Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Круговая тренировка

5–9-е классы

Физическая культура сегодня – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей по укреплению здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Сегодня, как никогда, от учителя требуется выработать новое педагогическое мышление, а при выборе методов воспитания необходимо всегда учитывать интересы ребенка.

Сущность метода

Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки, которая не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, а включает ряд частных методов выполнения строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся.

Она органично вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю в работе. Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. В этом метод существенно отличается от игрового и соревновательного, для которых характерны приблизительное регулирование нагрузки и программы действий.

Комплексы упражнений для круговой тренировки подбираются в зависимости от темы урока и особенностей класса. На уроках используются снаряды, которыми оснащены спортивные залы школы. На то, чтобы приготовить места для занятий, уходит 3–4 мин., еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая моторная плотность урока: ученикам достаточно один раз пройтись по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую и разностороннюю нагрузку.

Педагогика утверждает, что нет универсальных методов обучения. Каждый метод эффективен, если он успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения. Для решения многих задач оптимально подходит метод круговой тренировки.

На уроках также используются наглядные пособия – карточки, на которых представлены упражнения для работы по станциям, комплектуемые по отдельным темам. Большинство упражнений уже знакомо ученикам, поэтому при их выполнении не возникает затруднений. При необходимости отдельные упражнения могут быть разучены с учащимися во время круговой тренировки.

Работая по методу круговой тренировки, учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, на которые оказывают большое влияние занятия физической культурой и спортом. В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация (по Н.А. Фомину), охватывающая периоды обучения в школе: 7 лет – конец периода первого детства; 8–11 лет (девочки), 8–12 лет (мальчики) – период второго детства; 12–15 лет (девочки), 13–16 лет (мальчики) – подростковый возраст; с 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков – юношеский возраст, конец школьного возрастного периода.

Особенности методики работы с детьми младшего школьного возраста

У младших школьников слабо развиты быстрота и сила. Детям этого возраста больше нравится выполнять кратковременные скоростно-силовые упражнения. Поэтому широко применяются прыжки через препятствие с опорой на него, акробатические упражнения.

Круговая тренировка осуществляется с помощью учебных карточек, на которых схематично изображены задания и указан номер станции. Такой подход к организации урока помогает сократить время на подготовку рабочих мест, а также на объяснение упражнений, облегчает обучение выполнению общеразвивающих упражнений. Для организации уроков по методу круговой тренировки используются в основном ранее разученные упражнения, и только на одной станции дается новое, которое объясняется и показывается учителем перед распределением детей по станциям: при выполнении нового упражнения он выполняет страховку, параллельно контролируя выполнение заданий на других станциях.

В каждой группе назначается старший, задача которого – следить за соблюдением перехода, правильностью выполнения и дисциплиной. Как правило, это наиболее физически развитый учащийся, отличающийся хорошей дисциплиной и организаторскими способностями.

Во время подготовительной части урока используются упражнения на формирование осанки, укрепление мышц, способствующие правильному положению позвоночника и стопы, стимулирующие рост костей, развитие опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, совершенствующие функции вестибулярного аппарата. Они выполняются в определенном порядке по принципу от простого к сложному. Сначала – упражнения, для которых характерно горизонтальное положение тела, где задействованы крупные мышцы спины, груди, живота; далее – для тазового пояса, ног. Потом следуют упражнения, требующие вертикального положения тела, затем – упражнения в ходьбе, подскоки, прыжки. Увеличиваются нагрузка и темп выполнения упражнений.

С учетом этих требований используются комплексы упражнений для 1–4-х классов.

Комплексы упражнений

1-й класс

  1. Передвижение ползком по-пластунски. Дистанция – 1 мат по длине. Следить за работой коленей и локтей.
  2. Подъем туловища из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за голову. Дозировку определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно в положении лежа на гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекаты в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. – лежа на животе, кисти рук – под плечами, пальцы вперед. Дозировку определяет учитель.
  6. Перекаты в сторону в положении лежа прогнувшись («бревнышко»).
  7. Передвижение по гимнастическим стенкам. Высоту определяет учи­тель. Страховка — маты под стенкой.

