Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2009
Методика

Вместе мы достигнем большего

В настоящее время общеобразовательная школа работает в условиях реформы. Новое содержание учебных программ, а следовательно, и учебников может в известной степени увеличить объем учебной нагрузки. Существует мнение, что возможности разгрузки учащихся следует искать не в сокращении объема учебного материала, а в большей упорядоченности, лучшей организации режима учебы и отдыха, в частности активного. Это позволит школьникам овладеть большим объемом знаний, повысить успеваемость, а также улучшить свое здоровье и физическое развитие. Добиться этого возможно лишь совместными усилиями педагогов, врачей, детей и родителей.

Прежде всего мы – родители

В упорядочении двигательного режима школьников должны быть в первую очередь заинтересованы родители учащихся. К сожалению, еще многие из них не учитывают всей важности двигательного развития ослабленных детей, недооценивают огромную пользу правильно организованных физических упражнений и игр в условиях семьи и школы.

Учителя, работающие в специальных медицинских группах (СМГ), обязаны на собраниях, во время личных встреч с родителями постоянно ­разъяснять необходимость формирования у учащихся правильного отношения к занятиям физическими упражнениями, к соблюдению режима дня, питания, закаливания. Нужно убеждать родителей в том, что двигательная активность школьников, особенно ослабленных, повышает работоспособность и успеваемость, укрепляет здоровье.

Учителя должны информировать родителей о домашних заданиях детей и просить контролировать их выполнение. Так, упражнения на ловкость и силу можно использовать как дополнение к утренней гимнастике; упражнения, предупреждающие и исправляющие различные отклонения от нормального развития костно-связочного аппарата, – выполнять в ходе физкультминуток. Другие упражнения можно совмещать с прогулками, пребыванием на свежем воздухе.

Правильное регулярное выполнение заданий по физкультуре оказывает благотворное воздействие на здоровье учащихся, удовлетворяет их потребность в движении, содействует проведению содержательного и полезного досуга.

Родители, дедушки и бабушки школьников должны быть уверены в том, что специально подобранные учителем физкультуры вместе с врачом физические упражнения предупредят или исправят искривление позвоночника, помогут бороться с избыточным весом, укрепят слабые мышцы. И эту уверенность необходимо передавать детям.

Если хочешь быть здоров…

Известно, что большое значение в оздоровлении школьников, в повышении защитных сил юного организма, в преодолении различных недугов имеет закаливание. Оно должно стать особым разделом работы учительских коллективов с родителями и учащимися. Закаливать – значит повышать естественную способность организма приспосабливаться к окружающей внешней среде и развивать его защитные силы. Закаленные люди меньше подвержены простудам, ангине, гриппу и многим другим инфекционным заболеваниям, легче переносят болезни.

Правильное закаливание благоприятно влияет на самочувствие и поведение детей. Использование естественных средств природы (солнца и воды) постепенно превращается у них в потребность, устойчивую привычку. Закаливание должно проходить под контролем взрослых.

Врач и учитель физкультуры советуют родителям, как правильно закаливать ребенка, учитывая его возраст, состояние здоровья, уровень физического развития. С детьми, перенесшими какое-либо заболевание, ослабленными, нервно возбудимыми, а также отнесенными к СМГ, заниматься закаливанием надо чрезвычайно осторожно. Важно, чтобы закаливающие процедуры соответствовали погодным условиям. Необходимо учитывать бытовые условия в семье, проводить закаливание систематически, круглогодично – лишь тогда результат будет наиболее эффективным.

Если ребенок заболеет и у него поднимется температура, то закаливающие процедуры следует приостановить и возобновить лишь тогда, когда разрешит врач.

Воздействие закаливающих процедур, их дозировку и длительность надо повышать постепенно. Следует предостерегать детей, особенно подростков, от увлечения внешними эффектами: ходьбой в зимнее время с непокрытой головой, слишком длительным пребыванием в холодной воде, – от стремления поскорее загореть и т.п.

Длительное переохлаждение тела, внезапные, слишком резкие переходы от тепла к холоду, зло­употребление солнечным облучением отрицательно сказываются на детском организме, особенно если он недостаточно подготовлен к этому, не обладает большой сопротивляемостью к воздействию естественных сил природы.

