Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Вперед и с песней!

Использование музыки на уроках физической культуры

Как известно, реформа общеобразовательной школы направлена на то, чтобы поднять работу преподавателя, в том числе и преподавателя по физическому воспитанию, на качественно новый уровень путем использования прогрессивных методик и технических средств обучения, одним из которых можно считать проведение занятий по физической культуре с музыкальным сопровождением.

Гармоничное развитие

Наши школы строят свою работу в рамках концепции «Рефлексивная самоорганизация учащихся как средство для реализации творческой личности». Основная цель учителя, работающего по такой системе, – создать на каждом уроке условия для развития ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей и при этом становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное – научился работать самостоятельно.

Не последнюю роль здесь играет правильное формирование двигательных способностей детей – фундамента гармоничного развития личности, а также комфортного существования человека в социуме. Способствовать этому может музыкальное сопровождение уроков физкультуры.

Использование музыки в процессе физического воспитания имеет очень большое значение для решения следующих задач:

  • развитие и совершенствование чувства ритма и согласованности движений;
  • использование музыки, воздействующей на эмоциональное состояние школьников в целях создания лучших условий для восприятия изучаемого материала и выработки выразительности движений;
  • активизация физиологического воздействия упражнений на организм учащихся;
  • повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание.

Эти задачи наиболее успешно решаются при систематическом использовании музыки во время занятий по развитию координационных способностей: к равновесию, ориентировке в пространстве, воспроизведению ритма, – являющихся базовыми для формирования всех двигательных качеств.

Ощущение легкости

В период полового созревания у многих подростков отмечается ухудшение координации движений и проявляется снижение синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног, что подтверждается нашими наблюдениями. Предлагая занимающимся из урока в урок различные по форме и характеру упражнения, органически увязанные с музыкой, музыкальным темпом и ритмом, мы постепенно развиваем у учеников чувство ритма, тонкое умение точно и правильно распределять движения и усилия во времени и пространстве.

На уроках физического воспитания мы не ставим основной задачей изучение музыки. Главным в уроке должно быть повышение двигательной культуры с упором на развитие координационных способностей. С девочками проблем, как правило, не бывает: они от природы любят двигаться под музыку. Предполагалось, что появятся сложности с мальчиками, но и они, оказывается, очень быстро осваивают такую деятельность.

Как показывает практика, у учащихся 5–6-х классов часто бывают не развиты чувство ритма и согласованность музыки и движения. Поэтому начинаем мы с простейших упражнений, например, учимся ходить под музыку, что считаем самым трудным для детей вначале. Расчет должен согласовываться с музыкой, а именно: счета «раз» и «три», произносимые в момент постановки на пол левой ноги, должен совпасть с первой и третьей долями маршевого такта. В этом случае постановка левой ноги будет всегда совпадать с сильными долями такта. Необходимо иметь в виду, что выработка чувства ритма имеет очень большое значение в быту и трудовой деятельности человека. Ритмичная работа сопровождается ощущением легкости, и человек, нашедший правильный ритм движений, меньше устает, потому что работа выполняется при правильном чередовании усилия, напряжения и отдыха. Упражнения на согласование движений рук и ног с определенным количеством счетов (тактов) музыки концентрируют внимание, обеспечивают собранность, а четкий ритм марша с динамичностью звучания, с устремленностью вперед является мощным средством для создания приподнятого, жизнерадостного настроения, рабочей установки на успешное выполнение задач урока.

При выполнении общеразвивающих упражнений музыка, помимо регулировки темпа и ритма, создает и тот эмоциональный фон, который стимулирует желание делать свою работу как можно лучше, полнее. Воздействие музыки на эмоциональное состояние учащихся находится в определенной связи и с ее влиянием на физиологические процессы, происходящие у них в организме. Музыка, как показали исследования советских физиологов, затрагивает и функциональное состояние организма.

Музыкально-педагогический процесс

Обучение упражнениям, развивающим координацию, под музыкальное сопровождение – это, прежде всего, педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.

Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяется на три этапа:

  • первый – начальное обучение новым движениям под музыку;
  • второй – углубленное разучивание;
  • третий – закрепление и совершенствование му­зы­кально-ритмических упражнений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Основные действия учителя на этом этапе включают в себя: формулировку двигательной задачи, а также требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее изученными; объяснение и показ соответствующих содержанию урока темпа и ритма движений под музыку.

На втором этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Наша задача – постоянно наблюдать за выполнением движений в соответствии с темпом; регулировать ритм, амплитуду движений подсчетом; исправлять их ошибки.

Целью третьего этапа обучения является стабилизация и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой.

В нужном темпе

При подборе музыки как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений и для урока в целом мы используем таб­лицу, в которой указаны соответствия темпа музыки и специфики движений:

Темп музыки определяется частью урока:

  • умеренный и средний – используются в подготовительной части;
  • быстрый и очень быстрый – в основной;
  • медленный – в заключительной.
Темп музыки Выполняемые упражнения
Медленный Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие
Умеренный Упражнения на растягивание, элементы упражнений для мышц шеи
Средний Упражнения спортивно-гимнастического стиля (махи, наклоны, выпады, силовые), элементы упражнений для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги
Быстрый Бег, прыжки, танцевальные движения
Очень быстрый Бег, подскоки, танцы наподобие рок-н-ролла

 

С музыкой или без нее?

Говоря о музыкальном сопровождении, не следует задавать вопрос: «Как лучше заниматься – с музыкой или без нее?» Результат зависит от метода использования музыки. Когда применяется правильный метод, музыка способствует повышению общей успеваемости, особенно на уроках по усвоению двигательных навыков. Основными способами контроля и диагностики (развития координации движений считаются:

  • ходьба по прямой на 10 м с закрытыми глазами;
  • согласование движений рук, ног при выполнении симметричных и асимметричных движений;
  • различные виды прыжков;
  • ведение мяча.

Практика показывает, что до занятий с музыкальным сопровождением согласованное движений рук и ног при выполнении симметричных и асимметричных движений наблюдалось у 42% учащихся, а при систематическом применении музыки на уроках по развитию координации движений этот показатель увеличился до 67%.

Между физической подготовкой и усвоением двигательных навыков существует закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия.

Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка становится верным и надежным помощником преподавателя. Ее целенаправленное применение ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации уроков, на которых у детей улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, уверенность в себе, воспитываются эстетические чувства.

Александр Толдыкин ,
учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ, МОУ "СОШ с УИОП № 8" ;
Наталья Толдыкина ,
учитель физической культуры МОУ "СОШ № 44", г.Омск