2-й класс

  1. Передвижение ползком по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Можно предложить проползти под натянутой резинкой.
  2. Подъем туловища из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за голову. Дозировку определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке обеими руками попеременно в положении лежа на спине, отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на четвереньках по матам боком, приставным шагом, на ладонях и ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. «Каракатица» – передвижение в упоре лежа сзади на четвереньках лицом вперед. Можно передвигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  6. Передвижение по гимнастическим стенкам с каким-либо предметом в руке. Высоту определяет учитель. У гимнастической стенки необходимо положить маты.
  7. «Буксир». Упражнение в парах. Подтягивание по гимнастической скамейке лежа на животе. Один ученик держит другого за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  8. «Паук» – передвижение в упоре лежа на спине на четвереньках. Не сталкиваться! Продвижение осуществляется вдоль матов.
  9. Передвижение по гимнастической стенке, стоя спиной к ней. Высоту определяет учитель. У стенки положить маты.
  10. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя на ней боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  11. «Гусеница» – передвижения парами в упоре на коленях. Один ученик держит другого за щиколотки. Соблюдать дистанцию. По мере освоения упражнения можно передвигаться коман­дами.
  12. «Мосты-мостики». Прогибание спины в упоре лежа на гимнастической скамейке. Ладони на скамейке, ноги на полу на носках, туловище прогибается вверх-вниз, голова приподнята.
  13. «Космонавты». Перекаты в сторону парами, держась за вытянутые вперед руки. Использовать 2 дорожки по 3 мата. Дистанция между парами – 1 мат.
  14. Бег по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу учителя. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  15. Дыхательные упражнения в кругу. Выполнять активный вдох и выдох без задержки дыхания.

3-й класс

  1. Передвижение ползком по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение осуществляется только с помощью рук (локтей).
  2. Передвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, удерживая в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Передвижение «змейкой» по пролетам гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов, затем слезть, выпрямиться, выполнить передачу мяча от груди учителю.
  4. Передвижение в упоре на коленях приставными шагами под натянутой резинкой.
  5. Передвижение по третьей рейке гимнастической стенке, стоя спиной к ней. Преодолеть 5 пролетов. У гимнастической стенки необходимо положить маты.
  6. Передвижение на четвереньках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть прочно закреплены.
  7. «Скалолазы». Лазанье по гимнастической стенке с помощью закрепленного над ней каната. Влезть с помощью каната, спуститься по гимнастической стенке, рядом с которой необходимо положить маты.
  8. Игра «Поезд». Все учащиеся принимают положение упор лежа на матах. По сигналу учителя первый участник проползает в «тоннеле» под «мостами». В конце тоннеля он сам принимает упор лежа. Затем то же задание выполняет второй участник, и т.д. По сигналу учителя дети выполняют переворот, принимают положение борцовского «моста» и повторяют задание. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Разные варианты ходьбы: спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя. Соблюдать дистанцию.
  10. Бег с наскоком на стопку матов; ходьба в сочетании с успокаивающими упражнениями, упражнениями на восстановление дыхания.

4-й класс

В 4-м классе упражнения по методу круговой тренировки проводятся в форме эстафет, все элементы которых дети изучали на предыдущих уроках. Необходимо четко организовать работу по смене оборудования между эстафетами, заранее приготовить доску, мел, секундомер и предмет для передачи в эстафете, назначить судей из числа освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их записи.

1-я эстафета. Уложить параллельно дорожки из двух матов. На гимнастической стенке закрепить тонкие канаты. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету касанием руки следующего участника.

2-я эстафета. Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек «змейкой», добежать до гимнастической стенки, коснуться каким-либо предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета. Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посредине зала, вдоль них с обе­их сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека из исходного положения лежа на животе (хват руками за голени впереди лежащего участника). Завершившие перекат ученики садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание: пока перекат выполняет первая тройка, тройка другой команды готовится занять исходное положение. За разрыв цепочки начисляется 1 штрафное очко.

