Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
События. Факты. Комментарии

Решение расширенного заседания

О состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях

13 апреля в ГОУ «ЦО № 1409» г. Москвы прошло расширенное заседание комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения и Комитета Совета Федерации по образованию и науке. Обсуждалась тема: «Спорт в школе».

Аппарат Совета Федерации представил на совещание информационно-аналитические материалы, в которых в очередной раз отмечалось увеличение количества больных и ослабленных детей в России, говорилось о необходимости формирования здорового образа жизни, популяризации занятий физической культурой и спортом среди детей и подростков.

Со своими анализом ситуации и планами на ближайшее будущее выступили представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства образования и науки, Департамента образования Москвы и ряда регионов.

Мы предлагаем нашим читателям внимательно ознакомиться с решениями, которые были приняты в ходе этого заседания, а также с докладами главного редактора газеты «Спорт в школе» Ольги Леонтьевой и учителя физической культуры Дмитрия Бесполова. Доклады были подготовлены специально для этого заседания, но озвучены лишь частично в связи с недостатком времени.

По просьбе членов Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения мы предлагаем нашим читателям: учителям физической культуры, тренерам, директорам общеобразовательных и спортивных школ – высказывать свои предложения по реформированию системы общего образования в области физической культуры и спорта на страницах нашей газеты.

С какими проблемами вы сталкиваетесь? Какие законодательные акты должны быть приняты, чтобы каждый ребенок, живущий в Российской Федерации, имел возможность и желание заниматься физкультурой и спортом?

Рассмотрев вопрос о состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях, комитет и комиссия отмечают следующее.

За последние семь лет в Российской Федерации сделан большой шаг вперед в создании необходимых условий для формирования эффективной системы физического воспитания и развития спорта в общеобразовательных учреждениях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 953-р было учреждено общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России», одной из целей создания и деятельности которого является участие в реализации государственной политики в области развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, повышение уровня физического воспитания и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях во внеучебное время.

В 2003 году была возрождена и ежегодно проводится Спартакиада учащихся Российской Федерации – комплексное всероссийское соревнование, которое не имеет аналогов в мире. Месяц назад завершились старты IV зимней Спартакиады, где только финал собрал более 3 300 детей и подростков из 64 субъектов Российской Федерации.

В январе 2006 года была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Одним из ее главных направлений является строительство и создание межшкольных спортивных центров. Реализация данной Программы явилась мощнейшим катализатором для разработки и принятия региональных целевых программ. Вместе эти программы создают дополнительные условия для подъема и создания общероссийской системы массовых спортивных соревнований в образовательных учреждениях.

Вступивший в силу год назад новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ в качестве одного из основных принципов определяет принцип доступности занятий физической культурой и спортом для всех групп и категорий населения (пункт 1 статьи 3).
Статья 28 указанного Федерального закона закреп­ляет положение о создании условий, в том числе обеспечении спортивным инвентарем и оборудованием для организации и проведения спортивных мероприятий среди обучающихся.

В настоящее время субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и отдельными образовательными учреждениями в пределах своей компетенции проводится значительная работа по организации физкультурных мероприятий и массовых спортивных соревнований.

Создаются школьные спортивные клубы со своими положениями и планами мероприятий. Хороший пример нам в этом показывают образовательные учреждения Краснодарского края, Москвы, Пензенской, Самарской, Тюменской, Московской, Омской, Липецкой и других областей.

Проводятся школьные и межшкольные соревнования по наиболее популярным видам спорта, в основном игровым: мини-футбол, волейбол, баскетбол, а также по шахматам, некоторым видам стрельбы, пейнтболу.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, анализ состояния здоровья детей, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, свидетельствует о продолжающемся его ухудшении. Последняя всероссийская диспансеризация детей, проведенная в 2002–2003 годах, показала, что нездоровых детей в нашей стране было от 53,9% в Южном федеральном округе до 68,6% в Северо-Западном округе. По ежегодным данным Росстата, динамика роста заболеваемости детей несколько снизилась за последние 3 года, но продолжает оставаться угрожающе высокой.

Всего лишь 10% выпускников школ готовы к службе в Российской армии, а это уже ведет к резкому ухудшению обороноспособности нашего государства.

