Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2009
Методика

Оценивание на уроках легкой атлетики

Методические рекомендации

Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, главная роль принадлежит легкоатлетическим. Почти все виды спорта включают бег, ходьбу, метания, прыжки, поэтому овладение соответствующей техникой – важная задача учебного процесса. Как проверить уровень освоения легкоатлетических упражнений школьниками? Что может служить критериями оценивания? На чем следует делать акцент в разных классах?

Что оценивать?

Арсенал легкоатлетических упражнений составляют различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также их комплексное применение в многоборьях.

Ходьба – естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. Главное здесь – это постоянный контакт спортсмена с дорожкой: опора одной или двумя стопами. На уроках спортивная ходьба применяется как переход от обычной ходьбы к бегу и наоборот.

Бег – главный вид легкой атлетики, центральная часть всех соревнований, составная часть прыжков и метаний. Подразделяется на гладкий, с препятствиями, эстафетный и бег по пересеченной местности.

Виды бега:

– бег на короткие дистанции от 30 до 400 м;
– бег на средние дистанции от 500 до 2000 м;
– бег на длинные дистанции от 3000 до 10 000 м;
– эстафетный бег с произвольной длиной дистанций;
– кроссовый бег.

Технику бега условно подразделяют на следующие фазы:

– старт;
– стартовый разгон;
– бег по дистанции;
– финиширование.

Гладкий бег – это бег по дорожке стадиона или по ровной площадке.


Старт – положение спорт­смена перед бегом; в беге на короткие дистанции – низкий старт, на средние и длинные дистанции – высокий старт.

Стартовый разгон – достижение спортсменом максимальной скорости бега.

Бег по дистанции – сохранение достигнутой скорости на всем протяжении бега.

Финиширование – это бег на последних метрах дистанции и так называемый «бросок на ленточку».

Метания – это упражнения, целью которых является перемещение снаряда в пространстве на возможно большее расстояние; в школьной программе – метание мяча и гранаты.

Прыжки по своему назначению подразделяются на прыжки в длину и в высоту. Выполняются как с места, так и с разбега. В школьной программе в основном используются прыжки в длину способом «согнув ноги», а в высоту – способом «перешагивание».

Критерии оценивания

При оценивании деятельности учащихся на уроках легкой атлетики советуем обращать внимание на следующие моменты:

  • технику овладения программным материалом;
  • количественные показатели (результаты);
  • систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями;
  • соответствие физических возможностей школьников учебным нормативам;
  • индивидуальные изменения результатов при выполнении физических упражнений.

5-й класс

Высокий старт

В 5-м классе учащиеся должны научиться быстро бежать на передней части стопы, увеличивая длину шагов и скорость бега в стартовом разгоне (см. рис. 1).

Рис. 1. Высокий старт

По команде: «На старт!» бегун ставит сильнейшую ногу вплотную к стартовой линии, а другую ногу отставляет на шаг назад, ступни параллельно, туловище прямо, руки вдоль туловища.

По команде: «Внимание!» ноги немного сгибаются в коленях, туловище подается вперед, полусогнутая разноименная впереди стоящей ноге рука подается вперед-вниз, а другая чуть отводится назад.

По команде: «Марш!» резко и высоко вперед выносится бедро сзади стоящей ноги, и бегун бежит все удлиняющимися шагами с несколько увеличенным наклоном туловища вперед, активно работая руками.

Ошибки

  • Плечи вышли далеко вперед за впереди стоящую опорную ногу;
  • бегун стоит на прямых ногах;
  • впереди находится рука, одноименная впереди стоящей ноге;
  • голова сильно наклонена вперед-вниз.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, четко, уверенно, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено правильно, но неуверенно, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Специальные беговые упражнения

1. Бег с высоким подниманием бедра. Бедро поднимается горизонтально площадке и выше, плечи расслаблены, руки согнуты в локтях, туловище слегка наклонено вперед. Бег выполняется на носках, в среднем и быстром темпе с незначительным продвижением вперед.

Ошибки

  • Бег на всей стопе, а не на носках;
  • незначительное поднимание бедра, голени;
  • отсутствует работа рук;
  • неправильное положение туловища.

2. Бег с захлестыванием голени. Бегун как бы подгоняет себя пятками, бедро опущено вниз, бег на носках с незначительным продвижением вперед, руки согнуты в локтях, темп выше среднего.

