Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2009
Методика

Удивительная игра – городки

Нестандартный и захватывающий урок физкультуры – это совсем не что-то нереальное и сложно организуемое. Это может быть просто тщательно продуманное занятие соревновательной и игровой направленности с использованием дифференцированного подхода в отдельно взятом уроке физической культуры. Тогда мотивация учеников к двигательной активности и познавательной деятельности будет банальна и проста: им интересно!

Как повысить интерес?

Для организации более качественных, содержательных и интересных уроков требуется соблюдение следующих условий:

  • наличие хорошей спортивной базы: для каждого учащегося – мяч, скакалка, гантели, лыжи, коньки, другой раздаточный материал и спортивный инвентарь;
  • построение работы на уроке блоками, предусматривающее выполнение основных упражнений из нескольких разделов программы (соединение в одном уроке элементов легкой атлетики и баскетбола; легкой атлетики и волейбола; гимнастики и полосы препятствий; лыжной подготовки и силовой тренировки; баскетбола и волейбола; подвижных игр и средств для развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости);
  • учебно-тренировочная направленность занятия при моторной плотности, приближающейся к 80–95%;
  • неординарный подход к планированию и подготовке каждого отдельно взятого урока – полный отказ от привычной классической формы проведения занятий, за исключением раздела «Гимнастика»;
  • преимущественно фронтальный способ организации занятия;
  • насыщение уроков игровыми и соревновательными заданиями;
  • тщательный медицинский контроль и соблюдение всех правил техники безопасности.

Почти забытая игра

Мы привыкли к тому, что в городки играет лишь небольшое количество взрослых людей. Смеем предположить, что в них практически не играют в большинстве поселков и городов нашей необъятной России. При большом разнообразии других видов спорта постепенно забыли, что это за игра, нет в необходимом количестве любительских площадок, а профессиональные пришли в негодность или просто заброшены, нет организаторов, грамотных специалистов, энтузиастов городошного спорта и т.д. А ведь на любительском уровне в городки можно играть на любом ровном пространстве. Организовать игру для 20 учащихся и провести ее в интересной форме не так уж сложно.

Подготовка площадки

  1. Выбрать ровную горизонтальную земляную площадку размером 30×15 м.
  2. По краю широкой стороны натянуть веревку.
  3. Отмерив от веревки 6–7 м, начертить четыре квадрата – города – с длиной стороны 1,5–2 м. Можно пририсовать к каждому из городов снизу по горизонтали трапеции – пригороды, но можно обойтись и без них.
  4. Используя эту же веревку, натянуть ее вновь параллельно нижней линии города или пригорода, отступив 3–4 м от края – в зависимости от возраста играющих; жирно начертить точно напротив города линии полукона по 1,5–2 м.
  5. В третий раз натянуть веревку на уровне линии полукона. Отмерить от нее 2–4 м и обозначить вторую стартовую линию – линию кона – также длиной 1,5–2 м.
  6. Веревку убрать.

Итак, площадка для игры в любительские городки для четырех команд (по 5–6 участников) готова. На это при хорошей сноровке уходит 20–30 мин. Обновить же площадку по старым линиям разметки не составит труда, делать это можно во время перерывов в игре.

Оборудование для игры

Для каждой команды изготавливают по 2–4 биты длиной 70–80 см из крепких березовых черенков для лопат, которые можно купить в магазине хозяйственных товаров (см. рис. 1).

Рюхи размером 15–20 см (5 шт.), из которых строятся фигуры, также выпиливают из черенков. Рюхи каждой отдельно взятой команды должны быть выкрашены в свой цвет, например в желтый, красный, белый, синий. Для каждой команды нужно предусмотреть по 2–3 запасные рюхи, так как в процессе выбивания фигур они могут потеряться в траве.

Для того чтобы игра шла динамично, без сбоев, нужно изготовить из ватмана большой макет с изображениями и названиями фигур городков (см. рис. 2) и приклеить его к жесткому штативу, изготовленному из фанеры и досок. Ведь на первом этапе игры, да и в дальнейшем смотреть на него, чтобы вспомнить фигуры, придется очень часто.

Статья опубликована при поддержке компании, специализирующейся на предоставлении услуг в сфере деревянного домостроения. Если Вы приобрели загородный участок и хотите поскорее стать полноценным дачником, то, безусловно, Вам стоит присмотреться к предлагаемому компанией брусовому дому 6х6. Во-первых, он строится достаточно быстро - собрать готовый брусовой дом 6х6 метров можно буквально за несколько дней, во-вторых, такие дома практически не дают усадки, поэтому ждать новоселья долго не придется. При этом можете быть уверены, что специалисты компании реализуют проект, как типовой, так и индивидуальный, не только быстро и в строго оговоренные сроки, но и качественно, с учетом всех пожеланий клиента.

