Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2009
Методика

День туриста

Методика проведения


В нашей школе много традиций – одной из них является проведение Дней туриста. В таких общешкольных мероприятиях принимают участие не только все ученики, но и учителя. Мы предлагаем вашему вниманию программу проведения праздника, который ежегодно проводится в конце сентября и посвящен Всемирному дню туризма.

Цели и задачи:

  • укрепление здоровья;
  • формирование у учащихся интереса к занятиям туризмом;
  • формирование туристских умений и навыков;
  • определение лучших класс-команд;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Организация праздника

Для подготовки и проведения данного мероприятия создается штаб в следующем составе: директор школы – начальник штаба, учителя физкультуры, а также министр физкультуры и спорта школьной Думы. Штаб разрабатывает и доводит до сведения классных руководителей и учащихся Положение о проведении Дня туриста, готовит программу мероприятия для разных возрастных групп, руководит подготовкой необходимого снаряжения и документации, назначает членов судейской бригады и занимается их подготовкой. В состав бригады входят представители штаба, педагоги, не имеющие классного руководства, опытные туристы, медицинская сестра школы.

Все учащиеся делятся на четыре возрастные группы:

  • первая – 1–4-е классы;
  • вторая – 5–6-е классы;
  • третья – 7–8-е классы;
  • четвертая – 9–11-е классы.

Класс-команды первой и второй возрастных групп за неделю до мероприятия получают маршрутные листы с указанием в нем маршрута движения и краеведческого задания.

Класс-команды третьей и четвертой возрастных групп участвуют в туристической эстафете, соревнованиях «Поиск клада», различных конкурсах.

Накануне праздника все классы подают заявки, где указываются количество участников и наличие медицинского допуска.

Программа

Праздник начинается с общего построения на спортивной площадке. После небольшой торжественной части команды первой и второй возрастных групп уходят по своим маршрутам. Команды третьей и четвертой возрастных групп получают карты с указанием маршрута движения и времени прибытия на поляну соревнований. Каждая возрастная группа движется по своему маршруту.

Туристическая эстафета

Проводится в виде полосы препятствий на поляне заданий. От каждого класса выступает команда из 6 человек: – 4 мальчика (юноши) и 2 девочки (девушки). Перед стартом команды получают маршрутные листы, в которых судьи на каждом этапе делают отметки о результатах работы команды и времени прохождения этапа.

Этапы эстафеты

1. Связывание узлов.
2. Определение азимута на предмет и по карте.
3. Определение и вычерчивание топографических знаков.
4. Переправа по параллельным веревкам.
5. Определение расстояния до недоступного предмета и расстояния по карте.
6. Спуск по склону.
7. Подъем по склону.
8. Переправа по бревну через реку или овраг.

На прохождение всей эстафеты дается общее контрольное время (ОКВ). Прохождение командой каждого этапа также ограничивается контрольным временем (КВ). В случае превышения КВ на данном этапе команда прекращает работу и уходит далее по маршруту. В случае превышения ОКВ команда перемещается в конец турнирной таблицы данного вида соревнований.

Результат определяется по сумме времени прохождения командой дистанции и штрафного времени, полученного на этапах.

Поиск клада

Каждый класс выставляет на этот вид соревнований команду из 4 человек: 2 девочек (девушек) и 2 мальчиков (юношей).

Дистанция включает четыре этапа. Прохождение всей дистанции ограничивается ОКВ.

Перед стартом каждой команде выдается карта местности с обозначенными на ней контрольными пунктами (КП) первого этапа и местом нахождения ключа на прохождение второго этапа. Количество этих ключей ограничено, поэтому по окончании первого этапа из соревнований выбывает несколько команд, которые передвигаются на финиш. Их места определяются по наименьшему времени прохождения первого этапа и сумме баллов, полученной за найденные КП.

После прохождения второго этапа выбывает еще несколько команд, не взявших ключ на третий этап. Эти команды также двигаются на финиш. Их места распределяются по времени прохождения двух этапов, сумме баллов, полученных за найденные КП двух этапов и баллов за взятый ключ.

На третий этап проходят две команды. Одна из них после этого этапа выбывает и движется на финиш. Ее место определяется по времени прохождения трех этапов, сумме баллов, полученных за найденные КП трех этапов, и баллов за взятые ключи второго и третьего этапов.

На последний – четвертый – этап выходит одна команда, которая и пытается найти клад. Она становится победительницей. Ее результат определяется количеством баллов за найденные КП всех этапов, баллов за взятые ключи второго, третьего и четвертого этапов и за найденный клад.

Количество баллов, начисляемых за найденные КП и ключи, на разных этапах неодинаково. Их стоимость возрастает по мере прохождения этапов: например, КП и ключ на третьем этапе имеют большую стоимость, чем на втором. Клад имеет наибольшую стоимость

.

Место нахождения клада расположено вблизи поляны соревнований, чтобы процесс поиска был виден всем участникам.

Конкурсы

Конкурс поваров. Каждый класс представляет одно блюдо, приготовленное и оформленное на месте соревнований.

Конкурс биваков. Оценивается состояние лагеря и ближайшей территории, соблюдение правил поведения и режимных моментов дня.

Конкурс художественной самодеятельности. Каждый класс представляет 1–2 номера на туристическую тематику – песни, сценки и т.д.

Награждение победителей и закрытие праздника

Награждение проводится как по отдельным конкурсам и видам соревнований, так и в общекомандном зачете по каждой возрастной группе. В последнем случае победители определяются по наименьшей сумме мест по всем видам соревнований.

Класс-команды первой и второй возрастных групп сдают в штаб оформленные маршрутные листы и выполненные краеведческие задания через три дня после проведения Дня туриста.


Фото Т.Белоножкиной

 

Евгений Минутин ,
учитель физической культуры, МОУ «Пестяковская СОШ», п. Пестяки, Ивановская обл.