Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Игры трех поколений

Один раз в четверть у нас в классе проходят перевыборы актива. Лизу выбрали игровиком. В ее обязанность входило организовывать на переменах игры. Сначала она провела игру «Путаница», потом игру «Не скажу». А других, как оказалось, она и не знает. Наша учительница Валентина Васильевна посоветовала ей изучить новые игры, если необходимо, обратиться за помощью к мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Лиза заинтересовалась этой темой, привлекла к изучению нас, своих подруг, и мы начали исследовательскую работу.

Организация исследования

Цель нашей работы: изучить подвижные игры трех поколений. Исходя из этого нами были поставлены следующие задачи:

1) провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
2) выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки;
3) изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
4) выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры;
5) разучить с одноклассниками новые игры.

Объектом исследования являются подвижные игры. Предмет исследования – содержание различных подвижных игр.

При написании работы мы использовали рассказы мам и пап, бабушек и дедушек об играх их детства; находили описание некоторых игр в книгах, обращались к сети Интернет.

Перед началом исследования мы выдвигаем гипотезу: возможно, что дети разных поколений играют в совершенно разные игры.

Игры наших сверстников

Чтобы узнать любимые игры наших сверстников, мы провели анкетирование (см. табл. 1). Нами было опрошено 26 учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов нашей школы. Возраст детей – 9–10 лет. В опросе приняли участие 15 девочек и 11 мальчиков.

Мы предложили им ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть?
2. Твои любимые игры?
3. Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

На вопрос: «Любишь ли ты играть?» – все дети ответили утвердительно. К сожалению, только 6 человек знают, в какие игры играли наши родители, бабушки и дедушки. Видимо, дети и родители мало общаются на эту тему.

Таблица 1

 

Игры наших сверстников

Игры Девочки Мальчики Всего
Компьютерные игры 6 7 13

Подвижные игры
Прятки 9 - 9
Догонялки 5 2 7
Жмурки 5 - 5
Войнушка (Черепашки-ниндзя) - 5 5
Кандалы 2 1 3
Глухие телефончики 1 1 2
Вышибалы 2 1 3
Три-пятнадцать 4 - 4
Скелет (Калека) - 1 1
Тысяча - 1 1
Спокойные игры
(игрушки, куклы, машинки)
8 1 9
Спортивные игры
(футбол, пионербол, баскетбол)
4 7 11
Настольные игры
(шашки, шахматы, карты)
5 1 6

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред.

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух!

Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры – футбол и пионербол. Но это происходит в основном на уроках физкультуры.

Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так много, а ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, т.е. для становления характера человека. В подвижных играх много движения, в них нужны находчивость, смекалка, они помогают сформировать разные физические навыки и умения и отлично закаляют тело и душу. А главное, эти игры приносят радость и массу положительных эмоций.

Дети назвали всего 11 подвижных игр. Содержание некоторых мы описали в сборнике «Давайте поиграем!».

Игры наших родителей

В ходе исследования мы выяснили, что наши сверстники знают недостаточно подвижных игр. За помощью мы обратились к нашим мамам и папам. Мы также провели анкетирование (см. табл. 2).

Многие родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу, а некоторые даже описали нам несколько игр. Их можно увидеть в нашем сборнике.

Таблица 2

Игры наших родителей

Игры Мамы Папы Всего
Подвижные игры
Башатики 6 1 7
Прятки 2 2 4
Лапта 1 3 4
Вышибалы 4 - 4
Классики 4 - 4
Городки 2 1 3
Штандер-стоп 3 - 3
Глухие телефончики 3 - 3
Жмурки 1 1 2
Кандалы 2 - 2
Скакалка 2 - 2
Красочки 2 - 2
Съедобное – несъедобное 2 - 2
Войнушка - 1 1
Стенка на стенку 1 - 1
Белый камень 1 - 1
Резиночка 1 - 1

Третий – лишний
1 - 1
Десяточка 1 - 1
Уголки 1 - 1
Чики-стоп 1 - 1
«Вы поедете на бал?» 1 - 1
«Царь, возьми нас на работу» 1 - 1
Спокойные игры
(игрушки, куклы)
3 - 3
Спортивные игры
(футбол, бадминтон, теннис, хоккей)
3 6 9
Настольные игры
(шашки, шахматы, карты)
5 2 7

Подведя итоги анкетирования, мы отметили, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Они вспомнили 23 игры. Многие игры, такие, как башатики, прятки, жмурки, вышибалы, кандалы и т.д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это лапта, десяточка, резиночка, уголки.