Ошибки

  • Отсутствует работа рук;
  • бег на полной ступне;
  • незначительное поднимание пяток;
  • низкая частота бега.

3. Бег прыжками. Передвижение осуществляется широкими прыжками, существует фаза полета, туловище вертикально земле, руки работают как при обычном беге.

4. Бег толчками. Ногами поочередно выполняется сильный толчок вперед-вверх с носка; незначительное продвижение вперед, активно помогая себе руками, туловище прямо.

Ошибки

  • Отсутствует работа рук;
  • толчок осуществляется всей стопой;
  • неправильное положение туловища;
  • слабая работа ног.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, четко, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Метание мяча с места

 

Рис. 2. Метание мяча из-за спины через плечо в вертикальную цель

Ученик располагается в 5–6 м от вертикальной цели – круга на стене, левая нога впереди, мяч в правой руке. Правая рука почти прямая отводится назад, локоть на уровне головы. Мяч бросается вперед-вверх предплечьем, рука разгибается в локтевом суставе, но не опускается вниз (см. рис. 2 а, б).

Ошибки

  • Рука сильно согнута в локтевом суставе;
  • впереди находится нога, одноименная руке с мячом;
  • отсутствует резкое финальное усилие бросающей руки (хлест);
  • недостаточный замах бросающей руки.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено четко, без напряжения, без ошибок;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»

После небольшого разбега прыгун отталкивается от бруска одной ногой, другая со свободно опущенной голенью продолжает движение вперед. Затем толчковая нога подтягивается коленом вперед к маховой, туловище начинает движение, плечи вперед, затем обе ноги приближаются коленями к груди, руки поднимаются вверх, а затем опускаются назад-вниз, ноги сгибаются в коленях, и прыгун приземляется на две ноги (см. рис. 3).

Рис. 3. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»

Отталкивание, или толчок, – это переход от бега к полету или к самому прыжку. Необходимо выработать умение попасть при разбеге на доску отталкивания толчковой (сильной) ногой. Необходимо обратить внимание на момент перехода от разбега к безостановочному отталкиванию.

Ошибки

  • Толчковая нога выпрямляется недостаточно быстро;
  • верхняя часть туловища отклонена назад;
  • голова сильно наклонена вперед;
  • отсутствует работа рук;
  • заступ;
  • нет полета в шаге;
  • приземление на прямые ноги;
  • прыгун приземляется на опущенные назад руки.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, уверенно;
  • «4» – упражнение выполнено, но неуверенно, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Фото с сайта www.irkutsk.ru

Прыжок в высоту способом «перешагивание»

С разбега под углом 35–40° прыгун отталкивается дальней от планки ногой; маховая нога, как и руки, согнутые в локтях, поднята вверх. В полете некоторое время сохраняется вертикальное положение. Достигнув высшей точки полета, прыгун переносит маховую ногу через планку, почти одновременно с этим движением поднимает вверх и толчковую ногу, переносит ее через планку и приземляется на маховую ногу с последующей постановкой толчковой ноги (см. рис. 4).

Рис. 4. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

Во время взлета или полета следить, чтобы толчковая нога свисала вниз до тех пор, пока маховая нога не начнет опускаться за планкой. Если толчковая нога делает мах раньше, чем маховая начнет опускаться, прыгун может упасть на спину.

Контрольные нормативы

Нормативы Отметки
Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
1. Прыжок в длину с места (см) 195 160 140 185 150 130
2. Бег 3×10 м (сек.) 8,5 9,3 9,7 8,9 9,7 10,1
3. Бег 30 м (сек.) 5,0 6,1 6,3 5,1 6,3 6,4
4. Бег 60 м (сек.) 10,0 10,6 11,2 10,4 10,8 11,4
5. Прыжок в длину с разбега (см) 340 300 260 300 260 220
6. Прыжок в высоту с разбега (см) 110 100 85 105 95 80
7. Бег 1000 м (мин., сек.) 5.0 5.2 Без учета
времени
5.2 6.0 Без учета
времени

 

Ошибки

  • Слабый толчок ногой;
  • маховая нога согнута;
  • отсутствует работа рук;
  • толчковая нога не успевает перейти через планку.

Оценивание

  • «5» – упражнение выполнено правильно, легко, уверенно;
  • «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущено 1–2 ошибки;
  • «3» – упражнение выполнено, но допущено более 2 ошибок.

Окончание следует

Валерий Семенов ,
заслуженный учитель России, гимназия № 27, г. Курган