Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2009
В фокусе внимания

Победа или поражение?

О подводных камнях борьбы за знания

Итак, ЕГЭ подошел вплотную и к предмету «физическая культура». Об этом пока официально не было заявлено, но, судя по письмам, приходящим в редакцию, до введения этого экзамена совсем недалеко. Бились за то, чтобы знания стали важной составляющей физической культуры? Пожалуйста, получите: именно знания скоро будут проверяться и оцениваться. Кто же от этого выиграет?

Что такое знание?

Многие улыбнутся, увидев этот вопрос, – большинство людей уверены, что прекрасно знают ответ на него: «Знания? Это то, что написано в учебниках и считается объективной истиной!» К сожалению, вопрос гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. В различных словарях понятие «знание» трактуется так многообразно, что кажется, будто речь идет о самом непознанном объекте на свете.

Какое же из многообразных знаний проверяют взрослые у выпускников школ, составляя для них тестовые задания? Когда-то человечество «знало», что Земля плоская; потом все «знали», что она круглая; сегодня известно, что наша планета имеет форму слегка сплющенного шара… Можно, конечно, считать знанием ту информацию, которая изложена в учебниках, и проверять ее воспроизведение учениками – именно на этом строится изучение большинства предметов школьного цикла.

Не знаю, как другие, а я всегда больше всего ценила (и развивала, и оценивала наивысшими баллами!) обыденное, интуитивное знание своих учеников. Не зря именно это знание называют здравым смыслом: оно – навсегда, а не до первого экзамена, оно – настоящее. Оно всегда базируется на собственном опыте, на собственных вопросах и найденных ответах. Его нельзя «дать» и «взять» – это знание можно только, как мышцы, развивать и укреплять в постоянной работе.

Подобные рассуждения отнюдь не новы: это лишь краткий пересказ идей самых знаменитых философов, психологов, педагогов последнего столетия. Опираясь на их концепции, ученые сегодня разрабатывают новые методы обучения всем предметам: математике, физике, иностранным языкам…

Понимая закономерности развития и важность для каждого человека личного знания, передовые педагоги перестают выставлять отметки (все чаще используя самооценивание), отказываются от ­объяснения материала и чтения лекций (проектная, творческая и исследовательская деятельность становятся ведущими в образовательном процессе). Странно, что в школьном предмете физическая культура наблюдается обратная тенденция: вместо того, чтобы научиться использовать опыт занятий спортом и двигательной активности для того, чтобы развивать личное знание каждого ученика и анализировать это развитие, все больше ученых предлагают ввести теоретические уроки и проверить ­«объективное знание» по единому тесту.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чем-либо. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. Знания могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние – эмпирическими и теоретическими. Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории…

БСЭ

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Знание – субъективный образ объективной реальности, т.е. адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание (предмета) – уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нем, а также использовать для достижения намеченных целей.

Википедия

 

Физическая культура

Учебный предмет, о котором мы говорим, называется физической культурой – это часть культуры человеческой, внутри которой особенно ценится личное знание каждого. Научить культуре нельзя – можно помочь человеку вырасти культурным. Для этого необходимы, прежде всего, постоянный личный опыт и его анализ, развивающие личные знания.

Конечно, в культуре есть общие правила, соблюдая которые каждый из нас может легче находить друзей, общаться с разными людьми, добиваться намеченной цели. Однако сомнительно утверждение о том, что уровень чьей-то культуры можно проверить, используя тестовые вопросы о культуре и подсчитав количество правильных ответов на них.

Мы будем печатать тесты по физической культуре – учителя и их ученики должны знать, с чем им, возможно, предстоит столкнуться. Но самый главный вопрос не в том, как составить тесты и какие ответы нужно выбрать, чтобы их выполнить. Гораздо важнее при этом вырастить людей, для которых ценности физической культуры стали бы их собственными ценностями; чтобы личное знание и опыт молодого поколения не противоречили вопросам, заложенным в тесты; чтобы те знания, которые они получат в школе на уроках физической культуры, стали их личными знаниями, используемыми в течение всей жизни.

Забытые правила

Существуют ли педагогические приемы, используя которые можно приобщить детей к физической культуре, сделать ее ценности – своими? Бесспорно, причем многие учителя используют их полностью или частично в своей работе. Забудем на некоторое время о программе и темах урока, попробуем сформулировать правила «культурной педагогики» – работы учителя, которая приводит к пониманию и принятию физической (или другой части) культуры.

1. То, чему педагог хочет научить ребят, должно быть для них важно и интересно.

Насильственное насаждение другому человеку ненужных ему сведений или неважного для него опыта – бескультурно. Это, конечно, может привести к тому, что человек, находящийся в подчиненном состоянии, что-то запомнит и даже сдаст зачет или экзамен, но изучаемый материал при этом станет нелюбимым, ненавидимым и будет забыт в минимальные сроки как страшный сон. Следуя этому правилу, опытные учителя не начинают занятия с приказов, внимательно следят за тем, что интересно детям (не всем вместе, а каждому отдельно!), обсуждают с учениками темы и цели уроков. Приемов, насыщающих это правило, множество – жаль, что редко выделяются и анализируются педагогами: провести такую работу бывает чрезвычайно сложно.

2. В соответствии с заданными учениками целями ими должен быть накоплен и проанализирован их собственный опыт.

Приобретение опыта и его анализ – обычные этапы жизни каждого человека. Если мы хотим, чтобы дети научились плавать, они должны сначала этого захотеть, а потом погрузиться в воду и попробовать исполнить свою мечту, следуя подсказкам более опытных людей. Конечно, можно изучать плавание и сидя за партами (кстати, при этом теоретический экзамен будет сдан!), но ни научиться плавать, ни полюбить этот вид спорта в таком случае невозможно. При обретении детьми опыта роль учителя состоит в консультировании (как лучше сделать то или иное движение, как добиться желаемого результата) и совместном с ребенком анализе достигнутых результатов (что удалось, с чем было трудно справиться, почему, какие шаги нужно предпринять, чтобы достигнуть желаемого результата).

3. Для того чтобы опыт превратился в субъективное, лично знание, накопленной в процессе информацией необходимо поделиться с теми, кто ее не имеет.

Помните старый анекдот про учительницу, которая так долго объясняла материал, что сама уже все поняла, а дети все не понимают? Важная, незаслуженно забытая при обучении часть опыта – это его трансляция другим людям. Не учителю, который проверяет, правильно ребенок что-то сказал или нет, а другим людям, которым эта информация может быть нужна. Простейшие приемы использования этого правила – проведение зарядок для младшеклассников; обучение ровесников тому, чего они еще не умеют.

Во время передачи опыта личное знание, до этого находившееся в пассивном состоянии, не только активизируется, но и «окультуривается» – приближается к знанию общекультурному. Дело в том, что объясняющему задают вопросы, которые возникают у заинтересованных слушателей. Вопросы бывают настолько сложными, что без посторонней помощи (только на основе собственного опыта) на них ответить трудно, а порой просто невозможно. В таких ситуациях на помощь приходит учитель как носитель «объективного знания» на современном этапе цивилизации.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»