Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2009
В фокусе внимания

Авторская программа

Методические рекомендации по разработке программ

Нам часто приходят письма с просьбой рассказать более подробно о правилах оформления авторской программы. Свои комментарии по этому вопросы дает наш постоянный автор – к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры МГПУ Ильдар Латыпов.

Основа для авторских программ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» основным документом, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является образовательная программа. В системе образования России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным программам относятся следующие:

1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.

Программа – это стратегический план изучения предмета в целом, ориентированный на определенные цели и задачи обучения, отражающий конкретный круг вопросов, последовательность их изучения и распределение по времени в рамках учебного предмета. Она составляется компетентными специалистами с учетом дидактических принципов обучения: научности, доступности, последовательности, системности и др. – и возрастных особенностей учащихся.

Федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта. На основе этого стандарта созданы примерные образовательные программы, рассчитанные на определенное количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента Государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях.

Образовательная область – это набор учебных предметов и интегрированных курсов, входящих в учебный план общеобразовательной школы. Например, образовательную область «физическая культура» составляют учебные предметы: физическая культура и ОБЖ.

Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному учебному предмету примерного (типового) учебного плана. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие ее элементы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета. В ней должно быть раскрыто содержание предмета, указаны рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.

Примерными программами по физической культуре являются:

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура: начальные классы / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5–9-е классы). Средняя (полная) школа (10–11-е классы) / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
  • Примерная программа общего среднего (полного) образования по физической культуре (профильный уровень) / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
  • Примерная программа для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под ред. А.Т. Паршикова. – М.: Просвещение, 2002.
  • Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Погадаев Г.И. Программа физического воспитания учащихся начальной школы (I–IV классы). – М.: Школьная Пресса, 2004.

Примерные программы являются основой для создания рабочих учебных программ и ориентиром при разработке авторских учебных программ.

Рабочая учебная программа

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 32) в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов и элективных курсов.

Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента государственного образовательного стандарта или авторской программы. Она составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или конкретную ступень обучения: например, «Рабочая программа по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–9-х классов».

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога при изучении конкретного предмета реализуются федеральный, региональный, школьный компоненты государственного образовательного стандарта. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  • расширять перечень изучаемых тем, понятий, двигательных действий в пределах, установленных гигиеническими требованиями к максимальной учебной нагрузке;
  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе;
  • конкретизировать и детализировать темы;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять учебный материал по годам обучения;
  • распределять время, отведенное на изучение предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов и учебно-спортивной базы образовательного учреждения;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям учащихся;
  • включать материал регионального компонента по физической культуре, т.е. выбирать его, исходя из поставленных задач методики обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Рабочая учебная программа представляется на утверждение директору образовательного учреждения в начале учебного года. Директор вправе провести экспертизу программы непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта. После этого программа утверждается приказом директора образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям директор накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Следует особо подчеркнуть, что при составлении рабочей учебной программы на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами, учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоение ему авторского права на материал программы.

Структура рабочей программы

Рабочая программа должна содержать титульный лист, пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, содержание разделов и тем учебного предмета, контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень освоения содержания программы, а также список литературы и средств обучения.

Титульный лист – это своего рода визитная карточка программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета – «Физическая культура» – с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей, а также сведения о рецензентах (внутренней и внешней рецензий) и прочие данные о внешней экспертизе программы, например результаты рассмотрения программы на районном (городском) методическом объединении учителей физической культуры. Также следует указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

  • место учебного предмета «физическая культура» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • цели и задачи учебного предмета;
  • роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;
  • новизна и отличия рабочей программы от примерной: межпредметные связи; особенности организации учебного процесса по физической культуре в конкретном образовательном учреждении; предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, а также уровня физической подготовленности учащихся.

Нужно указать, на основе какой конкретной программы – примерной, авторской – разработана данная рабочая программа; внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; используемый учебно-методический комплекс в соответствии с образовательной программой учреждения; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа. Можно представить пояснения к каждому из разделов рабочей программы и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятий.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом «физическая культура»;
  • конечная система знаний, способов деятельности;
  • перечень формируемых умений и навыков, способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.

