Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
Методика

Занятия на природе

Практические занятия на местности с юными туристами­-многоборцами являются важнейшей частью их подготовки. Не секрет, что однообразие средств и методов работы с детьми порождает скуку, снижает интерес к спортивно-оздоровительному туризму, тормозит рост спортивных результатов. Наблюдения показывают, что наибольшие затруднения педагоги испытывают при проведении занятий в природной среде: при выборе места, погодных условий, подъездов к месту проведения занятий, учитывая отсутствие полигонов.

Спортивное признание туризма

В настоящее время туризм стал развиваться в двух направлениях: спортивные походы и туристское многоборье.

Впервые соревнования по туристскому многоборью были проведены в 90-е гг. Этот молодой вид спорта, получивший всероссийское признание, стал интенсивно развиваться среди молодежи. За это время сложность дистанций и технический уровень участников выросли настолько, что без целенаправленной круглогодичной тренировки по избранному виду туризма стало невозможным прохождение дистанции.

Туристское многоборье как вид спорта подходит для детей разного возраста, разных способностей и интересов. Оно формирует исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, связанные с прохождением дистанции, увлекает познанием природы и истории родного края, воспитывает патриотизм, дает практические знания, необходимые в жизни, умения и навыки.

Организация занятий

В подготовке юных туристов практические занятия приобретают первостепенное значение, так как направлены на расширение и углубление знаний учащихся, полученных в процессе изучения теоретических тем и разделов.

Дети получают возможность воочию увидеть те или иные способы выполнения и применения технических приемов.

Занятия с юными многоборцами желательно проводить на естественном рельефе. Для их проведения необходимо создать соответствующие условия: найти подходящий полигон недалеко от места жительства, подготовить площадку, позволяющую совершенствовать нужные умения и навыки, организовать надежную страховку на опасных участках. Обеспечение безопасности – важнейшее требование к проведению занятия, а умение страховать квалифицированно – необходимое условие хорошо организованного учебного процесса.

Каждое занятие на природе (а это 4–6 ч) требует от педагога специальной подготовки, подбора снаряжения, инвентаря в соответствии с целями и задачами тренировки. Для всех практических занятий существуют общие правила и нормы, которые необходимо знать и соблюдать:

1. Все занятия должны иметь воспитывающий характер, учитывать прежде всего необходимость воспитания человека всесторонне и гармонически развитой личностью.

2. Постановка задач, выбор средств и методов занятий должны соответствовать возрасту занимающихся, уровню их физической подготовленности и накопленному опыту туристической практики.

3. На первых этапах обучения необходимо применять средства, совершенствующие общефизическую подготовку.

4. Следует обеспечивать единство взаимосвязи и взаимопонимания всех видов спортивной подготовки: теоретической, физической, технической, тактической, морально-волевой; повышать уровень выполнения двигательных действий, свойственных тем или иным видам туризма; соблюдать постепенность в возрастании нагрузок и их соответствие задачам, поставленным на различных занятиях.

Учебные занятия с детьми проводят в пригородной зоне, непосредственно прилегающей к большим и малым городам, а также в сельской местности. Пригородные леса – это легкие промышленных центров. Чем ближе к городу лес, тем чаще наше паломничество под его сени, тем сложнее ему восстановить нарушенное людьми. Организуя занятия, старайтесь сохранить целостность травы, мха, не ломать веток, если они оказались на пути. Также аккуратно проходите по лугам, по полянам, зря не трогайте несъедобные грибы.

Обучение проводится регулярно во все выходные, праздничные и каникулярные дни при всякой погоде. Дети должны привыкать к условиям физических и моральных нагрузок на занятиях, увеличивающихся при ухудшении погоды. Это должно закрепиться в сознании учащихся как обычные рабочие условия, при которых решается спортивная задача. Так создается запас моральных и физических сил, запас надежности в условиях внезапного усложнения тренировки, соревнования.

С чего начать?

Разумеется, начинать надо с выбора места, где можно провести занятие, оповещения родителей учащихся о предполагаемых практических тренировках, с подготовки личного снаряжения и одежды, соответствующей погодным условиям. К месту проведения занятия должен быть короткий железнодорожный и автомобильный подъезд. Необходим также эмоциональный центр (его называют доминантой) – обзорная точка, с которой открывается прекрасный вид, наличие памятников культуры и истории. Река, овраги, обрывы позволят разнообразить занятие. При отсутствии пересеченного рельефа можно использовать отдельно стоящие деревья, вместо скального участка – карьеры, старые постройки и даже использовать искусственные опоры в виде вкопанных столбов. Продумывая задания, нужно исходить из окружающих условий. Навесную переправу следует организовать над речкой или оврагом, кочки и движение по жердям – на болотистом участке, и т.п.

При проведении занятий в условиях естественного рельефа свои коррективы вносит погода. В зимнее время важно не забывать про рукавицы и теплую обувь.