Не уменьшается рост распространения среди детей и подростков токсикомании и алкоголизма. Заболеваемость подростков токсикоманией возросла почти в 2 раза.
До сих пор не решен вопрос проведения уроков физической культуры по группам с учетом состояния здоровья школьников. Многие дети после острых заболеваний или после обострения хронической патологии освобождаются от уроков физической культуры, причем на длительный период (от 2 недель до 3 месяцев). Количество детей, зачисленных в медицинские группы и освобожденных от занятий по физической культуре, а также детей с ограниченными возможностями продолжает неуклонно расти. А вместе с тем известно, что самое лучшее восстановление здоровья – это дозированная физическая нагрузка.

Сложившуюся ситуацию, вне всяких сомнений, следует признать критической.

На прошедшей 11 февраля 2009 года коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников отмечалось, что существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность.

К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствует современным требованиям, да и интересам детей. Особую тревогу вызывает постановка физического воспитания в начальных классах общеобразовательных школ.

В то же время данные специалистов говорят о том, что если до 12-летнего возраста оградить подростка от вредных привычек (при активных занятиях спортом), то его дальнейшая жизнь будет иметь устойчивый иммунитет от приобщения к асоциальным проявлениям.

В нашей стране, где почти 14 миллионов школьников, спортивные залы есть только в 80% школ (43 581 школа), бассейны – в 2% (1 205 школ). При этом многие школьные спортивные залы и открытые спортивные площадки не соответствуют требованиям СанПиН, требуют капитального ремонта и реконструкции.

Пока еще в школьных спортивных залах катастрофически не хватает спортивного оборудования и инвентаря, так необходимого для проведения занятий.

Следует отметить недостаточную квалификацию учителей физической культуры в отношении организации и проведения школьных и межшкольных соревнований.

Минобрнауки России отмечает, что уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10–18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что важнейшим фактором, негативно влияющим на формирование здоровья детей, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями здоровья.

Между тем, физическая культура и спорт являются наиболее эффективными и самыми доступными из всех форм профилактики социальных вызовов – правонарушений, алкоголизма, наркомании и табакокурения.

По данным социологических исследований отмечается, что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени (более чем на 20%) проявляется психологическое и особенно общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке, более качественно усваивать школьную программу, усиливая тем самым положительное и заинтересованное отношение к учебной деятельности.

Опыт западных стран неоспоримо доказывает, что развитие спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству.

Развитие физической культуры в системе школ, в том числе в дошкольном образовании, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты Отечества и социально-экономического преобразования общества.

На заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 октября 2008 года в выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева было четко сказано, что для развития спорта в России нужна выверенная стратегия, базовая цель которой – обеспечить занятие спортом не менее 80% детей. Для этого необходимо создать свою национальную структуру и систему развития физической культуры и спорта. Работа над такой стратегией должна быть открытой.

В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент России Д.А. Медведев отмечает, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия – «Наша новая школа».

Сложившийся за предыдущие годы образ школьного учителя физической культуры как «человека со свистком» уже по определению не может положительно влиять на его социальный статус. Поэтому предложенное образовательным сообществом и поддержанное Президентом России объявление 2010 года в России Годом учителя является чрезвычайно актуальным и значимым.

Недавно состоялись финальные старты всероссийских соревнований среди команд средних общеобразовательных учреждений по лыжным гонкам (на призы газеты «Пионерская правда») и по мини-футболу. Однако большинство школьных соревнований по сути своей являются локальными мероприятиями и не могут быть представлены именно как система соревнований общероссийского масштаба.

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Прави­тельству Российской Федерации в срок до 1 февраля 2009 года нужно было обеспечить совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятий спортом высших достижений.

Очевидно, что на сегодняшний день требуют урегулирования вопросы взаимодействия Минобр­науки России, Минспорттуризма России, общероссийских спортивных федераций, общественно-государственных и общественных общероссийских объединений в сфере физического воспитания подрастающего поколения.

Комитет и комиссия решили:

I. Принять к сведению информацию Минис­терства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации.

II. Рекомендовать:

1) Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными общественно-государственными и общероссийскими общественными объединениями, общероссийскими спортивными федерациями, с привлечением молодежных движений и организаций, а также различных спортивных организаций, объединяющих лиц старшего возраста:

а) разработать комплекс мероприятий, направленных на модернизацию и создание национальной системы развития физической культуры и спорта среди учащихся, включая учащихся дошкольных образовательных учреждений;

б) разработать и утвердить примерные нормы тренировочных и соревновательных нагрузок для учащихся общеобразовательных учреждений;

в) разработать программы социальной и физической реабилитации детей с отклонениями в здоровье и с ограниченными возможностями – программа «Безбарьерная среда».

2) Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с заинтересованными общественно-государственными и общероссийскими общественными объединениями, общероссийскими спортивными федерациями:

а) разработать и утвердить примерное положение о школьном спортивном клубе с возможным статусом структурного подразделения общеобразовательного учреждения, предусмотрев в нем, в частности, функции и полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в сферах образования, физической культуры и спорта, общеобразовательного учебного учреждения, родительского комитета общеобразовательного учебного учреждения, аккредитованной региональной спортивной федерацией, учреждений дополнительного образования учащихся, других общественных организаций;

б) разработать принципы, условия реализации и ресурсное обеспечение системы всероссийских школьных соревнований на круглогодичной основе, в которой критерием оценки эффективности работы образовательных учреждений помимо уровня здоровья и физической подготовленности должен быть уровень вовлеченности школьников в спортивную деятельность;

в) разработать и внедрить систему постоянного информационного освещения результатов всероссийских школьных соревнований, в том числе с применением сети Интернет, начиная с первого этапа соревнований – между классами;

г) разработать систему стимулирования и поощрения участников всероссийских школьных соревнований, учителей физической культуры, администрации общеобразовательных учебных заведений, а также администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принимающих активное участие в организации школьных соревнований;

д) разработать положение о ежегодном всероссийском конкурсе на лучшую постановку спортивной работы в классе в каждой ступени начального и среднего образования;

е) разработать систему мер по повышению статуса учителя физической культуры на основе оптимизации педагогической нагрузки, установлении надбавок за существующую нагрузку и повышении заработной платы за преподавание уроков физической культуры на начальной ступени общего образования;

ж) разработать план мероприятий по осуществлению эффективного взаимодействия общеобразовательных учебных учреждений, учреждений дошкольного образования и учреждений дополнительного образования, основными целями которого являются:

  • привлечение школьников к спорту через проведение занятий на первых двух этапах спортивной подготовки – «спортивно-оздоровительном» и «начальной подготовки» – на базе спортивных залов и объектов спорта общеобразовательных учебных учреждений и учреждений дошкольного образования;
  • отбор перспективных детей для занятий спортом в спортивных школах;

з) разработать нормативы обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем объекты спорта общеобразовательных учреждений – спортивных залов, бассейнов и спортивных площадок открытого типа;

и) разработать меры по совершенствованию механизма закупки спортивного оборудования и инвентаря за счет бюджетных средств с целью повышения уровня и качества материально-технической оснащенности занятий физической культурой и спортом;

к) рассмотреть вопрос о введении в школах штатной должности заместителя директора школы по физкультурной и спортивной работе;

л) разработать методические рекомендации по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях на основе применения передового отечественного опыта и направить их в органы управления образованием и в органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.

3) Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

а) осуществлять мониторинг строительства и ввода в эксплуатацию спортивных объектов в образовательных учреждениях – многофункциональных залов, залов с бассейнами и стадионов-площадок, выполняемых в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», и размещать эту информацию на официальном сайте Минспорттуризма России;

б) организовать сбор, обработку и размещение информации на официальном сайте Минспорттуризма России о строительстве и вводе в эксплуатацию спортивных объектов в образовательных учреждениях – школьных спортивных сооружений, строящихся в рамках региональных целевых программ;

в) включить всероссийские школьные соревнования в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и обеспечить их организацию и проведение;

г) выйти в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части выделения финансирования сферы физической культуры и спорта отдельной строкой.

4) Общественно-государственному физкультурно-спортивному объединению «Юность России» совместно с общероссийскими спортивными федерациями усилить взаимодействие с органами управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения школьных спортивных соревнований.

5) Органам управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить общеобразовательные учреждения необходимым спортивным инвентарем и оборудованием.

III. Направить настоящее решение в Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, общественно-государственное физ­куль­турно-спортивное объединение «Юность России», общероссийские спортивные федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

В. А. Фетисов ,
Председатель комиссии ;
Х. Д. Чеченов ,
Председатель комитета