Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2009
Методика

На уроке – как в сказке

Авторские разработки комплексов ОРУ для учащихся 1–2-х классов

Уроки физкультуры должны быть интересными и содержательными – а игра как нельзя лучше способствует этому, – и проводить их нужно с оптимальной нагрузкой на соответствующем эмоциональном уровне с учетом возрастных особенностей детей. Помочь в этом учителю могут сюжетные игры.

Сказка – ложь, да в ней намек…

Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию людям и животным. С помощью игрового метода можно придать учебно-познавательному процессу привлекательную форму, если ввести один или несколько игровых элементов: сюжет, имитацию, ролевые ситуации.

Игра становится доступным средством, способствующим более успешному овладению знаниями, умениями и навыками по предмету «физическая культура». Хорошо подобранный сюжет и имитационные упражнения к нему способствуют снижению утомляемости, вносят в урок эмоциональное оживление, настраивают учащихся на продуктивную работу. В процессе игры они знакомятся с окружающей средой, приобретают определенные жизненные навыки, учатся проявлять активность, смелость, решительность, дисциплинированность, в то время как привычное построение занятий и использование одних и тех же игр снижают эффективность урока. Поэтому надо разнообразить игры и игровые упражнения, ставить перед детьми все новые и новые задачи.

На уроках с сюжетными играми необходимо особое внимание уделять вопросу нагрузки, избегать переутомления детей, следить за правильной расстановкой спортивных снарядов и оборудования. Важно также, чтобы школьники под руководством учителя сами устанавливали и убирали инвентарь. При выборе игр предпочтение следует отдавать тем, которые наиболее интересны учащимся.

В ходе игры дети закрепляют навыки выполнения строевых команд, движений рук и ног в различных направлениях, ходьбы, бега, метания, прыжков, ОРУ с предметами. Упражнения, предусмотренные программой для освоения элементов легкой атлетики, можно представить как срывание яблок в саду, доставание веток деревьев (прыжки в высоту); перепрыгивание через кочки, лунные кратеры (прыжки в длину) и т.д. Метание малого мяча с места в цель можно представить как метание снежков (сюжетная игра «Снежная Королева»), метание гранаты – использовать в сюжетных уроках о Великой Отечественной войне. Место имитационных упражнений в общей системе физического воспитания в первую очередь зависит от физической подготовленности детей. Если класс в целом хорошо владеет естественными движениями – ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, – то изученные двигательные действия лучше всего начинать без применения имитационных упражнений во вводной части урока. С целью закрепления двигательных действий их можно использовать в заключительной части урока.

Если большинство учащихся класса недостаточно хорошо физически подготовлены, то лучше начинать урок с имитационных упражнений. Это дает детям возможность почувствовать себя уверенно, проверить свои умения. Сюжетные игры лучше проводить сериями по 3–6 уроков. Дети с нетерпением ждут продолжения сказки, игры или другого действия и с удовольствием выполняют все задания.

Методика обучения

На первом занятии с детьми нужно разучить комплекс ОРУ, тщательно проверяя правильность выполнения каждого упражнения. При этом учитель объясняет, для чего выполняется данное упражнение, на какие группы мышц оно воздействует. На следующих уроках ребята уже помнят последовательность выполнения комплекса, и учителю нет необходимости показывать каждое упражнение. Комплекс занимает 8–10 мин. и включает упражнения, направленные на различные группы мышц. Особое внимание следует уделить осанке, укреплению мышц спины и живота. От эмоционального настроения учителя, от того, как он рассказывает и показывает сказку, зависит качество выполнения разминки, а значит, и желание детей заниматься.

Перед началом выполнения упражнений ученики идут строевым шагом по кругу с речевкой:

Учитель Дети
Раз, два! Три, четыре!
Три, четыре! Раз, два!
Кто шагает дружно в ряд? Первоклассников отряд!
Кто шагает дружно в ногу?

Уступайте нам дорогу!

Сказки любите, друзья? Нам без сказочек нельзя!
Помогают сказки нам… Просыпаться по утрам,
Не болеть и не хворать, Бодрым быть и не зевать.
Сказку новую расскажем И зарядку вам покажем!

Разминки с игровым сюжетом

Путешествие Синдбада-Морехода

Посередине зала стоит гимнастическая скамейка.