При дозировке закаливающих процедур следует внимательно наблюдать за тем, чтобы они не вызывали у ребенка неприятных ощущений, а тем более боязни, чтобы не формировалось отрицательное отношение к ним. Исходя из этого учитель рекомендует одним ребятам увеличивать дозировку при закаливании медленнее, другим – быстрее.

Солнце…

Как известно, закаливание солнечными лучами улучшает самочувствие, однако пользоваться этим видом закаливания следует очень осторожно. Слишком длительное пребывание на солнце не имеет ничего общего с закаливанием, а приносит организму только вред, расслабляя его, понижая защитные силы.

Для принятия солнечных ванн выбирают сухое ровное место. Защищенная от солнца голова должна находиться выше ног. Сначала ребенок ложится на подстилку животом вниз, руки под голову, ноги в стороны. Но в таком положении он остается только четвертую часть времени, отведенного для загорания, потом переворачивается с живота на левый бок, затем с такими же интервалами – на спину и на правый бок. Лежа на боку, ноги лучше раскинуть, мышцы расслабить, а верхнюю руку положить под голову. Таким образом, большая часть поверхности тела будет находиться на солнце.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина O2Climat.Ru, в который Вам стоит обязательно заглянуть, если Вы ищете, где купить кондиционер в Москве. Выбор климатического оборудования, представленный на страницах электронного каталога на сайте o2climat.ru, весьма впечатляет. Уверены, Вы обязательно сможете найти здесь тот продукт, который наилучшим образом соответствует Вашим предпочтениям и отвечает Вашим финансовым возможностям. Кроме того, в O2Climat.Ru Вы сможете не только приобрести понравившийся Вам кондиционер или сплит-систему, но и заказать их установку, а также воспользоваться, в случае необходимости, услугами по ремонту техники и по ее сервисному обслуживанию.

…воздух…

Воздух воздействует на кожу своей температурой, влажностью, движением частиц. Закаливание воздухом повышает способность организма противодействовать переохлаждению, помогает легче приспосабливаться к резким переменам внешней температуры.

Для того чтобы использовать закаливающее воздействие воздуха в помещении, его надо постоянно проветривать. Зимой, как правило, помещение проветривается утром, днем и вечером. В морозную погоду можно приоткрыть форточку или фрамугу и на ночь, укрывая детей потеплее.

Закаливание в виде воздушных ванн хорошо сочетается с утренней гимнастикой, которую надо проводить в основательно проветренном помещении или на открытом воздухе при температуре не ниже +15°C. Выполнять упражнения лучше в легкой одежде: майка, трусы, тапочки.

Полезна пятиминутная воздушная ванна перед сном при температуре не ниже +18°C. Она укрепляет нервную систему ребенка, способствует спокойному, глубокому сну.

Закаливанию воздухом помогают игры, занятия во дворе, на площадке, прогулки и экскурсии. Определенное режимом время пребывания детей на воздухе должно строго соблюдаться. Важно заботиться о том, чтобы одежда детей была удобной, легкой, не стесняла движения, соответствовала времени года.

В летнее время полезно хождение босиком – это эффективное закаливающее средство.

Воздушные ванны летом можно проводить на прогулках в прохладные, пасмурные или теплые дни, но не в солнечные. Во время таких процедур дети могут играть, собирать ягоды, цветы, грибы. В более холодные, ветреные дни прием воздушных ванн следует ограничить до 15–20 мин., для подростков – до 20–25 мин. В теплые дни, а по мере привыкания – и в более прохладные время приема воздушных ванн можно увеличить до 1 ч.

…и вода

Закаливание водой – одна из самых эффективных гигиенических процедур. Водные процедуры являются своеобразной гимнастикой кровеносных сосудов кожи. Они укрепляют нервную систему и рекомендуются детям всех возрастов с соблюдением соответствующей дозировки.

Проводить его следует круглогодично, начиная с обтирания и постепенно переходя к обливанию. Обтирание тела после утренней гимнастики производят губкой или полотенцем, смоченным в воде. Начинать обтирание надо водой при температуре от +30°C до +28°C, постепенно снижая ее до +22°C и +20°C, после чего сильно растереть кожу сухим полотенцем, лучше махровым.

