Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Сам себе тренер

Программа подготовки к олимпиаде по физкультуре

Для поступления в университет на факультет физической культуры без вступительных экзаменов нужно пройти отбор в сборную района для участия в окружной олимпиаде по физической культуре и занять на ней призовое место.

Программа конкурсных испытаний районной и окружной олимпиад состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Традиционно практические задания включают в себя выполнение упражнений из разделов школьной программы: гимнастики, баскетбола, футбола и легкой атлетики. Однако мы никогда заранее не знаем, какой будет программа следующей олимпиады и какие задания будут в нее включены.

Более того, в литературных источниках по физической культуре и спорту нет рекомендаций по подготовке учащихся общеобразовательных школ к участию в предметной олимпиаде.

Цели и задачи исследования

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы должны быть содержание и направленность тренировочного процесса, необходимые для успешного участия в олимпиаде по физической культуре?

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование эффективности содержания и направленности тренировочного процесса, обеспечивающего повышение уровня подготовленности в конкурсных заданиях олимпиады по физической культуре.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если:

– выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады;
– уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей старшего школьного возраста;
– провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;
– разработать и реализовать программу подготовки к участию в олимпиаде по физической культуре.

Исходя из цели и гипотезы исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать результаты олимпиад по физической культуре предыдущих лет с целью выявления сильных и слабых сторон физической и технической подготовленности;
2) уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей старшего школьного возраста;
3) произвести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;
4) разработать и экспериментально проверить программу подготовки к олимпиаде по физической культуре.

Результаты работы

В ходе изучения литературных источников по теории и методике физического воспитания была разработана таблица, в которой отражены сенситивные периоды развития физических качеств юношей старшего школьного возраста (см. табл. 1).

Из табл. 1 видно, что старший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития выносливости и силовых способностей. Это обстоятельство мы учитывали при составлении перспективного плана тренировочного процесса и отборе упражнений по развитию физических способностей. Таблица составлена на основе учебного пособия: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2007.

Разработка перспективного плана предполагала определение общей стратегии подготовки к олимпиаде по физической культуре.

Таблица 1

Сенситивные периоды развития физических качеств в старшем школьном возрасте

Физические качества Степень сенситивности
Выносливость Общая Очень высокая
Скоростная Высокая
Силовая Высокая
Сила Максимальная
Очень высокая
Относительная Высокая

Скоростно-силовые способности


Высокая
Быстрота
Быстрота простой двигательной реакции
Низкая
Быстрота одиночного движения Небольшая
Частота движений Низкая
Быстрота целостных двигательных действий Высокая
Гибкость Активная Небольшая
Пассивная Низкая

 

Перспективный план тренировочного процесса по развитию физических способностей

Июнь – сентябрь – беговая подготовка, направленная на развитие общей выносливости.

Октябрь – февраль – беговая подготовка, направленная на развитие общей и специальной скоростной выносливости.

Ноябрь – декабрь – силовая подготовка с отягощением, направленная на развитие абсолютной силы.

Ноябрь – декабрь – силовая подготовка с преодолением собственного веса, направленная на развитие относительной силы.

Ноябрь – февраль – комплексная подготовка, подведение к оптимальной физической форме и участие в олимпиадах на муниципальном и окружном уровне.

На весь период подготовки, включая летние месяцы, была разработана принципиальная модель распределения средств развития выносливости (см. рис. 1) с использованием методических рекомендаций профессора Ю.В. Верхошанского.

В летние периоды больше внимания уделялось расширению аэробных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем длительных пробежек умеренной интенсивности при ЧСС 150–170 уд./мин.

В осенние и зимние месяцы в программу включались беговые упражнения, выполняемые в анаэробном и аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения.


Рис. 1. Принципиальная модель распределения средств развития выносливости

АЭ – средства развития аэробных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

АН – средства развития анаэробных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Таким образом, в подготовительном периоде больше внимания уделялось развитию общей, в предсоревновательном и соревновательном – специальной (скоростной) выносливости.

На летние месяцы был разработан план беговой подготовки.

При подборе упражнений по развитию физических способностей учитывались уровень подготовленности в отдельных видах конкурсной программы олимпиады и сенситивные периоды развития физических качеств учащихся старших классов (см. табл. 2).

Все упражнения были разделены на три группы:

  • для развития выносливости;
  • для развития силовых способностей;
  • для развития гибкости.

Развитие скоростных способностей осуществлялось в спортивных играх и в процессе работы над совершенствованием выполнения конкурсных заданий по баскетболу и футболу.

На период непосредственной подготовки к олимпиаде (октябрь – февраль) было разработано расписание тренировочных занятий.

Примерное планирование недельного тренировочного цикла в период с октября по февраль

Понедельник: 15.00–16.00 – гимнастика (школьный спортзал);
16.00–17.00 – теоретическая подготовка (школа);
19.00–21.00 – баскетбол, футбол (поселковый спортзал)

Вторник:
15.05–15.20 – беговая подготовка (поселковый спортзал);
15.15–17.15 – футбол, баскетбол (поселковый спортзал);
20.00–21.00 – волейбол (поселковый спортзал)
Среда: 15.00–16.00 – гимнастика (школьный спортзал);
16.00–17.00 – теоретическая подготовка (школа);
19.00–21.00 – баскетбол, футбол (поселковый спортзал)
Четверг:
15.05–15.20 – беговая подготовка (поселковый спортзал);
16.15–17.15 – футбол, баскетбол (поселковый спортзал);
20.00–21.00 – волейбол (поселковый спортзал)
Пятница: 15.00–16.00 – гимнастика (школьный спортзал);
16.00–17.00 – теоретическая подготовка (школа);
19.00–21.00 – баскетбол, футбол (поселковый спортзал)
Суббота: Соревнования или отдых