4-я эстафета. Участники команд сидят верхом на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в колонне игрок, получив мяч, бежит вперед и, сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему, и т.д.

Примечание: эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущую.

5-я эстафета. Подготовить две большие «групповые» скакалки, два кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через большую скакалку, выбегают из-под нее, кладут кубик на пол; затем, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца, потом встают на четвереньки из упора лежа сзади, кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик впереди сидящему, который повторяет задание и т.д.

Примечание: по завершении эстафет учитель подсчитывает очки и объявляет команду-победительницу.

Легкая атлетика

К 14–15 годам у детей немного снижается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений. На уроках легкой атлетики для развития скоростных качеств используются технически несложные упражнения, позволяющие обратить внимание учащихся на быстроту их выполнения, например, бег на дистанцию 30–60 м с предельной скоростью. Оптимальная нагрузка – 2–4 повторения через 20–30 сек. в двух сериях. Интервалы для отдыха между сериями – 60–90 сек. ЧСС после выполнения двух серий – не более 170–180 уд./мин.

Для развития скоростно-силовых качеств используются упражнения, которые выполняются в максимальном темпе. Продолжительность одноразовой нагрузки составляет от 10 до 25 сек., количество серий – 2–3 с интервалами отдыха 45–60 сек. между ними. ЧСС в зависимости от нагрузки – 110–180 уд./мин.

Комплекс скоростно-силовых упражнений

Упражнения выполняют в течение 30 сек. на количество раз.

Инвентарь: набивной мяч весом 1 кг, скакалка.

  1. Наклоны. И.п.– стойка ноги врозь, руки вверх, мяч в руках. 1 – наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола; 2 – и.п.

    В зависимости от возраста занимающихся упражнение можно выполнять с мячом весом 1, 2 и 3 кг.

  2. Приседания. И.п. – о.с., мяч в согнутых руках перед грудью. 1 – присесть, выпрямляя руки; 2 – и.п.

  3. Выпады. И.п. – выпад вперед, мяч в согнутых руках, скакалка, сложенная вдвое, лежит кольцом между ногами. 1 – прыжком поменять положение ног; 2 – и.п.

  4. Упор присев – упор лежа. И.п. – упор присев, мяч лежит сзади на полу у ног. 1 – перенося ноги через мяч, принять упор лежа; 2 – принять и.п., не задевая мяч.

  5. Ловля мяча. И.п. – мяч в руках. 1–2 – подбросив мяч вверх, принять сед ноги врозь и поймать мяч; 3–4 – подбросить мяч сидя и поймать его стоя.

  6. Поднимание туловища. И.п. – лежа на полу на спине, мяч в руках за головой. 1–2 – сесть и, сделав наклон, достать мячом носки ног; 3–4 – и.п.

  7. Прыжки в приседе. И.п. – присед, мяч в согнутых руках перед грудью, скакалка, сложенная вчетверо, лежит сбоку у ног. 1 – прыжок в приседе в сторону через сложенную скакалку; 2 – прыжком вернуться в и.п.

  8. Отжимания. И.п. – упор лежа, мяч лежит на полу между руками. Выполняя отжимания, касаться мяча подбородком.

Примечание: упражнения выполняются в хорошо проветриваемом помещении в парах со взаимным подсчетом результатов и их записью. Отдых между упражнениями – 1–3 мин.

Упражнения для развития скоростно-силовых и скоростных качеств

  1. Бег с высоким подниманием бедра – 2–3 раза по 10–20 м.

  2. Бег из различных стартовых положений: сидя на полу, упор лежа сзади (спиной к направлению бега), вставая без помощи рук и др. на 15–20 м.
    Выполнить по 2–3 раза из каждого положения.

  3. Бег приставными шагами, темп средний, на 10–15 м – 2–3 раза.

  4. Догонять бегущего впереди ученика – 3–4 раза.

  5. Рывок на 10–20 м после медленного бега. Выполнить 4–6 раз.

  6. Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи, дистанция – 15–20 м.

  7. Те же прыжки на расстоянии 20–25 м. Выполнить 1–2 серии.