Более сильное воздействие на организм оказывает обливание, которое вызывает энергичное сжатие сосудов и последующее расширение. Обливание на свежем воздухе рекомендуется проводить в теплое время года, а в плохую погоду или при слишком сильном ветре – в помещении. Обливаться можно из кувшина, ведра или таза, из садовой лейки. Дозировка температуры воды при обливании – та же, что и при обтирании: от +30°C до +20°C.

При обливании под душем к температурному воздействию воды присоединяется массирующее действие. Продолжительность принятия душа может быть от 10–15 сек. до 1–2 мин.
Утреннее умывание также можно использовать как закаливающую процедуру, изменяя температуру воды в зависимости от возраста детей и степени их закаленности, по рекомендации врача с учетом диагноза.

Мытье ног перед сном имеет не только санитарное, но и закаливающее значение при соответствующей дозировке температуры воды.

Купание в естественных водоемах – речке, озере – один из лучших способов закаливания детей летом. Сочетание действия воды, воздуха, солнечных лучей и движения (игры, плавание) оказывает благотворное влияние на организм. Купание возможно только при хорошем самочувствии: при насморке, кашле, недомогании нельзя разрешать детям купаться.

Входить в воду надо сразу. Разница между температурой теплого тела и прохладной воды вызывает хорошую кожную реакцию. Но не следует входить в воду разгоряченным – например, после бега или игр. Выходить из воды надо до появления второго озноба: ощущение первого испытывается при входе в воду, затем оно проходит, сменяясь приятным ощущением тепла. Выйдя из воды, дети должны насухо растереться полотенцем.

К видам закаливания следует отнести также систематическое проветривание учебных и спортивных помещений, занятия физкультурой в помещении и на улице в облегченной одежде с соблюдением температурных норм и с учетом насыщенности урока, подвижные игры и прогулки на воздухе, занятия лыжным и конькобежным спортом во вне­учебное время.

Эффективность воздействия физических упражнений и мер по закаливанию возрастет, если соблюдать все необходимые гигиенические требования.

Режим дня

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья особенно важна правильная организация перемен между уроками: возможность выйти на улицу, в хорошо проветренное помещение для того, чтобы активно подвигаться, снять умственное и статическое физическое напряжение.

Домашние задания нужно выполнять в определенное время, лучше спустя 1,5–2 ч после школы, причем этот промежуток времени тоже должен быть использован для активного отдыха на свежем воздухе. Учащиеся старших классов при выполнении домашних заданий должны делать перерывы по 5–10 мин. через кажды
40–45 мин. В это время они должны активно двигаться, выполнять простые гимнастические упражнения или просто ходить, глубоко дыша через нос.

Для всех детей огромное значение имеет сон. Ученики младшего школьного возраста должны спать 10–11 ч в день, среднего – 9–10 ч, старшего – 8–8,5 ч. Детям с отклонениями в состоянии здоровья или перенесшим острые заболевания хорошо поспать еще и днем в течение часа после обеда на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении.

Свободное время следует проводить в виде активного отдыха на свежем воздухе: детям младшего школьного возраста – не менее 3–3,5 ч, старшего школьного возраста – не менее 2–2,5 ч, а в выходные дни – вдвое дольше.

Очень важно формировать у школьников такие санитарно-гигиенические навыки, как уход за телом, содержание одежды и рабочего места в чистоте и порядке.

Врачебный контроль

Как показывает опыт работы по физическому воспитанию со школьниками, отнесенными к СМГ, успех дела во многом зависит от того, насколько активно включены в эту работу врачебно-физкультурные диспансеры (ВФД), одной из задач которых является оказание квалифицированной врачебно-педагогической помощи школам. Роль диспансеров особенно возрастает там, где в силу разных причин сложно наладить хорошую работу СМГ на базе каждой школы или их деятельность протекает недостаточно результативно.

Методическую помощь учителям, работающим в СМГ, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер. Учащихся СМГ в ВФД направляют участковые врачи-педиатры и специалисты городской детской поликлиники. Основное распределение по группам проводится во время диспансерной проверки: осенью – до 15 сентября и зимой – до 10 января. В отдельных случаях, если это требуется, учащихся направляют в СМГ в любое время года. В основном группы комплектуют до 15 сентября, в январе проводят только их коррекцию. Учащимся выдается специальная справка, в которой указывают фамилию, имя, диагноз, а также срок, на который ученик направлен для занятий. На основе этого документа составляют списки групп в трех экземплярах: для органов образования, для учителя, ведущего уроки в СМГ, и для школы, в которой обучается ребенок.