Воскресенье:
09.00–11.00 – беговая подготовка, тренировка в выполнении конкурсных заданий по баскетболу
и футболу (поселковый спортзал)

 

Таблица 2

 

Программа по развитию физических качеств учащихся


п/п
Специальные развивающие физические упражнения Направленность Нагрузка Сроки
применения
интенсивность дозировка
I. Упражнения на развитие выносливости
1 Длительный равномерный бег Аэробная Умеренная, ЧСС – 130–170 уд./мин. До 3–8 км Июнь –
сентябрь
2 Повторный бег Аэробно-анаэробная Субмаксимальная,
ЧСС – от 120–130 в начале до 180–200 уд./мин. в конце выполнения упражнения
2–3×1–2 км Август – декабрь
3 Интервальный бег Аэробно-анаэробная Субмаксимальная,
ЧСС – от 120–130 в начале до 180 и более уд./мин. в конце выполнения упражнения
2–3×200–400 м Октябрь – февраль
4 Бег на результат Аэробно-анаэробная Максимальная 1 км Август – февраль с периодичностью в среднем 1 раз в месяц
5 Спортивные игры: мини-футбол, баскетбол Аэробно-анаэробная Субмаксимальная,
ЧСС – от 120 до 180 и более уд./мин.
1–2 ч Октябрь – февраль
II. Упражнения на развитие силовых способностей
1 Жим штанги лежа Общее укрепление опорно-двигательного аппарата 40–60% от максимума, скорость – средняя 2–4×5–7 раз Октябрь
2 Жим штанги лежа Развитие максимальной силы с незначительным увеличением мышечной массы 75–85% от максимума, скорость – средняя 4–6×5–7 раз Ноябрь
3 Жим штанги лежа Развитие максимальной силы 95–100% от максимума, скорость – средняя 4–5×2–3 раза Декабрь
4 Жим штанги сидя Развитие максимальной силы 95–100% от максимума, скорость – средняя 2–3×2–3 раза Декабрь
5 Сгибание и разгибание рук в стойке на руках Развитие максимальной силы в упражнении, максимально приближенном к соревновательному 50–70% от максимума,
скорость – средняя и высокая
3×3–6 раз Январь – февраль
6 Поднимание туловища из положения лежа на спине с отягощением Совершенствование силовой выносливости 50–70% от максимума,
скорость – высокая и максимальная
3×25 раз Октябрь – февраль
7 Приседание со штангой на плечах Совершенствование скоростно-силовых способностей 50–70% от максимума,
скорость – средняя
3–4×8–10 раз Октябрь – февраль
8 Подтягивание в висе на перекладине Совершенствование силовой выносливости 50–70% от максимума, скорость – высокая и максимальная 3×10–15 раз Весь период
9 Многократное выполнение акробатической комбинации Совершенствование силовой выносливости 50–70% от максимума,
скорость – средняя и высокая
До 10 раз в одном занятии Февраль
III. Упражнения на развитие гибкости
1 Наклон вперед в положении стоя ноги вместе Совершенствование гибкости в тазобедренных суставах Скорость – средняя 20–30 раз Октябрь – февраль
2 Наклон вперед в положении стойка ноги врозь Совершенствование гибкости в тазобедренных суставах Скорость – средняя 50–70 раз Октябрь – февраль
3 Наклон вперед в положении сидя на полу, ноги врозь Совершенствование гибкости в тазобедренных суставах Скорость – средняя 50–70 раз Октябрь – февраль

Результаты эксперимента

В ходе подготовки к олимпиаде были улучшены результаты выполнения контрольных упражнений, определяющие уровень физической подготовленности.

Повышение силовых способностей позволило овладеть технически сложными гимнастическими упражнениями, что положительно отразилось на результате выполнения конкурсного задания окружной олимпиады по спортивной гимнастике.


В ходе реализации намеченного плана были улучшены результаты выполнения скоростных и скоростно-силовых упражнений – бега на 100 м и прыжков в длину с места. Повышение скоростных способностей, а также регулярные занятия в спортивных секциях по игровым видам спорта позволили показать стабильно высокие результаты в баскетболе и футболе.

Существенно был улучшен результат в беге на 1000 м. Систематизированные и регулярные занятия по изучению теории и методики физического воспитания, культурно-исторических основ физической культуры, а также активное использование компьютерно-информационных технологий позволили показать высокий результат выполнения теоретико-методических заданий.

Выводы

1. Анализ участия в предыдущих олимпиадах по физической культуре показал, что процесс подготовки проходит более эффективно, если разработать и реализовать программу, в которой будут систематизированы содержание и направленность средств физической и технической подготовки. Данную программу следует составлять с учетом текущего физического состояния и закономерностей сенситивных периодов развития физических качеств.

2. В ходе изучения данных периодов установлено, что в старшем школьном возрасте больше времени нужно уделять развитию силовых способностей, общей и силовой выносливости, так как в этом возрасте именно названные физические качества хорошо поддаются тренировке.

3. Разработана и экспериментально проверена программа подготовки, позволяющая оптимально распределить направленность специальных физических упражнений и нагрузку, даваемую с их помощью, улучшить показатели физической подготовленности и, как следствие, результаты во всех практических видах конкурсных заданий олимпиады по физической культуре.

Равиль Исмаилов ,
ученик 11-го класса, Каркатеевская СОШ, п. Каркатеевы, ХМАО