  8. Повторный бег – 3–5×40 м.

  9. Упражнения со скакалкой:
    • подскоки на одной ноге, другую выставить вперед (выполнить по 16–20 подскоков на каждой ноге);
    • выполнить 6–8 подскоков с двойным вращением скакалки (скакалка вращается вперед).

  10. Подскоки на одной ноге другая на возвышении (выполнить по 10–12 подскоков с каждой ноги).

  11. Прыжки в глубину с гимнастической скамейки с последующим быстрым подскоком вверх (выполнить 6–8 раз).

К подростковому и в особенности к юношескому возрасту создаются благоприятные условия для развития силы и выносливости. Для развития силовых качеств используются преимущественно упражнения динамического характера, локального и общего воздействия на основные мышечные группы. Величина нагрузки в основном составляет 10–12 повторений в 2–3 сериях с интервалами отдыха между ними 40–60 сек., ЧСС – до 140–170 уд./мин. Это подтягивание в висе (девочки – в висе лежа), сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с гирями. Все эти упражнения варьируются в зависимости от уровня физической подготовленности учащихся. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на повышенной опоре могут выполнять дети с низким уровнем физической подготовленности, а сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола – для учащихся с высоким уровнем физической подготовленности.

Для развития выносливости можно использовать прыжки через скакалку, бег на длинную дистанцию.

Упражнения для развития физических качеств необходимо выполнять в следующей последовательности: в начале основной части урока должны быть предусмотрены упражнения для развития быстроты, затем – для развития силы и выносливости. Однако в зависимости от задач урока силовые упражнения могут выполняться раньше скоростных.

Время, отведенное на круговую тренировку должно составлять в среднем 10–15 мин. урока, а в старших классах – 18–20 мин.

Гимнастика

Проводя уроки по разделу «Гимнастика», учитель предлагает детям поработать в группах методом круговой тренировки. В каждой группе назначается старший, наиболее подготовленный учащийся и предлагаются комплексы из 4–5 упражнений, с помощью которых осуществляется подготовка к акробатическим упражнениям, опорным прыжкам, висам и упорам. Такой подход позволяет охватить большой объем учебного материала на уроке и дать нагрузку на разные группы мышц.

Упражнения для развития равновесия

  1. И.п. – руки назад, соединить их в замок. 1–3 – наклоны вперед, в стороны, назад без зрительного контроля; 4 – и.п. Выполнить 5–6 раз.
  2. И.п. – о.с. Прыжки с поворотом на 180° и 270°. Выполнить 3–4 раза в каждую сторону.
  3. И.п. – о.с. Наклоны назад с отведением левой, потом правой ноги назад. Выполнить 5–6 раз каждой ногой.
  4. То же, но без зрительного контроля – 5–6 раз.
  5. Ходьба по линии на носках, руки на пояс, с наклонами головы влево и вправо. Пройти 10–15 м.
  6. Предварительно выполнив 2–3 поворота на 360°, начать ходьбу по линии на носках.
  7. Бег по линии зала на носках с поворотами на 270° и 360°. Пробежать 25–30 м.
  8. Бег с внезапными остановками. Выполнить 3–4 остановки.
  9. Бег спиной вперед – 25–30 м.
  10. Ведение мяча с закрытыми глазами. Пройти 15–20 м.
  11. Стоя на носках на рейке гимнастической скамейки, руки вперед, выполнить приседание – 8–10 раз.
  12. То же, но без зрительного контроля.
  13. Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки, руки на пояс или за голову, с открытыми и закрытыми глазами.
  14. То же, но с подбрасыванием и ловлей мяча двумя руками.
  15. Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки, руки на пояс, приставными шагами, вальсовым шагом, шагом польки.
  16. Равновесие сначала на низком, потом – на следующих уроках – на высоком бревне. Выполнить 2–3 раза.
  17. Повороты на бревне скрестно, переступания на 180° и 360°, поворот на 180° махом назад. Выполнить каждый поворот по 3–5 раз.
  18. Подскоки на обеих ногах с продвижением вперед по бревну. Выполнить 6–8 раз.
  19. Прыжки на гимнастической скамейке махом одной ноги, толчком другой со сменой ног. Выполнить 6–8 раз.
  20. Ходьба по бревну с подбрасыванием и ловлей мяча.
  21. Бег на носках по бревну.
  22. Хореографические упражнения у опоры:
    • полуприседание в I–III позициях ног (выполнить по 4 раза в каждой позиции);
    • полное приседание в I–III позициях ног (выполнить по 4 раза в каждой позиции);
    • стоя боком к опоре, сделать «волну» туловищем на 8 счетов (выполнить 4–6 раз);
    • стоя боком к опоре, удерживать вертикальное равновесие на правой и левой ноге на 8 счетов (выполнить по 4 раза на каждой ноге);
    • удерживать горизонтальное равновесие на правой и левой ноге на 8 счетов (выполнить по 4 раза на каждой ноге).
  23. Акробатические упражнения:
    • кувырки вперед, назад, в сторону;
    • переворот в сторону.
  24. Подвижные игры и эстафеты с элементами равновесия.