Недопустимо организовывать учебные этапы даже на коротких отрезках через участки труднопроходимого леса. На пути детей не должно быть таких препятствий, как заборы, глубокие канавы, ямы.

Снаряжение и инвентарь подбираются в зависимости от темы занятий. Основа успеха – во всесторонней скрупулезной подготовке. В основном в туристском многоборье используют горное снаряжение, а также специальные приспособления для подъемов и спусков. Основная веревка, применяемая для страховки, должна иметь прочность не менее 1000 кг, и обладать оптимальными эксплуатационными качествами: хорошо скользить и держаться в руках, быть легкой, удобной в работе, хорошо завязываться в узлы. Веревка не должна быть ни шероховатой, ни тугой, ни мягкой. Желательно пользоваться разноцветными веревками: они хорошо видны на склонах и облегчают ориентировку при большом количестве веревок на занятиях. Для удобства середина веревки отмечается цветной изоляционной лентой. Количество занимающихся на одного педагога на практических занятиях не должно превышать 10–12 человек; при большем числе теряется возможность индивидуального подхода и, как следствие, ухудшается качество учебного процесса.

Учебную работу необходимо проводить по разработанной методике при строгом соблюдении мер безопасности. Только при сочетании этих двух факторов может быть заложена основа успешного проведения учебного мероприятия.

На практических занятиях дети учатся подготавливать привалы, стоянки, оборудовать лагерные поляны безопасными кострищами и очагами для приготовления пищи. Все это желательно устраивать в непосредственной близости от мест тренировок.

Цель и задачи обучения

Обучая юных многоборцев, необходимо добиваться решения четырех главных задач:

1) воспитание и развитие специфических двигательных навыков (техника);

2) формирование и совершенствование таких качеств, как быстрота, выносливость, сила, ловкость;

3) воспитание волевых качеств;

4) выработка потребности в регулярных занятиях и формирование желания участвовать в различных соревнованиях.

Важно увлечь юных спортсменов, ибо это может стать прочной основой всех будущих успехов. У учащихся должна быть постоянная потребность участвовать в соревнованиях, а это зависит от того, сумеет ли педагог наладить приносящие радость разнообразные и интересные практические занятия, отвечающие ожиданиям детей.

Известно, что большинство знаний сразу же после занятий забывается, поэтому целью учебного процесса является формирование прочных навыков и физических качеств.

Для закрепления знаний, умений и навыков выполнения приемов, а также для поддержания и улучшения физической формы необходимо регулярно повторять пройденный материал. В основе современной тренировки в любом виде спорта лежит многократное повторение технических приемов, выполнение упражнений, стимулирующих развитие специальных качеств.

В зависимости от уровня подготовленности участников и наличия полигона содержание учебного процесса усложняется. На каждом занятии нужно отрабатывать один сложный элемент, или выход из какой-нибудь ситуации: например, развязать затянувшийся прусик, завязать одним концом узлы «восьмерка», «схватывающий». Можно предложить детям вязать узлы в больших перчатках, рукавицах. Закрепление того или иного элемента должно способствовать его дальнейшему совершенствованию путем применения технических упражнений и тактических приемов.

Особенности занятий

Туристское многоборье отличается от других видов спорта тем, что практические занятия, участие в учебных соревнованиях, организация питания, проживание детей проходят в естественных природных условиях. Учащиеся должны суметь приспособиться к лесу, грязи, дождям. Занятия на свежем воздухе имеют важное преимущество: они дают эмоциональную разгрузку, вносят разнообразие в учебный процесс, благоприятно сказываются на укреплении здоровья и физическом развитии школьников, более интересны и в конечном счете способствуют росту мастерства. В то же время это сложный вид спорта, требующий овладения множеством общих и специальных знаний, умений и навыков.

Вопросы обучения юных туристов-многоборцев до настоящего времени изучены мало. К сожалению, пока только изыскиваются возможности создания специализации «туристское многоборье» в вузах страны. В настоящее время кадры профессиональных педагогов дополнительного образования комплектуются из инструкторов спортивного туризма.

Проводить практические занятия надо не более 1–2 раза в месяц. Лучший эффект дают праздничные и каникулярные двух-трехдневные занятия – сборы. Они по форме могут напоминать туристический поход, хотя туристические цели в них не являются основными. Всего за учебный год можно организовать 6–8 учебных выходов и 3–4 учебных сбора в каникулы.

Спортивно-оздоровительная подготовка

Занятия с детьми туристским многоборьем делятся на общую физическую подготовку (для начинающих) и спортивные тренировочные занятия с выполнением разрядных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации.

Занятия в группе первого года обучения направлены на всестороннее развитие и укрепление организма детей, формирование правильной осанки, воспитание у занимающихся морально-волевых качеств, овладение основами техники выполнения приемов прохождения отдельных технических этапов. Выполнение норм и требований на значок «Юный турист», юношеских разрядов по туристскому многоборью или по спортивным походам являются итогом всего процесса обучения.

