Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2009
В фокусе внимания

В ожидании перемен

Каким должно быть физическое воспитание в современной школе

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации разработало Стратегию развития физической культуры и спорта до 2020 года. Одновременно в недрах Министерства образования и науки готовится программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годах», где на государственном уровне рассматриваются меры по совершенствованию системы физического воспитания детей и учащейся молодежи в образовательных учреждениях. В апреле этого года Комитет Совета Федерации по образованию и науке совместно с Комиссией Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения провели расширенное заседание на тему: «О состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях».

Проблемы

В физическом воспитании школьников и развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях существует ряд важных проблем:

  • крайне низкий уровень физического здоровья основной части детей школьного возраста;
  • низкая эффективность уроков физической культуры и слабая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
  • неэффективное использование каникулярного времени учащихся для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
  • малый объем учебного времени, отводимого на обязательные уроки физической культуры;
  • сведение педагогического процесса на уроках физической культуры к решению частных задач, не связанных с целью общего среднего образования в области физической культуры;
  • недостаточное внимание к образованию учащихся в области физической культуры, формированию устойчивых интересов, мотивации, потребностей и установок на самостоятельные занятия физической культурой;
  • низкий уровень методического обеспечения, а также недостаточное использование новейших и наиболее эффективных физкультурно-оздоровительных технологий;
  • отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта, слабое распространение среди школьников знаний о физической культуре;
  • низкий уровень профессиональной подготовки учителей физической культуры и отсутствие механизмов, стимулирующих работу учителей и педагогов по спорту;
  • отсутствие у учителей-предметников, классных руководителей необходимой профессиональной компетентности в сфере физической культуры и спорта;
  • слабая материально-техническая база физической культуры и спорта образовательных учреждений;
  • недооценка значения физического воспитания педагогическими коллективами образовательных учреждений;
  • отсутствие целенаправленной пропаганды ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • отсутствие традиций физического воспитания в семье;
  • крайне неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение физического воспитания в образовательных учреждениях;
  • несогласованность действий органов образования, здравоохранения и физической культуры и спорта в вопросах физического воспитания подрастающего поколения.

    Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Репетитор Украины", с помощью которого можно быстро и легко найти репетитора практически по любому предмету школьной или институтской программы, а также по отдельным темам, дисциплинам и разделам различных наук. На сайте http://repetitor.org.ua/ представлена база репетиторов, в которой Вы можете самостоятельно найти преподавателей, изучив их краткие резюме, узнав стоимость их услуг, а также ознакомившись с отзывами об их работе, если таковые имеются. Если же по каким-либо причинам Вам не подошел ни один из преподавателей, предложивших свои услуги на портале, или же Вам необходим репетитор по дисциплине, которой нет в базе предложений, оставьте на сайте заявку со своими требованиями. Уверены, менеджеры "Репетитор Украины" смогут Вам помочь.

Пути решения

Известно, что с возрастом последствия снижения двигательной активности усугубляются, приводят к быстрому старению организма, ранней потере трудоспособности. Со школьной скамьи надо приучать детей быть ответственными за состояние своего здоровья, обучать школьников способам физкультурно-спортивной деятельности, контролировать свою эмоционально-психическую сферу. Тренированный человек имеет больше возможностей противостоять вызовам жизни, добиваться поставленных целей.

Объем двигательной активности детей школьного возраста должен составлять не менее 6 ч в неделю. При таком режиме у школьников наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, она более стабильна в течение дня, повышается успеваемость и адаптация к физическим нагрузкам, сопротивляемость простудным заболеваниям. Между тем, по данным социологических исследований, отмечается, что у детей, активно занимающихся физической культурой и спортом, в значительно меньшей степени – более чем на 20% – проявляется психологическое, особенно общее, утомление. Это позволяет им более продуктивно адаптироваться к учебным нагрузкам, лучше усваивать школьную программу.

Поэтому одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Это возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных форм физического воспитания.

В связи с этим назревает необходимость введения в школах штатной должности заместителя директора по физическому и военно-патриотическому воспитанию. Этот вопрос примерно в таком направлении рассматривается и в материалах расширенного заседания Комитета и Комиссии Совета Федерации. Однако, к сожалению, наступивший кризис не обошел стороной и систему образования. В связи с этим в настоящее время в образовательных учреждениях штатные единицы не увеличиваются, а, наоборот, сокращаются. Поэтому решение данного вопроса на долгое время может остаться только добрым намерением.

Урок

В теории и методике физического воспитания основной формой всего процесса, важнейшим фактором, обеспечивающим успешность формирования физической культуры личности, является урок физической культуры. Такое утверждение основано на том, что:

  • содержание физического воспитания определено в федеральном компоненте государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в области физической культуры;
  • учебный материал по физической культуре реализуется по государственным образовательным программам;
  • в федеральном базисном учебном плане на освоение учебного предмета «физическая культура» в 1–11-х классах гарантировано минимум два часа в неделю;
  • физическая культура в числе других обязательных учебных предметов включена в школьное расписание;
  • преподавание уроков физической культуры в школе осуществляется квалифицированными учителями. Ни одна другая форма физического воспитания в школе не имеет таких преимуществ.

