001 г. № 834 (см. табл. 2).

Таблица 2

Бадминтон в школьной программе при трех уроках физкультуры в неделю

№ п/п Разделы программы Количество часов Количество часов по четвертям
I четверть II четверть III четверть IV четверть
1
Основы знаний
2 1 + + 1
2 Легкая атлетика 20 9 - - 11
3 Гимнастика 14 - 14 - -
4 Спортивные игры 18 8 - 6 4
5 Бадминтон 34 9 7 10 8
6 Лыжная подготовка 14 - - 14 -
ВСЕГО 102 27 21 30 24

Содержание программы

Основы знаний (теоретические знания)

Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.

Общефизическая и специальная подготовка

Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в бадминтоне являются: приобретение элементарных умений в выполнении физических упражнений; всестороннее гармоническое физическое развитие, связанное с совершенствованием таких жизненно необходимых навыков, как умение хорошо и правильно бегать, прыгать, метать, плавать, ходить на лыжах; полное овладение техникой ударов по волану; практическое решение существующих тактических задач, творческая разработка и решение новых тактических замыслов; освоение новых движений различной координации средствами игры в бадминтон и совершенствование специальных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, необходимых для игры в бадминтон. С целью решения перечисленных задач с успехом могут быть использованы все имеющиеся средства и методы физического воспитания.

Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.

Техника и тактика игры в бадминтон

Правильное перемещение по площадке. Обучение различным способам хватов ракетки. Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом. Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах. Наблюдение за воланом и за противником во время игры. Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.

Тематическое планирование уроков в 5-м классе

I четверть

Таблица 3

Планирование учебного материала на I четверть

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

1/3 2/6 3/9 4/12 5/15 6/18 7/21 8/24 9/27
Основы знаний                  
Краткая история и сущность игры в бадминтон +                

Правила безопасности на уроках бадминтона
+ +              
Инвентарь и оборудование     +            
Личная гигиена и режим дня       + + +      
Правила выполнения домашних заданий             + + +
ОРУ                  
Для увеличения подвижности плечевого пояса + + + + + + + + +
Для увеличения подвижности суставов ног + + + + + + + + +
Для развития гибкости туловища + + + + + + + + +
Техника игры                  
Хват ракетки, упражнения с ракеткой: «восьмерки», махи + + + + + + + + +
Основная стойка при подаче, приеме подачи, ударах. Подача + + + + + + + + +
Жонглирование на разную высоту с перемещением + + + + + + + + +
Имитация техники ударов справа, слева + + + + + + + + +
Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой + + + + + + + + +
Перекидывание волана в парах + + + + + + + + +
Игры                  
Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику + + + + +        
Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки           + + + +
«Вертушка»             + + +
Тестирование физической подготовленности                  
Челночный бег 3×10 м +                
Прыжки через скакалку +                
Отжимание в упоре лежа +                
Контрольные упражнения                  
Ловкость (жонглирование)           +      
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет       +          
Оперативное мышление     +            
Подвижность плечевого пояса   +              
Скорость одиночного движения         +        

Поурочное планирование

Урок № 1 (3)

1. Ознакомление с правилами безопасности на уроках бадминтона; учитель напоминает материал, пройденный в конце предыдущего учебного года.
2. Изучение способов хвата ракетки.
3. Изучение основных стоек при подаче, приеме подачи, ударах.
4. Контрольные упражнения по физической подготовленности.

Урок № 2 (6)

1. Закрепление техники хвата ракетки.
2. Жонглирование на разной высоте с перемещением.
3. Изучение способов передвижения по площадке.
4. Эстафеты с воланом.
5. Контроль подвижности плечевого пояса.

Урок № 3 (9)

1. Совершенствование техники жонглирования на разной высоте с перемещением.
2. Изучение техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
3. Контроль оперативного мышления.
4. Изучение правильной техники выполнения подачи.

Урок № 4 (12)

1. Контроль быстроты реакции на неожиданно появившийся предмет.
2. Закрепление техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой.
3. Изучение техники имитации ударов справа и слева.
4. Эстафеты с воланом.

Урок № 5 (15)

1. Контроль техники упражнений с ракеткой – «восьмерок», махов.
2. Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач.
3. Контроль скорости одиночного движения.