Практика показывает, что многие занимающиеся на этапе спортивно-оздоровительной подготовки не могут добиться хороших результатов не потому, что им мешает плохая техника выполнения приемов, а главным образом из-за недостаточного развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Направленность работы педагога на этом этапе на развитие физических качеств у детей должна быть первоочередной задачей. На первом году обучения нужно широко использовать различные подводящие и имитационные упражнения: привыкание к крутизне, глубине, равновесию на узкой опоре, управлению веревкой. Такой подход к технической подготовке учащихся ведет к совершенствованию их физических качеств. По мере освоения элементов техники спортсмены овладевают все более трудными навыками, причем в самых различных условиях.

Начальная подготовка

Группу начальной подготовки составляют дети, которые перешли в нее из спортивно-оздоровительной группы, и примкнувшая к ним группа ребят с различным опытом спортивного ориентирования на уровне юношеского разряда, туристы-походники с опытом степенных и категорийных походов, а также дети, которые занимались другими видами спорта. Как правило, таких школьников записывают в группу второго года обучения при условии проверки их умений, навыков, знаний или при наличии справок о пройденных степенных, категорийных походах. На втором году обучения из наиболее подготовленных учащихся планируется подготовка спортсменов первого юношеского или третьего спортивного разряда, значкистов «Турист России».

Рекомендации по набору детей

Дополнительный набор в секцию лучше проводить весной, так как в это время погодные условия не имеют слишком большого значения. Занятия можно проводить в лесопарковой зоне благодаря большой продолжительности светового дня. В летние каникулы можно сводить детей в учебные походы. Для первого знакомства с туристским многоборьем лучше всего провести занятия в пригородном лесу или парке. Желательно как можно больше занятий проводить спортивно-игровым методом: ребята больше всего любят играть.

Спортивно-игровой метод проведения занятий – отличная школа закалки воли и характера. Спортивно-игровая ситуация вносит в занятия обилие эмоций независимо от того, участник ты или болельщик. В этих условиях надо суметь реализовать свои двигательные возможности, а этому детей, кстати, тоже надо учить. Это высокая интенсивность физических нагрузок, а также проверка степени усвоения упражнений в условиях быстрого выполнения и на фоне сбивающих факторов.

Главная задача – приучить школьников к регулярным занятиям. Данный совет ломает сложившийся стереотип приема в секцию в сентябре. Этих детей в новом учебном году можно будет записать в группу второго года обучения. Не секрет, что от ребят, набранных в секцию в сентябре, к концу учебного года остается 20–30%. Дополнительный набор весной позволяет руководителю секции заполнить учебные группы и надеяться на то, что многие из учащихся придут заниматься в новом учебном году.

Комплектование секции по туристскому многоборью по возрастному составу лучше производить с учетом последующей сменяемости старших спортсменов младшими. По возможности в кружке нужно иметь ребят всех возрастных групп. Такой принцип комплектования туристической секции позволяет планомерно готовить юных туристов и не волноваться о завтрашнем дне.

Методика обучения

Обучение двигательным навыкам проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение – первая пробная попытка – исправление ошибок – закрепление и совершенствование. Можно в работе с новичками использовать такой принцип: ошибся – вернись и выполни правильно. Обучать какому-либо навыку желательно в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы дети могли запомнить движения сразу. При обучении тем или иным техническим приемам у ребят вырабатывается серия навыков, которые, сливаясь в процессе занятий в логическую непрерывную цепочку, образуют так называемый динамический стереотип.

При проведении занятий используются следующие способы организации учебной деятельности: фронтальный, групповой, поточный и индивидуальный.

При фронтальном способе упражнения выполняются всей учебной группой одновременно. Это самый простой способ организации занятий, при котором коллективное действие по команде педагога выполняет вся группа, а дети приучаются к согласованным действиям (общеразвивающие упражнения, упражнения в ходьбе, беге, передвижении на лыжах).

При групповом способе (связка) упражнение выполняется одновременно с несколькими группами учащихся. Как правило, это могут быть закрепляющие упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений. Такой способ требует от педагога предварительной подготовки, и лучше им пользоваться в работе с детьми второго – третьего годов обучения.

Сущность поточного способа заключается в том, что учащиеся выполняют заданное упражнение друг за другом. Этим способом можно проводить лазанье по склону без веревки, выполнять упражнения в равновесии на бревне, высота которого над землей – не более 1 м, бег по кочкам. Упражнения, проводимые поточным способом, должны быть предварительно изучены. Педагог обязан следить за качеством выполнения упражнений и давать необходимые указания.

Индивидуальный способ организации занятий заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно их выполняют: вязка узлов на 30 м основной веревки, бухтование 30–40 м веревки, спуск – подъем. Этот способ учит индивидуальному прохождению учебной дистанции и помогает детям учиться заниматься самостоятельно.