Ходьба в обход по залу:
– на носках, одна рука на пояс, другая приставлена ко лбу – капитан смотрит с мостика вдаль;
– на пятках, руки назад сцеплены за спиной в «замок» – водолаз спускается в море;
– на внешней стороне стопы – пингвины приветствуют корабль;
– на внутренней стороне стопы – корабль проплывает мимо тюленей.

Ходьба в полуприседе по узкой рейке гимнастической скамейки, спина прямая, руки в стороны – идем по качающемуся трапу, спускаемся на берег.


Бег (1 мин.) – моряки радуются, что спустились на берег, что под ногами земля, разминают ноги.

ОРУ:

1) «Чайка». Взмахи руками, как крыльями, вверх-в стороны.
2) «Чайка ныряет за рыбой». И.п. – руки сцеплены за спиной в «замок». Наклон вниз, руки вверх.
3) «Качка на море». И.п. – широкая стойка, руки в стороны. Перенос центра тяжести с ноги на ногу.
4) Присядка. И.п. – руки на пояс. Присесть на носки, встать, правую ногу поставить на пятку.
То же с левой ноги.
5) «Маяк». И.п. – прыжком стойка ноги врозь. Руки над головой – хлопок («огонь зажегся»), вернуться в и.п. («огонь погас»).

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки – моряки возвращаются на корабль.

Три поросенка

Ходьба в обход по залу.

Учитель. Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Жили они весело, беззаботно, ни о чем не думая.

Ребята выполняют подскоки, прыжки, приставные шаги, затем снова переходят на ходьбу.


– А в это время волк давно наблюдал за поросятами, прятался за деревьями и кустарниками.

Ходьба в полном приседе.

– Голодный, злой волк рыскал по лесу в поисках пищи и выжидал момента, чтобы съесть поросят.

Дети передвигаются по кругу широкими прыжками с ноги на ногу, затем останавливаются и встают в круг лицом друг к другу.

– А поросята всё резвились на полянке и никого не боялись.

Дети

Мы веселые ребята,
Наше имя – поросята.
Любим бегать и играть –
Никому нас не догнать!

И.п. – руки вперед. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища – «поросята дразнят волка». Выполнить 8–10 раз.

– Приседаем, приседаем,

Свои ножки разминаем.

Приседания, руки вперед – 6–8 раз.

– Нам не страшен серый волк – 3 раза.

Повороты головы – 6–8 раз.

– Где ты бродишь, серый волк,

Страшный серый волк?

Учитель. Дразнят волка поросята, а тот за кустами спрятался и от злости хвостом себя бьет по бокам.

Стоя на четвереньках, голени приподняты, выполнять повороты тазом вправо – влево («виляние хвостом») – 8–10 раз.

– Пришла осень. Стали поросята домик себе строить. Построил себе Ниф-Ниф домик из соломы и стал в нем жить.

Упражнение «Дровосек». Выполнить 6–8 раз.

– Прибежал волк к домику Ниф-Нифа и стал дуть на дом.

Дыхательное упражнение «У кого длиннее выдох» (2–3 раза).

– Закачался домик и развалился. А Нуф-Нуф сделал себе домик из веток и прутьев. Побежал Ниф-Ниф к домику брата и спрятался у него.

Бег на месте, высоко поднимая колени (10–15 сек.), затем сидя на полу – пружинистые наклоны к ногам (12–16 раз).

– Стал волк дуть на домик Нуф-Нуфа. Закачался домик из стороны в сторону.

Руки вверху соединить «домиком». Выполнить наклоны в стороны – покачивания (по 6 раз в каждую сторону).

– Побежали поросята к старшему брату – Наф-Нафу, который выстроил себе крепкий дом из камней.

Бег на месте с захлестыванием голени назад (10–15 сек.).

– Спрятались под кроватью, дрожат от страха.

Лежа на спине, ноги обнять руками. Выполнить перекаты в группировке («качалка») – 6–8 раз.

– Полез волк через трубу и прямо в кипящий котел угодил и убежал из леса навсегда.

Бег по кругу – 1 круг.

– А поросята стали спокойно разгуливать по лесу, не боясь никого.

Спокойная ходьба по кругу со словами:

Дети

Нам не страшен серый волк – 3 раза.
Где ты бродишь, серый волк,
Страшный серый волк?

Репка

Ходьба в обход по залу.

Учитель. Жили-были дед да баба. Дед был старенький...

Ходьба на внешней стороне стопы.

– …бабка старенькая…

Ходьба в полном приседе.