Урок № 6 (18)

1. Изучение техники передачи волана в парах.
2. Совершенствование техники челночного бега.
3. Совершенствование техники имитации ударов справа, слева.
4. Парные эстафеты.
5. Контроль уровня развития координационных способностей.

Урок № 7 (21)

1. Совершенствование техники подачи волана в парах.
2. Парные эстафеты.
3. Изучение игры «Вертушка».

Урок № 8 (24)

1. Объяснение правил выполнения домашних заданий по бадминтону.
2. Игра «Вертушка».

Урок № 9 (27)

Повторение урока № 8 (24).

 

II четверть

Таблица 4

Планирование учебного материала на II четверть

 

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

10/30 11/33 12/36 13/39 14/42 15/45 16/48
Основы знаний              
Правила безопасности на занятиях бадминтоном,
правила выполнения домашнего задания
+ +          
Краткие правила игры и ведения счета + + + + + + +
ОРУ              
Для развития гибкости туловища + + + + + + +
Для развития силы мышц плечевого пояса и подвижности в суставах с ракеткой и без ракетки + + + + + + +
С выпадом для повышения скорости выполнения ударов + + + + + + +
С гимнастической скакалкой (прыжки) + + + + + + +
Техника игры              
Жонглирование на разной высоте с перемещением + + + + + + +
Движения, имитирующие удары справа, слева + + + + + + +
Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой + + + + + + +
Подача у стены, в парах + + + + + + +
Прием подачи + + + + + + +
Перекидывание волана в парах + + + + + + +
Высокодалекие удары + + + + + + +
Игры              
Эстафеты с воланом + +          
Парные эстафеты с воланом     +        
«Вертушка»       + + + +
Контрольные упражнения              
Скорость перемещения по площадке       +      
Подача         +    

Поурочное планирование

Урок № 10 (30)

1. Повторение правил выполнения домашних заданий по бадминтону.
2. Совершенствование техники жонглирования.
3. Изучение техники подачи у стены, в парах.
4. Ознакомление с техникой выполнения высокодалеких ударов.
5. Эстафета с воланом.

Урок № 11 (33)

1. Повторение правил безопасности на уроках бадминтона.
2. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
3. Изучение приема подачи.
4. Парная эстафета.

Урок № 12 (36)

1. Ознакомление с краткими правилами игры.
2. Совершенствование имитации техники ударов справа, слева.
3. Закрепление техники передвижения по площадке.
4. Парная эстафета.

Урок № 13 (39)

1. Совершенствование техники подачи у стены, в парах.
2. Совершенствование техники приема подачи.
3. Игра «Вертушка».
4. Контроль скорости передвижения по площадке.

Урок № 14 (42)

1. Совершенствование техники выполнения высокодалеких ударов.
2. Совершенствование техники перекидывания воланов в парах.
3. Игра «Вертушка».
4. Контроль выполнения подачи.

Урок № 15 (45)

1. Совершенствование техники выполнения высокодалеких ударов.
2. Игра «Вертушка».

Урок № 16 (48)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Игра «Вертушка».

III четверть

Таблица 5

Планирование учебного материала на III четверть

Учебный материал

Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры

17/51 18/54 19/57 20/60 21/63 22/66 23/69 24/72 25/75 26/78
Основы знаний                    
Потребности организма для правильного функционирования + +                
Правила поведения соревнований по бадминтону     + + + + + + + +
Техника игры                    
Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением + + + + + + + + + +
Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов + + + + + + + + + +
Высоко-далекие удары + + + + + + + + + +
Подача + + + + + + + + + +
Прием подачи сверху + + + + + + + + + +
Перекидывание волана в парах одним, двумя воланами       + + + + + + +
Перекидывание волана в парах, в четверках одним, двумя воланами           + + + + +
ОРУ                    
С выпадом для повышения скорости выполнения ударов + + + + + + + + + +
С гимнастической скакалкой (прыжки) + + + + + + + + + +
Для развития основных мышечных групп туловища и плечевого пояса для повышения скорости выполнения ударов + + + + + + + + + +
Игры                    
«Вертушка» + + + + +          
Одиночные встречи со счетом до 5 очков           + + + + +
Контрольные упражнения                    
Ловкость (жонглирование)                 +  
Подвижность плечевого пояса               +    
Скорость одиночного движения             +      
Перемещение по площадке                   +

Поурочное планирование

Урок № 17 (51)

1. Потребности организма для правильного функционирования.
2. Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 18 (54)

1. Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов.
2. Подача.
3. Высоко-далекие удары.
4. Игра «Вертушка».