Какой бы ни был применен способ организации занятий, в любом случае важно обеспечивать необходимую физическую нагрузку с учетом подготовленности детей, их возраста, соблюдать требования техники безопасности – надевать рукавицы при спуске по веревке, на страховке, завинчивать муфту карабина. Вопросы безопасности должны постоянно находиться в поле зрения педагога.

Планирование учебной работы

Без сомнения, успешность обучения юных туристов во многом определяется качеством той подготовительной работы, которая предшествует непосредственному контакту обучаемых и обучающих, а последняя, в свою очередь, зависит от полноты содержания и обоснованности исходной учебной документации.

Планирование прохождения учебного материала – процесс творческий. Документами, на основе которых осуществляется учебный процесс, являются учебная программа и учебный план на год, в котором отмечаются часы, отводимые на теоретические занятия, физическую, техническую и тактическую подготовку. Указываются примерные сроки проведения различных соревнований. Составляется график прохождения программного материала по месяцам, рабочий план или поурочный план на 1–2 мес. Также составляется расписание занятий с указанием дней, часов и мест их проведения.

При составлении планов-конспектов необходимо определить мероприятия по обеспечению безопасности, методы проведения занятия, схему размещения и передвижения детей во время занятия, время, отводимое на каждое упражнение, методы контроля степени усвоения навыков, предупреждения ошибок при усвоении приемов.


По каждой теме занятий необходимо четко сформулировать цели и задачи, наметить методы их проведения. Педагог должен помнить, что записи и конспекты не должны дублировать или заменять учебник и методическое пособие. Следует помнить, что должен быть предусмотрен резерв времени с учетом погодных условий и вариантов подъезда к месту проведения занятия.

Темы занятий следует привязывать к реальной местности, а также учитывая возможности учреждения дополнительного образования (транспорт, полигон, специальное снаряжение) и погодными условиями.

Педагогам надо помнить и знать, что в отличие от других видов спорта в туристском многоборье часть времени уходит на подготовку трассы и установку снаряжения: в пределах 30 мин. до и после занятий.

В период проведения занятий необходимо бережно относиться к природе, постоянно обращая на это внимание детей. Образцово обустроенные места занятий, биваков, хорошо проложенная сеть тропинок имеют непосредственное отношение к учебному процессу. На том месте, где группа провела ночевку, не должно остаться ни малейших следов ее пребывания, ни одной сломанной веточки, не говоря о сорванных цветах.

Вместе с тем занятия должны иметь четкие цели и задачи, направленные на обучение, воспитание, вооружение детей конкретными знаниями, умениями и навыками. Не следует увлекаться большими целями и задачами. Необходимо иметь достаточно времени и на наблюдения в природе, сбор образцов для коллекций, гербариев, на игры и беседы у костра.

Занятие должно быть интересным

Улучшение качества занятий тесно связано с разнообразием его методов: чем они многообразнее, тем интереснее проходит урок, а учебный материал легче усваивается детьми. Поэтому следует применять широкий набор методов: словесное изложение, личный показ и показ с помощью помощников, обучение «от противного» – на ошибках детей. Педагог обязан грамотно и безукоризненно показать технический прием, соответствующий определенному этапу обучения, так, чтобы обучаемый, попробовав выполнить его, понял его необходимость и целесообразность, еще не освоив до автоматизма. При этом очень важно своевременно обращать внимание на типичные ошибки. Начальная отработка приемов, разучивание упражнения, закрепление умений и навыков на учебных соревнованиях – все это должно найти свое место в учебной работе педагога.

Ограниченность времени, особенно зимой, определяет необходимость очень тщательного отбора учебного материала. Важно на всех занятиях обеспечить надежное усвоение юными туристами набора стандартных знаний, умений и навыков: по ориентированию на местности, участию в туристическо-краеведческих походах, личной гигиене и санитарии туриста-спортсмена, соблюдению правил безопасности жизнедеятельности, организации туристского быта в полевых условиях, основам здорового образа жизни и закаливания организма. Следует помнить, что хороши только те приемы обучения, которые позволяют всем детям овладеть навыками, предусмотренными учебной программой. Дефицит учебного времени определяет проведение занятий таким образом, чтобы в группе занималось одновременно как можно больше учащихся, а в идеале – все члены группы.

При отработке определенных элементов, приемов, особенно если они требуют внимания педагога в плане обеспечения безопасности, не рекомендуется форсировать учебный процесс. Педагог должен чувствовать состояние школьников, их готовность к выполнению упражнений и не допускать утомления группы. Не следует в начальный период (4–6 мес.) требовать от детей выполнения приемов на скорость. Это может привести к закреплению «грязного» выполнения приема. Не следует также переходить от одних методов обучения к другим с учетом изменяющихся внешних условий. Можно в процессе занятия организовать небольшие перерывы с проведением различных игр. Игры помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу, способствуют успешному обучению и совершенствованию элементов техники. Кроме приобретения навыков туризма, оздоровительного эффекта, ребята в таких играх учатся понимать лес, не бояться его (особенно городские дети), уважительно и бережно относиться к природе, любить ее, видеть красоту родного края.