Городская детская поликлиника ведет большую работу среди школьников. Через нее осуществляется не только направление детей в СМГ: врачи и медицинский персонал активно работают с родителями, разъясняя им важность занятий в школе здоровья для их детей.

Преподаватели СМГ поддерживают контакты с родителями, медицинским персоналом, учителями физкультуры, а также с руководством школы. Непосредственное посещение занятий учениками контролируют учителя физкультуры и медицинский персонал школы. Дети, отнесенные к СМГ, находятся под наблюдением ревматолога, ортопеда, окулиста, невропатолога и других специалистов, которые поддерживают тесную связь с преподавателями СМГ.

Разные заболевания – разные методики

Занятия для группы школьников с искривлением позвоночника проходят в специальном зале и в плавательном бассейне. Кроме того, с ними часто проводят занятия на открытом воздухе – на стадионе и в парке. Наличие хорошей материальной базы помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику. Занятия СМГ проводят два раза в неделю по 45 мин. или три раза – по 30 мин. Дети с искривлением позвоночника один раз в неделю занимаются корригирующей гимнастикой и один раз – лечебным плаванием. В работе необходимо придерживаться программных требований.

Группы детей с избыточным весом один раз в неделю занимаются в помещении или на улице, где примерно на 50% осваивают школьную программу по физической культуре, а также выполняют специальные упражнения.

На занятиях в бассейне этих детей обучают одному из способов плавания – тому, который им лучше удается. Основная цель при этом – научить проплывать длинные дистанции. Учащиеся остальных групп осваивают весь программный материал по физкультуре, за исключением тех упражнений, которые им противопоказаны.

Продолжительность пребывания в СМГ разная. Например, дети с искривлением позвоночника, даже когда осанка у них исправится и мышцы окрепнут, находятся в группах до завершения формирования организма. Детей с соматическими заболеваниями в подготовительные группы переводят после положительных функциональных проб, которые берут два раза в год. Страдающие глазными заболеваниями, в основном близорукие, остаются в СМГ до окончания школы.

Занятия могут быть успешно организованы не только в небольших, но и в крупных городах, в том числе в отдельных районах. Специалисты убеждены в том, что количество занятий в СМГ должно быть увеличено до трех-четырех раз в неделю, учитывая, что занятия ЛФК обычно проводятся ежедневно. Создание СМГ, специальная подготовка преподавателей и хорошая организация медицинского обслуживания дают возможность индивидуально применять лечебно-профилактические мероприятия и определять физическую нагрузку для ослабленных школьников, чтобы более квалифицированно и целенаправленно укреплять их здоровье.

Работа осуществляется следующим образом: врач-педиатр на консультативном приеме в поликлинике оценивает психологический статус детей и решает вопрос о том, в каком направлении желательно развиваться данному ребенку. Работа ведется по трем направлениям:

  • Развивающее. Программа включает выполнение специальных упражнений – дыхательных, общеразвивающих, подвижные, спортивные игры, а также бег, туризм.
  • Восстановительное. Каждый занимающийся проходит восстановительные циклы занятий – курсы массажа, плавания, русской бани, витаминотерапии, специфической гипосенсибилизации, рефлексо- и психотерапии, ультрафиолетовое облучение.
  • Специальный университет для пап и мам. Родителям школьников читают лекции по основам закаливания, двигательному режиму, массажу и т.д.

Роль психолога

Большую работу должен проводить психолог-консультант, причем по двум направлениям. Первое – психологическая диагностика: определение причин неблагополучия детей, их соматических и психических особенностей, выявление межличностных конфликтов в классе. Второе – психолого-педагогическая коррекция с целью изменения психологических структур, лежащих в основе неблагополучия ребенка, перестройка системы взаимоотношений в семье.

Все это способствует реабилитации организма ослабленных детей и ускоряет их перевод в подготовительную и основную медицинские группы.

Николай Семенович Никольский