Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Спорт в школе»Содержание №14/2009
Методика. Адаптивная физкультура

Азбука здоровья

Нетрадиционная лечебная физкультура

Специальными исследованиями доказано, что дети с отклонениями в развитии чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, имеют нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям, особенно простудным. Противостоять им помогают нетрадиционные оздоровительные методики, используемые на занятиях ЛФК.

109 шагов по ручью

Так начинают свое утро тибетские монахи. Чтобы последовать их советам, нужно наполнить таз щебнем и налить в него холодную воду, затем встать туда босыми ногами и начать переступать с ноги на ногу на месте – сначала медленно, затем быстрее. Чтобы не простудиться, начинать следует с нескольких шагов, постепенно увеличивая их количество до 109. Такое сочетание холодной воды и массажа стоп, на которых расположено много активных зон, благотворно влияет на закаливание, а это, как известно, прочный щит от многих болезней, эффективное средство профилактики плоскостопия, а также для улучшения настроения.

Алфавит телодвижений

Методика, предложенная профессором А.А. Дмитриевым, способствует выработке устойчивой, правильной осанки, развитию и сохранению гибкости позвоночника, предотвращению его деформации, укреплению мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата.

Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга.

Движения, выполняемые при показе той или иной буквы, как правило, знакомы и доступны детям младшего школьного возраста. В Алфавит телодвижений входят: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы и другие упражнения (рис. 1).

Движения рук применяются при показе букв Б, Г, Д, О, У и т.д. Они осуществляются как левой, так и правой рукой: отведением рук в стороны, сгибанием их в локтевых суставах. Движения ног используются при показе букв Б, В, Ь, Ъ, Я и др. Некоторые буквы можно изобразить при помощи наклонов туловища: влево – Е, С, вправо – З, Э, вперед – М, П, а буквы Ъ, Й – движениями головы. Приседы и полуприседы используются для изображения букв Д, Ж, Н, Щ.

После усвоения детьми телодвижений, изображающих отдельные буквы, можно использовать комплексы упражнений, составленные из специально разработанных телодвижений, соответствующих определенным буквам, в легко выполняемой последовательности.

Статья опубликована при поддержке Интернет магазина «Сотни книг». Богатый выбор детской литературы на русском и украинском языках, канцтоваров для школьников и многое другое – все это можно найти здесь, в интернет магазине «Сотни книг». Посетите официальный сайт магазина http://sotniknig.com.ua и ознакомьтесь подробнее с его каталогом товаров.

Спортивный букварь

Комплекс 1 (ЛХМ)

И.п. – стойка ноги врозь (буква Л).

1 – руки вверх, в стороны (буква Х), сделать глубокий вдох, прогнуться и потянуться;

2 – наклон вперед, руки вперед (буква М), сделать выдох;

3–4 – и.п.

Комплекс 2 (ИФОТ)

И.п. – о.с. (буква И).

1 – руки на пояс (буква Ф);

2 – дугами кверху руки вверх (буква О);

3 – руки в стороны (буква Т);

4 – и.п.

Комплекс 3 (ИОПН)

И.п. – о.с. (буква И).

1 – руки вверх, ладони сложить над головой (буква О);

2 – наклон вперед (буква П);

3 – упор присев (буква Н);

4 – и.п.

Комплекс 4 (ЖЕЗ)

И.п. – широкая стойка.

1 – полуприсед, руки вверх – в стороны, полусогнуты в локтях (буква Ж);

2 – наклон влево, руки согнуты в локтях под углом 90° (буква Е);

Рис. 1. Алфавит телодвижений

 

3 – наклон вправо, руки образуют полукруг (буква З);

4 – и.п.

Комплекс 5 (ИТУР)

И.п. – о.с. (буква И).

1 – руки в стороны (буква Т);

2 – левую руку вниз, правую руку вверх – в сторону (буква У);

3 – правую руку вниз, левую руку на пояс (буква Р);

4 – и.п.

Комплекс 6 (ИЬБВ)

И.п. – о.с. (буква И).
1– левую ногу согнуть и отвести в сторону, поставив на носок (буква Ь);
2 – левую руку в сторону (буква Б);
3 – левую руку на пояс (буква В);
4 – и.п.

Учащиеся могут выполнять данные комплексы упражнений как на уроках физической культуры, так и во время физкультминуток на обычных уроках, а также на занятиях ЛФК и во внеурочной деятельности. Это эффективное средство оздоровления и коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями.

Точечный массаж

Эту методику можно использовать в заключительной части любого занятия. Она заключается в массаже отдельных точек, что, как утверждают китайцы, приносит счастье, долголетие и радость.

Одна точка – хэ-гу – находится на руке между большим и указательным пальцами, в большой впадине (рис. 2). Ее можно массировать на обеих руках при любом недомогании.

Рис. 2. Точка хэ-гу

Другую точку разыскать тоже совсем не трудно. Надо положить ладонь на колено, чуть растопырив пальцы, тогда под четвертым из них и окажется самая удивительная точка – цзу-сань-ли (рис. 3). Массаж производится круговыми движениями пальцев в ямочке по часовой стрелке.

Рис. 3. Точки ду-би (вверху) и цзу-сань-ли (внизу)

Под самыми коленями находятся еще две точки. Они называются ду-би (см. рис. 3), что в переводе означает «нос теленка». Их нужно потереть. Заканчивать массаж этих точек необходимо легким поглаживанием.

Используя все перечисленные методики, можно даже обойтись без лекарств.

Ирина Самохвалова ,
учитель физкультуры Введенской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями, Курганская обл.

TopList