Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2009
Методика

Праздник гимнастики

В нашей школе сложилась традиция – ежегодно под Новый год устраивать праздник гимнастики, перед которым дети изучают все гимнастические и акробатические упражнения на 16 уроках физической культуры. Во время подготовки к соревнованиям ученики не только состязаются в силе и ловкости, отрабатывают технику выполнения упражнений, но и узнают много нового о знаменитых советских и российских гимнастах.

Предварительная подготовка

На предпоследнем уроке в каждом классе проводятся соревнования по гимнастике, но не по всем разученным гимнастическим и акробатическим упражнениям, а только по некоторым из них. Затем упражнения объединяются в простейшие комбинации на низкой перекладине, в равновесии, а также в акробатические соединения. На празднике гимнастики дети уже демонстрируют предложенные им связки упражнений.

Программа соревнований

1-й класс

Упражнения на равновесие (девочки и мальчики)

Ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх – вниз с движениями рук на каждые два шага.

Низкая перекладина и акробатика

Девочки

Низкая перекладина

Акробатика

Вис стоя сзади.
Вис стоя.
Вис на согнутых руках

И.п. – о.с.
1 – сед углом;
2 – перекат назад в группировке;
3 – упор присев;
4 – и.п.

 

Мальчики

Низкая перекладина Акробатика
Вис стоя сзади.
Вис завесом на одной ноге.
Вис стоя сзади
И.п. – о.с.
1 – упор присев;
2 – прыжком упор лежа;
3 – упор присев;
4 – перекат назад;
5 – упор присев;
6 – и.п.



 


2-й класс

Упражнения на равновесие (девочки и мальчики)

Ходьба по гимнастической скамейке со стилизованными шагами польки, а также выполнение упражнений для 1-го класса.

Низкая перекладина и акробатика

Девочки

Низкая перекладина Акробатика
Вис на согнутых руках.
Вис завесом на одной ноге.
Вис стоя сзади
И.п. – лежа на спине.
1 – стойка на лопатках, согнув ноги;
2 – полупереворот назад в стойку на коленях

 

 

Мальчики

Низкая перекладина Акробатика
Вис стоя сзади.
Вис завесом на двух ногах.
Вис стоя сзади
И.п. – лежа на спине.
1 – стойка на лопатках с прямыми ногами;
2 – упор присев;
3 – кувырок вперед;
4 – и.п.

 

 

 

3-й класс

Упражнения на равновесие (девочки и мальчики)

Выполнение упражнений при ходьбе по гимнастической скамейке:

1 – три шага, поворот налево;
2 – три приставных шага левым боком;
3 – поворот кругом;
4 – три приставных шага правым боком;
5 – соскок прогнувшись.

Низкая перекладина

Девочки и мальчики выполняют комбинацию для 2-го класса.

Акробатика

Девочки

И.п. – лежа на спине.
1 – «мост»;
2 – лечь на спину;
3 – переворот в упор лежа;
4 – упор присев;
5 – встать прыжком прогнувшись.

Мальчики

И.п. – о.с.
1 – кувырок назад в упор стоя на коленях;
2 – упор присев;
3 – встать прыжком прогнувшись.

4-й класс

Упражнения на равновесие (девочки и мальчики)

Учащиеся выполняют комбинацию для 3-го класса.

 

Низкая перекладина

Девочки Мальчики
И.п. – вис стоя.
1 – толчком двух ног – упор;
2 – переворот вперед;
3 – вис присев;
4 – и.п.
И.п. – вис стоя.
1 – толчком двух ног – упор;
2 – передвижение влево в упоре;
3 – передвижение вправо в упоре;
4 – соскок

 

Акробатика

Девочки Мальчики
И.п. – лежа на спине.
1 – «мост»;
2 – лечь на спину;
3 – переворот в положение лежа на животе с опорой на руки;
4 – прыжком упор присев;
5 – и.п.
И.п. – о.с.
1 – кувырок вперед;
2 – кувырок назад в упор на коленях;
3 – прыжком упор присев;
4 – и.п.

 

Подготовка к празднику

Учителя начальных классов заранее изучают список победителей соревнований в классах, Положение о соревнованиях и программу праздника, а также место, где будут располагаться зрители.

На последнем уроке по теме «Гимнастика» дети знакомятся с историей развития этого вида спорта, с достижениями знаменитых советских и российских гимнастов.

Беседы о гимнастике

1-й класс

Учитель показывает детям фотографию.