В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.

Титульный лист (образец)

Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № _____

Программа рассмотрена и одобрена на заседании
педагогического совета ГОУ СОШ № ……
от «___» августа 2009 г. Протокол № ___

Утверждаю
Директор ГОУ СОШ № _____
_______________
Приказ от «___» _________ 2009 г. №__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
с углубленным и расширенным содержанием
образования для учащихся 5–9-х классов

Москва – 2009

Программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по физической культуре и в соответствии с Примерными программами общеобразовательных учреждений по физической культуре:

• Физическая культура. Основная школа (5–9-е классы) / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа подготовлена ________________

Рецензенты ____________________________

Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ государственного образовательного стандарта. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения:

– название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение;

– требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»);

– содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).

Раздел «Контрольно-измерительные материалы» включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, двигательных умений и навыков, а также уровень физической подготовленности обучающихся на предварительном, промежуточном и итоговом этапах изучения предмета «физическая культура».

Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения учебного предмета, возрастным, психическим и физиологическим особенностям обучающихся, функциональному состоянию и уровню их здоровья. При конструировании тестов для оценки уровня физической подготовленности учащихся рекомендуется разрабатывать отдельные тестовые материалы для каждой медицинской группы: основной, подготовительной и специальной.

В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебно-спортивного инвентаря и оборудования, а также дидактических материалов.

Примерный алгоритм составления рабочей программы:

  1. Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.
  2. Оценить имеющуюся учебно-спортивную базу.
  3. Определить содержание (разделы, темы) вариативной части программы.
  4. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем), распределить содержание образования по годам обучения.
  5. Расширить исходя из представленных академических свобод содержание разделов и тем примерной программы.
  6. Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
  7. Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки уровня физической подготовленности учащихся, освоения двигательных действий, а также оценки теоретических знаний и методических умений.

Внедрение рабочей программы

Первый этап. Составленный проект рабочей программы представляется для внутреннего рецензирования учителю физической культуры, имеющему соответствующую квалификацию, руководителю школьного методического объединения (кафедры) или заместителю руководителя учреждения, курирующему физическое воспитание. При этом программа, как правило, рассматривается на школьном методическом объединении учителей физической культуры. Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.

Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям:

• отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления;
• иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения;
• обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета;
• обеспечивать полноту раскрытия целей обучения с включением всех элементов содержания: оригинального учебного материала, описания известных способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, опыта творческой деятельности в физическом воспитании, опыта эмоционально-ценностного отношения к практике физического воспитания и спортивной деятельности.

Второй этап. Рабочая программа с прилагаемой рецензией (заключением методического объединения) представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку. По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования.

Третий этап. В случае положительного заключения педагогического (методического) совета школы рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью. Этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального нормативного документа, регламентирующего реализацию содержания учебного предмета «физическая культура».

Авторская учебная программа

Авторская учебная программа – это результат педагогического творчества автора или коллектива авторов, который должен удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Она создается на основе государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета «физическая культура». Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, поэтому, прежде всего, она должна отвечать общеобразовательным стандартам.

Процесс разработки авторской методической системы занимает довольно длительный период времени. Педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем физической культуры индивидуальной творческой модели педагогической деятельности, требующей внесения авторского начала в целеполагание, отбор и конструирование содержания обучения. В содержании авторской программы должен быть представлен собственный личностный опыт учителя в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности.

Таким образом, под технологией разработки авторских программ следует понимать определенный алгоритм педагогической деятельности учителя. Такая технологическая цепочка может состоять из следующих этапов:

  1. Выбор и обоснование автором своей теоретико-методологической позиции.
  2. Формулирование целей учебного предмета в соответствии с выбранными теоретико-методологическими позициями и целями образования в области физической культуры.
  3. Отбор и структурирование содержания образования в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, которым оно адресуется, с выделением уровней обучения и показателей подготовленности учащихся на каждом из уровней.
  4. Отбор уже существующих или разработка новых, оптимальных для каждой из структурных единиц программы педагогических средств, форм, методов организации процесса обучения и способов взаимодействия педагога и учащихся.
  5. Экспериментальная проверка эффективности обучения и физического воспитания по разработанной программе.
  6. Мониторинг качества авторской учебной программы, направленный на ее корректировку.