Наиболее важной проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность данного учебного предмета в школьной программе однозначно не определена.

При этом весьма узко понимается содержание физического воспитания в школе и уроков физической культуры в частности. Чаще всего его цели и задачи сводятся к повышению уровня физической подготовленности учащихся. Из виду упускается решение таких важных задач, как формирование у школьников глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, а также интересов, потребностей, ориентирующих человека на здоровый образ жизни, на самостоятельную целенаправленную деятельность по совершенствованию своего физического состояния. В связи с этим основы знаний и практические навыки физкультурной деятельности должны закладываться, прежде всего, в условиях учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе в рамках преподавания учебного предмета «физическая культура», обеспечивая тем самым общее физкультурное образование школьников.

К сожалению, уроки физической культуры лишь частично восполняют недостаток двигательной активности школьников. Результаты научных исследований и педагогический опыт показывают, что уроки физической культуры компенсируют в среднем только 11% необходимой физической нагрузки, а при максимальной моторной плотности урока – около 40% необходимого объема двигательной активности. Поэтому даже ежедневные уроки не способны покрыть дефицит двигательной активности, чего явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников.

Без целенаправленного формирования ценностных ориентаций на укрепление здоровья, выработку потребностей и мотивов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, творческого отношения к использованию ценностей физической культуры, без создания условий для самосовершенствования невозможно решить задачу приобщения к регулярным занятиям, сделать физическую культуру важной составляющей здорового образа жизни.

В современном понимании физическое воспитание должно включать в себя три компонента: 1) обучение двигательным действиям, формирование и совершенствование физических качеств; 2) воспитание интересов, потребностей, ценностных ориентаций; 3) формирование соответствующих знаний. Поэтому сегодня необходимо коренным образом изменить сам подход к физическому воспитанию и развитию спорта в образовательных учреждениях.

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы является одной из важных составляющих двигательной активности школьников. К ней относятся: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные перемены, спортивный час в группах продленного дня, подвижные игры и соревновательные задания во время прогулок на воздухе. Каждая из этих форм решает свои частные задачи, но все вместе они направлены на оздоровление детей, снятие психического напряжения, создание условий для разностороннего физического развития.

В последние годы в нашей стране, особенно в Москве, широкое распространение получают так называемые школы здоровья, где одним из приоритетных направлений развития является физическая культура как одно из важных средств сохранения и укрепления здоровья школьников. Однако результаты массовых обследований состояния здоровья школьников свидетельствуют, что традиционные способы физического воспитания оздоровительной направленности малоэффективны. В этой связи становятся актуальными поиск и обоснование инновационных технологий физического воспитания, которые бы позволили более продуктивно решать эту проблему. Речь идет о разработке и внедрении инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания школьников.

Спорт – в школу!

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного общего и дополнительного образования детей. В этой связи для успешной реализации физического воспитания и развития школьного спорта немаловажно привлечь кадровый ресурс системы дополнительного образования – тренеров-преподавателей ДЮСШ, педагогов дополнительного образования.

Суть эффективного взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности сводится к следующему:

– привлечение школьников к занятиям спортом на начальных этапах спортивной подготовки непосредственно на спортивных базах школ;
– системный отбор перспективных детей для целенаправленных занятий спортом в ДЮСШ (СДЮШОР).

Кроме того, в целях подготовки спортивного резерва в общеобразовательных учреждениях совместно с ДЮСШ (СДЮШОР) следует открывать специализированные классы по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом, работающие в режиме продленного дня. Таким образом, объединение усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности будет способствовать решению проблемы привлечения школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления их здоровья, а также профессиональной ориентации учащихся на педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Кадры

Однако первостепенное значение для решения всех этих задач имеют профессионализм и компетентность учителя физической культуры. Личность учителя физической культуры была и остается главной фигурой в решении ключевых вопросов обновления учебно-воспитательного процесса. Именно от степени профессионализма учителя физической культуры, его творческого отношения к своему делу в немалой степени зависят физическое здоровье детей, их образование и состояние физического воспитания школьников в целом.

В настоящее время в нашей стране в общеобразовательных учреждениях работает около 84 тыс. учителей физической культуры, причем почти половина – в сельской местности. Высшее профессиональное физкультурное образование имеют 54,5 тыс. учителей (65%), среднее профессиональное – 22,8 тыс. (27%), около 8% учителей физической культуры не имеют профессионального образования. Поэтому одним из основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в стране должно стать увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта c 292,4 тыс. человек в 2007 г. до 320 тыс. в 2015 г. и до 360 тыс.– в 2020 г.

Одной из важных мер, направленных на повышение статуса и стимулирование работы физкультурных работников, является внедрение новой системы оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры. При этом, учитывая значительное физическое напряжение и ответственность педагогов за безопасность учащихся на уроках, предлагается снизить учителям физической культуры уровень их педагогической нагрузки или установить надбавку за существующую нагрузку.