Урок № 19 (57)

1. Изучение правил проведения соревнований по бадминтону.
2. Изучение приема подачи сверху.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 20 (60)

1. Высокодалекие удары.
2. Прием подачи сверху.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 21 (63)

1. Повторение правил проведения соревнований по бадминтону.
2. Перекидывание в парах одним, двумя воланами.
3. Игра «Вертушка».

Урок № 22 (66)

1. Передачи в парах одним, двумя воланами.
2. Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами.
3. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.

Урок № 23 (69)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль скорости одиночного движения.

Урок № 24 (72)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль подвижности плечевого пояса.

Урок № 25 (75)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль развития координационных способностей (жонглирование).

Урок № 26 (78)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.
3. Контроль перемещения по площадке.

IV четверть

Таблица 6

Планирование учебного материала на IV четверть

Учебный материал Номер урока бадминтона / Порядковый номер урока физкультуры
27/81 28/84 29/87 30/90 31/93 32/96 33/99 34/102
Основы знаний                
Реакция организма на различные физические нагрузки + +            
Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека     + +        
Правила проведения игры в бадминтон на свежем воздухе         + +    
Двигательный режим школьника летом             + +
ОРУ                
С выпадами для повышения скорости выполнения ударов + + + + + + + +
Для мышц рук и плечевого пояса, для повышения скорости выполнения ударов + + + + + + + +
С гимнастической скакалкой (двойные прыжки) + + + + + + + +
Техника игры                
Жонглирование воланом с поочередными ударами ракеткой за спиной и между ногами и перемещением + + + + + + + +
Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов + + + + + + + +
Высоко-далекие удары + + + + + + + +
Подача короткая, длинная + + + + + + + +
Прием подачи сверху, снизу     + + + + + +
Удары сверху, снизу       + + + + +
Перекидывание в парах двумя воланами + + + + + + + +
Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами + + + + + + + +
Одиночная игра в парах на количество передач + + + + + + + +
Игры                
«Вертушка» + + + + + + + +
Одиночные встречи со счетом до 11 очков + + + + + + + +
Тестирование физической подготовленности                
Челночный бег 3×10 м             +  
Прыжки через скакалку               +
Отжимания в упоре лежа             +  
Контрольные упражнения                
Подача         +      
Прием подачи           +    
Скорость одиночных ударов   +            
Оперативное мышление     +          
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет       +        

Поурочное планирование

Урок № 27 (81)

1. Реакция организма на различные физические нагрузки.
2. Подача короткая, длинная.
3. Совершенствование одиночной игры в парах на количество передач.
4. Повторение подачи и приема подач сверху.
5. Проведение одиночных встреч со счетом до 11 очков.
6. Игра «Вертушка».

Урок № 28 (84)

1. Повторение материала предыдущего урока.
2. Учет скорости одиночных ударов.

Урок № 29 (87)

1. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека.
2. Изучение приема и подач сверху, снизу.
3. Одиночные встречи со счетом до 11 очков.
4. Игра «Вертушка».
5. Контроль оперативного мышления.

Урок № 30 (90)

1. Удары сверху, снизу.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
3. Контроль быстроты реакции на неожиданно появившийся предмет.

Урок № 31 (93)

1. Правила проведения игры в бадминтон на свежем воздухе.
2. Одиночная игра в парах на количество передач.
3. Контроль выполнения подачи.
4. Игра «Вертушка», одиночные встречи.

Урок № 32 (96)

1. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
2. Контроль выполнения приема подачи.
3. Одиночные встречи.

Урок № 33 (99)

1. Двигательный режим школьника летом.
2. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.
3. Тестирование физической подготовленности.
4. Одиночные игры на количество передач.

Урок № 34 (102)

1. Тестирование физической подготовленности.
2. Одиночные встречи – контрольное занятие.

Продолжение следует

Янина Бердюгина ;
Владимир Леонтьев ,
МОУ ДОД ДЮСШ по бадминтону, г. Одинцово, Московская обл.