Спортивные игры

При прохождении программы по спортивным играм не стоит делить уроки на этапы разучивания, закрепления, совершенствования. В данном разделе реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания – всё в едином комплексе. При этом обучение должно быть «каскадным»: одни двигательные действия только разучиваются, другие – закрепляются, третьи – совершенствуются.

Поскольку учебный материал в данном разделе дети усваивают неодинаково и уже на первом году занятий становятся заметны разные уровни физической подготовленности учащихся, нецелесообразно откладывать на потом работу по исправлению ошибок со слабоуспевающими учениками.

Ставя общую задачу урока для всего класса, желательно определить задачи как для более подготовленных, так и для отстающих учеников. Дифференцированное обучение можно проводить во время работы по станциям, сформировав группы по степени подготовленности и комбинируя круговую тренировку с конкретными заданиями для каждой группы. Эта форма занятий позволяет повысить плотность урока и больше времени уделять каждому ученику. Работа по станциям проводится в виде круговой тренировки.

Упражнения для обучения различным играм

Баскетбол

  1. Двигаясь по залу в парах приставными шагами, выполнять передачу мяча двумя руками от груди.
  2. Упражнение в парах. Один игрок перемещается приставными шагами внутри круга, другой – по наружным границам спортивного зала. Первый выполняет передачу мяча второму, второй ловит мяч и выполняет передачу в движении первому игроку.
  3. Перемещаясь бегом в парах, выполнять передачи в движении с последующим броском мяча в корзину.
  4. Перемещаясь в парах шагом и бегом, выполнять передачи мяча в движении после ведения. Заканчивать упражнение броском в кольцо и подбором мяча.
  5. Построение в круг по 5–7 человек. Перемещаться приставными шагами по кругу и передавать мяч в движении через одного игрока. Передачу выполнять через каждые два шага (двухшажный ритм).

Волейбол

  1. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180°.
  2. Передачи мяча над собой двумя руками сверху, стоя на месте (выполнять до 10 раз).
  3. Передвижение вперед в приседе.
  4. Стоя на расстоянии 1 м от стены, принять упор стоя с опорой на пальцы о стену с последующим отталкиванием и возвращением в и.п.
  5. Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч, прогнуться с отведением рук вверх-назад и одновременным выпадом вперед. Выполнить правой и левой ногой.
  6. Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя подача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнений.
  7. Из положения стоя, руки над головой, принять сед, выполнить перекат назад на спину с последующим возвращением в и.п.
  8. Передача мяча снизу двумя руками в стену.
  9. И.п. – о.с. 1 – выполнить наклон вперед; 2 – не сгибая ног в коленях, принять упор стоя; 3 – перейти в упор лежа; 4 – и.п.
  10. Передача мяча двумя руками сверху в движении.

Примечание: в работе по станциям со слабыми учениками можно использовать, помимо детских надувных мячей или мячей из баскетбольных камер, обычные воздушные шары в количестве не более 4–6 штук.