Корректировать нагрузку на занятиях можно и выбором разных по рельефу трасс. При хорошей погоде прокладывают более трудные участки – с большим количеством подъемов, спусков, траверсов, при плохой погоде – облегченную дистанцию. Следует все же периодически, исходя из задач урока, давать задания на преодоление трудных участков в непростых погодных условиях. Это поможет выработать лучшую приспособляемость организма детей к различным погодным условиям, к преодолению трудностей, проявлению воли, упорства, умению бороться за результат и будет способствовать формированию у детей новых умений и навыков, воли и настойчивости. Проводить такие занятия следует только с детьми, имеющими хорошую физическую подготовленность.


На природе, когда педагог становится безусловным авторитетом, а ребята неосознанно копируют все его действия, тренер должен быть безупречно порядочным, скромным, естественным, воспитанным. Недопустима малейшая распущенность. Распоряжения следует подавать в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени, например: «Встаньте», «Сядьте», «Возьмитесь».

Техническая подготовка

Устройство бивака

Неопытные педагоги не придают этому вопросу должного значения. Уже через некоторое время это сказывается на продуктивности занятия: вдруг обнаруживается, что часть ребят, ушедших за дровами, унесли все топоры, а педагог не знает, у кого снаряжение. А если пошел дождь и палатки еще не установлены, рюкзаки разбросаны по поляне, промокли? При такой организации занятий на бивачные работы группа затратит не менее 2–3 ч. А времени на обучение почти не остается. Поэтому организацию бивачных работ педагог должен продумать заранее – во время подъезда, подхода к стоянке.

Главное – необходимо обеспечить всех детей широким фронтом работ, т.е. сделать так, чтобы одновременно выполнялось как можно больше дел по оборудованию бивака. Придя на место, педагог указывает, куда сложить рюкзаки, сумки, говорит, кто и что должен достать из своих рюкзаков для бивачных работ. В случае дождя распоряжается накрыть все вещи полиэтиленовой пленкой. После этого учитель определяет, кто идет за водой, дровами, кто разжигает костер, а все остальные достают обвязки, снаряжение и готовятся к занятию. Вещи нельзя разбрасывать по всей территории бивака во избежание их утери в камнях, траве или песке.

Если на месте бивака или вблизи него есть лежащие стволы деревьев, то из них можно сделать «диваны». Около костра кладут бревна: вниз – большего диаметра, а на них перпендикулярно – меньшего диаметра.

Основные требования к биваку – безопасность и удобство для всей группы. Рядом с биваком не должно быть высохших, подгнивших деревьев: они могут свалиться на детей, костер, палатку. Для костра стараются найти старое кострище. Если такого нет, то на месте предполагаемого костра снимается дерн лопаткой, которой для таких случаев рекомендуется обзавестись. Перед уходом уложите дерн на прежнее место и залейте водой. Костер следует разводить на расстоянии не ближе 5–6 м от деревьев, кустов, палаток. Для подвески котлов над костром используется металлическое оборудование.

Многие туристы используют металлический трос для подвешивания варочной посуды, натягивая его между деревьями. Нужно помнить, что самовольная рубка сухостоя приравнивается к браконьерству и наказывается по закону. В охраняемых природных и лесопарковых зонах бивак можно разбивать только в специально отведенных местах.
Много неудобств доставляют на биваке дрова, если они разбросаны как попало. До тренировки дрова желательно заготовить в таком количестве, чтобы их хватило на все время занятия, порубить и аккуратно сложить, затем сверху закрыть пленкой, как следует закрепив ее. Тогда независимо от погоды костер будет обеспечен сухими дровами, а лагерь будет иметь аккуратный вид.

Вместо деревянных колышков удобно использовать металлические штыри, которые легко втыкаются в землю без помощи топора. Некоторые педагоги дают детям задание сооружать ров около палаток для сбора и отвода дождевой воды. Лучше этого не делать: современные палатки и полиэтиленовый тент и так защитят от дождя, а лагерная поляна не будет изуродована лишними шрамами.

Никогда не бросайте ничего в лесу и не закапывайте стекло, металл и пластик: они долго разлагаются. Уносите их обратно с собой. Не устраивайте отхожих мест и не мойтесь мылом ближе чем в 60 м от ближайшей воды, чтобы не загрязнять ее.

Остатки дров (поленья, сучья) нужно сложить аккуратным штабелем под деревом – они пригодятся другим группам. Не следует оставлять на лугу, поляне разбросанные сучья, жерди, поленья.

Большой заботой педагога должно быть воспитание в ребятах желания оставить после себя вид нетронутой поляны, показать другим, что здесь были опытные, грамотные, культурные спортсмены-туристы.

Требования к организации полевого лагеря

Место сбора должно быть выбрано так, чтобы время на дорогу было минимальным. Выбирая пути подъезда, желательно отдавать предпочтение наиболее быстрому и надежному транспорту – железнодорожному. Для экономии светлого времени зимой место занятий желательно искать на территориях, расположенных недалеко от места жительства.

Обследуйте местность, прежде чем привести туда детей. Выясните, безопасны ли подходы к воде и берег – есть ли вероятность их обрушения в результате оползня, подмыва, насколько чиста вода. Определите границы лагеря, в котором дети могут безопасно находиться.

Местность должна полностью соответствовать физической подготовленности ребят. Вокруг территории лагеря не должно быть участков, представляющих опасность для жизни занимающихся: непроходимых болот, оползней, глубоких ям, крутых обрывистых скатов. За территорию лагеря без разрешения педагога уходить запрещается.

Требования к биваку

На биваке группа проводит более половины суток. От комфортности бивака и поддержания порядка на нем зависит успех проведения сборов. Выбрав площадку для бивака, определяют места для палаток и костра, оборудуют безопасными кострищами и очагами для приготовления пищи, а также «медвежьей мебелью» из чурбанов, плах и толстых спилов.

При планировании лагеря нужно учесть место, где будет подвешен трос. Высота должна быть больше роста участников. Обычный очаг из двух рогулек можно расположить с одинаковым успехом в центре или на краю лагеря. Некоторые даже располагают его посредине, чтобы костер был своеобразным центром бивака. Иначе дело обстоит с тросом.

Натянутый посредине лагеря, он разделит его на две части и будет все время мешать. Поэтому лучше натянуть его на краю лагеря, чтобы и палатки, и вещи, и люди находились по одну сторону троса. Место по другую сторону можно отвести для работы кострового и сложить там дрова, а можно и вообще не использовать.

Свободная разбивка палаточного лагеря приносит больший ущерб природе, нежели сосредоточение их в специально отведенных местах. Чаще используйте места с уже нарушенной растительностью. Палаточную площадку желательно ориентировать входом на открытое место – опушку, речку, озеро.

Важным шагом при организации лагеря является благоустройство – расчистка и укрепление троп, особенно на сложных и опасных участках, устройство временных переправ (мостов) через водные преграды. Территорию лагеря следует убирать два раза в день, палатки – проветривать, а постельные принадлежности – тщательно просушивать. Лагерь всегда должен содержаться в чистоте и порядке.

Требования к санитарным постройкам

На расстоянии не менее 50–70 м от бивака отводят места для туалетов. Если в группе 15–20 человек, нужно вырыть большие и глубокие ямки для туалета глубже, чем растительный слой почвы, где живут микробы, разлагающие испражнения и делающие их пригодными для усвоения растениями. Чтобы помочь природе, нужно в яму вначале бросить несколько пакетов разведенных дрожжей. Никогда не справляйте большую и малую нужду вблизи водных источников! Не пользуйтесь дезодорантами в отхожих местах! Известь и дезодоранты убивают полезных микробов, которые разлагают отходы, а запах через какое-то время только усиливается. После пользования отхожим местом присыпьте немного земли, для этого держите там лопатку. Добавьте небольшое количество воды, которая способствует деятельности микробов. Если через какое-то время от туалета начинает идти запах, сделайте новый, а старый заройте.

Гигиенические требования

Нелишне напомнить о необходимости соблюдать на занятиях личную гигиену: чистить зубы, перед сном мыть ноги холодной водой, содержать в чистоте белье, носки. У вас обязательно должна быть аптечка. Ответственность за наличие и правильное использование групповой аптечки возлагается на педагога.

Утренняя зарядка во время многодневных практических занятий в полевых условиях служит не только для здоровья. Она имеет огромное организующее и дисциплинирующее значение. По команде «Подъем!» ребята быстро встают и весело выбегают из палаток на зарядку, дружно включаются в нее, и весь учебный день проходит дружно и стабильно.

Соблюдение строгой дисциплины на учебных сборах является надежной гарантией от несчастных случаев.

Педагогу следует помнить, что в условиях сборов купание преследует только гигиенические, а не спортивные цели. Ответственность за безопасность бивачных работ в период выхода на учебные занятия возлагается на педагога.

Наиболее опасными являются учебные занятия в период неустойчивого ледостава, зимний период (из-за низкой температуры). Для регулярно действующих кружков занятия, как правило, проводятся в постоянных, заранее выбранных и оборудованных местах.

При свертывании лагеря после укладки рюкзаков группа в полном составе производит уборку. Мусор, бумаги и тряпки сжигают, несжигаемый мусор уносят с собой. Палаточные колья вынимают из земли и складывают в отдельную кучку около кострища. Лагерные сооружения – заслоны, скамейки, столы – не ломают: они пригодятся другим группам. Костер полностью гасят, а кострище закрывают ранее снятым с него дерном. Остатки ненужной пищи и соли аккуратно складывают в стороне – это подарок лесным обитателям от юных туристов.

Ни в коем случае не вываливайте остатки недоеденных макарон или каши в водоем, особенно в те места, где люди купаются или берут питьевую воду! Часто возникает спор: уносить пластиковую тару с собой домой, закапывать или сжигать? Ответ следующий: не берите с собой одноразовую посуду, а если взяли – несите до мусорного бака или контейнера.

Особое отношение должно быть к батарейкам: их категорически запрещается оставлять на месте бивака, на природе, так как они являются источником загрязнения тяжелыми металлами. Даже самые совершенные электрические фонарики в условиях сборов могут отказать. Поэтому каждый участник занятий должен иметь запас спичек и свечей. Зная скорость горения свечей (стандартная стеариновая свеча горит около 2–4 ч), нетрудно рассчитать необходимое их количество для занятий.

Профилактика травматизма во время практических занятий и сборов

В большинстве случаев опасности, даже такие, которые грозят серьезнейшими последствиями, скрыты и замаскированы. Педагоги, юные туристы далеко не сразу могут обнаружить их и оценить реальные размеры. Как бы велика и неотвратима ни была опасность, но, если она вовремя замечена и оценена, ее можно устранить. Есть несколько основных причин, которые приводят к повышенному травматизму:

1. Плохая организация занятий (недисциплинированность занимающихся, выполнение сложных приемов без контроля педагога, неправильное размещение детей на полигоне).
2. Несоблюдение должной методической последовательности при обучении (болезнь детей, их слабая подготовка, физическая перегрузка).
3. Неисправность инвентаря, страховочных веревок, петель.
4. Несоответствие спортивной формы детей установленным требованиям (широкие карманы, пряжки, крючки, длинные волосы) и погодным условиям.
5. Незнание педагогами и детьми правил оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавших на подручных средствах.

Заготовка дров

Плохо насаженные на рукоятку инструменты при ударе могут сорваться. Нужно постоянно следить за насадкой топора и состоянием топорища, которое не должно иметь заусенцев. Чтобы насадка топора на деревянную рукоятку была прочной, в торец ее вбивают клин – стальной или деревянный. Работая топором, следите, чтобы никто не стоял рядом.

При работе пилой берегите пальцы – не подставляйте их в места направления пропила. Для этого применяйте кусочек дерева.

При переноске не бросайте бревно, а осторожно кладите его на землю. Нужно быть особенно осторожными у конца передвигаемого бревна, нельзя подсовывать под него руки.

Остро отточенный топор, так же как и заряженное ружье, при неумелом обращении может привести к тяжелым ранениям. Перед началом работ надо осмотреть весь комплект необходимых инструментов, убедиться в полной его исправности. Все деревянные ручки топоров и пил должны быть гладкими. Детей, не имевших дело с топором, следует перед практическими занятиями обучить рубке.

Рубить надо так, чтобы в случае промаха или отскакивания топора в сторону лезвие или обух не ударили по ноге. Для этого ноги следует расставлять шире и не ставить их по направлению удара. Во время рубки необходимо следить за тем, чтобы топор не соскочил с топорища, замах производить так, чтобы на пути сорвавшегося с топорища или вырвавшегося из рук топора не находились люди. Рубку надо производить в стороне от сидящих или стоящих людей, а ночью – на свету костра на освобожденной площадке. Во время колки поддерживать руками и ногами чурбаки нельзя.

Во время заготовки дров педагог обязательно должен называть фамилию или имя ребенка, которому поручается та или иная работа.

Топоры хранятся всегда в одном и том же месте.

Приготовление пищи

Во время приготовления пищи у костра не должно быть посторонних. До начала готовки нужно проверить надежность крепления троса и котлов.

Крышку с кипящего ведра открывайте от себя. Холодную воду в перегревшийся котелок наливайте осторожно, придерживая крышку котелка тряпкой или рукавицей.

Аккуратно обращайтесь с огнем и кипятком. Посуду с горячим супом, чаем, киселем, водой нужно ставить у самого костра в специально отведенном месте или оставлять их висеть над огнем. Ведра, котелки, висящие над огнем, надо передвигать или снимать рукой, одетой в рукавицу. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой, капроновой одежде, девушкам – с распущенными волосами.


Очень важно соблюдать санитарные нормы хранения пищевых продуктов.

Так как пища готовится на костре или примусе, важно рассчитать время, необходимое для приготовления завтрака, обеда, ужина.

Лучшее топливо для костра – сухостойная ольха. Ее стволы легко повалить. Рубить ее топором на части не нужно: от ударов о землю или камень она сама легко раскалывается. Горит ольха без дыма, мало коптит посуду и дает много жара. Ольха и осина – малоценные породы, они быстро вырастают вновь. Хорошо использовать для костра валежник березы, который горит ровно и почти без дыма.

Педагогу не рекомендуется выполнять задания за детей – это может привести к иждивенчеству, а в сложной обстановке повлечь за собой и более неприятные результаты на биваке.

На маршруте

Перед выходом на маршрут педагог напоминает ребятам о правилах поведения в пути и на транспорте. На маршруте он следит, чтобы группа не растягивалась, темп движения выдерживает по слабым участникам, причем зимой в лыжных походах ставит их обязательно в середину группы. Заранее назначается замыкающий. Его основная обязанность – ни при каких условиях не оставлять никого позади себя. Кроме того, в его функции входит оказание помощи детям. Педагог определяет свое место в зависимости от обстановки. Лучше всего идти сразу вслед за направляющим. В любом случае движение колонны и темп марша должны быть ровными, без рывков. Остановки, так же как и выход, должны производиться одновременно по общему сигналу.

Выбранный и, конечно, вовремя сообщенный всем участникам режим движения нужно соблюдать, даже если ребята просят отдохнуть раньше положенного времени. Так воспитывается умение преодолевать слабость, чувство усталости. Ведь последнее – естественное следствие любой деятельности. Усталость или утомление (но не переутомление) – это реакция организма (в первую очередь центральной нервной системы) на определенное количество выполненной работы. Обычно утомление проходит после отдыха соответствующей продолжительности. Чем лучше развит и тренирован организм, тем позже наступает усталость. Поэтому в целях физического развития и воспитания выносливости надо стремиться научить детей преодолевать это первоначальное чувство усталости.

Особо нужно следить за строгим соблюдением правил перехода через шоссейные и железные дороги, а именно: на прямых участках с хорошей видимостью в обе стороны переходить всем вместе.

Требования к снаряжению

Проведение занятий на пересеченной местности предъявляет целый ряд требований к снаряжению и технической подготовленности детей. Оно во многом отличается от занятий в помещении, что обусловлено спецификой предстоящей работы в полевых условиях, где физическая нагрузка оказывает значительное воздействие на организм ребенка в течение длительного времени: подход к месту тренировки, заготовка дров, воды, устройство бивака и др. Это обстоятельство и определяет в главном структуру занятия юных многоборцев и его отличие от других видов спорта. Перед началом обучения на полигоне педагог обязан провести предварительную беседу на тему соблюдения правил безопасности при работе с веревками. Прежде чем приступить к работе с веревкой на склоне, дети должны в полной мере представлять себе все опасности, которые могут их подстерегать, чтобы принять меры для их предотвращения.

Для этого надо знать причины их возникновения, научиться распознавать скрытую опасность, уметь правильно оценить сложность каждого участка пути и в результате выбрать наиболее безопасный путь и способ движения. Склон, выбранный для проведения занятий, должен отвечать требованиям безопасности: под ним не должно быть крупных камней, коряг, пней, особенно под крутыми участками.

Все дети должны постоянно находиться в поле зрения педагога. Занятия проходят при строжайшем соблюдении дисциплины. Недопустимо проведение занятий и страховка с некачественным снаряжением.

Организация занятий в полевых условиях, прежде всего, требует большого набора технологических средств (снаряжения), инвентаря. К зоне особого внимания здесь относится следующее:

1) погода: в зависимости от нее меняется и содержание занятий;

2) экипировка, которая тоже зависит от погодных условий. В теплую солнечную погоду ребята занимаются в футболках с длинными рукавами и в шортах. В дождь дети надевают ветровки с капюшоном, целлофановые пакеты на носки под кеды или кроссовки и другие «всепогодные» атрибуты.

Педагогу при обучении нужно стараться, чтобы определенный круг навыков по технике безопасности был практически освоен всеми детьми. Минимум практических навыков и умений, которые необходимы каждому ребенку, включает:

– правильное применение самостраховки;
– работу с веревкой;
– наложение повязок на рану;
– транспортировку пострадавших на подручных средствах.

При всякой транспортировке нести пострадавшего следует без раскачивания, рывков, тряски, по возможности в горизонтальном положении. Носилки можно делать из жердей, штормовки, веревки.

Ребята, занимающиеся на склонах, обрывах и т.п., должны знать и помнить особенности движения по рельефу различной крутизны, уметь работать страхующей веревкой, оценивать сложность препятствия и выбирать наиболее безопасный и посильный путь передвижения. Без овладения этими навыками невозможно обеспечение безопасности на занятиях. Строгие, но логически точные пункты правил техники безопасности должны приучить детей к определенным нормам поведения на учебном полигоне.

Педагог обязан объяснить учащимся, что в основе каждого правила лежит их безопасность как на тренировках, так и на соревнованиях.

Педагог, показывая и объясняя любой технический прием индивидуальной и командной страховки, самостраховки, взаимодействия, должен ­объяснить детям, что весь процесс выполнения приема подготовлен и обеспечен страховкой, что прием для них безопасен.

Ильдар Замалетдинов ,
Центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий «Простор», г. Казань, Республика Татарстан