– Внучка у них была стройная, красивая.

Ходьба на носках, руки вверх.

– С ними жила собачка Жучка – веселая, игривая.

Ходьба приставными шагами правым и левым боком.

– Еще была у них мышка шустрая…

Бег на носках.

– …и, конечно же, кошка Мурка – гибкая и грациозная.

Ходьба с высоким подниманием коленей.

Дети останавливаются, встают в круг лицом друг к другу и выполняют комплекс ОРУ.

– Посадил дед репку.

И.п. – о.с.

1 – наклон вниз, коснуться пола;
2 – и.п.

Выполнить 6–8 раз.

– Выросла репка большая-пребольшая.

И.п. – о.с.

1–2 – руки через стороны вверх;
3 – присесть, руками взяться за колени;
4 – и.п.

Выполнить 6 раз.

– Стал дед тянуть репку.

И.п. – широкая стойка.

– Тянет-потянет – вытянуть не может.

Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

– Позвал дед бабку: «Где ты, бабка?»

Повороты головы – 6–8 раз.

– Иди, помогай мне!

Бабка спину размяла и пошла деду помогать.

Наклоны в стороны, руки на пояс – по 6 раз в каждую сторону.

– Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

– Позвала бабка внучку, а та в это время зарядкой занималась.

Сидя на полу, выполнять пружинистые наклоны к ногам – 10–15 раз.

– Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

– Позвала внучка Жучку.

И.п. – упор на коленях.

Повороты таза вправо – влево.

– Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

– Позвала Жучка кошку.

И.п. – то же. Упражнение «Кошка»: прогнуться в пояснице вниз – вверх.

– Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

– Позвала кошка мышку.

И.п. – стоя на коленях, руки скрестно. Сесть на бедра справа и слева без помощи рук. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.

– Стали они репку качать-раскачивать. Тянут-потянут – вытянули репку!

Упражнение «Качалка»: поднимание туловища и ног в положении лежа на спине – 6–8 раз.

– Взвалили репку на плечо и понесли в дом.

Ходьба в обход по залу.

Снежная Королева

Ходьба в обход по залу. Дети слушают учителя.

Учитель. Зимой ребята играют во дворе, лепят снежки, катаются на санках. Брат с сестрой Кай и Герда тоже играют с ребятами во дворе. Любимые игры у детей – салки, «догонялки».

Бег в разных направлениях за ведущим.

– Падают снежинки.

Руки вверх, присесть, руки вниз. Движения плавные. Выполнить 6–8 раз.

– Вдруг налетел сильный ветер, закачались деревья.


И.п. – руки вверх.

Наклоны в стороны.

Выполнить 6–8 раз.

– Поднялся ураган, завьюжила метель, началась снежная буря. Побежали ребята домой.

Бег с ускорениями.

– А одна льдинка попала Каю прямо в глаз. Наклонился он, чтобы вытряхнуть из глаза острую льдинку.

Наклоны вперед, руками коснуться пола – 8–10 раз.

– Тут промчалась Снежная Королева на санях, запряженных белоснежной лошадью. Подхватила Снежная Королева Кая и растворилась в небесах.

Бег шагами галопа по кругу поочередно правым и левым боком – 1 круг.

– Отправилась Герда на поиски брата. Шла она по лесу, по огромным сугробам.

Ходьба с высоким подниманием коленей (10–20 сек.).

– Холодно Герде в лесу. Стала она греть руки...

Руки развести в стороны, обнять себя за плечи. Выполнить 6–8 раз.

– …стала греть ноги…

Подтянуть колено к груди руками (по 6–8 раз каждой ногой).

– Потом попала Герда к разбойникам. Встретила Герду совушка на пороге.

Повороты головы в стороны – по 6–8 раз в каждую сторону.

– У маленькой разбойницы жил олень.

И.п. – руки вверх скрестно над головой. Поднимать ноги поочередно вверх – 8–10 раз.

– Попросила разбойница Герду наколоть дров...

Упражнение «Дровосек» – 8–10 раз.

– …а потом разжечь костер.

Присесть, руки вытянуть вперед («греем руки возле костра»), выпрямиться. Выполнить 8–10 раз.

– Дала маленькая разбойница Герде быстрого оленя, чтобы тот отвез ее в царство Снежной Королевы.

И.п. – руки вверх скрестно над головой. Бег по залу – 1 круг.