Требования к авторским программам

Первое обязательное условие – это соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ общего среднего образования и примерных учебных программ по физической культуре.

Кроме этого, авторская программа должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать современному состоянию науки и передовой педагогической практики, отличаться новизной и оригинальностью;
• иметь направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации;
• соответствовать требованиям системности, преемственности и непрерывности образования;
• иметь психолого-педагогическое обоснование;
• быть обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендации по ее реализации.

Структурно авторская учебная программа должна состоять из пяти основных частей:

1) пояснительная записка;
2) содержание учебного материала;
3) требования к уровню подготовки учащихся;
4) учебно-методическое обеспечение;
5) список литературы.

В пояснительной записке формулируются цели программы, отражающие концепцию школы, уровни развития и направленности интересов учащихся, задачи учебного предмета. Обосновываются актуальность разработки данной программы и ее новизна, показанная на примере ведущих образовательных компонентов, отобранных для данной программы: представлений, понятий, знаний о связях, закономерностях, умений, элементов опыта творческой деятельности и др. При этом кратко анализируются имеющиеся аналоги и обосновываются доводы в пользу предлагаемой программы на основе отсутствия в аналогах того, что она предлагает.

Далее определяется ее место в целостной системе учебных программ общеобразовательного учреждения, описываются принципы построения, общая структура содержания учебного материала, особенности. Отмечаются соответствие программы государственным образовательным стандартам по объему учебного материала и предполагаемым минимальным результатам, ее обеспеченность, обоснование выбора образовательной технологии для реализации в практике обучения и физического воспитания.

Пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали банальности, вроде общих рассуждений о полезности занятий физической культурой и спортом для развития детей, но четко и ясно были сформулированы цели и задачи, новизна, отличие от других программ той же направленности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские «изюминки», которые делают данную программу оригинальной, самобытной как для данного образовательного учреждения, так и для физического воспитания в целом.

Характеризуя направленность учебной программы – а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка, – важно кратко обосновать принадлежность программы именно к данной направленности, а в случае необходимости – приоритетную направленность, а затем отразить ее в иерархии приоритетности целей и задач.

Ключевым элементом пояснительной записки, ее смысловым центром является формулирование целей и задач программы. Основная трудность, которая здесь возникает, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель – это, образно говоря, стратегия авторской программы, фиксирующая желаемый конечный результат.

Из этого же надо исходить и при формулировании задач, которые целесообразно разделить на следующие типы:

1) образовательные: формирование системы знаний, двигательных умений и навыков;
2) оздоровительные: воспитание физических качеств и развитие основанных на них двигательных способностей;
3) воспитательные: формирование морально-волевых и личностных качеств.

Задачи, по сути, есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основе которого и происходит достижение суммарного качественного сдвига в развитии школьника. Можно сказать, что задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации авторской программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

При этом, с одной стороны, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, во-первых, конкретны, во-вторых, достижимы, в-третьих, измеряемы; с другой стороны, учитывая авторский характер учебной программы, следует постараться дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживалась общая оригинальность авторского подхода и усматривался оттенок новизны.

Особенно важно выделить отличия данной программы от уже существующих. Здесь необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и поэтому они, по сути, есть сжатая детализация той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание. Поэтому, характеризуя их, следует максимально избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из вашего личного опыта – как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с вашей тематикой. Отличия могут выражаться в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, использованной вами учебно-методической литературе.

Позитивный результат реализации программы является главным критерием для ее оценки; все новинки, отражающие авторскую оригинальность, – не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно: отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему педагогической деятельности.

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. К сожалению, довольно часто встречаются неточности или приблизительности в описании, иногда снижающие впечатление даже от действительно оригинальных и интересных идей. Следовательно, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль сыграли те новшества, которые вы использовали.

Ожидаемые результаты фиксируются через какие-то конкретные формы, например: качество знаний, двигательных умений и навыков; уровень физической подготовленности; участие в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, олимпиадах по физической культуре и т.д. Это, по сути, реализованные задачи, поставленные вами в программе, а проявление их в процессе обучения, в ходе каких-либо итоговых соревнований, конкурсов – не более чем форма, благодаря которой удастся зафиксировать желаемые вами сдвиги.