Упражнения с воздушными шарами

1-я станция: каждый ученик с воздушным шаром или большим надувным мячом выполняет верхнюю передачу. Учитель корректирует работу детей, успевая сделать замечания, пока шар или мяч находится в воздухе.

2-я станция: нижняя передача над собой.

3-я станция: произвольные передачи большими мячами в парах.

4-я станция: выполнение нижней прямой подачи волейбольными мячами в стену.

Задания для учащихся с хорошей физической подготовленностью

Передачи мяча через сетку:

  • передача сверху над собой и через сетку (парт­нер повторяет упражнение);
  • передача сверху над собой и передача снизу через сетку (партнер ловит мяч и повторяет упражнение);
  • передача сверху через сетку и возвращение мяча передачей снизу (партнер ловит мяч и повторяет упражнение);
  • передача сверху через сетку (партнер выполняет передачу сверху над собой и возвращяет мяч передачей снизу);
  • передача снизу над собой и сверху через сетку (партнер возвращает мяч любым способом);
  • встречные передачи мяча сверху через сетку.

Упражнения с использованием передачи снизу лучше выполнять большими надувными мячами.

На занятиях по спортивным играм не рекомендуется вводить количественные показатели для оценки успеваемости. Критериями оценки могут служить знание базовых элементов движения и умение выполнять их в целом, а формами оценки знаний могут быть наблюдение и опрос.

Лыжная подготовка

Интересно и разнообразно выстраиваются уроки лыжной подготовки методом круговой тренировки. Все организационные вопросы решаются в школе или во время передвижения к месту занятия. Важно умело расположить станции, учитывая при этом рельеф и конкретные задачи. Круговая тренировка на учебной лыжне предусматривает наличие участка для учебной лыжни, рельефа местности (спуска и подъема).

Примерный комплекс упражнений

1. Равномерное прохождение отрезков попеременным двухшажным ходом.
2. Равномерное прохождение отрезков одновременным бесшажным ходом.
3. Прохождение с различной скоростью отрезков попеременным двухшажным ходом.
4. Спуск со склона в средней стойке с торможением «плугом».
5. Подъем в гору «елочкой».
6. Спуск со склона в средней стойке с последующим поворотом «переступанием».

Домашнее задание

К сожалению, все средства, подобранные самым эффективным образом, будут неэффективны, если ученики будут выполнять задания неохотно, не с полной отдачей. Поэтому много внимания необходимо уделять формированию потребности у учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Использование метода круговой тренировки при выполнении домашнего задания приемлемо для детей, достигших 10-летнего возраста, т.е. учащихся 5–6-х классов.

При отставании в развитии того или иного ученика целесообразно разработать индивидуальный комплекс упражнений. Тут не обойтись без помощи и контроля со стороны родителей ребенка, поскольку ему трудно одному, без посторонней помощи выполнить домашнее задание.

Варианты домашнего задания

  1. И.п. – сед по-турецки, руки к плечам; круговые движения плечами. Выполнить 8–10 вращений.
  2. И.п. – о.с., руки перед грудью, пальцы касаются друг друга. С силой сжать кисти (локти не опускать); развернуть кисти к себе; выпрямить пальцы; опустить руки вниз. Выполнить 6–8 раз.
  3. И.п. – руки перед грудью; рывковое движение руками назад, не опуская плеч; выпрямляя руки ладонями кверху, сделать два рывка назад, кисти чуть выше уровня плеч; вернуться в и.п. Выполнить 5–6 раз.
  4. И.п. – руки на пояс. Выполнить сгибание левой ноги назад, захватывая пальцами платок; вернуться в и.п. То же – другой ногой.
  5. И.п. – лежа на спине. Поочередное поднимание ног; поочередное сгибание ног; одновременное сгибание ног; одновременное поднимание ног. Выполнить каждое движение по 5–10 раз.
  6. И.п. – сед, руки в стороны. Повороты туловища влево; повороты туловища вправо, удерживая руки в и.п.


Фото В.Строковского

Татьяна Туговикова ,
учитель физической культуры