– Примчал ее олень к замку Снежной Королевы. Зашла Герда и увидела Кая, который сидел на полу и играл льдинками.

Сидя на полу, выполнить 8–10 пружинистых наклонов вперед.

– Обняла она Кая, и растаяло его ледяное сердце.

Сидя на полу, согнуть ноги, обхватить колени, голову вниз – 6–8 раз.

– Растаял замок Снежной Королевы, наступила весна, и выглянуло солнышко.

Руки вверх, ногу назад на носок, прогнуться. Выполнить 6–8 раз.

– Вернулись дети домой к своей бабушке.

Ходьба в обход по залу.

Дюймовочка

Ходьба в обход по залу. Дети слушают учителя.

Учитель. Жила-была женщина, у которой не было детей. Пошла она к колдунье. Та дала ей волшебное зернышко и велела посадить его в землю. Посадила она зернышко в землю, и к утру вырос в горшке прекрасный цветок.

Присесть, встать, руки вверх, медленно потянуться – 6–8 раз.

– Утром увидала женщина, что в цветке сидит маленькая девочка, которую она назвала Дюймовочкой. Посадила она ее на листик, налила в блюдце воды.

И.п. – сед ноги врозь. Наклоны вперед – 8–10 раз.

– Целый день девочка каталась на лодочке – лепестке розы – и качалась на качелях из бусинок.

И.п. – лежа на спине, обняв колени. Перекаты в группировке – 6–8 раз.

– Увидала красивую девочку Жаба из пруда.

Прыжки в упоре присев.

– Решила она женить своего сына на Дюймовочке. А сынок целый день ловил комаров на пруду.

И.п. – сед согнув ноги скрестно, руки в стороны.

1 – поднять руки вверх, сделать хлопок над головой;
2 – и.п.


Выполнить 6–8 раз.

– Ночью Жаба украла с окошка скорлупку, где спала девочка, и отнесла на листик посредине пруда. Мимо проплывали Рыбки, которые захотели помочь Дюймовочке, но не смогли перекусить толстый стебель.

И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову, плечи и ноги вверх, удерживая это положение в течение 2–3 сек. Повторить 4–6 раз.

– Позвали Рыбки Рака, который помог освободить девочку, и поплыла кувшинка по течению.

Передвижение в упоре лежа сзади ногами вперед («рак»).

– Мимо пролетал Жук. Подхватил он девочку и полетел, а потом опустил в траву.

Бег со звуком «ж-ж-ж-ж», руки в стороны – 1 круг.

– Все лето Дюймовочка жила под листиком, спала в гамаке из паутины. Но пришла осень, полетели первые снежинки, подул холодный ветер. Шла девочка по лесу и дрожала от холода.

Ходьба в обход по залу.

– Приютила Дюймовочку Полевая Мышь.

И.п. – стоя на коленях, руки скрестно. Сесть на бедра справа и слева без помощи рук. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.

– Захотела Мышь выдать Дюймовочку замуж за Крота. Вышла Дюймовочка последний раз попрощаться с солнышком и увидела Ласточку. Взяла Ласточка Дюймовочку с собой в жаркие страны.

И.п. – руки в стороны. Соединить их вверху, как крылья, – 8–10 раз.

– Прилетели они в теплые края. Посадила Ласточка Дюймовочку на самый красивый цветок. И тут прилетело много красивых мальчиков и девочек с крылышками, а один из них – Принц – сделал ей предложение руки и сердца.

И.п. – руки на пояс. Сделать шаг вперед, опуститься на колено, встать. Выполнить 4–6 раз каждой ногой.

– Целый день Дюймовочка играла с мальчиками и девочками в разные игры. И мы сейчас будем с вами играть.

Ходьба в обход по залу с заданием. По команде «Великаны!» – ходьба широким шагом, по команде «Гномики!» – маленькими шагами – 1 круг.

Золотой ключик

Ходьба в обход по залу. Дети слушают рассказ учителя.

Учитель. Выстругал Папа Карло из бревна человечка и назвал его Буратино. Отправил Папа Карло Буратино в школу с красивой азбукой. Услышал Буратино веселую музыку, забыл про школу и побежал в другую сторону.

Бег по залу – 1 круг.

– Увидел Буратино, как веселые куклы зазывают людей в кукольный театр на представление.

И.п. – руки на пояс. Сделать круг правой рукой вперед с поворотом туловища вправо.

То же влево левой рукой.

Повторить 4 раза.