Игры наших бабушек и дедушек

Нам так понравилось изучать подвижные игры, что мы решили обратиться и к нашим бабушкам и дедушкам, ведь они являются хранителями традиций, обычаев. Мы задали им такие же вопросы, как и родителям. В анкетировании приняли участие 5 человек: 3 бабушки и 2 дедушки. Список любимых игр наших бабушек и дедушек приведен в табл. 3.

Таблица 3

Игры наших бабушек и дедушек

Игры Бабушки Дедушки Всего
Подвижные игры

Клек (муха)
3 1 4
Лапта 2 2 4
Третий – лишний 2 2 4
Прятки 2 2 4
Пятнашки 2 2 4
Гори, гори ясно 2 1 3
Белый камень 3 - 3
Глухие телефончики 3 - 3
Красочки 1 1 2
Вышибалы 2 - 2
Жмурки 2 - 2
Чехарда 2 - 2
Гуси-гуси 2 - 2
Спокойные игры (игрушки, куклы) 3 - 3
Спортивные игры (футбол, волейбол) 3 6 9
Настольные игры (шашки, шахматы, карты) 5 2 7

Наши бабушки и дедушки тоже любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Бабушкам, как нашим родителям и сверстницам, очень нравилось играть в куклы. Также они много назвали и подвижных игр. Незнакомыми для нас оказались: клек (муха), лапта, чехарда. А некоторые игры, такие, как жмурки, прятки, вышибалы, передаются из поколения в поколение.

Выводы

В ходе исследования мы смогли познакомиться с играми детей трех поколений. Мы выявили, что все дети во все времена очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех трех поколений: это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы. У некоторых игр меняются только названия. Например, дети называют игру «догонялки», родители – «башатики», а бабушки и дедушки – «салки». Можно сказать, что наше предположение о том, что дети разных поколений играют в разные игры, подтвердилось только частично. Выявились и забытые игры. Это клек (муха), городки, лапта, чехарда. Несколько игр мы уже разучили с одноклассниками. Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем не будет. Несколько игр остались еще не разученными. Среди них – муха, чехарда, городки, лапта и некоторые игры с мячом. Их мы оставили на лето, так как они проводятся на свежем воздухе.

Результатом нашего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей трех поколений, который будет постепенно пополняться.

Давайте поиграем!

Путаница

Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, нитки запутались!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.

Колечко

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Тише едешь – дальше будешь

На просторной площадке отчерчивают на расстоянии около 30 м одна от другой две линии – старт и финиш. На старте стоят игроки, на финише спиной к ним – водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, который первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

Штандер-стоп

Ведущий встает в центр, остальные игроки окружают его. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-Коля!» Тот, чье имя названо, кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Вариант. Водящий выбирает одного из игроков, прикидывает расстояние до него на глаз и говорит, например: «До Кати – десять гигантских», – и начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна ступня плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом или снова подкидывать его в воздух и еще раз кричать: «Штандер-стоп!» – а все остальные в это время разбегаются еще дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться – ему водить.

Кандалы

Игроки делятся на две равные по силе команды. Они встают в два ряда друг напротив друга на расстоянии примерно 4–5 м и крепко берут друг друга за руки.

Одна команда кричит другой:

– Кандалы!

Вторая команда громко отвечает:

– Закованы!

Первая команда:

– Раскуйте нас!

Вторая команда:

– Кем из нас?

Первая команда выбирает любого игрока из второй команды и выкрикивает его имя. Тот бежит, набирая скорость, и старается разбить руки игроков противоположной команды. Если сумел разбить цепь – забирает любого из двух не удержавших цепь игроков с собой. Если не разбил – встает в цепь. Каждая команда старается перетащить к себе как можно больше игроков из команды противника. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из цепей не останется ни одного человека.

Платочек

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал, водящий остается прежний. Если не догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, то водящим становится новый игрок.

Кошки – мышки

Сначала выбирают двух водящих – «кошку» и «мышку». Остальные игроки встают в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» – снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать – не пропустить ее. «Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстро выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать. Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбирают новых водящих.

Калека

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела, например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (нельзя разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей «утратой» (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

Екатерина ГИНДУЛИНА,
Анастасия КИРЯКОВА,
Оксана МАЛЫХ,
Елизавета МАРЧЕНКО,
Ольга ЯКИМОВА,
учащиеся 3-го класса
Руководитель: Валентина ЧУХАРЕВА,
МБОУ СОШ,
с. Дуван,
Республика Башкортостан

Екатерина Гиндулина и др.