– На этой фотографии, – говорит он, – самая известная гимнастка планеты Лариса Латынина выступает в вольных упражнениях. Это различные акробатические упражнения: ритмично сменяющиеся стойки, прыжки, кувырки и другие упражнения, даже те, которые вы уже успели немного освоить.

Один из основоположников советской гимнастики сказал, что задача гимнастики – сохранять здоровье, увеличивать мышечные силы в объеме и крепости.

Что вы знаете из истории гимнастики?

Выслушав ответы учеников, учитель рассказывает, что в систему гимнастики, сложившуюся в Древней Греции, помимо физических упражнений, верховой езды, плавания, танцев, входили публичные состязания в беге, прыжках, метании копья и диска, борьба, кулачные бои, езда на колесницах.

– Если на современных соревнованиях боксер или борец может получить только одну медаль, то у гимнастов таких шансов больше: они могут завоевать несколько золотых медалей даже на одном крупном соревновании. Так, например, советская гимнастка Лариса Латынина девять раз побеждала в составе сборной команды СССР на Олимпийских играх. Вот почему ее называют спортсменкой планеты.

С 1960-х годов блестящая техника советских гимнасток продолжает вызывать восхищение у зрителей: «русские березки», «чародейки» – невозможно даже перечислить все те сравнения и эпитеты, которыми награждают их тысячи и тысячи людей из разных стран.

И о вас в скором времени заговорят так же, если вы будете серьезно заниматься гимнастикой – выполнять дома упражнения, разученные на уроках физической культуры, и запишетесь в спортивную школу.

2-й класс

Учитель показывает детям фотографию.

– На каком снаряде выступает элегантный, с непременной улыбкой и выразительной мимикой российский спортсмен Алексей Немов – четырехкратный олимпийский чемпион?

Выслушиваются ответы детей.

По определению В.И. Даля, гимнастика, или ловкосилие, – это «искусство укреплять тело человеческое и делать его сильным, ловким и гибким, упражняя его в телодвижениях; бег, прыжки, скачка, ломка, лазанье, плаванье, борьба…»; гимнаст, или гимнастик, – «ловкосил, знающий все приемы телесного упражнения…».

Гимнастика – ловкосилие: искусство
укреплять тело человеческое и делать
его сильным, ловким и гибким, упражняя
его в телодвижениях; бег, прыжки, скачка,
ломка, лазанье, плаванье, борьба…

Гимнастик (гимнаст, гимнастёр) – ловкосил,
знающий все приемы телесного упражнения…

В.И. Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка


Гимнастику, бесспорно, можно назвать царицей спорта: спортсмены-гимнасты всегда купались в лучах всеобщего признания и славы.

Помните, что, занимаясь спортивной гимнастикой, искусно укрепляя свое тело, вы развиваете физические способности: силу, ловкость, гибкость и др. Гимнастические упражнения способствуют укреплению мышц рук, живота, спины, ног – самых крупных мышц человека.

Со временем и вы сможете так же красиво выполнять гимнастические упражнения на брусьях, как российский спортсмен Алексей Немов. Сделать свое тело сильным, ловким и гибким вы сможете, если будете настойчиво и заниматься гимнастикой на уроках физической культуры и самостоятельно повторять их дома и запишетесь в спортивную секцию гимнастики. Туда принимают детей 6–7 лет, т.е. вашего возраста, а участвовать в соревнованиях вы сможете с 10–11 лет. Но помните, что самостоятельные занятия гимнастикой не следует начинать без совета врача и разрешения родителей.

Очень важно поддерживать чистоту кожи – после занятий обязательно надо принять теплый душ.

3-й класс

Учитель показывает детям фотографию.

– На каком снаряде соревнуется одна из самых красивых российских девушек – Людмила Турищева, четырехкратная олимпийская чемпионка?

Выслушиваются ответы детей.

– Ширина бревна – всего 10 см. А Людмила Турищева и другие спортсменки выполняют сложные перевороты, стойки, повороты, прыжки, фляк, сальто и другие сложнейшие упражнения так легко и грациозно, словно это вольные упражнения, и создается впечатление, будто спортсменки выступают на ковре.

На уроках физической культуры вы разучили отдельные упражнения, только не на бревне, а на скамейке.

Гимнаст – спортсмен,
занимающийся гимнастикой,
человек, искусный в
гимнастических упражнениях.

С.И. Ожегов.
Толковый словарь русского языка

Гимнастика, по определению С.И. Ожегова, – это «совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма».

Что вы знаете из истории этого вида спорта?