– Сел Буратино в первый ряд и, пока ждал представления, начал ноги разминать.

И.п. – сед. Поочередное сгибание и разгибание ног – 6–8 раз.

– Зрители стали аплодировать, чтобы спектакль скорее начался.

И.п. – сед, руки в стороны. Делать хлопки над головой, сохраняя спину прямой, – 6–8 раз.

– Вышли куклы на сцену и стали танцевать.

И.п. – руки в стороны, пальцы разведены. Повороты туловища с приседанием. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.

– Злой Карабас-Барабас обижал кукол, и они убежали от него.

Бег по залу – 1 круг.


– Прибежали куклы к домику Мальвины, стали чай пить, а потом Мальвина стала учить Буратино писать буквы. Но Буратино писать не умел и обмакнул нос в чернильницу.

И.п. – руки за спину, пальцы в «замок». Наклоны вниз, руки вверх. Выполнить 6–8 раз.

– Мальвина рассердилась и отвела Буратино в чулан, а пауку приказала стеречь его.

И.п. – упор лежа сзади, согнув ноги. Передвижение в упоре («паучок»). Выполнять поочередно по 4 шага вперед и назад.

– Буратино сбежал от Мальвины и прибежал к пруду, где жили лягушки и черепаха Тортилла.

И.п – упор присев. Прыжки в полном приседе с опорой на руки («лягушка») – 1 круг.

– Черепаха отдала Буратино Золотой ключик, и он вернулся к Папе Карло.

Ходьба в обход по залу.

Гуси-Лебеди

Учитель. Жили-были брат с сестрой – Аленушка и Иванушка. Уехали однажды их родители в город и велели Аленушке за братцем присматривать.

Ходьба в обход по залу.

– Усадила Аленушка братца в траву, а сама побежала с подружками играть.

И.п. – сед, руки на пояс. Повороты головы вправо и влево, спина прямая – 6–8 раз.

– Прилетели Гуси-Лебеди, схватили Иванушку и унесли далеко-далеко.

Бег по кругу с подниманием рук в стороны – «взмахи крыльев».

– Прибежала Аленушка, а братца нет. Отправилась она искать его по белу свету.

Ходьба на носках, пятках.

– Видит Аленушка – яблонька стоит с яблоками наливными. Спросила Аленушка дорогу у яблони. А яблоня в ответ попросила снять урожай.

И.п. – руки на пояс. Потянуться одной рукой вверх, подняться на носки, затем другой рукой («снимаем урожай»). Выполнить 6–8 раз каждой рукой.

– Пошла Аленушка дальше, видит – Печка стоит. Спросила Аленушка дорогу у Печки, а та попросила в ответ пироги вынуть.

Присесть, руки вытянуть вперед. Повороты кистей рук – 6–8 раз в каждую сторону.

– Идет Аленушка дальше, видит – Речка бежит, журчит.

Бег по залу – 1 круг.

– Побежала Аленушка по мостику на другой бережок.

И.п. – лежа на спине. Поднять таз вверх, удерживая в течение 5 сек. Выполнить 6–8 раз.

– Пришла Аленушка к избушке Бабы-яги, видит – Иванушка на качелях качается.

И.п. – лежа на спине, обхватив колени. Перекаты в группировке – 6–8 раз.

– Схватила Аленушка братца и побежала.

Бег на месте с высоким подниманием бедра (10 сек.).

– На пути – Речка. Взмолилась Аленушка: «Спрячь нас скорее, Реченька!»

И.п. – лежа на животе. Имитация движений рук и ног при плавании брассом – 6–8 раз.


– Побежали ребята дальше, а Гуси снова догоняют. На пути яблонька стоит. Стала ее просить Аленушка:

«Спрячь нас скорее!»

Накрыла их яблоня своими ветками.

И.п. – руки вверх. Наклоны вперед – 6–8 раз.

– Бегут они дальше, а Гуси догоняют…

Бег на месте с захлестыванием голени назад (10 сек.).

– …а на пути Печка. Просит ее Аленушка: «Спрячь нас скорее!»

И.п. – сед согнув ноги скрестно, руки за голову. Наклоны вперед до касания локтями пола – 6–8 раз.

– Сунулись было Гуси-Лебеди в печку, да чуть не сгорели. Развернулись они и полетели восвояси. Тут ребята уже пешком пошли.