Методика обучения

Чтобы быстро научить детей игре, выстраивают их так, чтобы они увидели весь процесс в боковой плоскости, не получив при этом травмы от отскочившей биты или рюхи, т.е. нужно отодвинуть учащихся на 6–7 м от площадки.

Перед построением проводят специальную разминку (12–15 мин.): бег, ОРУ, подвижная игра, выполнение различных движений, имитирующих игру в городки: стойка, замах, бросок.

Затем 3–4 взрослых или заранее подготовленных детей начинают обучающую (разъясняющую) игру (6–8 мин.), сосредоточив внимание ребят на следующем:

  • фигур в игре 15: «пушка», «звезда», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо», «часовые», «тир», «вилка», «стрела», «коленчатый вал», «ракетка», «рак», «серп», «самолет», «письмо»;
  • расстояние от линии броска до фигур рекомендуется варьировать в зависимости от возраста учащихся – менее 5 м с линии полукона и менее 10 м с линии кона. Если большинство ребят не могут попасть в цель, то следует переместить линию ближе;
  • пока предыдущая фигура не выбита из города полностью, последующая не устанавливается;
  • выбивание фигур производится начиная с дальней линии кона и продолжается на линии полукона сразу же после первой выбитой из города рюхи по очереди 2–3 битами подряд, чтобы было интересно;
  • игрок, выполнивший выбивание, сам бежит и приносит использованные биты на исходный рубеж, а затем уходит за линию, безопасную для замаха и броска, – в 2–3 м за линией кона, где находятся все игроки команды;
  • как только последний городок выбивается из плоскости города, вся команда громко кричит: «Есть!», «Ура!», «Готово!», «Второй!», «Пятый!» – и т.п. Следует предоставить им возможность произвольно выразить свои эмоции, сообщая тем самым трем другим командам, что они заработали очередное очко;
  • учитель записывает очередное очко в таблицу на счет команды и объявляет общий счет каждой команды, поддерживая тем самым постоянный интерес детей;
  • игра приобретает все более динамичный характер, в нее включаются все участники.

Методические рекомендации

Игра будет наиболее эффективной и интересной, если:

  • составы команд будут смешанными – мальчики и девочки – и равными по силам. Для этого выбирают капитанов команд, а они, в свою очередь, набирают себе игроков. Поэтому при любом итоге игры обиженных не будет;
  • расстояние от кона и полукона до города следует уменьшить в зависимости от возраста играющих: ситуация успеха необходима – попадать или задевать рюхи дети должны минимум 1 раз из 2–3 использованных подряд бит;
  • места у команд при наличии только одного полигона для игры каждый раз будут новыми;
  • включить негромкую музыку – она добавит положительных эмоций;
  • задавать время игры – от 5 мин. до 1 ч – в зависимости от целей и задач каждой встречи: завершение урока, пауза для отдыха, смена видов деятельности или отдельное состязание;
  • подсчет выбитых фигур будет осуществляться не по количеству затраченных бит, а по скорости выбивания, что поможет оживить игру;
  • для учеников начальной школы будет заранее предусмотрено четыре комплекта любительского оборудования, изготовленного из черенков для граблей;
  • в зависимости от температуры и времени года будет заранее выбрано место для площадки: на асфальте, скошенном газоне, земляном покрытии, на льду, в спортивном зале;
  • правила игры обсуждать заранее перед каждой игрой.

«Городская» физкультура?

Городки можно включать в большинство уроков физической культуры. Учащиеся наверняка полюбят эту игру, и она станет одной из любимых в разделе программы «Подвижные игры». В тренировочном процессе или вне­урочной секционной работе городки можно использовать как отдых – переключение с одного вида деятельности на другой, как разминку, тренировку для развития координационных способностей. С особым успехом уличные городки можно использовать как одно из любимейших средств неформального общения и активного отдыха на летних пришкольных площадках и в загородных лагерях. При желании турнир по городкам можно провести и для 6–8 команд одновременно, организовав его по вышеописанному принципу организации.

Рис. 1. Площадка и инвентарь для игры в городки

 

Рис. 2. Фигуры городков (1 - Пушка, 2 - Звезда, 3 - Колодец, 4 - Артиллерия ,
5 - Пулеметное гнездо, 6 - Часовые, 7 - Тир, 8 - Вилка, 9 - Стрела, 10 - Коленчатый,
11 - Ракетка, 12 - Рак, 13 - Серп, 14 - Самолет, 15 - Письмо)

Владимир Малинин ,
инструктор-методист по физической культуре, ММЦ «Земля – планета людей», г. Нерехта, Костромская обл. ;
Олег Яковлев ,
руководитель ММЦ "Земля - планета людей", г. Нерехта, Костромская обл.