Выслушав ответы детей, учитель рассказывает им: ранее считалось, что занятия гимнастикой – это долг каждого гражданина, потому что они развивают силу, укрепляют мужество и твердость духа, а пренебрежение ими вызывает трусость и апатию.

– В царской России занятия гимнастикой были уделом малочисленных кружков в нескольких городах. Не было спортивных залов, гимнастические снаряды считались редкостью, и на гимнастов, как вспоминал Гиляровский, «смотрели как на дикарей».

С 1960-х годов искусство советской гимнастики покорило мир. На ХХ Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене зрители, затаив дыхание, смотрели на выступление российской гимнастки Людмилы Турищевой. Искали и не находили слов, чтобы выразить свое восхищение, светлую радость, которую приносит такое искусство.

Гимнаст – «спортсмен, занимающийся гимнастикой, человек, искусный в гимнастических упражнениях» (С.И. Ожегов).

Вы уже знаете, что в школе на уроках физической культуры с первого класса используют сочетание гимнастических упражнений с основами акробатики. Когда-то эти занятия считались более значимыми, чем грамота, поэзия, музыка и рисование. Они также помогают работе дыхательной системы. Но необходимо помнить, что при занятиях гимнастикой следует избегать задержки дыхания.

4-й класс

Учитель показывает детям фотографию.

– Как называется снаряд, на котором выполняет упражнения Виктор Чукарин – чемпион Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года и в Мельбурне 1956 года, обладатель семи золотых олимпийских медалей? – спрашивает учитель.

– Перекладина.

– Ранее этот снаряд называли турником, и по сей день некоторые из нас говорят: «Пойду позанимаюсь на турнике». Турники можно было увидеть во дворах: два столба, врытые в землю, а между ними – труба. Сейчас чаще всего устанавливают турники, изготовленные из металлических труб. Современный снаряд перекладина – это прочная и легкая конструкция. Вместо деревянных столбов используют металлические выдвижные стойки, которые можно поднимать и опускать на нужную высоту. Трубу заменяет удобный для хвата гриф. И вы тоже скоро будете заниматься на перекладине, только на низкой.

«Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития» (Большой энциклопедический словарь).


Что вы знаете из истории развития гимнастики?

Выслушав ответы детей, учитель рассказывает о том, что известно из литературных источников. В России в 1883 году было создано Русское гимнастическое общество. В нем состояли писатели А.П. Чехов и знаменитый «дядя Гиляй» – писатель Владимир Гиляровский. В 1897 году на соревнованиях по гимнастике в Белграде он был удостоен звания «Наибольшего витязя». Много лет прошло с той поры.

– С 1960-х годов разработанная специалистами система специально подобранных физических упражнений и методических приемов вызывает во всем мире большое уважение и любовь к советским и российским гимнастам. С 1970-х годов у современной советской и потом уже у российской гимнастики появилось особенное свойство – молодость. Молодые российские гимнасты и гимнастки продолжают побеждать на международных соревнованиях, как побеждали в свое время Виктор Чукарин и многие другие. Одним из примеров может служить победа 16-летнего советского гимнаста Дмитрия Билозерчева на первенстве мира в 1983 году, а также в 1988 году на Олимпиаде в Сеуле – три золотые медали.

Не забывайте, что регулярные самостоятельные занятия гимнастикой дома способствуют развитию основных физических способностей, помогают работе центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. При самостоятельных занятиях гимнастикой следует регулировать физическую нагрузку по скорости и продолжительности, соблюдать требования безопасности, о которых мы с вами говорили на первом уроке гимнастики.

В заключение беседы о гимнастике в каждом классе учитель сообщает детям, что в школьном спортивном зале состоится праздник гимнастики (указать, когда), и приглашает всех прийти на соревнования.

А судьи кто?

Для четкой организации и проведения праздника создаются судейские бригады из числа пятиклассников и их помощников-десятиклассников. Они приходят в спортивный зал за час до начала мероприятия и под руководством организаторов готовят места соревнований в соответствии с требованиями безопасности.

Бригада судей обеспечивает судейство выступления на низкой перекладине: протирает гриф сухой ветошью и зачищает наждачной бумагой, проверяет надежность креплений, укладывает гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной, проверяет устойчивость и исправность гимнастических скамеек, на которых будут соревноваться мальчики.

Другая судейская бригада так же готовит оборудование для проведения соревнований среди девочек, а третья – для соревнований по акробатике среди мальчиков и девочек: укладывает три гимнастических мата так, чтобы между ними не было проемов.