Ходьба в обход по залу с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

– А тут и дом рядом. Побежали Аленушка с Иванушкой еще быстрее.

Бег по залу – 1 круг.

Красная Шапочка

Учитель. Жила-была девочка. Подарила мама ей на день рождения красный берет, и стали все вокруг звать ее Красной Шапочкой. Велела ей как-то мама сходить к бабушке и отнести гостинцы.

Ходьба в обход по залу.

– А в лесу жил Серый Волк. Увидел он Красную Шапочку и побежал за ней.

Бег по залу широкими шагами – 1 круг.

– Пришла Красная Шапочка на полянку и присела отдохнуть.

Повороты головы в положении сидя, руки на пояс.

– Тут налетели комары. Стала Красная Шапочка от них отмахиваться.

И.п. – сед. Хлопки руками спереди, сзади, вверху.

– «Эх, – подумала Красная Шапочка, – был бы у меня велосипед – как бы я быстро добралась до бабушкиного дома!»

И.п. – лежа на спине. Упражнение «Велосипед».

То же в упоре лежа сзади на предплечьях.

– Встала Красная Шапочка и пошла дальше. Идет – грибы, ягоды собирает.

Ходьба в полном приседе.

– Увидала Красная Шапочка лесорубов и подошла к ним поздороваться.

Упражнение «Дровосек».

– Идет она дальше. Встретила рыбаков, которые несли большую рыбину. Подошла и с ними поздороваться.

И.п. – лежа на животе, руками взяться за носки. Упражнение «Рыбка».

– Покачалась Красная Шапочка на качелях в лесу.

Перекаты в группировке – 6–8 раз.

– Тут она вспомнила про бабушку и побежала бегом.

Бег по залу – 1 круг.

– А Волк уже бабушку съел и Красную Шапочку поджидает, разминается.

И.п. – лежа на полу. Сесть (можно с помощью рук), лечь. Выполнить 8–10 раз.

– Накинулся Волк на Красную Шапочку, а девочка стала громко кричать. Услышали крики проходившие мимо лесорубы, зарубили Волка и освободили бабушку и Красную Шапочку.

Ходьба в обход по залу.

Маша и Медведь

Посредине зала стоит корзина с массажными мячиками – по количеству учащихся.

Учитель. Отправилась девочка Маша в лес с подружками по грибы и ягоды.

Ходьба в обход по залу.

– Идут – грибы, ягоды собирают.

Ходьба с наклонами («собираем грибы»).

– Побежала Маша за красивой бабочкой и заблудилась.

Бег по залу – 1 круг.

– Стала она оглядываться.

Повороты головы, стоя на месте.

– Шел по лесу Медведь.

Ходьба на внешней стороне стопы на месте – вокруг себя.

– Взял он Машу к себе. Стала девочка у Медведя жить. Прибралась у него, постирала, приготовила обед.

Три пружинистых наклона вперед – «стираем белье». Стоя в наклоне, махи руками вправо – влево – «полощем белье».

– Собрался как-то Медведь в деревню, и уговорила его Маша, чтобы он гостинцы бабушке с дедушкой занес.

Подойти к корзине, взять мячик.

– Замесила Маша тесто.

Перекладывание мячика из одной руки в другую.

– Настряпала пирожков да остужать стала.

И.п. – руки в стороны. Перебрасывание мяча из одной руки в другую перед собой.

– Залезла Маша в короб, пока Медведь в лесу гулял.


Поочередно поднимать ноги вверх к груди, присесть («залезаем в короб»).

– Идет Медведь по лесу, устал. Сел на пенек, а Маша ему из короба:

«Не садись на пенек,
Не ешь пирожок –
Неси бабушке,
Неси дедушке!»

Сесть на пол, встать. Повторить 6–8 раз.

– Устал Медведь, лег отдохнуть.

И.п. – лежа на спине.

1 – поднять прямые ноги вверх;
2 – вернуться в и.п.

Повторить 8–10 раз.

– Пошел Медведь дальше.

Ходьба по залу – на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, на четвереньках – 1 круг.

– А Маша из короба выглядывает.

Ходьба на носках, подбородок высоко поднят – полкруга.

– Увидела Маша родную деревню, выскочила из короба и побежала.

Бег по залу – 1 круг.

– Убежала она от Медведя и пошла навстречу бабушке и дедушке.

Ходьба в обход по залу.

Наталья Батищева ,
учитель физкультуры, с.Парабель, Томская обл.