Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2009
Методика

Оценивание на уроках ЛФК

Нужно ли оценивать деятельность учащихся на уроках лечебной физкультуры? Если нужно, то как? Татьяна Проценко из московской школы «Премьер» предлагает использовать критериальную систему оценивания на таких занятиях.

Определяем критерии

На уроках лечебной физкультуры оценивается знание и понимание учащимися изучаемого материала, правильность составления комплекса упражнений и его исполнение, техника выполнения предложенных упражнений, а также отношение ученика к работе.

В связи с этим можно использовать следующие критерии оценивания:

  • критерий А – знание и понимание материала;
  • критерий B – составление собственной композиции;
  • критерий С – техника исполнения;
  • критерий D – отношение к работе.

Рассмотрим пример оценивания учащихся 5–7-х классов при изучении упражнений, направленных на укрепление осанки.

5-й класс

Отметка Критерий А Критерий B Критерий C Критерий D
«5»
Знание и соблюдение гигиенических требований на занятиях ЛФК
Самостоятельно составить комплекс упражнений для формирования правильной осанки (3–4 упражнения) и продемонстрировать его на занятиях ЛФК Умение самостоятельно – без помощи учителя – четко корректировать осанку: положение головы, живота, таза, ног, плеч – в пространстве и стоя у опоры. Удержание правильной позы в течение 30 сек. Осознанное выполнение предлагаемых упражнений с учетом замечаний учителя по коррекции осанки. Формирование правильного отношения к своему здоровью. Ответственное отношение к дисциплине. Посещаемость занятий – 100%
«4»
Относятся ли нарушение осанки и плоскостопие к нарушениям опорно-двигательного аппарата? Какие причины способствуют возникновению подобных нарушений?
Неуверенный показ составленного комплекса упражнений Умение корректировать осанку с помощью учителя в пространстве и стоя у опоры. Удержание правильной позы в течение 30 сек. То же при посещаемости занятий 70–100%
«3» Незнание и несоблюдение одного из вышеперечисленных положений Комплекс составлен несамостоятельно и плохо продемонстрирован Удержание правильной позы в течение менее 30 сек. То же при посещаемости занятий 50–70%
«2» Незнание материала Комплекс не составлен Удержание правильной позы в течение менее 10 сек. То же при посещаемости занятий менее 50%

 

6-й класс

Отметка Критерий А Критерий B Критерий C Критерий D
«5» Знание и соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований на уроке ЛФК.
Что такое осанка? Каковы основные средства ее формирования? Каково значение правильной осанки в жизни человека?
Самостоятельно составить комплекс упражнений для формирования правильной осанки (8–10 упражнений) и продемонстрировать его на занятиях ЛФК Умение самостоятельно корректировать осанку: положение головы, плеч, живота, ног – в пространстве и стоя у стены. Умение удержать правильную позу в течение 40–45 сек. Осознанное выполнение предлагаемых упражнений по формированию правильной осанки. Умение продемонстрировать эстетическое положение тела в пространстве. Ответственное отношение к дисциплине. Посещаемость занятий – 100%
«4» Незнание одного из вышеперечисленных вопросов Неуверенный показ составленного комплекса упражнений Умение корректировать осанку с помощью учителя. Удержание правильной позы в течение 30–40 сек.

То же при посещаемости занятий 80–100%

«3»

Незнание и несоблюдение двух из вышеперечисленных вопросов

Комплекс составлен несамостоятельно и плохо продемонстрирован То же. Удержание правильной позы в течение 15–30 сек.

То же при посещаемости занятий 50–80%

«2» Незнание материала

Комплекс не составлен

То же. Удержание правильной позы в течение менее 15 сек. То же при посещаемости занятий менее 50%

 

7-й класс

Отметка Критерий А Критерий B Критерий C Критерий D
«5»
Значение правильной осанки в жизни человека. Какие средства формируют осанку? С помощью каких упражнений укрепляется мышечный корсет?
Самостоятельно составить комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (4 упражнения для мышц спины, 4 – для мышц брюшного пресса, 4 – для боковых мышц туловища) и продемонстрировать его на занятиях ЛФК Умение самостоятельно корректировать осанку и удерживать правильное положение тела в пространстве в течение 90 сек. Осознанное выполнение упражнений по формированию осанки. Умение самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, добиваясь при этом эстетичного положения тела. Посещаемость занятий – 100%
«4» Незнание одного из вышеперечисленных вопросов Неуверенный показ составленного комплекса упражнений Корректирование осанки с помощью учителя и удержание положения тела в пространстве в течение 60–90 сек.

То же при посещаемости занятий 90–100%.

«3»

Незнание двух из вышеперечисленных вопросов

Комплекс составлен несамостоятельно и плохо продемонстрирован То же. Удержание правильной позы в течение 30–60 сек.

То же при посещаемости занятий 50–90%

«2» Незнание материала

Комплекс не составлен

То же. Удержание позы в течение менее 30 сек.

То же при посещаемости занятий менее 50%

Итоговое оценивание

Можно поставить отметки по каждому из критериев, а можно суммировать все отметки (баллы) и поставить ученику одну общую отметку по итогам пройденной темы. Безусловно, значимость такой отметки будет выше, так как это и будет итоговая отметка за контрольную работу по данной теме.

При итоговом оценивании все отметки (баллы) по критериям суммируются и переводятся в итоговую отметку по пройденной теме по специальной шкале перевода (см. таблицу 1).

Таблица 1

Шкала перевода суммы баллов по критериям в итоговую отметку

Сумма баллов по критериям Итоговая отметка
18–20
«5»
14–17 «4»
11–13 «3»
8–10 «2»


Татьяна Проценко ,
АНО «Школа “Премьер”», г. Москва