Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2009
Методика

Внимание – на экран!

При обучении сложным техническим элементам существенную помощь в работе учителя может оказать компьютер. При этом не стоит забывать, что научиться правильно выполнять движение дети могут только на практике – в спортивном зале под контролем учителя.

Задачи урока:

– обучение прямому нападающему удару;
– обучение блокированию;
– развитие игрового мышления посредством игры в волейбол.

Урок начинается в кабинете, оснащенном мультимедийным проектором, компьютером, а продолжается в спортивном зале. Для проведения урока понадобятся мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебные карточки, волейбольные мячи.

В кабинете детям предлагается посмотреть мультимедийное пособие по технике нападающего удара в волейболе. Учитель делает акцент на технике нападающего удара и блокирования.

Нападающий удар

Техника движений ног (рис. 1)

1. Толчковая нога – это выражение условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой человеку привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Игроки, у которых более ловкая рука – правая, чаще отталкиваются левой ногой. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте. И это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом.

Рис. 1. Техника движения ног при выполнении нападающего удара


2. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

3. В напрыгивании перед прыжком волейболисты посылают вперед правую ногу – это наиболее целесообразно для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивают туловище игрока вправо, при этом правая нога касается площадки раньше левой.

4. В последнем шаге (при напрыгивании) надо соблюдать разумную меру, помня, что напрыгивание – лишь способ для увеличения амплитуды прыжка, а не самоцель. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед.

5. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением тянут тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правую – вначале на внешний свод стопы, а левую – на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больше вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги, а также поворот туловища вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

6. Более энергичный рывок вверх правой рукой при отталкивании раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, поэтому при постановке правой ноги, опережая ее, правая рука посылается вперед.

Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм. Прыжок выполняют с активным махом руками.

Техника движений рук при выполнении нападающего удара (рис. 2)

В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение.

1. В разбеге делают 1–3 шага. Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает.

2. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют к правой. При одношажном разбеге выполняется только один напрыгивающий шаг. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводятся назад.

3–4. Чтобы выйти к месту встречи с мячом, при ударе поверх сетки выполняется прыжок. Отталкивание в первую очередь начинают руки по дуге сзади-вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.

5. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело начинает движение вверх и несколько вперед – это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая (бьющая) рука.

6. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой назад-вверх. При замахе важно соблюдать последовательность движения: плечо, локоть, предплечье, кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад.


7. Высота подъема локтя варьируется в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лук» – прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад.

8. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, растягивая большую грудную мышцу.

9. Ударное движение начинают с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и немного вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета.

10. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху хлестким движением. Одновременно с опусканием руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту скорость должна быть максимальной.

Затем игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленных суставах, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Рис. 2. Техника движений рук при выполнении нападающего удара

Блокирование (рис. 3)

1. Находясь в стойке готовности перед сеткой – ноги на ширине плеч, несколько согнуты в коленных суставах, руки полусогнуты перед туловищем, – игрок следит за действиями соперников.

2. Как только игрок определил предполагаемое место атаки, он или прыгает с места или незамедлительно перемещается туда приставными или обычными шагами и принимает исходное положение – ноги сгибаются до положения полуприседа.

3. Активным разгибанием ног, выпрямлением туловища и резким маховым движением рук чуть позже нападающего (при передаче мяча на удар по средней траектории) блокирующий игрок выпрыгивает вверх.

Рис. 3. Техника блокирования

4. Вынося вверх перед грудью согнутые в локтевых суставах руки, волейболист выпрямляет их. Расстояние между ладонями не превышает диаметра мяча. Пальцы параллельно поднятых вперед-вверх рук широко разведены, кисти слегка напряжены, расположены над сеткой и перенесены на сторону соперника.

5. Блокирующий игрок в прыжке контролирует мяч и одновременно следит за действиями нападающего.

6. В момент постановки блока туловище незначительно сгибается в тазобедренном суставе, ноги выпрямлены, мяч накрыт кистями.

7–8. После постановки блока волейболист опускает руки перед собой так, чтобы не задеть сетку, и приземляется на полусогнутые ноги, продолжая внимательно следить за мячом.

Возвращаемся в спортзал

Подготовительная часть

1. Построение, проверка готовности класса, сообщение задач урока.

2. Ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы.

3. Бег по залу в медленном темпе.

4. Старты с места, челночный бег 5×9 м лицом вперед, затем поочередно – лицом вперед, спиной вперед, скрестным шагом.