Все судьи готовят трафареты для открытого судейства. Наивысший балл – 5,0. Целое количество баллов пишут на одной странице раскрытой тетради, десятые доли – на другой.

Секретарь судейской бригады фиксирует отметки в протоколе и таким же образом показывает итоговую отметку.

С судьями предварительно проводится инструктаж о том, как оценивать выступление участника в каждом виде соревнований. Форма одежды судей должна быть единой.

Помощники судей из числа старшеклассников на стене спортивного зала укрепляют транспарант: «Привет участникам соревнований!». В центре зала устанавливают пьедестал почета. Помощники закрепляют поперек зала четыре тесьмы с разнофактурным цветным материалом – волчий гон размером 1,5×0,6 м.

Трое судей готовят награды: грамоты, значки, призы, подарки.

Сценарий праздника

1. Вход участников и общая разминка, которую проводит заранее подготовленный старшеклассник.

2. Сдача рапорта старшеклассником главному судье соревнований.

3. Вступительное слово главного судьи.

Шесть судей из числа учащихся 5-х классов, одетых в красивую форму с лентами, выносят спортивный флаг под музыкальное сопровождение – спортивный марш.

4. Подъем флага победителем школьных соревнований в подтягивании на высокой перекладине.

5. Организатор соревнований представляет каждого судью и сообщает класс, в котором тот учится. Представленный судья направляется на место соревнований. Далее организатор напоминает участникам о требованиях техники безопасности:

Запрещается:

– подходить к месту соревнований и выполнять упражнение без разрешения судьи;
– выполнять упражнения на перекладине с влажными ладонями;
– при выполнении упражнения другим участником находиться рядом.

При выполнении прыжков и соскоков приземляться следует мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

В случае возникновения боли, потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить соревнования и сообщить об этом судье и дежурному классному руководителю.

Необходимо соблюдать правила поведения и требования техники безопасности. Участник, нарушивший эти правила, снимается с соревнований;

По окончании соревнований переодеть спортивную одежду и обувь.

Тщательно вымыть лицо и руки с мылом, а придя домой, принять душ.

6. Организатор подает команду: «Приступить к соревнованиям!».

Все мальчики рассаживаются на гимнастические скамейки около низкой перекладины, затем начинают выполнять упражнения на ней, а все девочки – на противоположной стороне и выполняют акробатические упражнения.

Гимнастика – система специально
подобранных физических упражнений
и методических приемов, применяемых
для укрепления здоровья, гармонического
физического развития.

Большой энциклопедический словарь


7. Как только будут определены победители в параллелях на любом из видов соревнований, организатор подает команду: «Последний на снаряде!», а затем: «Внимание!», после чего победители выстраиваются в шеренгу и выходят к пьедесталу почета для награждения. Награды на подушечках, размер которых должен соответствовать размеру грамоты или быть чуть длиннее и шире, выносят четыре ученика из группы знаменосцев. Победителей награждают по очереди главный судья соревнований, классный руководитель, представитель родительского комитета, лучшая спортсменка или спортсмен школы, капитан одной из сборных команд школы, победитель районных соревнований и т.д.

8. По окончании церемонии награждения организатор подает команду: «Продолжить соревнования!». Затем девочки и мальчики приступают к выполнению упражнений на равновесие на гимнастической скамейке.

9. Третьим видом состязаний у девочек является выполнение упражнений на низкой перекладине, у мальчиков – акробатических упражнений.

10. В четвертом виде – соревнованиях по утренней гимнастике – участвует сборная команда каждого класса – 3 девочки и 3 мальчика – из числа выступавших ранее. Комплекс упражнений, разученный в подготовительной части нескольких уроков физической культуры, выполняется под музыкальное сопровождение. В этом виде соревнований определяются 1-е, 2-е и 3-е места среди всех сборных команд. Судейство обеспечивают те же бригады судей, что и ранее.

11. В спортивном зале в течение всего времени соревнований должна присутствовать медицинская сестра с аптечкой для оказания первой помощи.

Закрытие праздника

1. Награждение победителей соревнований по утренней гимнастике.

2. Благодарность главного судьи участникам соревнований, судьям и организаторам.

3. Благодарность организатора праздника.

4. Организованный выход из спортивного зала участников соревнований, судей и зрителей.

Ко времени возвращения учеников в школу после зимних каникул фотокорреспонденты выпускают фотогазету о проведении праздника гимнастики.

Виктор Верхлин ,
г. Москва