Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
События. Факты. Комментарии

Урок для всех

Заметки и размышления

Чтобы сделать урок физкультуры по-настоящему интересным и полезным, нужно многое: большой спортзал, хороший инвентарь, новые программы и разработки... Но главное все-таки заключается в том человеке, который этот урок ведет, в его отношении к детям и к своей профессии.

Маленькая территория

Вот уже 24 года, как я работаю в ГОУ «СОШ № 35» г. Москвы. Обычная районная школа: дети в ней учатся самые разные – из неполных семей, из коммуналок и общежитий. То есть, казалось бы, совсем не московский элитный контингент.

И все-таки я каждый день езжу на другой конец Москвы к этим детям. Потому что именно из них получаются классные спортсмены – ведь им деваться некуда: или в спорт, или на скамейку с пивом. Среди наших выпускников есть чемпионы Европы по боксу, армрестлингу, регби, чемпионы России по футболу, бейсболу, хоккею в составе команды «Спартак» и, конечно же, учителя физкультуры.

Школьно-спортивные проблемы я знаю не из печати, не понаслышке, а изнутри – сказываются долгие годы педагогической и тренерской работы.

Когда-то в СССР было все ясно: что, как и на каком оборудовании должна делать школа – все прописано и заверено сверху. А потом начались проблемы: каждая школа теперь сама за себя. Как она будет существовать? На какие средства? Чтобы появившиеся проблемы как-то решать, мы сначала, как и большинство населения, ходили на демонстрации, митинги, выдвигали требования. А потом поняли: лучше бороться своими силами, работать на маленькой территории, ограниченной лишь школой и ее стадионом.

Один теннисный мяч

В какой-то момент в школе остался лишь... один теннисный мяч. Больше никакого инвентаря просто не было. Что делать – снова на митинги?

Тогда у нас родилась русская лапта. Для нее всего-то и нужно, что этот самый один мяч, черенок от лопаты и дети. А уж кого-кого, а ребят в школе хватает!

Еще просили родителей вместо накапливающихся день ото дня кружек и парфюмерии на праздник подарить учителю, например, ракетки для бадминтона. У нас три учителя физкультуры, и скоро необходимый школе запас ракеток был набран. Потом появились шахматы на столах перед спортзалом, шашки и т.д.

Да, надо признать, с родителями учеников нам очень повезло. Наверное, это потому, что они сами учились в нашей школе. Вот уже десять лет они зимой заливают хоккейную площадку. Но родители ли должны этим заниматься?

Когда меня пригласили в органы районного управления и объявили, что собираются повесить мой портрет, как хорошего, инициативного, известного в районе педагога и тренера, на Доску почета, я сказал: «Нет, не буду висеть. Лучше отремонтируйте мне спортивную площадку». А дальше – как всегда: территория не та, население не то, не положено, денег нет, возможностей... Долго говорили, думали. Теперь я на доске красуюсь, а площадка отремонтирована – на радость детям.

Но новый день – новые проблемы. Надо бы, например, наладить освещение на футбольном поле. Пока мне на 23 февраля выпускники подарили прожектор для этих целей...

«Позвольте мне победить»

Здоровье детей – разговор отдельный. Оно ухудшается – и это факт. Работать приходится и с детьми-инвалидами.

В клятве спортсменов-инвалидов есть такие слова: «Позвольте мне победить, и если мне это не удастся, я буду счастлив, что попытался сделать это!» Вот мы и решили давать такой шанс: стараемся придумывать такие формы работы на уроке, чтобы дети-инвалиды тоже могли заниматься.

Так, Дима Силеверстов – мальчик, у которого ДЦП, – играл вместе со всеми в волейбол. Не мог больной рукой подать волейбольный мяч с линии подачи – ему разрешалось подойти поближе. Кросс пробежал на 15 мин. медленнее, чем весь класс. Но ведь и играл, и добежал. А самое главное – в том, что одноклассники ждали его на финише и встречали аплодисментами.

Но нас стали укорять, говоря, что мы не имеем права ставить ему «пять», так как он ни один норматив не сдает на соответствующую оценку. Успокоились все только после того, как о Диме и его успехах рассказал один из московских каналов телевидения.

Потом была Карина – девочка, больная диабетом. Администрация школы в данном случае даже пошла на то, чтобы поменять расписание, подогнав его под удобный для ученицы график; была старшеклассница Настя с сильной близорукостью и многие другие.

Специалисты высокого класса

В этом году я впервые взял второй класс – захотелось на старости лет посмотреть, где же та граница, когда в начале обучения в школе дети идут на урок с горящими глазами, а потом, через несколько лет, – опустив глаза и с бормотанием чего-то невнятного про забытую дома спортивную форму.

Через год преподавания в начальной школе я твердо осознал, что здесь должны работать специалисты высокого класса, а не учителя со средним специальным образованием, хотя это и разрешается законом. На этой первой школьной ступени закладывается то, что мы называем жизненно важными навыками, начинается воспитание чуткого и внимательного отношения к своему здоровью.

Родителям же второклассников я предложил приходить вечером в понедельник со своими детьми в спортзал и бесплатно заниматься. Хотя предоставлением таких условий для занятий спортом должна заниматься не школа, а опять же районная администрация.

За забором школы

Детские травмы в школе – также на ответственности учителей: по статистике, 20% всех травм в школе происходит на уроке физкультуры.

Если с ребенком что-то случилось и ему необходима медицинская помощь, перед учителем встанет непростой выбор: как можно скорее отвезти школьника в травмпункт, рискуя навлечь на себя обвинение, или скрыть причины синяков и переломов. Наши законы и правила порой вынуждают учителей говорить неправду: что все случилось за забором школы, а не на уроке физкультуры.

Мне, как учителю физкультуры, понятно, насколько людям моей профессии нужна поддержка – поддержка государственная, общественная. Ведь если ребенок не напишет контрольную по математике, то получит «двойку», учителю скажут – не научил. А ошибка преподавателя физкультуры может стоить здоровья школьнику. Поэтому мало вести разговоры – важно оказывать реальную помощь в развитии предмета «физкультура», урока для всех.

Фото В.Строковского

Дмитрий Бесполов