5. ОРУ:

• И.п. – стойка ноги врозь. Круговые движения руками.
• И.п. – то же. Руки вправо, поворот туловища вправо.

То же в другую сторону.

• И.п. – стойка ноги врозь, руки в замок за спиной. Одновременно подниматься на носки и отводить прямые руки назад.
• И.п. – о.с. Пружинящие наклоны вперед.
• И.п. – выпад правой (левой) вперед. Пружинящие приседания.
• И.п. – выпад правой (левой) в сторону. Перенести вес тела с одной ноги на другую.
• И.п. – сед, ноги скрестно. Растяжка. При выполнении растяжек необходимо учитывать амплитуду и направление движений. Не допускать побочных движений и суетливости.

Основная часть

Прием и передача мяча сверху и снизу

1. Упражнение в парах. Чередование изученных способов приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.

2. Передачи мяча в прыжке. Встречная передача мяча в прыжке у сетки и через сетку.

Параллельное обучение прямому нападающему удару и одиночному блокированию

1. Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками. Повторить 5–6 раз. Обратить внимание на прыжок – он должен быть вертикальным (рис. 4).


Рис. 4. Одиночное блокирование

2. То же, но стопорящий шаг выполнять скачком. Особое внимание следует обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу ног и рук. Повторить 5–6 раз.

3. Выполнить разбег в 2–3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх. Повторить 5–6 раз. Не разводить широко кисти.

4. Игроки располагаются парами по обе стороны сетки. По сигналу преподавателя они прыгают и ударяют друг друга по кистям над сеткой. Прыгать следует одновременно. Повторить 5–6 раз.

5. Имитация блока после перемещения вдоль сетки вправо и влево. Упражнение можно выполнять многократно после перемещения 1–2 приставными шагами. Обратить внимание на приземление (сгибание ног в коленных суставах).

6. Игроки располагаются парами по обе стороны сетки. Один игрок находится на линии нападения. Он разбегается и имитирует нападающий удар. Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной площадке, определяет место и время прыжка по разбегу нападающего, перемещается туда и имитирует блок, закрывая руками воображаемое направление полета мяча. Выполнив упражнение 4–5 раз, игроки меняются ролями.

7. Расположение игроков то же, но нападающий игрок держит в руках мяч. Он разбегается и выполняет нападающий удар с собственного подбрасывания в строго определенном направлении, например в зону 5. Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной стороне, ставит блок, закрывая известное ему направление полета мяча. Выполнив упражнение 4–5 раз, игроки меняются ролями. Не запаздывать с выходом к мячу.

8. Игроки с мячами в руках выстраиваются в колонну по одному в зоне 4. В зоне 3 находится пасующий игрок, в зоне 2 на противоположной площадке – блокирующий. Так же располагаются игроки на другой стороне площадки. Игрок зоны 4 передает мяч игроку зоны 3, тот выполняет передачу на удар, который делает игрок зоны 4. Игрок зоны 2 с противоположной стороны выполняет блок (неподвижный или подвижный, по заданию преподавателя), стремясь закрыть вначале известное направление удара, а затем и неизвестное. Упражнение выполняют 5–6 мин. Прыжок должен выполняться не в длину, а вверх; маховые движения руками более активные.

9. Игроки с мячами выстраиваются в колонну по одному в зоне 4, один игрок – в зоне 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, игрок зоны 3 передает мяч на удар в зону 4, игрок зоны 4 разбегается и осуществляет нападающий удар. Выполнять в течение 5–6 мин. Особое внимание следует обратить на удар выпрямленной рукой по краю мяча.

Учебная игра

Команда принимает мяч от верхней передачи и разыгрывает его до завершающего удара через сетку. Сразу после удара с противоположной стороны противник организует нападающие действия: игрок из зоны 4 принимает мяч и передачей посылает его в зону 3, из зоны 3 направляется вторая передача в зону 4, затем выполняется нападающий удар или обманное действие. Защищающаяся команда должна быстро перейти к обороне, в зоне 2 игрок готовится к блокированию, в зоне 6 игрок идет на страховку при блоке, и т.д.

Заключительная часть

Построение, разбор игры, подведение итогов занятия. Учитель отмечает детей, которые хорошо выполняли упражнения.

Домашнее задание

Имитация у зеркала техники движения руки при нападающем ударе: плеча, локтя, предплечья, кисти.


Фото В.Строковского

Фания Валеева ,
учитель физической культуры, СОШ № 2, г.Лениногорск, Республика Татарстан