Физическая культура в профильном обучении

Между тем, характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются учет интересов и потребностей каждого обучающегося, максимальное развитие способностей и профессионально ориентированная направленность обучения. К 2011 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения, цель которого – повысить качество общего образования, а также обеспечить углубленную и специализированную подготовку учащихся старших классов с учетом их индивидуальных склонностей и способностей.

Физическая культура как профессионально-прикладной компонент является составной частью процесса спортивной подготовки и успешной адаптации учащихся к любому виду социально полезной деятельности. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся 10–11-х классов является системообразующей основой, на которую должна опираться вся система физического воспитания в школе. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо раскрывать учащимся тесную связь физкультурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности как важнейшего условия усиления их познавательной активности и формирования профессионального самоопределения. Свидетельством эффективности этого процесса является постепенное перерастание его в процесс физического самовоспитания и самосовершенствования.

Поэтому введение профильного обучения в значительной мере способствовало бы не только выбору школьниками профессионального пути, но и формированию компетентного отношения к использованию средств физической культуры для укрепления своего здоровья, повышения двигательной активности, расширению и углублению знаний в области физической культуры.

Формы внеклассной работы

Помимо спортивного клуба, школа может создавать спортивную лигу (например, баскетбольную) или же открыть клуб по какому-то виду спорта, например волейбольный, футбольный, теннисный клубы, любителей бега и т.д. Кроме того, именно через подобную структуру можно будет внедрить принципиально новый и более эффективный механизм проведения различных массовых спортивных соревнований, начиная от школьных и заканчивая Всероссийской спартакиадой школьников.

Однако согласно плану мероприятий по реализации этой стратегии, внесение изменений в Типовое положение об образовательных учреждениях в связи с созданием в образовательных учреждениях спортивных клубов планируется не ранее 2015 г. Каждая школа по своему усмотрению может разработать свое Положение о спортивном клубе, где должны быть отражены функциональные обязанности директора школы, его заместителей, классного руководителя, учителя физической культуры и т.д., а также полномочия совета школы, педагогического совета, родительского комитета.

Перспективы

Определение перспектив дальнейшего развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях – сложная комплексная проблема, которая может быть решена лишь на основе целевого системного подхода к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. Решение задач полноценного физического воспитания школьников и развития массового спорта в общеобразовательных учреждениях возможно путем:

  • разработки государственной программы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • модернизации системы физического воспитания и обеспечения привлекательности школьного спорта;
  • создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников, профилактике социально негативных явлений средствами физической культуры и спорта;
  • активной пропаганды ценностей физической культуры и спорта, популяризации двигательной активности и занятий спортом как основных составляющих здорового образа жизни;
  • повышения эффективности уроков физической культуры с приданием им целевой направленности на качественное базовое физкультурное образование;
  • снижения количества учащихся, освобожденных от уроков физической культуры и отнесенных к специальной медицинской группе;
  • обеспечения поэтапного введения третьего урока физической культуры;
  • увеличения объема физкультурно-оздоро­вительной и спортивной работы в режиме учебного дня за счет расширения программ дополнительного образования спортивной направленности;
  • поиска новых, привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, в том числе в каникулярное время, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
  • обеспечения процесса физического воспитания школьников современными научно обоснованными и апробированными учебными программами, методическими рекомендациями;
  • обобщения и распространения передового педагогического опыта физического воспитания и развития массового школьного спорта;
  • создания экспериментальных площадок для апр­обирования и внедрения новых форм физкультурно-оздо­ровительных и спортивных технологий;
  • создания и развития системы школьных спортивных клубов, спортивных лиг, клубов по видам спорта;
  • введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;
  • внедрения Всероссийского смотра-конкурса на лучшую учебную, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в образовательных учреждениях;
  • создания развитой инфраструктуры физической культуры и спорта и внедрения современных технологий физического воспитания;
  • внедрения системы мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников, осуществления врачебно-педагогического контроля физического воспитания;
  • введения Паспорта здоровья школьника, включающего сведения о физическом развитии и физической подготовленности, группе здоровья, режиме занятий физическими упражнениями и спортом, отношении к физкультурно-спортивной деятельности;
  • развития туризма и создания в общеобразовательных учреждениях туристских клубов;
  • создания системы физической подготовки допризывной молодежи и организации смотра уровня их подготовленности к службе в армии;
  • развития учебно-спортивной и материально-технической базы физической культуры;
  • установления государственных нормативов обеспечения образовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем;
  • создания единой системы массовых спортивных соревнований среди школьных спортивных клубов для всех учащихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;
  • интеграции с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и организации в общеобразовательных школах спортивно-оздоровительных групп и групп начальной спортивной подготовки;
  • создания на базе общеобразовательных школ детско-юношеских спортивных и туристских клубов, центров как структурных подразделений образовательных учреждений;
  • создания и развития сети спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства детей;
  • повышения престижа педагогического труда учителя физической культуры, морального и материального стимулирования его деятельности;
  • создания материальных и социальных условий для привлечения и закрепления в учреждениях образования молодых учителей физической культуры и педагогов по спорту;
  • повышения требовательности и ответственности директоров общеобразовательных учреждений за создание необходимых условий для учебной и внеурочной работы по физической культуре, ее качество и конечные результаты.

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва