Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Внедряем инновации

Конспекты уроков по гимнастике

Вашему вниманию предлагаются разработки открытых уроков с использованием инновационных подходов в процессе обучения физической культуре, где особое внимание уделяется личностно-ориентированному методу обучения в сотрудничестве, который построен на работе в группах. Главная идея обучения – учиться совместно, а не выполнять упражнения вместе: помогать друг другу, коллегиально решать любую проблему, а также добиваться положительных результатов в двигательных действиях, делить радость успеха и горечь неудач. Данные разработки могут послужить моделью для разработки уроков в рамках личностно-ориентированных технологий, обучения в сотрудничестве.

«Гимнастика – душа и тело…»

Урок в 6-м классе

Цель: обучение использованию акробатических упражнений в построении гимнастических пирамид.

Задачи урока:

• совершенствовать технику кувырка вперед, стойки на лопатках, мост из положения лежа;
• дать представление о гимнастических пирамидах;
• способствовать развитию творческих способностей, физических качеств, формированию осанки;
• воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, самостоятельность

Инвентарь: маты, обручи, цветные ленты; музыкальный центр или магнитофон, аудиозаписи; рисунки гимнастических пирамид; карточки с заданиями.

Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть (10–12 мин.)

Построение, приветствие. Детям предлагается выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению, и завязать ее на левой руке.

Учитель. «Гимнастика – душа и тело…» Что для вас значат эти слова?
Сообщение задач урока

3 мин. Рефлексия в начале урока по выбранным лентам.
Оформление темы в письменном виде. Если дети затрудняются ответить, им предлагается вспомнить, какие бывают виды гимнастики.
По ходу урока учащиеся должны найти ответ на заданный вопрос
Ходьба:
• на носках, руки вверх, на шаг – наклон головы вперед;
• на пятках, руки в стороны;
• с поворотом головы на шаг вправо, влево;
• в полуприседе, руки за голову
1,5 мин. Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть).
Следить за дистанцией.
Локти в стороны, спина прямая
Бег. Ходьба 1,5 мин. Следить за правильностью выполнения элементов бега.
При движении в колонне учащиеся берут обручи в правую руку на правое плечо
ОРУ с обручами 4–6 мин.  
Основная часть (21–23 мин.)
Кувырок вперед 2–3 мин. При необходимости учитель выполняет показ акробатических­
упражнений. Учащиеся работают в группах с помощью карточек, устраняя ошибки друг друга и помогая добиться правильного выполнения.
Старший группы следит за работой внутри группы.
При кувырке обратить внимание на положение головы, спины. Колени слегка развернуть, локти прижать, группировку брать чуть ниже коленей
Стойка на лопатках 2–3 мин. В стойке туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять
«Мост» из положения лежа 2–3 мин. Обратить внимание на опору всей ступни. Ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова откинута назад
Знакомство с гимнастическими пирамидами.
История возникновения, характеристика пирамид. Применение ранее изученных акробатических упражнений в построении пирамид
2 мин. Учитель предлагает детям образовать полукруг лицом к нему, обращая их внимание на рисунки с изображениями пирамид. Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции еще в XVIII в. до н.э.
Пирамиды могут быть разные: по количеству исполнителей, сложности построения и т.д.
Провести беседу об использовании акробатических упражнений в построении пирамид, разбор и построение общей пирамиды учителем совместно с учащимися
Творческое задание. Каждая группа строит свою пирамиду 5–6 мин. Учитель объясняет детям, что пирамида у каждой группы должна быть своя, но можно использовать упражнения из представленных рисунков, акробатические упражнения, а также в качестве музыкального сопровождения – классическую музыку
Показ пирамид по группам 3 мин. В построении пирамид принимают участие две группы одновременно. Учитель отмечает самую оригинальную пирамиду, пирамиду с использованием сложного упражнения, творческого подхода или по другим номинациям
Диалог с учащимися о применении пирамид, их значении 2 мин. Построение пирамид можно использовать при подготовке выступления на спортивных праздниках, соревнованиях, в перерывах между состязаниями и т.д. Учитель поясняет, что это упражнение развивает творческое воображение, гибкость тела, воспитывает коллективизм; сложное построение – развивает силу, улучшает координацию движений
Заключительная часть (5–7 мин.)
Игра «Фигуры»

Выбирают водящего. Учащимся предлагается свободно под музыку выполнять танцевальные ритмичные движения. Как только музыка прекращается, дети, придумав каждый свою фигуру, замирают в любом положении. Водящий выбирает самую оригинальную или сложную, т.е. больше всего понравившуюся ему фигуру. Ученик, изобразивший ее, становится водящим, и игра продолжается
2–3 мин. Музыкальное сопровождение для игры подбирается разное по темпу. Учитель, проявляя инициативу, может предлагать учащимся выполнить новые движения под музыку в случае, если они стесняются или им не удается выполнить танцевальные движения
Детям предлагается выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению, и завязать ее на правой руке.
Построение в шеренгу. Учитель предлагает вернуться к вопросу, заданному в начале урока: «Гимнастика – душа и тело…» Что для вас значат сейчас эти слова?
2–3 мин. Учитель фиксирует изменения в настроении учеников по цвету лент, выбранных в начале и в конце урока, и возвращается к вопросу, заданному в начале урока; выслушивает мнения учащихся, анализирует их размышления в начале и в конце урока
Подведение итогов урока 1 мин. Учитель благодарит детей за работу на уроке

 

Акробатическая комбинация

Урок в 8-м классе

Цель: составить и продемонстрировать в группах акробатическое соединение из разученных элементов.

Задачи урока:

• способствовать развитию физических качеств методом круговой тренировки;
• закрепить технику ранее изученных акробатических элементов;
• развивать творческие способности путем составления акробатического соединения;
• воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельность.

Инвентарь: маты, гантели весом 2 кг и 3 кг, скакалки, набивные мячи весом 3 кг, гимнастические скамейки, стойки с флажками; карточки с заданиями.

Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть урока (10–12 мин.)
Построение, приветствие.
Измерение показателей ЧСС.
Сообщение задач урока
1 мин. Выявить учащихся с высоким показателем ЧСС и дать им минимальную нагрузку на уроке
Строевая подготовка (повороты на месте) 1 мин. Обратить внимание на правильность выполнения поворотов
Ходьба:
• на носках, руки на пояс;
• на пятках, руки в стороны.
Бег
1 мин. Следить за осанкой: плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть.
Следить за интервалом
Приставной шаг правым, левым боком, руки за голову. Выполняется по боковым линиям волейбольной площадки 1 мин. Локти в стороны, спина прямая, шаг шире, подскок выше
Ходьба с восстановлением дыхания. Распределение учащихся по станциям 1 мин. Учащиеся занимают рабочие места по станциям.
Группы по 3–4 человека заранее сформированы учителем
Выполнение заданий на различные группы мышц методом круговой тренировки. После выполнения задания на станции – бег по кругу с переходом на следующую станцию 7 мин. Во время бега по кругу следить за технически грамотным выполнением элементов бега
1-я станция – сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки 20 сек. Задания подобраны с учетом чередования упражнений на различные группы мышц
2-я станция – прыжки через гимнастическую скамейку (перешагивание – облегченный вариант) 20 сек. Темп высокий – для сильных учеников, средний – для средних и слабых
3-я станция – упражнения с гантелями 20 сек. Учащиеся начинают и заканчивают выполнение заданий по сигналу учителя
4-я станция – прыжки через скакалку 20 сек.  
5-я станция – отдых лежа на матах 20 сек.  
6-я станция – бег с набивным мячом в руках вокруг стойки: 1 раз с мячом, 1 раз без мяча и т.д. 20 сек.  
7-я станция – лежа на спине, руки за голову. Поднимание ног до угла 90° 20 сек.  
Легкий бег с переходом на ходьбу 20 сек. Упражнения для восстановления дыхания
Основная часть урока (22 мин.)
Работа в группах по карточкам 9 мин. Учащиеся устраняют ошибки друг друга, помогая добиться правильного выполнения каждого акробатического элемента, работают совместно, дружно
Задания на карточках для девочек

• выполнение упражнений для мышц шеи (наклоны, вращения);
• упражнение на равновесие «Ласточка»;
• кувырок вперед, назад;
• кувырок назад в стойку ноги врозь;
• «мост» из положения стоя с помощью и без помощи;
• стойка на лопатках с помощью рук;
• сед в группировке, сед углом
Каждое упражнение выполнить 2–3 раза При кувырке обратить внимание на положение головы, спины. Колени слегка развернуть, локти прижать, группировку брать чуть ниже коленей.
В стойке туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять
Задания на карточках для мальчиков

• выполнение упражнений для мышц шеи (наклоны, вращения);
• упражнение на равновесие – стойка на одной ноге, руки в стороны;
• кувырки вперед и назад;
• кувырок назад в стойку ноги врозь;
• стойка на лопатках без помощи рук;
• сед с наклоном вперед;
• кувырок вперед из стойки на руках
Каждое упражнение выполнить 2–3 раза В стойке на лопатках туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять.
Стойка на руках выполняется со страховкой
Измерить показатели ЧСС 1 мин. Проследить, в норме или нет показатель ЧСС после максимальной нагрузки
Творческое задание каждой группе: составить и выполнить акробатическое соединение из различных элементов 7 мин. Детям дается четкая установка на выполнение правильного перехода от одного элемента к другому
Показ акробатических соединений двумя-тремя группами на оценку 5 мин. Учитель распределяет роли: кто из детей будет из группы показывать, кто – объяснять последовательность выполнения, кто – анализировать и оценивать. Оценка ставится одна на всю группу. Ошибки выявляются у всех членов группы. Например, один ученик показал соединение с двумя ошибками, второй объяснил безошибочно, а третий не увидел тех
ошибок, которые допустил первый.
В этом и заключается обучение в сотрудничестве
Заключительная часть урока (5–6 мин.)
Дыхательная гимнастика по системе хатха-йоги 3 мин. Обратить внимание на правильную посадку при выполнении упражнений на дыхание
Измерение показателей ЧСС 2 мин. Узнать показатель ЧСС у каждого ученика, проследить, вернулся ли учащийся к первоначальному показателю ЧСС
Подведение итогов урока 1 мин. Учитель благодарит детей за работу на уроке

 

Любовь Щербинина ,
МОУ "Ординская СОШ", с.Орда, Пермский край