В содержании учебного материала приводится структурированное изложение учебных тем каждого раздела с указанием форм, методов организации образовательного процесса; контрольных упражнений и учебных нормативов; ориентировочных показателей физической подготовленности; тестовых заданий для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся. Этот раздел, как правило, занимает значительный объем, и необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Существует одно, но, пожалуй, главное условие, которым надо руководствоваться в данном случае для достижения наилучшего результата, касающееся стиля написания раздела, – он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить как телеграфный стиль. Это означает, что предложения должны быть краткими, не следует использовать сложные обороты речи. Ваша задача – так описать содержание разделов и тем, чтобы читатель мог ясно представить, что вы собираетесь освоить вместе с учащимися на уроках по вашей авторской программе.

Целевая основа программы должна находить отражение в перечне требований к уровню знаний и умений, которые необходимо усвоить школьникам. Данные требования формулируются с учетом соответствующих образовательных стандартов. Данные требования могут быть определены как для каждого раздела, так и для программы в целом.

В составлении учебно-тематического плана, который должен быть выполнен в виде таблиц, особых трудностей почти не возникает, если не забывать про два обстоятельства:

1. Учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием количества теоретических и практических часов, отведенных на каждый раздел и каждую тему.
2. Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания указанных тем должно быть строгое соответствие.

Бывает очень полезно, завершив написание и оформление всей программы, внимательно проверить учебно-тематический план на предмет совпадения с тем, что включено в соответствующий раздел программы, – ее содержание. Иногда здесь случаются чисто технические сбои при компьютерном наборе, особенно при работе с таблицами. Поэтому остается посоветовать очень внимательно и скрупулезно подходить к работе с планом, следить за формулировками тем и разделов, а также вписанными в соответствующие разделы плана цифрами.

Учебно-методическое обеспечение программы. Здесь указывается, какой литературой – учебниками, тетрадями на печатной основе, методическими пособиями, научно-популярной литературой и т.д. – педагог и ученик обеспечиваются в учебном процессе по данной авторской программе. Этот раздел предоставляет педагогу возможность изложить опыт своего педагогического творчества, воплотить собственные методические «изюминки» в процесс физического воспитания учащихся. Именно поэтому при окончательном оформлении данного раздела авторской программы особенно полезна помощь опытного методиста, обладающего необходимыми знаниями, чтобы придать работе наиболее эффективную форму.

Список литературы – заключительный раздел программы. Восприятие этого раздела программы как чисто технического, к сожалению, часто подводит авторов программ. Между тем существуют стандарты библиографического описания литературы. Однако опыт показывает, что очень часто авторы, относясь к этому разделу несколько поверхностно, составляют список литературы, не соблюдая этих стандартов.

Поэтому полезно еще раз повторить несколько банальных правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении списка литературы:

1. Фамилии авторов и названия книг приводятся в алфавитном порядке; инициалы автора приводятся после фамилии.

2. Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство и год издания.

3. Желательно также разделить приводимый вами список литературы на несколько разделов:

1) для педагогов;
2) для учащихся;
3) для родителей, если это предусмотрено особенностями программы.

Затем проводится работа, связанная с окончательным оформлением, экспертизой и утверждением авторской учебной программы, а также с обеспечением условий для ее включения в реальный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Внедрение авторской программы

Инновационный характер содержания авторской программы, используемых педагогических технологий и методик обучения и физического воспитания обусловливает необходимость проведения апробации и экспертизы программы. К представляемой на экспертизу авторской учебной программе рекомендуется приложить рецензии специалистов и организаций, признанных компетентными в данной области знаний.

Органы управления образованием в ходе проведения апробации и экспертизы могут прийти к заключению о соответствии или несоответствии авторской программы предъявляемым к ней требованиям и вынести решение о возможности или недопустимости ее использования в учебном процессе. Ограничение образовательного учреждения в праве на разработку авторских учебных программ или лишение ее этого права в компетенцию органов управления образования не входит.

Фото В.Строковского

Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва