Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
Методика

Школа туризма

Введение в образовательную программу «Туристское многоборье»

Предлагаем вашему вниманию описание и конспект открытого занятия участника VIII Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и учебной работы», проведенного Григорием Люлюмовым. Эта ознакомительная тренировка призвана не только дать информацию о туризме, но и привлечь детей к регулярным занятиям в клубе. Подобными методическими приемами может пользоваться каждый тренер, проводя первое занятие или агитируя ребят записаться к нему в секцию.

Задачи занятия:

– пробудить у детей желание заниматься туризмом;
– показать перспективы работы в Школе туризма;
– развивать образное и пространственное мышление через различные виды деятельности.

Оборудование: веревки, страховочная система, рюкзак, палатка, туристские коврики; аптечка, фонарь, наглядные пособия; маркеры, скотч, аппликации; мультимедийное оборудование.

Организационный момент

Дети входят в зал в колонну по одному. Учитель представляется и знакомится с учениками.

Учитель. Давайте поиграем в игру: я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Я прошу прыгнуть на одной ноге тех, кто ходил в поход. А теперь на двух ногах – тех, кто хотя бы раз разжигал костер во время отдыха. Пусть повернутся кругом те, кто ел печеную картошку из костра, и высоко поднимут обе руки те, кто умеет завязывать узелки.

Ребята, я рад, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите играть, вязать узелки, греться у костра с друзьями и, наверное, путешествовать. Вот именно этим мы с вами и будем заниматься. Но прежде чем отправиться в поход, посмотрите на экран и послушайте обращение выпускников школы, где я работаю.

Учитель включает аудиозапись выступления выпускников Клюевской школы.

Этапы занятия и задачи Деятельность педагога Деятельность детей

Организационный момент

Знакомство с группой, создание эмоционально-психологического настроя детей

Проведение мини-тренинга Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом

Ознакомительный момент

Систематизация знаний детей о пользе туризма

Создание проблемной ситуации, которую дети разрешают с помощью педагога, родителей, присутствующих; определение задач для ее решения Знакомство с маршрутом движения, постановка задач для достижения поставленной цели

Практическая деятельность

Выполнение заданий на станциях

Выявление первоначальных навыков туризма у детей; показ способов вязки узлов, переправы через различные преграды; рассказ о перспективах работы; задания образовательного и воспитательного характера Ответы на вопросы педагога, повторение за ним приемов вязки узлов, переправы через препятствия; знакомство с планом работы; выполнение заданий образовательного и воспитательного характера
Заключительная часть Обобщение полученных знаний; предложение продолжить занятия туризмом; выявление степени удовлетворенности детей проведенным мероприятием; поощрение воспитанников Ответы на вопросы; высказывания о своем отношении к проведенному занятию

Вовлечение в работу

Учитель. А теперь я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Как называют людей, которые любят путешествовать?

Дети. Путешественники, туристы.

Учитель. Ребята, но мне нужна ваша помощь. У нас в туристическом объединении потерялась эмблема, а это почетный знак и наш символ, который всегда с нами. Помогите мне найти ее. Для этого я вам выдам маршрутный лист с обозначенными станциями (привалами), на которых нужно выполнить задания, чтобы получить или найти одну из частей нашей эмблемы. Пройдя семь станций, вы найдете все ее части и сможете собрать всю эмблему. У вас будут карточки. Если вы сложите их по порядку, то узнаете, где я живу и как приехать ко мне в гости.

Задание понятно? Тогда вперед! Помните, что туристы проходят маршрут по-разному: по дорогам удобнее идти парами, по узкой тропе – поодиночке. Мы пойдем по узкой тропе.

Практическая деятельность детей

Станция «Ромашковое поле»

Учитель. Для того чтобы отправиться в поход, необходимо взять снаряжение, которое может пригодиться в пути. Вот и первое задание.

Дети создают ромашковое поле, раскладывая на полу бумажные ромашки. За это они получают туристское снаряжение, необходимое для похода, после чего приступают к укладке рюкзака. Выполнив задние, участники получают первую часть эмблемы.

Станция «Узелки»

Учитель. Юные туристы, как вы думаете, для чего необходимо уметь вязать узлы?

(Дети отвечают.) Учитель рассказывает о назначении узлов.

Все участники вяжут узел с помощью петли самостраховки, затем получают вторую часть эмблемы. Всем желающим в зале предлагается попробовать завязать узел, пока дети преодолевают препятствия.

Станция «Фотограф»

Отправляясь в поход, в туристическую поездку или на соревнования, необходимо взять с собой фотоаппарат или видеокамеру, чтобы запечатлеть красоту природы, интересные моменты на соревновании или на отдыхе и потом показать их своим родным и друзьям. Пример тому – наша фотогалерея.

Учитель рассказывает, как можно составлять отчеты о походах и поездках.

Учитель. Мы с вами в конце нашего путешествия обязательно пополним эту коллекцию и сфотографируемся на память о нашей встрече.

Учитель обращает внимание учеников на то, что во время занятия тоже снимают и фотографируют. Выслушав рассказ, дети получают третью часть эмблемы.

Станция «Переправа»

Учитель. Ребята, перед нами река, на противоположном берегу которой – кусочек эмблемы. Нам нужно перебраться туда при помощи маятника (свободно опущенной веревки с узлом на конце).

Если нет возможности повесить маятник, можно организовать переправу по бревну. Учитель показывает способы переправы, рассказывает о правилах поведения при переправе, спрашивает о способах преодоления таких препятствий.

Выполнив задание, дети получают четвертую часть эмблемы.

Станция «Солнечная»

Учитель. Дети, на этой станции вы видите солнце без лучиков. Оно оставило для вас задание. Нужно написать на лучиках качества, которыми должна обладать команда, находясь в походе или на соревнованиях. При этом было бы здорово, если бы всеми этими качествами обладали ваши друзья.

Дети делают записи на лучиках и крепят их вокруг солнца, после этого получают пятую часть эмблемы.

Станция «Привал»

Учитель. Ни один поход не обходится без отдыха у костра, без пения туристских песен, без рассказывания разных историй. И наш поход не исключение. Давайте присядем на туристские коврики. Но для костра необходимы дрова. Я предлагаю вам посмотреть на типы костров и из собранных дров соорудить костер «Колодец». А теперь можно присесть и спеть.

Дети складывают костер «Колодец», поют песни или рассказывают интересные истории, после чего получают шестую часть эмблемы.

Станция «Мзирут»

Учитель перевоплощается в образ старца-мудреца и предлагает детям ответить на вопросы по пройденным станциям, т.е. закрепить материал, после чего они получают седьмую часть эмблемы.

Заключительная часть

На магнитной доске дети собирают эмблему туристического объединения.

Учитель. Дети, вы отлично справились с заданием – прошли весь маршрут, собрали эмблему. Теперь вы знаете, откуда я приехал и как меня найти. Вы преодолели первую в своей жизни высоту на пути в мир туризма, и я хочу вручить вам памятные дипломы, посвященные нашему сегодняшнему занятию.

А вам хотелось бы еще раз встретиться? Тогда приходите к нам в школу туризма, мы вам будем рады! Спасибо за занятие! А теперь – фото на память.

Григорий Люлюмов ,
учитель физкультуры МОУ «Клюевская СОШ № 19», хутор Клюев, Ростовская обл.